- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности Почемучки
Рабочая программа по внеурочной деятельности Почемучки
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Карих Н.А. |
Дата | 05.11.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Муниципальное образование «Усть-Илимский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Тубинская средняя общеобразовательная школа»
(«МОУ «Тубинская СОШ»)
Рассмотрено
МО_начальных
__классов__
Протокол № 1
От «31» 08 2015г.
Руководитель МО
________Карих Н.А.
Согласовано
МС
Протокол № 1
От «01» 09 2015г.
Председатель МС
_______________ Е. В. Зепп
Утверждаю
Приказ № 119
от «01» 09 2015г.
Директор МОУ
«Тубинская СОШ»
__________Л. А. Солдатенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Почемучки»
для обучающихся 1 класса
МОУ «Тубинская СОШ»
на 2015 - 2016 учебный год
Образовательная область: естествознание
Разработал (а):
ФИО Карих Наталья Александровна,
учитель начальных классов
Должность, предмет
высшая квалификационная категория
Категория
2015г.
Пояснительная записка Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, обучающиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у обучающихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. Воспитательная парадигма учреждения требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки. Рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для изучения курса «Почемучки» в 1-3 классах. Ценность настоящей программы заключается в том, что в процессе реализации программы дети учатся познавать предметы, которые окружают их в повседневной жизни, развивают познавательные интересы, внимание, память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Кроме того, у детей развивается художественный вкус, что очень важно для полноценного развития ребёнка. Всё эти качества помогают ребенку учиться в школе, пригодятся и в дальнейшей жизни. Цели и задачи изучения курса «Почемучки» Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи: - Выявлять интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности. - Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности. - Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор. - Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей. - Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков. - Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества. - Развивать умения самостоятельно организовывать своё свободное время. Объем времени, отводимый на изучение данного курса по учебному плану - 33 часа. Занятия по внеурочной деятельности проводятся во вторую половину дня. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Почемучки» в 1 классе составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373) с изменениями (приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241); - Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, - Планируемых результатов начального общего образования; - Основной общеобразовательной программы начального общего образования МОУ «Тубинская СОШ» (с изменениями на 1 сентября 2015-2016 учебного года); - Положения об организации внеурочной деятельности МОУ «Тубинская СОШ»; -Авторской программы Логуновой А.Н по внеурочной деятельности «Почемучки» для обучающихся 1-3 классов; Рабочая программа по внеурочной деятельности «Почемучки» реализуется в рамках «Общеинтеллектуального направления».
Общая характеристика курса «Почемучки» С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Почемучки». Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода. Программа «Почемучки» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на любого ученика 1-3 классов, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и способностей. Результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО. Программа может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников. Для проведения занятий необходимо классное помещение. Для оснащения: учителю - компьютер, детям - рабочее место для выполнения практических работ. Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или пластмассовый), и т. д. Программа составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
- усиление прикладной направленности обучения
- психологическая комфортность
- включение обучающихся в активную деятельность. Виды деятельности младшего школьника:
- Игровая деятельность (высшие виды игры - игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
- Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
- Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
- Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
- Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).
Формы организации внеурочной деятельности, в том числе с родителями
Форма организации работы по программе: коллективная, групповая и индивидуальная формы работы.
- Беседы
- Сообщения
- Просмотр и обсуждение видеоматериала
- Экскурсии
- Творческие конкурсы
- Коллективные творческие дела
- Соревнования
- Праздники
- Викторины
- Трудовые дела
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Творческие проекты, презентации. Методы обучения: словесные в тесном сочетании с наглядными и практическими (проблемный, частично-поисковый, проектной деятельности), методы стимулирования и мотивации учебной деятельности. Педагогические технологии: проблемно-диалогическое обучение, ИКТ, обучение в сотрудничестве, метод проектов, технология разноуровневого и дифференцированного обучения, технология формирования типа правильной читательской деятельности, здоровьесберегающие технологии. В авторскую рабочую программу «Почемучки» внесены незначительные корректировки в названия тем занятий.
Место занятий внеурочной деятельности в учебном плане Программа рассчитана на 3 года обучения. В 1 классе на изучение курса отводится 33 часа, во 2-3 классах по 34 часа и предполагает проведение 1 часа в неделю. В 1 классе продолжительность занятия по внеурочной деятельности составляет 35 -40 минут, во 2-3 классах - 40 минут.
Количество часов в I четверть - 9 ч
Количество часов во II четверть - 7 ч
Количество часов в III четверть -9 ч
Количество часов в IV четверть - 8 ч Способ реализации: внеурочная деятельность проводится в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
Ценностными ориентирами являются - формирование умения рассуждать, освоение эвристических приёмов рассуждений; - формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; - развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся; - формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы; -формирование начальных сведений, представлений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении; - привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Планируемые результаты освоения программы «Почемучки» Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы «Почемучки» можно считать следующее: - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении; - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; - формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников. Основным объектом оценки результатов освоения программы служит сформированность у обучающегося коммуникативных и познавательных универсальных действий, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся: - способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую; - умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; - способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям; - умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий; - наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - любознательность, активность и заинтересованность в познании мира. Формой подведения итогов в каждом классе могут служить:
- использование таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самооценка, наблюдения и др.;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
Содержание программы «Почемучки»
1 класс Игры и игрушки. История происхождения игр и игрушек: кукла, мяч, калейдоскоп, шашки, настольные игры, воздушный змей, глиняные игрушки и сувениры. Настольный театр. Разучивание подвижных, настольных игр, игры в шашки, Все для дома. История происхождения вещей для дома: подсвечник, иголка, ножницы, расческа, зеркало, шкатулка, замок, гвозди, тарелка, вилка, шкаф, окно, дверь, мыло, кровать, кирпич, часы, скатерть. Уход за комнатными растениями.
2 класс Школа. История происхождения школьных принадлежностей: рисунки, перо, карандаш, шариковая ручка, ноты, бумага, книга, энциклопедия, библиотека, дни недели, единицы измерения, карта, марка, микроскоп, скотч, полезные ископаемые, ребус, флаг, настольные приборы. Их назначение и использование. Еда. История происхождения продуктов питания: хлеб, картофель, конфеты, фрукты и овощи, сахар, мороженое, каша, витамины, капуста, пряники, шоколад, чай, витамины, кулинарная книга. Польза и вред, применение продуктов. Составление рецептов.
3 класс Одежда. История возникновения одежды: пуговицы, шапки, сарафан, башмаки, носовые платки, юбки и брюки. Одежда для дома: халат и пижама. Мода и аксессуары. Назначение и использование предметов одежды. Праздник. Предметы и обычаи, связанные с праздниками. Сувениры и игрушки к праздникам. Правила этикета. Праздничные конкурсы и игры.
Учебно-тематический план занятий внеурочной деятельности по программе «Почемучки» Курс включает в себя еженедельные занятия, каждое из которых состоит из теоретической и практической частей:
№ п\п
Название раздела
Количество часов
Теория
Практика
1 класс
1
Игры и игрушки
12
2
10
2
Все для дома
21
9
12
итого
33
2 класс
1
Школа
20
15
5
2
Еда
14
10
4
итого
34
3 класс
1
Одежда
13
8
5
2
Праздник
21
10
11
итого
34
Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности Почемучки» Материально -техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно - методическая литература:
- Авторская программа Логуновой А.Н по внеурочной деятельности «Почемучки» для обучающихся 1-3 классов;
- Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
- Чудакова, Н. Энциклопедия праздников [Текст] /Н. Чудакова.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998.
Информационно - техническое обеспечение
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: В 2-х дисках: CD-ROM. - М.: «Кирилл Мефодий», 2007.
-
Мультимедийные презентации к занятиям
Интернет ресурсы:
- История происхождения загадки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: smekalka.pp.ru/
-
- История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: planetashkol.ru/
- История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа: konodyuk.com/
- История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: kostyor.ru/history.html
-
Сеть творческих учителей - it-n.ru/.
- Сайт «Все для учителей начальной школы» - nsc.1september.ru
- Сайт Сообщества взаимопомощи учителей - Рedsovet.su/proshkolu.ru/
- Сайт взаимопомощи учителей - infourok.ru.
-
Сайт для учителей начальных классов: uroki.net/docnach.htm
- Сайт - ru.wikipedia.
- Сайт словарей - gramota.ru/slovari/
- Сайты детских презентаций - viki.rdf.ru/, prezentacii.com/detskie/, 900igr.net/
- Сайт «Государственные образовательные стандарты второго поколения» standart.edu.ru
- Сайт - school-russia.prosv.ru/info.
Технические средства обучения - Компьютер с принтером
Демонстрационные пособия
- Часы с синхронизированными стрелками.
- Муляжи овощей, фруктов, гербарий. - Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток, картинок); - Пластилин, цветная бумага, картон, акварельные или гуашевые краски, цветные карандаши, письменные принадлежности, различные виды тканей, кисточки, клей и ножницы с тупыми концами, иглы, спицы, расчёска, скотч и другие изучаемые предметы. - Кухонная посуда, бусы, бусинки, мишура. - Предметы одежды, обуви. - Глобус
-
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
- Гербарии растений.
- Настольные игры, мячи.
- Живые объекты (комнатные растения)
Оборудование класса
- Ученические столы со стульями.
- Стол учительский с тумбой.
- Маркерная доска
- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.