Урок обучения грамоте по теме: «Звук [э], буквы Э, э. (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обучения грамоте

по теме:

«Звук [э], буквы Э, э.

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с новой буквой и звуком, который она обозначает.

2. Формировать навык правильного, выразительного чтения, умение рассуждать и работать с текстом.

3. Развивать фонематический слух , внимание, мышление, речь учащихся.

4. Обогащать словарный запас учащихся.

5. Прививать любовь к природе.


Оборудование: 1. наглядность с изображением букв

2. домики с буквами

3. рисунки

4. книги Н. Сладкова.

5. учебник «Букварь»

6. презентация к уроку

Использование инновационного оборудования :

1. Интерактивная доска

2. Проектор

3. Ноутбук

Технологии, используемые на уроке: 1. Проблемно-диалогическое обучение.

2. Здоровьесберегающие технологии.

3. Игровая технология.

4. Технология группового обучения.

5. Информационно-коммуникационные

технологии.

1.Организационный момент.

Ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.(кивком головы).

-Рада снова видеть всех.

Ждёт сегодня вас успех!

А ещё скажу я вам:

Улыбнитесь всем гостям,

Соберитесь, подтянитесь И тихонечко садитесь.

2. Проверка домашнего задания.

  • Ребята, какую букву мы изучали на прошлом уроке? (Букву Ф).

  • Какой рассказ читали дома? (Русские фамилии.)

  • Что такое фамилия? (Фамилия -общее имя членов одной семьи.Оно передаётся от одного поколения к другому.)

  • Прочитав текст, вы узнали о происхождении фамилий. Как же произошли фамилии?

- А что вы знаете о своей фамилии?

Слушание выступлений учащихся.

3. Актуализация знаний.

- Ребята, у меня для вас сюрприз. Отгадайте, что это:

На столе передо мной

Закружился шар земной.

Арктика, экватор, полюс…

Уместил всю Землю… (глобус)

- Глобус - модель нашей планеты. И сегодня мы отправимся в путешествие и побываем в разных уголках нашей планеты.

Перед тем, как отправиться в путешествие, мы должны убедиться , достаточно ли у нас знаний.

Угадайте по описанию кто это?

Это второе после кенгуру животное, изображенное на гербе Австралии.

Высота его около 1,5 м, вес 50 кг.Оно способно бежать со скоростью 50 км/ч,неплохо плавает, несмотря на свои массивные размеры.

Питается плодами, кореньями, травой и другим растительным кормом. Кто это? (эму) Слайд2

- Мы с вами - путешественники, прибыли в далёкую Австралию, где в полупустынях обитает эму. (Отметить это место на глобусе.)

4. Определение темы урока.

-Определите звук в слове ЭМУ, с которым мы ещё не знакомились и сформулируйте тему урока. (Тема урока: Звук [ э ] и буква, которая его обозначает.) Слайд1

5. Работа с «новым» звуком.

- Произнесите слово ЭМУ по слогам. ( Э-му )

- Сколько в слове слогов? (Два)

- Произнесите первый слог, из какого звука он состоит? (Первый слог состоит из звука [ э]. )

- Произнесите звук [ э] и дайте ему характеристику.

( Звук [ э ] - гласный, состоит из голоса, его можно пропеть: э-э-э-э-э.)

6 . Знакомство с буквами Э, э

- Гласный звук [э] на письме обозначается буквой э.

-На что похожа буква Э? (Ответы детей: на месяц ; на лук, из которого стреляют).

Чтение учителем стихотворений.

Буква Э на С дивится,

Словно в зеркало глядится

Сходство есть наверняка,

Только нету языка.

Слайд 3

-Значит, на какую ещё букву похожа буква э? ( на букву С).

Над лучами в синеве

Пролетает буква Э

Это ласточка весной

Возвращается домой.

Слайд 4

- А ещё буква «э» похожа на ласточку.

Физминутка. А теперь, ребята,встали, Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад. Повернулись вправо, влево.

Тихо сели, вновь за дело.

-Ребята, давайте выясним, в какой домик мы поместим букву «э». Слайд5

- Для этого прочитаем слоги, понаблюдаем, влияет ли буква «э» на мягкость впереди стоящего согласного звука.

(Слайд 5)

Учащиеся читают слоги : слайд 6

- Какой вывод сделаем? (Буква э обозначает твёрдость согласного звука) На слайде поместить букву э в правый домик).


  • Посмотрите на алфавит.

  • Определите место буквы «э» среди других букв. Оказывается, что буква «э» недовольна своим местом.

Послушайте сказку «Недовольная буква «э» (Рассказывает учитель)


  • Э-э,- ворчливо протянула буква Э, - поставили меня чуть ли не в самый конец алфавита…Эх, меня занесло куда! Эх, мне бы на первое место! Эй, буквы, пропустите-ка меня вперёд!..

Но буквы сказали:

  • -Стой, где стоишь. И не болтай понапрасну длинным своим языком. Не всё ли равно, на каком месте стоять? Важно полезной быть!


  • Вот так, ребята. Чтобы буква э не обижалась, раскрасим правильно схему-человечка.

Завершение схемы-человечка.

- А теперь проверим, все ли ребята умеют внимательно слушать.

Игра « Угадай звук». Распознавание звука [э] в словах.

- Приготовили ладошки. Хлопните в ладоши, когда услышите в слове звук [э].

Набор слов: ёлка, экскурсия, лиса, этаж, дети, школа, поэт, Эмма.

-Ребята! Посмотрите на плакат. Почему две буквы Э, э?

- Когда употребляем заглавную букву Э?

- Когда употребляем строчную букву э?

- Чем они отличаются?

7. Физкультминутка.

Встаньте, потянитесь и станьте буквой Э. (Дети выполняют.)

Молодцы! Вот сколько у нас букв Э!

  • Буквы, а побежим - ка мы в лес. ( Дети бегут на месте.) Прибежали .

-Угадайте, что в лесу живёт:

Живёт без тела,

Языка не имеет,

А всем ответит. (Эхо)

В терадях по печатанию пишут слово эхо (звуко-буквенный разбор ) -у доски работает 1 ученик.

8. Чтение слогов. Работа с учебником с.144.

Прочитайте слоги с вопросительной , с восклицательной интонацией:

эл эг эн эр эй

эм эс эк эт эх

-Есть ли среди этих слогов слова? (Эй, эх - междометия. .Междометия -это слова,выражающие какие-либо чувства.)

- Используя междометия эй, эх, озвучим картинку на доске. ( К доске выходят два ученика: рыбка и рыбак.)

( -Эй, рыбак, опять меня поймать не можешь!

-Эх, опять сорвалась!)

8. Работа в группах.

Много с буквами хлопот.

Уж такой они народ.

Но когда с умом, толково

Их построишь в чёткий ряд,

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

Задание : сложить из букв слово и объяснить его лексическое значение .

На это задание даётся 1 минута

1 группа - этаж

2 группа - эклер

3 группа -эскимо

4 группа - экран

5 группа - этика

6 группа - поэт

Ответы каждой группы.

9. Работа с учебником с.144

1) Чтение слов 1 и 2 столбика

-Поставьте ударение, сделайте вывод.

Вывод: гласный звук [э] может быть ударным и безударным.

2) Чтение столбиков слов, работа над лексическим значением. (Чтение слов про себя,затем вслух по заданиям).

- Прочитайте слова, которые вам непонятны.

- Что такое этика? (Этика - учение о морали ,о нормах поведения человека).

- Что такое этикет ? (Этикет -правила поведения , принятые в обществе).

- А что такое этикетка ? ( Это наклейка).

- Что такое экология? (Это наука о защите окружающей среды).

- А кто такой эколог? (Это профессия человека ,занимающегося проблемами защиты окружающей среды.)

- Что можно сказать про слова эколог , экология? (Это однокоренные слова ,корень -эколог-,они близкие по смыслу).

- Кто такой мэр? (Мэр- глава - городской власти ).

-Прочитайте слова, обозначающие людей.(Поэт,эколог, мэр.)

- Подберите слова к верхнему рисунку. Составьте с этими словами предложение.

(Эскимос ест мороженое эскимо.)

- Почему эскимос так тепло одет?

- И вот мы на севере нашей страны. (Отметить это место на глобусе.) Там, где живут белые медведи, тюлени, моржи .На севере живут разные народы: ненцы, эскимосы, якуты.

10 . -Ребята, посмотрите на глобус. Где оказался наш путешественник? (На севере)

-Вот и мы сейчас побываем в сказочном зимнем лесу и немного отдохнём.

  • (Музыкальная физминутка для глаз « Танец снежинок»)

11. Работа с текстом.

- А сейчас продолжаем наше путешествие . Отправимся в степи (отметить это место на глобусе), богатые травянистой растительностью. Цветущая степь очень красива .

Работа над текстом (Учебник, стр. 145)

  • Прочитаем название рассказа и рассмотрим иллюстрацию.

. - Знаете ли вы, что это за кустик? (Слайд 10)

  • А бывают ли бегающие кусты?

  • Вы видели такие?

  • Кто автор текста?

(Слайд 11)

  • Какие произведения Н. Сладкова вы уже читали?

Рассказ учителя о творчестве Н. Сладкова.

Н. Сладков не только известный писатель, но и настоящий исследователь природы. Он любил путешествовать. Где только он не был! И всегда у Сладкова наготове фотоаппарат и записная книжка, а часто и альбом с красками для зарисовок, бинокль для наблюдений. Н. Сладков - человек смелый. Стремясь раскрыть тайны природы, он карабкался по скользким, сыпучим пескам, спускался в заброшенные колодцы пустынь. А когда лёд покрывал озёра и реки, - опускался в лёгком самодельном костюме водолаза в проруби и смотрел, - «где раки зимуют?»

Сейчас мы совершим прогулку в природу. Постарайтесь увидеть её глазами Н. Сладкова.

  1. Чтение текста вслух с комментированием по ходу чтения.

2) Беседа по вопросам.

  • Что необычного в этом кусте?

  • Как получилось, что обычный куст стал бегать, прыгать?

  • Как называется удивительное растение?

- Мы познакомились с рассказом из сборника «Загадочные истории». Таких рассказов у писателя несколько.


  • «Что это за зверь?» предлагает отгадать автор. «Уши заячьи, и голова и тело похожи на заячьи. Тогда почему живёт под землёй в норе?»

  • Если вы заинтересовались и хотите узнать, кто этот зверь, возьмите книги Н. Сладкова в библиотеке и раскройте для себя многие тайны природы.

-Мы побывали в разных уголках нашей планеты. Пора возвращаться в гимназию. (Показать это место на глобусе.)

13. Итог урока.

- Ребята! С какой буквой мы сегодня познакомились?

- Какой звук она обозначает?

-На следующем уроке мы узнаем, что звук [э] прячется не только в букве Э.

13. Рефлексия.

-Наш урок подходит к концу.

- Все ребята работали хорошо. Мне понравились ваши ответы.

-А вот какое настроение у вас осталось от нашего урока, мы сейчас узнаем.

- Прикрепите цветочек к корзине, если у вас было хорошее настроение и всё получилось.

Спасибо за урок!




Дополнительно. Чтение загадок (Учебник, стр. 144)

Мы с вами отгадывали загадки. Но, оказывается, загадки бывают не только в стихах, но и в прозе.

Все без исключения

ребятки

Любят отгадывать загадки.


  • В левом нижнем углу нашли загадку. Прочитаем вопрос.

  • К какому предмету можно поставить вопрос «кто?»

Чтение учащимися загадок .

  • Прочитаем вопрос справа.

  • К каким словам можем поставить вопрос «что»?




© 2010-2022