Статья: ФГОС второго поколения и его практическая реализация в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФГОС второго поколения и его практическая реализация

в начальной школе. Начальная школа является составной частью системы непрерывного образования. Педагоги начальной школы призваны приобщать детей к творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющую находить эффективные способы решения проблем, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию. Согласно п. 8 ФГОС основными результатами образования в начальной школе являются:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе (т. е. индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, сфере саморегуляции);
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Образовательный стандарт является отражением социального заказа, поэтому он рассматривается как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством. В новом стандарте целью образования становится не накопление конкретных знаний, а формирование универсальных учебных действий и умений. С 01.09.2010 г. наша школа активно включилась в эксперимент по реализации ФГОС нового поколения в начальной школе и является «пилотным» учреждением. В эксперименте принял участие один класс. Были разработаны рабочие программы по образовательной системе «Школа 2100» и Программа внеурочной деятельности, велась разъяснительная и просветительская работа среди родителей. Нами были созданы Программы внеурочной деятельности по всем 5 направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.
В течение первого года участия в эксперименте учитель прошел курсовую подготовку по введению ФГОС. В соответствии с ФГОС в школе реализуется как урочная, так и внеурочная деятельность. Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения. На уроках учителя применяют системно-деятельностный подход, развивающее обучение, проблемное обучение; коммуникативное обучение; проектные, игровые, информационно-коммуникативные, групповые технологии; компетентностный подход; личностно-ориентированный подход. Проектная деятельность, которой уделяется много внимания на уроках и внеурочных занятиях, очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников и дальнейшего постижения основ научно - исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов. Представление проектов происходит как в классе, так и на школьных научно-практических конференциях. Большое внимание уделяется решению проектных задач, которые помогают нам увидеть, как дети учатся использовать полученные знания в модельных и практических ситуациях, сотрудничать друг с другом в совместной деятельности. На уроках у обучающихся развивается умение учиться, планировать, контролировать и оценивать свою деятельность, ведется работа по формированию ИКТ-компетентности. Изменения коснулись и деятельности обучающихся . Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. При этом формируются у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки.
Как показывает результат диагностических работ, школьники не боятся выполнять нестандартные задачи, они могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения значительно снизила у детей уровень тревожности при их выполнении, повысила мотивацию к обучению.

Мониторинг индивидуальных учебных достижений обучающихся

при реализации ФГОС начального общего образования

Название предмета

Рейтинг

Балл

Среднее значение по региону Русский язык

37/133

20,55

19,68 Математика

23/132

20,31

12,45 Окружающий мир

34/133

25,24

23,68 Комплексная работа

3/133

15,45

12,05



Первые результаты внедрения ФГОС показывают, что, в целом, концептуальные идеи, заложенные в основу обучения и развития школьника, востребованы в условиях образовательных учреждений. Отмечается ряд положительных тенденций: использование учителями в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий: здоровьесберегающие и здоровьеформирующие образовательные технологии; информационно-коммуникативные технологии, включающие: обучающие компьютерные программы; контролирующие, демонстрационные; использование интерактивной доски; компьютерные презентации; технология проектной деятельности младших школьников как средство реализации компетентностно-ориентированного обучения; технология деятельностного метода - построение процесса обучения на основе учебных ситуаций; технологию уровневой дифференциации, педагогические технологии по выявлению и поддержки одарённых детей; положительная динамика использования учителями начальных классов в практике учебно-методических разработок и материалов, ориентированных на стандарты нового поколения (тесты, дидактические материалы, контрольно - измерительный инструментарий); осознание педагогами необходимости перехода на развивающие системы обучения; возможность профессионального общения педагогов и обмена их опыта с коллегами, положительное отношение родителей к реализации внеурочной деятельности. Но наряду с положительными моментами, можно выделить ряд наиболее острых проблем, в процессе внедрения стандартов второго поколения, которые необходимо отметить: это и материально-технического обеспечения: не хватает учебных кабинетов для организации внеурочной деятельности, недостаточно информационно-компьютерного оснащения в ОУ. В части учебно-методического обеспечения: введение нового курса ОРКСЭ слабо обеспечено дидактическими материалами. Проблемы есть. Но они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и современнейшее оборудование не дадут результата, если не изменить самого учителя. С 1 класса организована системы накопительной оценки - портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и его достижения в различных областях. Педагог на каждом этапе обучения вместе с ребенком выбирает, что является для него результатом на сегодняшний день. Отбирая в портфолио творческие, проектные работы, ребенок проводит рефлексию сделанного, а педагог отслеживает как меняются, развиваются интересы ребенка, его мотивация, уровень самостоятельности и другие личностные и метапредметные действия. Портфолио способствует повышению самооценки обучающегося, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Отрадно видеть, как к концу начальной школы обучающиеся уже осознанно подходят к оформлению своего портфолио.
Особенностью введения ФГОС является включение в ООП НОО Программы внеурочной деятельности, направленной, прежде всего, на реализацию разнообразных направлений развития и воспитания младших школьников: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.
- спортивно-оздоровительное направление осуществляется с помощью корригирующей гимнастики для сохранения и укрепления здоровья; - художественно-эстетическое направление направлено на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций. Занятия проходят в музыкальной и театральной студиях, где дети постигают мастерство вокала, хорового пения, сценическое мастерство. Обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края; разучивание стихотворений, получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности. - военно-патриотическое направление проходит в «Школе выживания», где происходит формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма и выживание в экстремальных ситуациях. Изучение правил безопасной жизни. - научно- познавательное направление способствует обогащению запаса учащихся научными понятиями, формированию мировоззрения. «Уроки занимательности» готовят детей к участию в олимпиадах, интеллектуальных праздниках. - общественно-полезная деятельность воспитывает бережное отношение к окружающей среде, формирует навыки культуры труда. «Труд - целительный бальзам», так назван этот предмет, предусматривает экскурсии на предприятия города, во время которых дети знакомятся с различными видами труда, различными профессиями, узнают о профессиях своих родителей, получают первоначальные навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых игр, организации детских фирм и т.д.) - проектная деятельность используется при организации деятельности по всем направлениям, формирует такие ценности как познание, истина, целеустремленность. Дети вовлекаются в несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. - духовно-нравственное направление осуществляется в курсе «Основы православной культуры». Предметное содержание соответствует образовательным и воспитательным целям, интересам и возрастным особенностям обучающихся, отражающую важнейшие основы религиозных культур и светской этики.
В школе ведется серьезная работа с родителями. На родительских собраниях проводится анкетирование по вопросам введения ФГОС, обсуждаются основные положения, успехи и проблемы детей, представляются результаты внеурочной деятельности - творческие работы детей, организуются консультации по результатам диагностики УУД. Родители оказывают помощь в ведении портфолио, в оформлении проектов, в организации праздников, принимают активное участие в конкурсах. Планируется продолжение работы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей), дополнив ее такими формами как:
  • проведение открытого занятия психолога;
  • организация выступлений родителей (законных представителей) с целью обмена опытом воспитания;
  • активизация работы по проведению мероприятий с участием родителей.
За период с 2010 по 2014 гг. опыт работы нашей школы неоднократно обобщался на региональных и муниципальных уровнях:
  • на базе школы был проведен обучающий семинар по организации внеурочной деятельности для учителей города «Реализация основных условий деятельности областной инновационной площадки по внедрению ФГОС в начальных классах»
  • национальная премия в области образования г.Москва «Педагогическая технология, наиболее эффективно реализующая ФГОС-2011»
  • участие в межрегиональных научно-практических конференциях «Современное начальное образование: перспективы развития в свете модернизации системы образования»
  • участие в областных семинарах учителей «Реализация ФГОС нового поколения в Образовательной системе Школа 2100», «Инновационный УМК «Планета знаний» как средство обеспечения качества образования младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО», «Диалог - образовательная система нового типа», в вебинарах
  • коллектив учителей начальных классов является разработчиком тестовых заданий для проведения независимой оценки индивидуальных учебных достижений обучающихся Воронежской области.
  • участие во Всероссийском фестивале педагогический идей «Открытый урок», в конкурсе «1001 идея интересного учебного занятия с детьми» в рамках 14-го Всероссийского интернет-педсовета, в III Детском Международном литературном конкурсе «Сказка в новогоднюю ночь», победитель Всероссийского дистанционного конкурса с международным участием «Лучший педагогический проект», V Всероссийского творческого конкурса «Талантоха», Всероссийского конкурса «Радуга ярких талантов».

Результатом всего вышесказанного является то, что наша школа стала лауреатом конкурса «100 лучших школ России» в номинации «Школа года 2013 - лидер в разработке и реализации стратегии развития образовательного учреждения и повышения качества образования». Главная задача заключается в том, чтобы в каждом ребенке разглядеть талант и индивидуальность, помнить, что во взаимодействии взрослых и детей лежит принцип развивающего сотрудничества. Небольшой, но уже имеющийся опыт работы школы по новым образовательным стандартам второго поколения, позволяет сделать вывод, что Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании нравственных, творческих и успешных граждан нашей страны, а внеурочная деятельность, являясь своеобразной эмоциональной средой, призвана способствовать творчеству, проявлению и раскрытию каждого ребенка. Внеурочная деятельность, согласно школьному Положению, направлена на реализацию индивидуальных потребностей школьников путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие каждого ребенка. Процесс реализации Программы внеурочной деятельности в школе позволяет:
  • определить приоритетную стратегию развития ОУ,
  • создать необходимые факторы, влияющие на организацию форм (в том числе и игровых) ученического самоуправления во внеурочной деятельности, достичь положительной динамики личностных, метапредметных результатов.
  • В результате исследований, проведенных среди учащихся, получена положительная динамика уровня достижения коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий, существенно повысился уровень познавательных УУД.
С целью активизации работы ОУ по реализации ФГОС второго поколения необходимо:
  • продолжить деятельность школы по накоплению и обобщению педагогического опыта,
  • вовлекать в методическую работу молодых специалистов.
  • спланировать проведение творческих отчетов учителей
  • с целью организации эффективной работы со способными учениками продумать возможность создания индивидуального образовательного маршрута по схеме: классный руководитель - учитель предметник - воспитатель ГПД - психолог - социальный педагог - родители (законные представители)
Пути повышения эффективности обучения и воспитания ищут во всех странах мира. Сейчас чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной и внеурочной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Это будет способствовать тому, что занимаясь одним общим делом, учитель и его ученики становятся единомышленниками, а значит:
  • разрушается непонимание между учителем и учеником;
  • учитель становится менее доминантным;
  • создается атмосфера доверия, и улучшаются отношения учителя с учениками;
  • дети становятся свободнее, раскованнее, увереннее в себе;
  • дети учатся работать в команде, терпимо относиться друг к другу;
  • формируется чувство взаимопомощи и ответственности за свои действия;
  • ситуация успеха побуждает ребенка к дальнейшей деятельности;
  • совместные творческие дела будят творческую фантазию.
Но при этом следует отметить, что для успешной организации проведения внеурочных занятий необходимы помещения, отвечающие требованиям СанПин. Школа работает в 2 смены, и поэтому мы испытываем проблемы в размещении групп учащихся для проведения внеурочных занятий, которые приходится проводить в коридорах.
Несмотря на то, что в школе достаточно спокойно шел процесс апробации модели внеурочной деятельности мы выявили следующие проблемы:
  • нам понятен вопрос, обозначенный родителями: почему нельзя зачесть занятия, которые посещают дети в учреждениях дополнительного образования (музыкальные школы, танцевальные студии, художественные и спортивные школы), вместо занятий по схожим направлениям, предлагаемых школой? Тогда не было бы проблемы большой нагрузки первоклассников (как не крути, 20 часов урочной деятельности да плюс 10 внеурочной получается 30 часов)
  • с увеличением количества классов, занимающихся внеурочной деятельностью, возникнут сложности, связанные с составлением расписания дополнительных занятий, обеспечением кадровыми, информационными и другими ресурсами.
  • нет предела в совершенстве материально-технической базы (мы очень бы хотели школьный стадион, современный актовый и спортивный залы и многое другое)
  • не разработана система мониторинга результативности и эффективности внеурочной деятельности.
На сегодняшний день отрадно то, что министерство образования дает возможность школе самой решать вопрос о способах организации и содержании внеурочной деятельности.




© 2010-2022