Урок по русскому языку для 2 класса Понятие о корне, родственных и однокоренных словах

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка 2 класс

" Понятие о корне, родственных и однокоренных словах "

Предмет: Русский язык.

Класс: 2.

Тема урока: Понятие о корне, родственных и однокоренных словах.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: создать условия для овладения учащимися знаниями о корне слова, умением находить в слове корень и подбирать однокоренные слова.

Задачи (для учителя):

- создать условия для включения учащихся в учебную деятельность;

- создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в слове корень;

- создать условия для развития у учащихся творческих и рефлексивных способностей.

Задачи (для учащихся):

- учиться ставить учебные задачи;

- решать учебные задачи, опираясь на помощь учителя и совместные наработки;

- узнать, что такое корень слова и как его выделять;

- учиться подбирать однокоренные слова;

- учиться проводить рефлексию собственной деятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Средства ИКТ: презентация в Smart.

Ход урока. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.

На парте у каждого листок успеха.

1

2

3

4

5

результат

Будете оценивать свою деятельность на уроке: + удовлетворены работой, +_- могло быть лучше, - не удовлетворены. Актуализация знаний Ум да разум надоумят сразу. - Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.) -Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

Если ручкой я пишу,
Не верчусь и не спешу,
Буква к букве по линейке
Аккуратно вывожу.
ПРОВЕРКА - Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока. Создание проблемной ситуации. - Ребята, посмотрите внимательно на слова и прочитайте их. Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, февраль. - На какую тему все эти слова? А теперь внимание, учебная задача!!! Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными. - Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. Пишем с большой через запятую.( Дети делают запись ). б) - Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик читает слова). - А есть те, кто выписал все слова ( или можно было выписать все слова ? ) . - Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Нам надо было выписать родственные слова. в) Беседа о родственниках. - Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу). - Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу. Зимушка - так ласково называют зиму. Зимовать - значит проводить где-нибудь зиму. Зимний - тот, который бывает зимой (зимний день). - Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а февраль- зимний месяц. - Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да - нет). д) - Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными. - Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание. - Что увидели (в некоторых словах есть общая часть). - Назовите эту общую часть. (зим- ). - Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске -дети в тетрадях карандашом). - А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)

Открытие нового знания. -Попробуйте найти ответ на этот вопрос в учебнике русского языка. -Сформулируйте тему урока -Какова цель нашего урока - Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое «корень слова». (Общая часть родственных слов). -Заполните карточку зелёного цвета Корень слова - это_____________ часть ________________ слов. - Ребята, а где вы слышали такое слово «корень» - Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре) Корень: подземная часть растения; часть волоса, зуба, ногтя; часть слова. - Наше слово «корень» имеет несколько значений . А кто знает как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные ). - Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка? (часть слова). 3. Грамматическая сказка.

ДВА КОРНЯ Встретились однажды корень куста и корень слова. - Здравствуй, - говорит один. - Я - корень, а ты кто? - А я тоже корень, - отвечает другой. - Я в земле живу, - сказал первый. - А ты где живёшь? - А я живу в словах, - ответил второй. - Ну, какой же корень может жить в словах! - усмехнулся первый. - Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт? - Не хвастайся, - отвечает с улыбкой второй. - От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня лет. - Подумаешь! - не унимался первый. - Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь. - А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни фруктов, ни ягод даже и назвать-то нельзя! - не сдаётся второй. Услышали их спор люди и говорят: - Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно!

Первичное закрепление. - Давайте еще раз закрепим это понятие, так что же такое «корень слова» ? ( Общая часть родственных слов )

Так же, как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.

Карточка красного цвета 1. На доске записана рифмовка:

Лес, лесок, лесной, лесник,

Цвет, цветок, цветной, цветник.

Лётчик, самолёт, полёт,

Ледяной, ледовый, лёд.

Сад, посадка, посадил,

Род, родители, родил. - Выделите корни у этих слов. Проверка
4 . Понятие об однокоренных словах. - Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать ,что наши родственное слова образованы от одного и того же корня? Обсудите это в парах. - Поделитесь своим мнением. Так как же можно назвать слова с одним и тем же корнем ? (однокоренные слова) - Давайте подытожим, с какими новыми понятиями мы с вами познакомились. -родственные слова, -корень слова, -однокоренные слова 5. Физминутка . (Физкультминутку проводят дети.)

Включение нового знания в систему знаний. - Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень.) Закрепление полученных знаний стр 61 упр 9 (ученик у доски) с комментированием. Выделить корень, поставить ударение.
6. Упражнения в распознавании однокоренных слов. а) Сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Игра называется «Засели домики». Оранжевая карточка - Одновременно в 3 домика приехали «родственники» (у нас - это родственные слова, как вы понимаете ) Проверьте, правильно ли они заселились
Лиса, лист, лисонька, лисий. Морской, моряк, море, мороз. Вода, водичка, водный, водитель. - Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики , и вычеркните лишнее слово выделите в этих словах корень.(Работа учащихся) - Проверяем, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ. -Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов. -Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием . 8. Проверочное задание-тест. - У вас на столах осталась еще одна карточка с цифрами. Интересно, правда? Ведь у нас не урок математики. Послушайте внимательно задание .Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему нашего урока. Я буду читать вам группы родственных слов, а вы должны обвести в кружок номера однокоренных слов Так же как и у кустов, Корень есть у разных слов. Будь внимателен к словам И проверь-ка ты все сам: Все ли слова родные - однокоренные? Белка, беленький, белить, Водяной, вода, водить, Лист, лиса, лисенок, Горный, горка, городок, Пес, песочный, песок, Моряки, морской, моржи, Корень, корневой, коржи. Все проверили слова? Отвечайте тогда! -Давайте проверим , 1) 1, 2, 3. 2) 1, 2, 3. 3) 1, 2, 3. 4) 1, 2, 3. 5) 1, 2, 3. 6) 1, 2, 3. 7) 1, 2, 3 . - Слов на свете нам не счесть, В каждом слове корень есть. Чтобы грамотно писать, Надо корень выделять. Домашнее задание. -Ребята дома вам предстоит выполнить аналогичное задание ( упр№ 10) с.62 -определить ,какие слова будут являться родственными и выделить у них корень. Я уверена , что с этим заданием дома вы справитесь легко. Итог урока. -Ребята, наш урок подходит к концу. Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке? - Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?( Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.) А какую еще связь с нашим уроком вы заметили? ( в пословице есть родственные слова). Назовите эти слова. Какой корень у этих слов? Рефлексия.

Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите, насколько сегодня вы:

1) были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;

2) разобрались с темой урока;

3) умеете применять свои знания.

(Сидят за партами - плохо, слабо;

Просто стоят - хорошо;

Стоят, руки вверх - отлично).


© 2010-2022