Эссе учителя. Разышления о роли учителя сегодня

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе учителя. Разышления о роли учителя сегодня Эссе «Я - учитель».

Бадяева Л.В.

«Многому я научилась у своих наставников, еще больше- у своих товарищей, но больше всего- у своих учеников»

(Мудрецы Таллии) Школа… Мой путь к ней ведет из далекого детства. Часто вспоминаю, что как только научилась писать и считать ( а это было лет в пять), я стала играть во дворе в школу с теми, кто был младше меня. Они меня слушали, выполняли задания и мне это нравилось. Росла я ребенком непоседливым, любопытным, была заводилой. Родители говорили, что в школе учителям в школе со мной будет морока… Первый класс, первый урок, первая учительница и все - я пропала, я влюбилась сначала в Зинаиду Алексеевну - так звали мою первую учительницу, а потом и в школу…В школе была активисткой-все начинания - мои. Это были мои первые шаги в роли учителя. Уже позднее, в старших классах, когда начались уроки физики, которые преподавала Воронцова Вера Григорьевна, я точно знала, что буду учителем и именно учителем физики. Окончив школу, я поступила в педагогический институт. Потом пронеслись студенческие годы, наполненные романтикой. В тоже время я строила планов громадьё. Я вспоминаю свои первые уроки практики в Оренбурге - это уроки физики в 7-х классах, когда двадцать две пары глаз всматриваются и испытывающе «сканируют» тебя. Но было не страшно, я была готова, потому что во время прохождения практики мне повезло, моим наставником был учитель - профессионал Тугай Владимир Иванович, который сказал: «Из тебя получится хороший учитель». В плане организации мне помогла работа вожатого в пионерском лагере им. О. Кошевого. Работая в лагере, я научилась общению с подростками. Наверное, здесь для меня учителями были именно они. Мир ребенка - это целая вселенная. И вот уже больше 30 лет я живу в гармонии с собой и миром, работая учителем в школе. В школе, где есть радость и горечь, взлёты и падения, тепло учительских глаз и свет детских улыбок, бессонные ночи и уроки детских открытий. Тому, кто не постиг тайны нашей работы, она кажется будничной: тетради, журналы, уроки. А, по сути своей, она радостная, так как с нами рядом самые чистые, искренние и порядочные люди - наши дети. И очень ответственная, потому что нам доверили самое дорогое - Ребёнка. Я люблю детей просто потому, что они дети. Ребенок - изначально беззащитное существо, исполненное надежд, веры в светлые стороны бытия, радости открытий; душа, открытая миру. Душа ребенка, по словам Плутарха, «не пустой сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь». И нам, учителям, доверено наполнять этот сосуд и зажигать факел, чтобы впоследствии это передавалось людям Быть первым учителем - очень ответственно, ведь мы во многом моделируем судьбу каждого ребёнка: заметим искорку в его глазах, поможем, подтолкнём - и он в будущем найдёт свой путь в жизни. Нельзя сравнивать нашу профессию с другими: подгорит хлеб у пекаря - можно выпечь другой через час или два; строитель неправильно положит кирпич - можно вымерять уровнем и всё исправить. Но только у учителя результат будет виден не сразу: не через час, не через месяц, и даже не через год, а через несколько лет. Причём его уже нельзя исправить. Наши ошибки самые серьёзные, самые жизненные, так как они ранят душу ребёнка, заставляя его страдать. Но в большей мере детскую душу заставляет страдать равнодушие учителя, несправедливость с его стороны. Неслучайно справедливость как качество души человека дети ставят порой выше доброты. Поэтому я убеждена: несправедливый и равнодушный человек не может быть учителем. Наверное, потому и осталась учителем, несмотря на то, что есть профессии более «денежные» и менее «ответственные». Осталась, потому иду по жизненному пути с порядочными и неравнодушными людьми - своими коллегами и, конечно же, с детьми - искренними и чистыми душами. Любить детей.… Любить - значит, понимать, что они не запрограммированные существа, а личности со своими характерами, темпераментом, привычками. Понимать, что ребёнок - личность. Понимать, что не только я, педагог, учу ребёнка, но и он, мой ученик, несмотря на свой малый жизненный опыт, помогает мне постичь жизнь. Получается, что мы учимся одновременно. Сотворчество, сотрудничество, участие - триада, определяющая мой Путь учителя. Для меня учительство - призвание, а не просто профессия Учителем нельзя быть по понедельникам и пятницам и только на школьном уроке. Уважать всех своих учеников, быть внимательным к каждому ребенку, суметь поддержать его в трудную минуту , сочувствовать ему, сопереживать с ним - все это возможно только по зову сердца, движению души. «Вложи в каждого ученика жажду познаний и дай ему учителя» (Народная легенда). Это моё педагогическим кредо. Быстро меняются требования к образованию, особенно в современном мире. Я стараюсь жить в унисон с нашим стремительным веком. Главное в учительской профессии - верность выбранному пути. Но верность не как нечто застывшее, неизменное, а как постоянное желание дарить знания и любовь детям при понимании современных требований в образовании и моделировании образовательного процесса сообразно им. Как современны и сегодня слова великого русского писателя Льва Николаевича Толстого: «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным». Быть учителем сегодня - это понимать, что современный ребёнок живёт в современном информационном мире, поэтому сегодня недостаточно знать свой предмет, методику его преподавания. Необходимо владеть инновационными технология, эффективно использовать в образовательном процессе цифровые и электронные ресурсы. Сегодняшние дети воспитаны на компьютерах, смартфонах, планшетах, электронных книгах… Порой кажется, что дети знают больше нас и заставляют идти вперёд, постоянно совершенствоваться: изучать компьютерные программы, использовать всевозможные электронные и цифровые образовательные ресурсы на уроке и вне урока, управлять проектной и исследовательской деятельностью школьников,. Применять электронные мультимедийные учебные пособия, дающие возможность школьникам получать новую информацию по разным каналам восприятия - с помощью графики, фото, видео, анимации и звука и (что особенно важно для меня) организовать личностно - ориентированное обучение. Пользуюсь открытой образовательной мультимедийной системой. Результаты своего труда вижу в активизации познавательной деятельности учащихся: увеличивается число детей, принимающих участие в различных интеллектуальных и творческих конкурсах, в том числе через Интернет. Считаю, что участие в конкурсах не должно быть ради самого участия - должна быть решена такая важная задача, как понимание учеником значения полученных знаний, приобретение личностного опыта в ходе интеллектуального и творческого процесса. Убеждена - участие в конкурсах повышает предметную компетентность учеников: умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, выделить информацию, необходимую для её решения, сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа информации. Для меня важно стать своеобразным проводником моих учеников в мир информационных ресурсов, в мир, где можно стать исследователем, менеджером.… Конечно, кто-то может возразить: и что все ваши совместные открытия с учениками, если ваша зарплата невелика, а времени свободного нет? Но понимание величия своей МИССИИ УЧИТЕЛЯ и радость открытия ребёнком себя в мире и мира в себе дают силы и желание идти по выбранному Пути. Быть учителем - это быть для своих учеников опорой. Находить позитивное в любой ситуации, передавать этот заряд оптимизма своим ученикам. Увлекать, окрылять, вдохновлять детей, учить противостоять трудностям и побеждать. Но и этого недостаточно. Необходимо проявить терпение в ожидании результатов своих педагогических усилий, оставаться оптимистом даже в сложных обстоятельствах и не растерять человеческие качества на тернистом учительском пути. «Вся гордость учителя в учениках, в росте посяенных им семян»- гласит народная мудрость. Вот уже мой пятый выпуск на подходе. И ты помнишь всех своих выпускников и по имени и уже по отчеству. Когда мои выпускники поступают в вузы на специальности, где профильным предметом является математика или физика это, конечно, приятно. Но вот когда, поступая в педагогический вуз, идут не только на физико-математический факультет, но и на филологический, на факультет дошкольного обучения, объясняя, что хотят работать с детьми по моему примеру, то я смею надеяться, что учу своих учеников не только математике и физике, но и чему-то большему … Когда я слышу слова благодарности от родителей своих учеников, от выпускников прошлых лет, я хочу поклониться всем своим учителям. И первой учительнице, которая каждый день одаривала нас не только новыми знаниями и открытиями, но и своей лучезарной улыбкой, необыкновенной добротой и пониманием, верой в наши силы. И учительнице физики, которая щедро делилась своей любовью к этой науке. И преподавателям института, интеллигентным, виртуозно знающим свой предмет. Все эти годы они были и остаются для меня образцом настоящего учителя. Наши дети - это будущее государства, а престиж учителя - инвестиции, которые окупятся сторицей. Может, когда -нибудь, кто-нибудь из учеников скажет подобно Александру Македонскому: «Отец дал мне жизнь, а учитель - бессмертие».
Ради этого стоит быть учителем.



© 2010-2022