Конспект урока по Окружающему миру Зима - покой природы, 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира на тему «Зима: покой природы»

(1 класс, ОС «Школа 2100»)

Цели: познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы (1-я линия развития - уметь объяснять мир); научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений (1-я линия развития - уметь объяснять мир); развивать внимание, память, мышление, речь, кругозор, представление; воспитывать организованность, самостоятельность, аккуратность.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

3) формируем умение устанавливать аналогии;

4) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Оборудование:

- учебник (1 ч.), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс.

Авторы: А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан;

- карточки с названиями зимних месяцев, признаками зимы;

- зимняя одежда;

- сказки Х. К. Андерсена «Снежная королева», В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»;

- модели снежинок (белые кружки);

- словарь русского языка С. И. Ожегова;

- мультимедийная установка.

Ход урока.

  1. Орг. момент. Психологический настрой.

Прозвенел звонок для нас. Вы зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, поздоровались учтиво. Повернитесь-ка друг к другу. Улыбнётся друг пусть другу. Да и мне улыбка ваша очень-очень уж нужна. Вот спасибо! Как я рада! Что сегодня к вам пришла. Тихо сели, спинки прямо. Все легонечко вздохнём, Разговор наш заведём..

- Сегодня необычный день. 22 декабря - день зимнего солнцестояния. Самая длинная ночь в году и самый короткий световой день. Завтра день начет прибавляться.

  1. Актуализация знаний и постановка проблемы.

  1. Показ кадров из мультфильмов. (слайд 2, 3, 4, 5)

- Посмотрите на экран.

- Угадайте, из каких мультфильмов взяты следующие кадры. («Ну, погоди!», «Зимняя сказка», «Падал прошлогодний снег», «Зима в Простоквашино»)

- Что объединяет эти кадры?

- В какое время года происходят действия в мультфильмах? (слайд 6)

- Сегодня мы будем говорить… Продолжите мою мысль. (О зиме)

Открыть тему урока. (слайд 7)

- Принято считать, что зима - это покой природы.

- Как вы понимаете слово покой? Где можно прочитать о значении слова? (Если не отвечают, то прочитать значение слова в словаре)

Покой - состояние тишины, отдыха, спокойствия. (слайд 8)

- Ребята, а действительно ли зима - это покой природы?

- Давайте постараемся в этом разобраться.

  1. Совместное открытие новых знаний.

  1. Отгадывание загадок.

- Прежде всего, определимся с зимними месяцами. Помогут нам в этом загадки.

  1. Какой месяц год кончает, зиму начинает? (декабрь)

  2. Этот месяц - году начало, зиме середина! (январь)

  3. А этот месяц лютый: спрашивает, как обутый. У него два друга-метель да вьюга. (февраль)

- Какой месяц самый короткий?

Названия месяцев повесить на доску.

  1. Работа в учебнике на с. 84.

- В учебнике на с. 84 рассмотрите рисунок. Поработайте в парах. Среди разрезных карточек найдите подходящие картинки.

- Какое время года изображено на рисунке?

- По каким признакам вы догадались, что это зима?

Дети называют признаки зимы.

3) Работа в учебнике на с. 87.

- Внимательно рассмотрите рисунки в учебнике на с. 87. Сравните их (назвать сходства и различия). - На каком рисунке за окном утро? Почему вы так решили?

- Что можно сказать о продолжительности дня в зимнее время? Как вы думаете, это признак зимы?

Повесить на доску карточку с признаком - короткий день и длинная ночь.

4) Игра «Магазин».

- А сейчас я вас приглашаю в магазин.

На столе лежат кепка, шапка, варежки, сапоги, туфли, легкий шарф, теплый шарф, шуба, шорты.

- Купить у меня можно то, что подходит для зимнего времени года.

По одному человеку выходят и «покупают» одежду. С купленной одеждой стоят у доски.

- Почему ребята выбрали эту одежду? (зимой холодно, поэтому надо тепло одеваться) Это еще один признак зимы - люди одеваются тепло.

Признак зимы «люди тепло одеваются» повесить на доску.

- Ребята, одежда нас не греет, когда холодно, а поддерживает тепло нашего тела. Подробнее об этом вы узнаете в старших классах.

5) Сравнение двух рисунков (осенней и зимней природы) на с. 85 учебника.

- Внимательно рассмотрите два верхних рисунка на с. 85 учебника.

- Давайте, их сравним.

- Как вы думаете, почему замёрзла река и пошёл снег? Назовите главную причину этих изменений. (Главная причина изменений - холод.) Повесить карточку с признаком «холодно» на доску.

- Такой признак вы уже называли и его мы только что подтвердили.

6) Беседа о снеге.

- Мы выяснили, что зимой выпадают осадки в виде снега, потому что холодно. Карточку с признаком «идёт снег» повесить на доску.

- Снег - что это такое? (замёрзшая вода)

- Как образуются снежинки, кто знает?

- Получить на это ответы поможет сказка Х. К. Андерсена «Снежная королева».

Показать слайд 9, на котором изображён момент из сказки.

- Поднимите руки, кто знает эту сказку? Учитель читает отрывок из сказки.

«Снежная королева подхватила Кая и они оказались в заоблачных высотах. Кай узнал там тайну рождения снежинок. Когда воздух вместе с водяным паром поднимается высоко в небо, водяной пар превращается в воду, она на морозе замерзает, превращаясь в кристаллики льда. Попав в тучу, они становятся всё больше и принимают форму снежинок, которые сплетаются вместе и образуют густые пушистые хлопья. Упав на землю, они образуют сугробы».

- Если вы заинтересовались книгой, то попросите родителей, чтобы они вам ее прочитали. А кто хорошо читает, может прочитать книгу самостоятельно.

7) Рисование снежинок.

- Ребята, в мире нет одинаковых снежинок.

- Давайте посмотрим, получатся ли у вас одинаковые снежинки. За одну минуту нарисуйте свою снежинку. Покажите их.

- Видите, у вас получились разные снежинки. Положите снежинки на край стола, они нам еще понадобятся.

8) Физминутка.

А сейчас все встаньте. Давайте полетаем как снежинки.

Но вот их закружила вьюга. Давайте покружимся.

А теперь тихо опускаемся на землю. Садитесь.

9) - Снег - не только зимнее украшение, но и тёплая одежда для растений.

- Давайте вспомним сказку «Мороз Иванович». Открыть слайд 10.

- Какая беда случилась с Рукодельницей?

- Куда она попала?

- Послушаем отрывок из сказки и ответим на вопрос: - Что удивило Рукодельницу во дворце у Мороза Ивановича?

Заранее подготовленный ученик читает отрывок из сказки.

- Почему Мороз Иванович не выпускал травку?

- А сейчас я вам предлагаю посмотреть этот отрывок.

Учащиеся смотрят отрывок из мультфильма «Мороз Иванович».

( включить на 6 мин.21сек).

10) - Какие изменения происходят с деревьями зимой?

- Большинство деревьев стоят голые, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее они «дремлют», т. к. хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы. Ещё один признак зимы - деревья и кусты стоят голые. Повесить этот признак на доску.

- Все ли деревья сбрасывают листья? Как называют такие деревья? (хвойные)

- Хвойные деревья не сбрасывают свои иголочки, потому что они покрыты восковым налётом и поэтому им не страшен мороз.

- Рассмотрите почки . - Что внутри?

11) - Что зимой делают дикие животные?

- Поработаем в группах. - Стр. 35, рассмотреть рисунок и ответить на вопросы:

- Где прячутся в зимнем лесу животные?

- Как же зимуют звери и птицы? (У каждой группы свое животное или птица)

Выступление детей о жизни животных и птиц зимой.

Самостоятельное применение знаний.

Самостоятельно выполнить задание № 4 на с. 36 в рабочей тетради.

Проверка с объяснением - вызвать 1 ученика. Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки): - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить работу? - Ты выполнил всё правильно или были недочёты? - Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Теперь вы можете ответить на главный вопрос нашего урока: почему зиму называют «покой природы».

- Можем ли мы теперь утверждать, что зима - это покой природы?

- Давайте прочитаем вывод в учебнике на с. 87.

- Ребята возьмите свои снежинки и на обратной стороне нарисуйте свою улыбку.

- Покой и умиротворение зимней природы выразили в своих стихах русские поэты. Давайте послушаем.

Стихи читают наизусть заранее подготовленные ученики.

Чтение стихотворений: И. Суриков «Зима», М. Познанская « Снег идёт»,

С. Есенин «Берёза».

-Да, в лесу теперь очень тихо. Кажется, вымер лес, но это только кажется.

- Давайте послушаем звуки зимы.

VI. Домашнее задание: (по желанию) выполнить задание № 1 в рабочей тетради на с. 35

Использованные источники.

  1. Х. К. Андерсен «Снежна королева». - М.: Книжный дом, 2004 г.

  2. В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Серия: Мои первые книжки. - М.: Детская литература, 1983 г.

  3. Мультфильм «Мороз Иванович». teramult.org.ua/m/1/1981_su_moroz/moroz.mp4

  4. Кадр из мультфильма «Ну, погоди!». abya.ru/load/russkie_multfilmy/russkie_multfilmy_smotret_onlajn/nu_pogodi_vypusk_8_volk_i_zajac_v_novyj_god/6-1-0-74

  5. Кадр из мультфильма «Зимняя сказка». films.imhonet.ru/element/215108/gallery/

  6. Кадр из мультфильма «Падал прошлогодний снег». animashki1.ru/2013-6-4-493/chto-iskal-muzhik-v-multfilme-padal.php

  7. Кадр из мультфильма «Зима в Простоквашино». donbass.ua/news/culture/2012/12/22/chetyre-gavani-cheburashkinogo-papy.html

  8. Стихотворение И. Сурикова «Зима». allforchildren.ru/poetry/winter29.php

  9. Стихотворение М. Познанской «Снег идёт». ny.uaua.info/article/sneg-idet/

  10. Стихотворение С. Есенина «Берёза». stihi-rus.ru/1/Esenin/3.htm

© 2010-2022