Программа по русскому языку для работы с детьми ОВЗ 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание:






Раздел

Страницы

1

Пояснительная записка

2-5

2

Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

5-8

3

Место учебного предмета «Русский язык»

8

3.1

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

8-9

4

Содержание учебного предмета «Русский язык»

9-11

5

Тематическое планирование (характеристика основных видов деятельности, УУД в рамках изучения темы)

11-13

6

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка 3 класс

14-25

7

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

26

8

Планируемые результаты

27

8.1

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

28

8.2

Система оценивания

29-33

9

Приложение

34-38



  1. Пояснительная записка


Особенности рабочей программы по предмету. Программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы по русскому языку (авторы: Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская), УМК «Перспективная начальная школа», основной образовательной программы МБОУ Кагальницкой СОШ №1.

Программа по предмету «Русский язык» составлена для учащейся 3-го класса Сизова Алексея с ОВЗ (VII вид) и рассчитана на индивидуальное обучение ребенка (34 недели, 102 часа - 3 часа в неделю)
Вклад учебного предмета в общее образование Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов. Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению. Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте». В обучении грамоте различаются три периода: подготовительный период, основной звуко-буквенный период, заключительный период. После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Обучение русскому языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т.п.) Цели и задачи курса В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся; формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству;
формирование научного представления о системе и структуре родного языка, развитие логического и абстрактного мышления, представление родного (русского) языка как части окружающего мира;
  • социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности.
Программа «Перспективная начальная школа» сделала упор на формирование универсальных учебных действий, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка. Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
  • овладение способами орфографического действия;
  • развитие умений вычленять и характеризовать языковую единицу изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классифицировать и сравнивать;
  • формирование учебной деятельности учащихся;
  • формирование умений работать сразу с несколькими источниками информации, включая словари разного типа ( орфоэпического, обратного ( он включен в корпус УМК)).
  • усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения,
Приоритетные формы и методы работы с обучающимися Данная рабочая программа предусматривает использование форм и методов обучения, которые формируют активную, самостоятельную учащихся в учении жизненную позицию; развивают общеучебные умения и навыки:исследовательские, рефлексивные, самооценочные; напрвлены на развитие познавательного интереса учащихся; реализовывают принцип связи обучения с жизнью. Приоритетными формами и методами работы с обучающимися являются:
  1. Деятельностный метод обучения.
  2. Метод проектов.
  3. Организация исследовательской работы.
  4. Наглядный метод обучения.
  5. Метод преобретения новых знаний.
  6. Метод формирования умений, навыков и применения знаний на практике.
  7. Метод проверки и оценки знаний, умений и навыков.
  8. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
  9. Метод контроля и самоконотроля за еффективностью учебно- познавательной
деятельности.
  1. Объяснительно-иллюстративный метод.
  2. Репродуктивный метод.
  3. Создание на уроке проблемной ситуации.
  4. Организация личностно-ориентированного и индивидуально-
дифференцированного подхода к учащимся.
  1. Организаци групповой деятельности школьников.
  2. Самостоятельная работа детей
  3. Нетрадиционные виды уроков (лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-
конференции и др.)
  1. Игры и игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).
  2. Практическая направленность содержания материала с опороц на социальный
опыт ученика.
  1. Инфармоционно-коммуникационнные технологии.
  2. Здоровье-сберегающие технологии.
  3. Портфолио
Технология обучения формируется с логикой и содержанием в соответствии с образовательной программой УМК «Перспективная начальная школа». Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки. Разнообразны формы взаимодействия между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, особое внимание уделяется коллективным формам работы, работе в парах, группах, группах сменного состава, а также индивидуальным формам работы, требующим ответственного отношения и удобным для организации контроля и самоконтроля. Приоритетные формы и методы контроля Качество усвоения учебного материала зависит от многих условий, среди которых важную роль играет контроль. Педагогический контроль направлен не только на определение степени соответствия приобретенных учащимися знаний и умений поставленной учебной цели, но и на управление познавательной деятельностью учащихся в целом. Для осуществления правильного, целенаправленного управления процессом обучения необходима обратная связь. Проверка знаний дает учителю информацию о ходе познавательной деятельности учащихся, о том, как идет усвоение, какие следует внести коррективы. Регулярный контроль воспитывает у детей привычку к систематическому труду в школе и дома, стимулирует систематическую подготовку ученика к уроку. Контроль знаний - это проверка знаний данного ученика, предусматривающая их оценку только по результатам его личной учебной деятельности Данная программа предусматривает использование различных видов контроля: текущий, периодический, итоговый, самоконтроль. Среди форм контроля можно выделить: - устный опрос - фронтальный опрос - самостоятельная работа - тест - самоконтроль - проверка техники чтения Срок реализации программы: данная программа будет реализована в течение 2015-2016 учебного года с 01.09.2015 - 25.05.2016г Структура рабочей программы. 1.Пояснительная записка 2.Общая характеристика учебного предмета «Русский язык» 3.Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане 3.1..Ценностные ориентиры содержания курса «Русский язык» 4.Содержание курса «Русский язык» 5.Тематическое планирование (характеристика основных видов деятельности, УУД в рамках изучения темы) 6.Календарно-тематическое планирование уроков русского языка с 1-4 класс 7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса 8.Планируемые результаты 8.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» 8.2.Система оценивания 9.Приложение

2.Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

Особенности содержания и методического аппарата УМК «Перспективная начальная школа» Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • Основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис);
  • Орфография и пунктуация;
  • Развитие речи;
  • Лексикография.
Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка. Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества. В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности. В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. При изучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, а также средствами ИКТ. Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте». В обучении грамоте различаются три периода: подготовительный период, основной звуко-буквенный период, заключительный период. Цель курса - обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений. Параллельно с обучением чтению в 1-м классе дети должны овладеть и письмом. Природа письма в отличие от чтения характеризуется не только слухо-артикуляционным и зрительно-двигательным звеньями, но и рукодвигательным компонентом, который реализуется в процессе двигательного воспроизведения (письма) букв и их комплексов (слогов и слов) на бумаге и представляет собой специфику письма как учебного предмета в начальной школе. Письмо как сложное речерукодвигательное действие по мере выработки автоматизированности становится графическим навыком. Обучение первоначальному письму осуществляется с учетом его особенностей, с одной стороны, как интеллектуально-речевого, а с другой - как рукодвигательного действия. А именно: у детей формируются дифференцированные представления, во-первых, о звуках-фонемах, во-вторых, о зрительно-двигательных образцах обозначающих их букв и, в-третьих, о соотношении звуковой и графической форм слова. Период обучения письму, так же как и чтению, состоит из трех этапов: На подготовительном этапе (Тетрадь по письму № 1) первоклассники знакомятся с девятью структурными единицами, или элементами графической системы письменных букв русского алфавита. Элементы даны в виде линий и полосок, идентичных по форме этим линиям, т. е. шаблонов для конструирования письменных букв. Дети узнают названия элементов-линий и элементов-шаблонов, обращают внимание на их размер (целый, половинный, четвертной) и учатся писать элементы-линии по алгоритму на соответствующей разлиновке тетради при соблюдении правил посадки и пользования письменными принадлежностями. Структура и специфика курса

Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

1. Обязательный учёт реальных норм произношения на территории огромной страны; учёт реальных норм произношения предполагает и учёт статистики самых частотных ошибок произношения, связанных, во-первых, с неправильным ударением, а во-вторых, с искажением произношения отдельных звуков.

2. Учёт того, что с каждым годом в классах растёт процент учащихся, для которых русский язык является вторым, а не первым языком на котором они говорят.

3. Учёт того, что практически каждый ребёнок, приходящий в начальную школу, -это ребёнок со своим набором логопедических проблем, потребовал разработки специальной системы упражнений, цель которой - усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения.

4. Учёт того, что ученик начальной школы - это не только городской, но и сельский ребёнок, привёл к тому, что в качестве того жизненного опыта, на который ориентировались авторы комплекта, был выбран жизненный опыт ребёнка, проживающего в провинции и в сельской местности.

5. Учёт неврологического образа современного ребёнка вызывает к жизни работу в нескольких направлениях: изучение всего материала строится не на искусственных языковых моделях и примерах, а на реальных коротких стихотворных, часто шуточных, текстах, которые представляют собой доступные возрасту образцы речи, способны удержать внимание ребёнка своей эмоционально-образной системой и поддержать интерес к рассматриваемой проблеме; система заданий представляет собой пошаговое продвижение в рассмотрении языковой проблемы, а сама проблема складывается как система конкретных наблюдений. Свойственная возрасту и современному неврологическому состоянию сознания неспособность младшего школьника долго удерживать внимание на чём-то одном, а также удерживать в памяти открытую закономерность или правило требует многократного возвращения к уже завоеванным позициям на протяжении всего периода обучения. Любое изученное правило, каждая открытая закономерность через опредёленный отрезок времени вновь и вновь предъявляет школьнику - но не для того, чтобы он её вспомнил, а для того, чтобы он ею воспользовался как инструментом для решения текущей задачи.

6. Для создания условий поток которой постоянно возрастает, в УМК продумана система работы пробуждающая школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею.

7. Для создания или восстановления целостной картины мира в учебнике продумана интрига, герои которой будут сопровождать школьника на протяжении 4-х лет обучения. Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов. Принципы развивающего обучения, ориентированные на осознанность процесса учения, стали основанием для выстраивания линии последовательной фонетической работы; для выявления механизмов работы звука в слове, слова - в предложении, предложения - в тексте. Традиционный принцип прочности, ориентированный на усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету, лег в основу организации многократного возвращения к одним и тем же теоретическим проблемам и, тем более, к решению одних и тех же орфографических задач. Организация фонетической работы (начиная с 1-го класса), позволяющей значительно уменьшить количество дисграфических ошибок, становится одним из важнейших оснований для решения орфографических задач. Начиная со 2-го класса фонетический анализ слова дополняется морфемным (причем морфемный анализ частично сопровождается словообразовательным анализом), что дает школьнику еще один инструмент для решения орфографических задач. С 3-го класса эти два вида анализа слова (где слово рассматривается пока в его статике) дополняются обращением к морфологическому анализу слова (где слово исследуется в изменениях его форм), что практически завершает создание инструмента, обеспечивающего проверку правописания основного круга орфограмм. Цель комплекта учебников - сделать все три вида анализа слова (три вида разбора) функционально необходимыми, добиться того, чтобы школьник обнаружил, что разбор помогает ему решать практические задачи правописания. Сведения о происхождении слов (их этимологический анализ - 4-й вид анализа, а также данные о том, из какого именно языка пришли слова в русский язык) также используются не только для того, чтобы расширить представления школьников об истории языка. Процедура исторического (этимологического) анализа (разбора) помогает обнаружить меняющуюся со временем структуру слова, и - самое главное - привлечь значение слова (т. е. его лексический анализ) для решения орфографической задачи. Суть проводимого все усложняющегося синтаксического анализа простого предложения состоит в том, чтобы помочь школьнику обнаружить функции разных членов предложения и понять зависимость между смыслом высказывания и структурой предложения. Возможности использования транскрипции в учебниках комплекта «Перспективная начальная школа» ограничиваются тем, что московская младшая норма произношения имеет распространение далеко не во всех регионах страны, а тем более сельской местности. Так, жители Костромской и Нижегородской, частично Ярославской областей, жители Вологды, Архангельска и других северных территорий традиционно являются носителями «оканья». В этой связи появление в транскрипции звука [а] на месте первого и второго предударного звука, обозначаемого в слове буквой О, вызывает у школьников данных регионов (как показал эксперимент) сильное недоумение. В силу этих обстоятельств программа 1-го класса выбирает для звукового анализа слова, в которых гласные звуки находятся в сильной позиции, или слова, где гласный звук [а] в предударной позиции обозначается буквой А. Начиная со 2-го класса программа обозначает разницу произношения слов с первым и вторым предударными звуками на месте буквы О в разных регионах страны как проблему. Опирающееся на московскую младшую норму произношения представление о том, что в предударной позиции никогда не может быть звуков [о] и [э] (представление, которое находит отражение во многих современных учебниках русского языка, созданных в рамках развивающих систем), противоречит практике произношения в тех регионах, которые занимаются по комплекту учебников «Перспективная начальная школа», а фонетика, как известно, «изучает не то, что говорящие могли бы произнести, а то, что реально есть в языке и речи» (М.В. Панов). Основание для непротиворечивого использования понятия «орфограмма» для безударных (предударных) гласных в учебниках нашего комплекта - это не констатация того, что в данных случаях написание не может быть подтверждено на слух. Основанием является то, что есть сомнение в написании, поскольку существуют РАЗНЫЕ варианты произношения (есть регионы, где написание подтверждается на слух, а есть другие регионы, где оно не подтверждается на слух, более того, эти вторые регионы и представляют общегосударственную норму произношения), а значит, такое написание можно считать орфограммой. В связи с вышесказанным, во-первых, в учебниках чаще всего используется частичное обращение к транскрипции - транскрибируется не слово целиком, но лишь то его место, которое представляет собой орфографическую проблему. Во-вторых, транскрипция целого слова используется в двух вариантах произношения. Использование двух транскрипций одного слова, представляющих два возможных варианта его произношения, ориентирует учащихся прислушиваться к себе, осознавать собственную норму произношения и на этом основании решать конкретную орфографическую задачу. Использование транскрипции целого слова необходимо потому, что позволяет сохранить и развить тот методически грамотный ход, который должен быть усвоен школьниками еще в букварный период: от звука - к его оформлению в букве; от звучащего слова - к его написанию. Решение проблем развития речи опирается на разведение представлений о языке и о речи: язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативна - это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить основные жанры письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки и телеграммы до аннотации и короткой рецензии на литературное произведение. Теоретическими и методическими источниками программы по «Русскому языку» являются идеи, изложенные в научных и научно- методических работах М.В. Панова «Фонемный принцип русской орфографии, характеристика современного русского произношения»; П.С. Жедек «Теория и практика обучения морфологии, методика изучения морфемного состава слова»; П.С. Жедек, М.И. Тимченко «Списывание в обучении правописанию»; Е.С. Скобликовой «Синтаксис простого предложения»; В.В. Репкина «Принципы развивающего обучения русскому языку»; Л.В. Занкова «Принципы развивающего обучения, методика организации деятельности наблюдения»; М.С. Соловейчик «Требования к современному уроку русского языка»; Н.И. Жинкина «Развитие речи младших школьников».

3. Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане.


В соответствии с Учебным планом МБОУ Кагальницкой СОШ №1 всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется (34 учебных недели, 3 ч в неделю, всего 102 часа в год).


3.1.Ценностные ориентиры содержания

учебного предмета «Русский язык»

  • Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.

  • Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

  • В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.

  • На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.

  • Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом коммуникативной компетенции и социализации личности, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

  • При изучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.

  • В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, а также средствами ИКТ.

4. Содержание учебного предмета «Русский язык»

Содержание курса «Русский язык»

3 класс (102ч)

Фонетика и орфография (25 часов) Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм. Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем. Правописание наиболее употребительных приставок, приставки -с, приставок на -с, -з-

Правописание предлогов.

Разграничение на письме приставок и предлогов. Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом беглого гласного. Написание суффикса -ок- после шипящих.

Звукобуквенный разбор слова.

Морфемика и словообразование (20 часов) Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными. Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

Разбор слова по составу.

Морфология и лексика (20 часов)

Понятие о частях речи. Имя существительное как часть речи. Категориальное значение. Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам. Синтаксическая функция имен существительных в предложении. Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний. Морфологический разбор имени существительного. Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение. Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты). Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении. Правописание безударных падежных окончаний. Написание о-ё после шипящих и «ц» в падежных окончаниях существительных. Написание существительных с суффиксом -ищ-. Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение. Личные местоимения. Изменение по лицам и числам. Глагол как часть речи. Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями. Синтаксическая функция глаголов в предложении. Различение написания -ться и тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы. Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.

Синтаксис и пунктуация (5 часов) Словосочетание и предложение. Понятие о главных и неглавных членах предложения. Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов предложения. Понятие дополнения, обстоятельства, определения. Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения. Формирование умения составлять схему предложения. Разбор простого предложения по членам предложения.

Лексикография (изучается во всех разделах в течение года) Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.

Развитие речи с элементами культуры речи (32 ч.)

Словарь

Автобус, аллея, аптека, багаж, библиотека, болото, вагон, винегрет, вокзал, восток, герой, горох, горячий, декабрь, дорога, животное, завтрак, запад, земляника, комбайн, компьютер, космонавт, космос, Кремль, кровать, лестница, магазин, малина, месяц, металл, метро, молоток, ноябрь, обед, овощ, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, песок, пирог, пирожное, победа, погода, помидор, потом, праздник, пшеница, ракета, рассказ, расстояние, рисунок, север, сентябрь, сирень, соловей, солома, тарелка, топор, трактор, трамвай, троллейбус, ужин, февраль, футбол, хоккей, хороший, четверг, чувство, шоссе, шофёр, экскурсия, январь (75 слов)

Прохождение практической части программы




3 класс Чет-верть Всего часов

Контрольные

работы Всего часов Диктант Списывание
Тест Проверочная работа 1 четверть 25 25 12.0908.10 24.10


2 четверть 22 22 26.11 07.12 14.12 26.12

3 четверть 29 29 08.02



4 четверть 26 26 21.04 05.05


Всего: 102 102 9 1 0 9

















5. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

3класс (102ч)


Тематическое планирование


Основные виды учебной деятельности учащихся


1.Фонетика и орфография (25 ч.)


Выполнять звукобуквенный анализ слова (определять коли­чество слогов, выполнять элементарную транскрипцию, находить ударный и безударные слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику согласных и гласных звуков). Правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать; правильно произносить орфоэпически трудные слова из ор­фоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы, ...).

2.Морфемика и словообразование (20ч.)


Сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффик­са, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным); мотивированно выполнять разбор слова по составу на осно­ве словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс); Обнаруживать регулярные исторические чередования (чере­дования, видимые на письме). Отличать прямое и переносное значения слова; находить в тексте синонимы и антонимы; отличать однокоренные слова от омонимов и синонимов. Различать части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог; различать на письме приставки и предлоги; изменять существительные по числам и. падежам; опреде­лять их род; различать названия падежей. изменять прилагательные по числам, падежам и родам; изменять глаголы по временам и числам; в прошедшем вре­мени - по родам; в настоящем и будущем времени - по лицам. Находить в составе предложения все словосочетания; в сло­восочетании находить главное слово и зависимое, ставить от пер­вого ко второму вопрос; находить в предложении основу (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (дополнение, обстоятель­ство, определение), задавать смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.

3.Морфология и лексика (20ч.)


Определять орфограммы; использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора сло­ва по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использование словаря); писать словарные слова в соответствии с заложенным в про­грамме минимумом; писать о-ё после шипящих в окончаниях существительных; писать слова с наиболее употребительными приставками, с приставкой с-, приставками на -с, -з; писать слова с суффиксами -ек- и -м/с-; писать безударные падежные окончания существительных и прилагательных; писать о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях су­ществительных; находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.

4.Синтаксис и пунктуация (5ч.)


Определять тему и основную мысль (основное пережи­вание) текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении; членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;

5.Лексикография (изу-чается во всех разделах в течение года)

Использовать учебные словари: толковый, словарь устойчивых выражений, орфографический (словарь «Пиши правильно»), об-ратный, орфоэпический (словарь «Произноси правильно»), этимо-логический (Словарь происхождения слов) для решения различ-ных лингвистических задач. Создание учебных и внеучебных ситуаций, требующих обращения учащихся к словарям.

6.Развитие речи с элементами культуры речи (32 ч.)


Грамотно писать и оформлять письма элементарного содер­жания; владеть нормами речевого этикета в типизированных рече­вых ситуациях (разговор по телефону; разговор с продавцом в ма­газине; конфликтная ситуация с одноклассником и пр.); работать со словарями; соблюдать орфоэпические нормы речи; устному повседневному общению со сверстниками и взрос­лыми с соблюдением норм речевого этикета; писать записки, письма, поздравительные открытки с со­блюдением норм речевого этикета.




6.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(102 часа)

№ п/п

Дата проведения урока

Раздел програм-мы, количество часов

Тема урока

Темы контрольных практических, лабораторных работ



Кол-во часов


Вид учебной деятельности

обучающихся

план

факт

1 четверть - 25 часов

1

03.09


Р.р. Речь и ее значение


1

Отличие письменной речи от устной. Восприятие и понимание звучащей речи.

2

05.09

Фонетика и орфография

(13 часов)

Повторение изученных орфограмм.


1

Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных.

3

07.09







Фонетика и орфография

(13 часов)

Р.р. Виды предложе-ний по цели высказы-вания и интонации


1

Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью.

4

10.09

Звукобуквенный разбор слова.

Сложные слова


1

Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Сложные слова.

5

12.09

Входной контрольный диктант.

Входной контрольный диктант.

1

6

14.09





Фонетика и орфография

(13 часов)

Части речи. Имя существительное


1

Имя существительное, значение и употребление. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?», «что?».

7

17.09

Имя прилагательное как часть речи


1

Имя прилагательное, значение и употребление. Изменение по родам и числам.

Согласование с именем существительным.

8

19.09

Р.р. Текст, тема текста и основная мысль Последовательность предложений в тексте. Устное сочинение по картине


1

Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью.

9

21.09













Морфология и

Лексика (18ч)


Глагол как часть речи


1

Глагол, значение и употребление

10

24.09

Словообразование имени существитель-ного от глаголов и прилагательных

1

Словообразование имени существительного от глаголов и прилагательных

11

26.09

Структура главной части словарной статьи


1

Правописание Ъ в глаголах с приставкой

12

28.09

Местоимение.


1

Местоимение, значение и употребление

13

01.10

Р.р Сравнительный анализ. Изложение текста.


1

Овладение номами речевого этикета. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Изложение текста.

14

03.10

Предлоги и приставки.


1

Различение предлогов и приставок

15

05.10

Морфология и

Лексика (18ч)


Изменение имени существительного по числам


1

Имена существительные женского, мужского и среднего рода. Изменение имен существительных по числам.

16

08.10

Контрольный диктант № 1

Контроль-ный дик-тант № 1

1

Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания

17

10.10

Работа над ошибками.

Изменение имен суще-ствительных по паде-жам.


1

Изменение имен существительных по падежам.

18

12.10


Морфология и

лексика

(18ч)

Упражнение в опреде-лении винительного падежа.


1

Изменение имен существительных по падежам

19

15.10

Винительный падеж


1

Изменение имен существительных по падежам

20

17.10

Творительный падеж


1

Изменение имен существительных по падежам

21

19.10

Предложный падеж


1

Изменение имен существительных по падежам

22

22.10

Различение падежей


1

Изменение имен существительных по падежам

23

24.10

Словарный диктант № 1 Различение падежей

Словарный диктант № 1 Различение падежей

1

Изменение имен существительных по падежам

24

26.10

Р.р. Описание и повествование


1

Использование средств языка в устной речи в со-ответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологическойречью.

25

29.10

Антонимы


1

Слово и его значение. Использование словарей русского языка.

2 четверть -22 часа

26

09.11

Орфография

(19ч)

Склонение имен существительных


1

Существительные первого и второго склонений.

27

12.11


Р.р. Работа с картиной. Устное сочинение


1

Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение монологической речью.

28

14.11

Орфография

(19ч)

Р.р. Текст-описание и текст-повествование.


1

Изложение текста. Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью.

29

16.11

Правописание падежных окончаний имен существительных


1

Правописание падежных окончаний имен существительных

30

19.11

Синтаксис и пунктуация (2ч)

Главные и второстепенные члены предложения


1

Главные и второстепенные члены предложения

31

21.11

Второстепенные

члены предложения.

Обстоятельства. Дополнения


1

Главные и второстепенные члены предложения

32

23.11

Р.р. Азбука вежливо-сти. Составляем рассказ по рисунку


1

Овладение номами речевого этикета. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Изложение текста.

33

26. 11

Словарный диктант № 2 Правописание безударных окончаний существительных

в единственном числе

Словарный диктант № 2

1

Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе.

34

28.11

Правописание приставок


1

Правописание приставок. Различение предлогов и приставок.

35

30.11

Правописание Ъ после приставок, оканчива-ющихся на букву согласного перед буквами Е, Ё, Ю, Я


1

Правописание приставок. Различение предлогов и приставок.

36

03.12

Правописание безу-дарных окончаний существительных

1 склонения в Р.п., Д.п., П.п. в единственном числе, 2 склонения в П.п.


1



Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе.

37

05.12

Лексика

(1ч)

Значения слов (омонимы, синонимы, антонимы)


1

Написание омонимов, синонимов, атонимов. Выявление значения слов

38

07.12

Словарный диктант № 3 Безударные окончания существительных

Словарный диктант

№ 3

1

Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе

39

10.12

Окончания существительных 1, 2 и 3 склонения


1

Выделение значимых частей слова. Изменение имён существительных по числам и падежам.

40

12.12

Правописание слов удвоенной буквой согласного в середине слова


1

Правописание слов с удвоенной согласной

41

14.12

Контрольный диктант № 2

«Сиротка»

Контрольн.

диктант № 2 «Сиротка»

1

Выделение значимых частей слова. Изменение имён существительных по числам и падежам.

42

17.12

Работа над ошибками

Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков


1

Правописание слов с удвоенной согласной

43

19.12


Орфография

(19ч)

Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных


1

Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

44

21.12

Р.р. Работа с картиной Устное изложение


1

Изложение текста. Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической речью.

45

24.12


Орфография

(19ч)

Окончания существи-тельных во множест-венном числе И.п.


1

Выделение значимых частей слова. Изменение имен существительных по числам и по падежам.

46

26.12

Контрольное списывание № 3

Контроль-ное списы-вание № 3

1

Списывание текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания

47

28.12

Работа над ошибками списывания. Оконча-

ния существительных во множественном числе в Р.п.


1

Выделение значимых частей слова. Изменение имен существительных по числам и по падежам.

3 четверть- 29 часов

48

11.01

Слово-образование

(3ч)

Написание существи-тельных с суффиксом -ИЩ-


1

Выделение значимых частей слова. Правописание суффиксов.

49

14.01


Орфография

(19ч)

Окончания существи-тельных во множ. числе в разных падежах


1

Выделение значимых частей слова. Изменение имен существительных по числам и по падежам.

50

16.01

Написание суффикса -ОК- после шипящих


1

Выделение значимых частей слова. Правописание суффиксов.

51

18.01


Морфология

(8ч)

Изменение прила-гательных по родам и числам


1

Имя прилагательное, значение и употребление. Изменение прилагательных по родам и числам.

52

21.01

Изменение прила-гательных по падежам


1

Имя прилагательное, значение и употребление. Изменение прилагательных по родам и числам.

53

23.01

Окончания прила-гательных мужского и среднего рода в И.п. В.п. Р.п.


1

Имя прилагательное, значение и употребление. Изменение прилагательных по родам и числам.

54

25.01

Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода


1

Выделение значимых частей слова. Окончания прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах.

55

28.01

Орфография

19ч)

Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О - беглые гласные звуки


1

Выделение значимых частей слова. Значение суффиксов и приставок. Различение приставок и предлогов.

56

30.01

Склонение прилагательных во множественном числе


1

Склонение прилагательных во множественном числе

57

01.02

Окончания прилагательных во множественном числе в падежах


1

Выделение значимых частей слова. Окончания прилагательных во множественном числе в падежах..

58

04.02

Р.р. Устный рассказ по рисунку


1

Составление устного рассказа по рисунку

59

06.02


Синтаксис

(4ч)

Второстепенные члены предложения. Определения


1

Главные и второстепенные члены предложения

60

08.02

Контрольный диктант № 5

«Апрель»

Контрольн. диктант № 5 «Апрель»

1

Написание под диктовку текста (55-70 слов) в соответствии с изученными нормами правописания

61

11.02

Работа над ошибками .

Слова с удвоенной буквой согласного


1

Выполнение работы над ошибками допущенными в контрольном диктанте. Написание слов с удвоенной буквой согласного

62

13.02








Морфология и слово-образование

(7ч)

Начальная форма глагола. Суффикс - ть (- ти, - чь)


1

Употребление «ь» после шипящих на конце глаголов.

63

15.02

Написание частицы - ся


1

Употребление «ь» после шипящих на конце глаголов, употребление частицы «СЯ»

64

18.02

Написание Ь перед частицей - ся


1

Употребление «ь» после шипящих на конце глаголов, употребление частицы «СЯ»

65

20.02

Другие суффиксы глагола: -а-, -е-, -и-, -о-, -у-, -я-


1

Написание словарного диктанта из 10-12 слов на изученную орфограмму

66

25.02

Времена глагола. Прошедшее время глагола. Будущее время глагола . Настоящее время глагола


1

Изменение глагола по родам и числам в настоящем времени.

67-68

27.02

25.02

Времена глагола. Прошедшее время глагола. Будущее время глагола. Настоящее время глагола


2

69

03.03

Р.р. Работа с картиной. Письменное сочинение


1

Сочинение. Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения.

70

05.03

Времена глагола. Прошедшее время глагола


1

Изменение глагола по родам и числам в настоящем времени.

71

09.03

Будущее время глагола Настоящее время глагола


1

Изменение глагола по временам. Изменение глагола по родам и числам в прошедшем времени.

72

10.03

Р.р. Работа с картиной. Учимся писать сочи-нение по наблюдени-ям.Устное сочинение


1

Сочинение. Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Изменение глагола по временам. Изменение глагола по родам и числам в прошедшем времени.

73

12.03

Комплексная работа


1

74

14.03

Комплексная работа



75

16.03

Написание Ь после шипящих во всех формах глагола


1

Употребление «ь» после шипящих на конце глаголов.

76

17.03

Написание Ь после шипящих во всех формах глагола


1

Употребление «ь» после шипящих на конце глаголов.

4 ЧЕТВЕРТЬ-26 ЧАСОВ

77

28.03

Р.р. Работа с картиной. Учимся писать сочи-нение по наблюдени-ям.Устное сочинение


1

Сочинение. Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Изменение глагола по временам. Изменение глагола по родам и числам в прошедшем времени.

78-79

31.03-02.04

Написание Ь после шипящих во всех формах глагола


1

Употребление «ь» после шипящих на конце глаголов.

80-82

04.04-07.04-09.04

Повторение. Главные и второстепенные члены предложения


1

Главные и второстепенные члены предложения

83

11.04

Работа над ошибками

Р.р Азбука вежливости


1

Овладение номами речевого этикета. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Изложение текста.

84-86

14-16-18.04

Повторение. Главные и второстепенные члены предложения


1

Главные и второстепенные члены предложения

87

21.04

Контрольное списывание№4

Контроль-ное списы-вание№4

1

Различение слова, словосочетания и предложения. Главные и второстепенные члены предложения

88-91

23-25-28-30.04

Повторение по теме «Синтаксис»


1

Разновидности предложений по цели высказыва-ния и эмоциональной окраске. Главные и второсте-пенные члены предложения. Связь слов в предло-жении

92

05.05

Контрольный диктант № 6 (адм)

Контроль-ный дик-тант № 6 (адм)

1

Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания

93

07.05

Работа над ошибками.



94-95

12-14.05

Проверка изученного за год



96

16.05

Задание для членов клуба «Ключ и заря»


1

Выполнение заданий для членов клуба «Ключ и заря»

97

19.05

Р.Р Оформление писем в клуб


1

Оформление писем в клуб

98-102

20-21-22-23-25.05

Повторение материала изученного в течение года


5




ИТОГО: 24 часов

ИТОГО за год: 102 часа


7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Методические пособия для учащихся:


  1. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. 1 класс: Тетради по письму № 1, № 2 и № 3. - М.: Академкнига/Учебник.

  2. Лаврова Н. М. Азбука. Пишу и проверяю себя. Начала формирования регулятивных УУД. 1 класс: Тетради по письму № 1, № 2 - М.: Академкнига/Учебник.

  3. Чуракова Н.А. Русский язык. 1- 4 класс: Учебник, - М.: Академкнига/Учебник.

  4. Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельных работ. 1-4 класс. - М.:

  5. Академкнига/Учебник.

Учебно-методические пособия для учителя


  1. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука: 1 кл.: Методическое пособие/Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. - М.: Академкнига/Учебник.

  2. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 1-4 класс», - М.: Академкнига/Учебник.

  3. Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 1-4 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник.

Инструмент по отслеживанию результатов работы:


  1. Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 2-4 классы: Методическое пособие. - М.: Академкнига/ Учебн


Компьютерные и информационно-коммуникативные средства


1.Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету 2.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 3.Магнитная доска. 4.Персональный компьютер 5.Мобильный класс. 6.Мультимедийный проектор 7.Документ-камера

8.Сканер

9.Принтер


Планируемые результаты освоения учебной программы

по курсу «Русский язык» к концу 3-го класса


Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Обучающиеся научатся:

  • выполнять звукобуквенный анализ слова.

Раздел «Орфоэпия»

Обучающиеся научатся:

  • правильно употреблять приставки на- и о-;

  • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Обучающиеся научатся:

  • сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования;

  • мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;

  • обнаруживать регулярные исторические чередования видимые на письме.

Раздел «Лексика»

Обучающиеся научатся:

  • отличать прямое и переносное значение слова;

  • находить в тексте синонимы и антонимы;

  • отличать однокоренные слова от омонимов и синонимов.

Раздел «Морфология»

Обучающиеся научатся:

  • различать части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог;

  • различать на письме приставки и предлоги;

  • изменять существительные по числам и падежам; определять их род;

  • различать названия падежей;

  • изменять прилагательные по числам, падежам, родам;

  • изменять глаголы по временам и числам; в прошедшем времени - по родам; в настоящем и будущем - по лицам.

Раздел «Синтаксис»

Обучающиеся научатся:

  • находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное и зависимое слово; ставить от первого ко второму вопрос;

  • находить в предложении основу и второстепенные члены предложения;

  • задавать смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающиеся научатся:

  • определять орфограммы;

  • использовать разные способы проверок орфограмм;

  • писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;

  • писать о-ё после шипящих в окончаниях существительных;

  • писать слова с наиболее употребительными приставками, с приставкой с-,приставками на -с, -з;

  • писать слова с суффиксами - ек и - ик; писать безударные падежные окончания существительных и прилагательных;

  • писать о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных;

  • находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.

Содержательная линия «Развитие речи»

Обучающиеся научатся:

  • Определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении;

  • Членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;

  • Грамотно писать и оформлять письма элементарного содержания;

  • Владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях;

  • Работать со словарями;

  • Соблюдать орфоэпические нормы речи;

  • Устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;

  • Писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.

8.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

3 класс

В области познавательных УУД (общеучебных)

Обучающиеся научатся:

  • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;

  • свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений, находить нужный текст по страницам "Содержание" и "Оглавление", быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте, находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

  • работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

  • работать с несколькими источниками информации (двумя частями учебной книги (в одной из которых - система словарей), "Рабочей тетрадью" и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.

В области коммуникативных УУД

Обучающиеся научатся:

В рамках инициативного сотрудничества:

  • работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

В рамках коммуникации как взаимодействия:

  • понимать основание разницы двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения;

  • находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения, используя для этой цели в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели.

В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий)

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.


8.2. Система оценивания


Личностные результаты выпускников на ступени начально­го общего образования в полном соответствии с требовани­ями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.
Личностные результаты.

3 класс 1. Воспринимать историко-географи-ческий образ России (территория, границы географические осо-бенности, многона-циональность, основ-ные исторические события; государ-ственная символика, праздники, права и обязанности граж-данина. 2. Проявлять уваже-ние к семье, к культу-ре своего народа и других народов, населяющих Россию. 3. Проявлять положи-тельную мотивацию и познавательный ин-терес к учению, активность при изучении нового материала. 4. Анализировать свои переживания и поступки. Ориентиро-ваться в нравствен-ном содержании собственных поступ-ков и поступков других людей. Находить общие нравственные категории в культуре разных народов.

5.Выполнять основ-ные правила береж-ного отношения к природе, правила здо-рового образа жизни на основе знаний об организме человека.

6. Проявлять эстети-ческое чувство на ос-нове знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.

7. Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем

Оценка метапредметных результатов


Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся: способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; - самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; - умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач; способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям; умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.



Метапредметные результаты. Класс Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД 3 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия. 6. Осуществлять само- и взаимопроверку работ. 7. Корректировать выполнение задания. 8. Оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения. 1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 2. Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебниках. 3. Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебниках. 4. Подробно и кратко пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план. 5. Объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием. 6. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу. 7. Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы. 8. Выполнять задания по аналогии 1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. 2.Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку. 3.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 4. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения. 5. Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре. 6. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Слова на не изученные к данному моменту правила заранее выписываются на доске или проговариваются орфографически. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения. Тексты контрольных диктантов должны включать орфограммы, определенные «Минимумом начального общего образования», «Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта»: правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных; правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глаголов; правописание не с глаголами; правописание сочетаний жи-ши. Ча-ща, чу-щу, чк-чн; употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных; Употребление разделительных ь и ъ, ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов. Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:

Класс

I-е полугодие

II-е полугодие 3 класс

45-55 слов

55-65 слов


Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:
  • нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте;
  • наличие ошибок на изученные правила орфографии.
Недочеты:
  • отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
  • отсутствие красной строки;
  • неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.

Грамматическое задание

Грамматическое задание есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений. Характеристика цифровой отметки (оценки): «5» («отлично») - выполнено без ошибок. «4» («хорошо») - правильно выполнено не менее ¾ заданий. «3» («удовлетворительно») - правильно выполнено не менее ½ заданий. «2» («плохо») - правильно выполнено менее ½ заданий.

Словарный диктант

Примерное количество слов для словарных диктантов: 3 класс - 10-12 слов; Характеристика цифровой отметки (оценки): «5» («отлично») - без ошибок. «4» («хорошо») - 1 ошибка. «3» («удовлетворительно») - 2-3 ошибки. «2» («плохо») - 4 и более ошибок.

Контрольное списывание Контрольное списывание - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста. Для контрольных списываний предлагаются тексты с пропущенными знаками препинания. Количество слов в текстах списываний и диктантов одинаково. Характеристика цифровой отметки (оценки): «5» («отлично») - работа выполнена без ошибок; «4» («хорошо») - 1-2 исправления или 1 ошибка; «3» («удовлетворительно») - 2-3 ошибки; «2» («плохо») - 4 ошибки и более.

Изложение

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15-20 больше, чем в диктанте. При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  • употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
  • отсутствие красной строки;
  • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
Рекомендуется оценивать изложение одной отметкой - только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении. Характеристика цифровой отметки (оценки): «5» («отлично») - правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; нет фактических ошибок; правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности). «4» («хорошо») - содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста). «3» («удовлетворительно») - допущено существенное отклонение от авторского текста; допущены нарушения в последовательности изложения мыслей; есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста). «2» («плохо») - допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; имеет место употребление слов в не свойственном им значении; допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

Сочинение

«5» («отлично») - логически последовательно раскрыта тема, правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности), нет фактических ошибок. «4» («хорошо») - последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков, имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста). «3» («удовлетворительно») - имеются существенные отступления от темы, есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).

Создание небольшого текста (сочинения) не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, поэтому отрицательные отметка за сочинение не выставляется.





9. Приложение


3 класс.

1четверть

Контрольное списывание (10.09.)

Что едят птицы? Много птиц живёт на Земле. Лесные птицы клюют зёрна. Морские - ловят рыбу. Клёст достаёт из шишки семена. Чайки и цапли - рыболовы. Вороны едят зерно, улиток, арбузы и дыни. Птицы очень прожорливы. Синичка может съесть столько, сколько весит сама.

(По Н.И.Сладкову)

Диктант (19.09)

весна у моря

В этом году я встречал весну два раза. Первый раз встречал весну в Москве. Второй раз - у Белого моря.* Из Москвы к Белому морю я поехал в мае. За день скорый поезд умчался за тысячу километров.

Как хорошо весной в суровом лесном краю! Солнце спешит согреть землю своим теплом. Природа ликует!

(По Г. Скребицкому) (51 слово)

Для справки: ликует. Примечание: выделенные написания чётко (орфографически) проговариваются учителем. Сообщается о постановке тире в предложении, которое отмечено звёздочкой. Перед выполнением грамматического задания необходимо предупредить школьников, что, работая над вторым заданием любого варианта, они не обращаются к словосочетанию за тысячу километров.

Грамматическое задание

1 вариант

  1. Найди во 2-м абзаце глаголы и выпиши их. Перед словами в скобках напиши вопросы, на которые они отвечают.
  2. НПрограмма по русскому языку для работы с детьми ОВЗ 3 классайди и подчеркни в тексте слова, которые стоят в винительном падеже.

2 вариант 1.Найди в 1-м абзаце глаголы и выпиши их. Перед словами в скобках напиши вопросы, на которые они отвечают. 2


Программа по русскому языку для работы с детьми ОВЗ 3 класс.Найди и подчеркни в 1-м абзаце слова, которые стоят в родительном падеже.

Диктант (10.10)

Ласточки С шумом пролетела в сад стайка маленьких ласточек. Они учатся летать. Стайка нагрянула на старую берёзу. Все ласточки расселись на ветках. Ласточки очень кричали. Они просили корму. Просвистела в вышине синим крылом большая ласточка. Она поймала козявку. Подлетела и сунула детёнышу в широкий рот эту козявку. Другие ласточки подняли крик. (50 слов) (По Воронковой) Для справок: расселись Примечание: выделенные написания чётко (орфографически) проговариваются учителем.

Грамматическое задание

1 вариант

  1. Найди и подчеркни в тексте родственные глаголы, поставь к ним вопросы. Запиши начальную форму глаголов. Выдели в них корни.
  2. 2-е предложение 2-го абзаца разбери по членам предложения.Программа по русскому языку для работы с детьми ОВЗ 3 класс
2 вариант



  1. Найди и подчеркни в 1-м абзаце слова, которые стоят в винительном падеже.
  2. 4-е предложение 2-го абзаца разбери по членам предложения.

2четверть

Контрольное списывание (25.11.)

сиротка Принесли мне ребята маленького сорочонка. Назвали мы её Сиротка. Скоро Сиротка научилась летать. Стала она своей на птичьем дворе. Была дружна с драчливым петухом Петровичем. Раз петух звал кур съесть червяков. Вдруг Сиротка подлетела. Раз - и съела червяка. Петух ей другого подкинул. Съела она и второго и третьего. Так они всех червей склевали.

(53 слова)

(По Г.А. Скребицкому)

Диктант (16.12)

цветы С утра жара. Идём в лес. В кустах прохлада. Капли росы как круглые прозрачные жучки. Тронул ветку и вот чудо! Капля-жучок ожила и спрыгнула в траву. Вся лужайка в цветах. Цветы на земле среди густой зелёной травы. Цветы над землёй. Это рой бабочек. Вот большие глазастые ромашки. Ромашки тянутся к солнцу. (По Г.А. Скребицкому)

(51 слово) Для справки: капля-жучок Примечание: выделенные написания чётко (орфографически) проговариваются учителем.

Грамматическое задание

  1. вариант

1.Найди во 1-м абзаце глаголы и выпиши их. Перед словами в скобках напиши вопросы, на которые они отвечают. 2Программа по русскому языку для работы с детьми ОВЗ 3 класс.Найди и подчеркни в 1-м абзаце существительные, которые стоят в винительном падеже.

2 вариант

  1. Найди и подчеркни во 2-м абзаце повторяющиеся существительные с предлогами. Определи падежи и укажи над словами.
  2. Последнее предложение текста разбери по членам предложения
3четверть

Тест (11.02)

Вариант 1

_________________________________ __________________

1.Распредели существительные по склонениям. Определи их род:

Семья, артист, метро, метель, горе, сарай.

1 склонение: 2 склонение: 3 склонение:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

2.Из стихотворения выпиши глаголы и прилагательные:

глаголы: прилагательные:

Ночью вьюга снежная _____________________________________

Заметала след. _____________________________________

Розовое, нежное, _____________________________________

Утро будит свет… _____________________________________

3.Сделай разбор слов по составу:

бодрость , камышовый , выставка.

4.Разбери предложение по членам предложения. Выпиши словосочетания:

Душистые ягоды краснеют в траве.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

5.Спиши правильно. Выдели орфограммы. Напиши проверочные слова:

(Про)снулись малиновки. Перья (на)их гру…ках (о)красились

(в)цвет зари. (За)бл…стели (на)листьях капли росы. (Над)душистыми

цв…тами кружат з...лотые пчёлки. Они пьют сла…кий сок.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

6.Определи падеж выделенных существительных:

Дедушка( ) сидел на скамейке( ) и ел орешки ( ).

7.Вставь пропущенные буквы:

Д...кабрь, в...н…грет, с…лома, ...бед, р...сун...к, м...л...ток, ..сина.

Оценивание:

10 б. В. 100 % 66 1 задание -6б+6б.(1б.-за слово,1б-за род).

9 б. В. 99-91% 65-61 2 задание-5б.(1б.-за слово).

8 б. В.С. 90-84% 60-56 3 задание-4б+4б+5б.(1б-за составную часть слова).

7 б. В.С. 83-77% 55-51 4 задание-4б+2б.(1б-за разбор,1б-за словосочет).

6 б. С. 76-71% 50-47 5 задание-12б+5б.(1б-за орфограмму,1б-за слово).

5 б. С. 70-64% 46-43 6 задание-3б.(1б.- за падеж).

4 б. Н. С.63-57% 42-38 7 задание-10 б.(1б.- за букву).

3 б. Н.С. 56-50% 37-33

2 б. Н. 49-40% 32-27

1 б. Н. 39-10% 26- 7 Всего: 66 баллов.

Вариант 2

_________________________________ __________________

1.Распредели существительные по склонениям. Определи их род:

Скамья, павлин, зерно, капель, море, муравей.

1 склонение: 2 склонение: 3 склонение:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

2.Из стихотворения выпиши глаголы и прилагательные:

глаголы: прилагательные:

Ночью вьюга снежная _____________________________________

Заметала след. _____________________________________

Розовое, нежное, _____________________________________

Утро будит свет… _____________________________________

3.Сделай разбор слов по составу:

сладость , свинцовый , подливка.

4.Разбери предложение по членам предложения. Выпиши словосочетания:

Серые воробушки купаются в пыли.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

5.Спиши правильно. Выдели орфограммы. Напиши проверочные слова:

(Про)снулись малиновки. Перья (на)их гру…ках (о)красились

(в)цвет зари. (За)бл…стели (на)листьях капли росы. (Над)душистыми

цв…тами кружат з...лотые пчёлки. Они пьют сла…кий сок.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

6.Определи падеж выделенных существительных:

Бабушка( ) сидела на диване( ) и вязала носки ( ).

7.Вставь пропущенные буквы:

Д...кабрь, в...н…грет, с…лома, ...бед, р...сун...к, м...л...ток, ..сина.

Оценивание:

10 б. В. 100 % 66 1 задание -6б+6б.(1б.-за слово,1б-за род).

9 б. В. 99-91% 65-61 2 задание-5б.(1б.-за слово).

8 б. В.С. 90-84% 60-56 3 задание-4б+4б+5б.(1б-за составную часть слова).

7 б. В.С. 83-77% 55-51 4 задание-4б+2б.(1б-за разбор,1б-за словосочет).

6 б. С. 76-71% 50-47 5 задание-12б+5б.(1б-за орфограмму,1б-за слово).

5 б. С. 70-64% 46-43 6 задание-3б.(1б.- за падеж).

4 б. Н. С.63-57% 42-38 7 задание-10 б.(1б.- за букву).

3 б. Н.С. 56-50% 37-33

2 б. Н. 49-40% 32-27

1 б. Н. 39-10% 26- 7 Всего: 66 баллов.

Диктант (13.02)Программа по русскому языку для работы с детьми ОВЗ 3 класс

костюм на карнавал В школе был новогодний карнавал. Мне надо было придумать костюм. Я быстро влез в папины сапоги. Тут Мишка спросил о шапке. Я надел мамину шапку от солнца. Она съехала мне до самого носа. Я вышел в коридор. Соседка тётя Вера назвала меня котом в сапогах. Тетя Вера нашла мне рыжий хвостик. Мишка пришил мне сзади хвост, и мы побежали на ёлку.*

(По Н.А. Носову) (61 слово)

Слова для справок: коридор, сзади.

Примечание: заголовок диктанта записывается учителем на доске. Выделенные написания чётко (орфографически) проговариваются учителем. Сообщается о постановке запятой в предложении, обозначенном звёздочкой.

Грамматическое задание

1 вариант

  1. В последнем предложении текста найди и подчеркни существительные. Определи падеж и укажи над словами.
  2. В 3-м предложении подчеркни главные члены предложения.

2 вариант

  1. В 4-м предложении подчеркни главные члены предложения.
  2. В предпоследнем предложении подчеркни существительные. Определи падеж и укажи над словами.

Контрольное списывание (27.02)

в лесу Весь отпуск я прожил в лесной сторожке. Вставали мы на зорьке. На зорьке и в лес шли. Я заботился о дичи и рыбе, а мой друг - о грибах и ягодах. Уходили в лес на целый день. Любили мы бывать на старой вырубке. На вырубке много ягод. В чистом воздухе запах свежего сена. На пнях распускали крылья красивые бабочки. Это были яркие расписные «адмиралы». (По Г.А. Скребицкому) (62 слова)

4четверть

Контрольный диктант (22.04)

Апрель. Апрель - веселый радостный месяц. Солнце сгоняет последний снег. По оврагам журчат ручьи. Пробуждаются и оживают каждый кустик, дерево и травинка. От корней вверх начинают подниматься весенние соки. Они очень нужны дереву. Без них дерево не зацветает, ветки его не покроются густой зеленой листвой. С каждым днем все теплей.

Начинают цвести деревья. На ветках ивы и вербы появились пушинки.

Грамматическое задание

1 вариант

  1. 3-е предложение 1-го абзаца разбери по членам предложения.
  2. Во 2-м предложении 2-го абзаца подчеркни существительные. Определи падеж и укажи над словами.

2 вариант

  1. 2-е предложение 1-го абзаца разбери по членам предложения.
  2. Во 2-м предложении 2-го абзаца подчеркни существительные. Определи падеж и укажи над словами.


Контрольное списывание (20.05)

Память о лете. Ночью выпал снег. Я подошел к окошку. Ворона подлетела к ветке сирени и села. Ветка закачалась. Птица медленно поднялась и улетела.

Утром мы отправились на лесное озеро. Дед проводил нас до опушки. День как будто дремал. Падали одинокие снежинки. Мы осторожно дышали на них. Они становились капельками воды и скатывались с ладони. Стая снегирей села на засыпанную снегом рябину. Мы сорвали несколько ягод. Это была последняя память о лете, об осени.

2


© 2010-2022