- Преподавателю
- Начальные классы
- Презентация по литературному чтению 3 класс
Презентация по литературному чтению 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Жиренкина О.Я. |
Дата | 31.08.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Тема урока: Древние сюжеты сказок о животных.
Сказка «Откуда пошли болезни и лекарства». Цели: формировать представление о самых древних сказочных историях через анализ сказки; учить отличать самые древние сказочные сюжеты в сказках о животных, по признаку: они объясняют происхождение, природу и причины всего на земле - природу явлений, особенности внешнего вида животных, причины их поведения и взаимоотношений между собой. Планируемые результаты: учащиеся научатся отличать сказку о животных от волшебных сказок; располагать сказки о животных по временному признаку на ленте времени: 1) самая древняя сказочная история; 2) просто древняя; 3) менее древняя сказочная история; находить особенности самых древних сказочных сюжетов (историй): объяснение причины взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида; находить особенности просто древних сказок (ум и хитрость героя); находить особенности менее древней сказки - ее нравоучительный характер: начинает цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благодарным; распознавать сказки с бродячими сюжетами и сравнивать «бродячие сказочные истории» разных народов с целью обнаружить в них общие черты: сходство построения самих сказок, событий и характеров героев.
Ход урока
-
Организационный момент
-
Подготовка к восприятию. Постановка целей урока
Новую тему мы начинаем,
Что в ней таится, пока мы не знаем.
Но чтобы название темы узнать,
Надо вам запись расшифровать.
Отгадайте слова. Первое слово: проникаем в суть чего-либо, понимаем. (Постигаем.) Второе слово: синоним слова «тайны». (Секреты.) Третье слово: художественный прием, который использует Иван Бунин в стихотворной строке: «Лес точно терем расписной». (Сравнение.) Откройте учебник на с. 64 и проверьте себя. («Постигаем секреты сравнения».) (Учитель читает текст на с. 64.)
- Что же мы будем изучать?
- Вспомните, что мы знаем о сказках о животных. (В сказках о животных герои - животные; хитрец и проказник - главный герой; в более древних сказках побеждает хитрый, а в менее древних - благородный.)
- Что предлагает нам Михаил Потапович? (Читать сказки разных народов и делать интересные открытия.)
- Прочитайте название первой сказки. («Откуда пошли болезни и лекарства».)
- Какой народ придумал эту сказку? (Индейцы Северной Америки.)
- Знаете ли вы, кто такие индейцы? (Индейцы - коренные жители Северной Америки.)
- Посмотрим по карте мира, откуда к нам пришла эта сказка.
- По названию можно ли определить, о чем эта сказка? Прочитаем и узнаем, почему сказка так названа. Вы готовы? Тогда начинаем.
III. Работа по теме урока
- Найдите условное обозначение, которое поможет определить, с чего мы начнем работу.
77Узнайте значение слов «бурундук» и «исполосовали» в толковом словаре. (Учитель читает сказку на с. 64-67.)
- Вам понравилась эта сказочная история? Чем?
-
В какие времена происходят события? Найдите подтверждение в тексте.
- Когда же дружбе пришел конец? (Когда людей стало очень много, а зверям оставалось места на земле все меньше и меньше, и люди стали убивать зверей.)
-
Какой же выход придумали звери? (Собрались на совет, чтобы решить, как наказать людей.)
-
Прочитайте сказку самостоятельно и расскажите, что они придумали.
- Медведи предложили объявить войну.
-
Олени предложили наказывать охотников, которые не просили прощения у убитых животных.
-
Рыбы и пресмыкающиеся стали посылать людям недобрые сны.
-
Птицы, насекомые и мелкие зверьки начали придумывать разные болезни для людей.)
- Кто вступился за человека? (Бурундук.)
-
Какова его судьба? (Его исполосовали когтями, эти следы он носит до сих пор.)
- Посмотрите на изображение бурундука.
- Кто решил помочь человеку? (Растения.)
-
Как? Найдите отрывок, в котором об этом говорится, и прочитайте его. Расскажите своими словами.
- Какие лекарственные травы вы знаете?
-
Физкультминутка
-
Продолжение работы по теме урока
-
-
Чему же учит эта сказочная история? (Бережно относиться к миру природы.)
-
Особенности внешности каких животных объясняют нам индейцы Северной Америки? (Лягушки, бурундука.)
- Прочитайте, как они это объясняют.
- Можно ли эту сказочную историю отнести к самым древним сказкам? Почему? (Да, мы нашли объяснение, почему животные имеют такой вид.) А кто догадался, что еще объясняют индейцы в этой сказочной истории? (Происхождение болезней.)
- Перечитайте и расскажите, как они объясняют причину происхождения болезней.
-
Рефлексия
-
Подведение итогов урока
- Какую тему мы начали изучать?
- С каким произведением познакомились?
- Почему эту сказочную историю можно считать самой древней? (В ней объясняются причины происхождения болезней и лекарств; объясняются черты внешнего облика двух животных.)
- Вернемся к началу нашего урока. Почему же сказка так названа?
Домашнее задание Пересказать сказочную историю от лица автора (учебник, с. 64-67).