Презентация по литературному чтению 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Древние сюжеты сказок о животных.

Сказка «Откуда пошли болезни и лекарства». Цели: формировать представление о самых древних сказочных историях через анализ сказки; учить отличать самые древние сказочные сюжеты в сказках о животных, по признаку: они объясняют происхождение, природу и причины всего на земле - природу явлений, особенности внешнего вида животных, причины их поведения и взаимоотношений между собой. Планируемые результаты: учащиеся научатся отличать сказку о животных от волшебных сказок; располагать сказки о животных по временному признаку на ленте времени: 1) самая древняя сказочная история; 2) просто древняя; 3) менее древняя сказочная история; находить особенности самых древних сказочных сюжетов (историй): объяснение причины взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида; находить особенности просто древних сказок (ум и хитрость героя); находить особенности менее древней сказки - ее нравоучительный характер: начинает цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благодарным; распознавать сказки с бродячими сюжетами и сравнивать «бродячие сказочные истории» разных народов с целью обнаружить в них общие черты: сходство построения самих сказок, событий и характеров героев.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока

Новую тему мы начинаем,

Что в ней таится, пока мы не знаем.

Но чтобы название темы узнать,

Надо вам запись расшифровать.

Отгадайте слова. Первое слово: проникаем в суть чего-либо, понимаем. (Постигаем.) Второе слово: синоним слова «тайны». (Секреты.) Третье слово: художественный прием, который использует Иван Бунин в стихотворной строке: «Лес точно терем расписной». (Сравнение.) Откройте учебник на с. 64 и проверьте себя. («Постигаем секреты сравнения».) (Учитель читает текст на с. 64.)

  • Что же мы будем изучать?
  • Вспомните, что мы знаем о сказках о животных. (В сказках о животных герои - животные; хитрец и проказник - главный герой; в более древних сказках побеждает хитрый, а в менее древних - благородный.)
  • Что предлагает нам Михаил Потапович? (Читать сказки разных народов и делать интересные открытия.)
  • Прочитайте название первой сказки. («Откуда пошли болезни и лекарства».)
  • Какой народ придумал эту сказку? (Индейцы Северной Америки.)
  • Знаете ли вы, кто такие индейцы? (Индейцы - коренные жители Северной Америки.)
  • Посмотрим по карте мира, откуда к нам пришла эта сказка.
  • По названию можно ли определить, о чем эта сказка? Прочитаем и узнаем, почему сказка так названа. Вы готовы? Тогда начинаем.

III. Работа по теме урока

  • Найдите условное обозначение, которое поможет определить, с чего мы начнем работу.

77Узнайте значение слов «бурундук» и «исполосовали» в толковом словаре. (Учитель читает сказку на с. 64-67.)

  • Вам понравилась эта сказочная история? Чем?
  • В какие времена происходят события? Найдите подтверждение в тексте.

  • Когда же дружбе пришел конец? (Когда людей стало очень много, а зверям оставалось места на земле все меньше и меньше, и люди стали убивать зверей.)
  • Какой же выход придумали звери? (Собрались на совет, чтобы решить, как наказать людей.)

  • Прочитайте сказку самостоятельно и расскажите, что они придумали.

(.Примерный ответ.
  • Медведи предложили объявить войну.
  • Олени предложили наказывать охотников, которые не просили прощения у убитых животных.

  • Рыбы и пресмыкающиеся стали посылать людям недобрые сны.

  • Птицы, насекомые и мелкие зверьки начали придумывать разные болезни для людей.)

  • Кто вступился за человека? (Бурундук.)
  • Какова его судьба? (Его исполосовали когтями, эти следы он носит до сих пор.)

  • Посмотрите на изображение бурундука.
(Учитель выставляет рисунок.)
  • Кто решил помочь человеку? (Растения.)
  • Как? Найдите отрывок, в котором об этом говорится, и прочитайте его. Расскажите своими словами.

  • Какие лекарственные травы вы знаете?
    1. Физкультминутка

    2. Продолжение работы по теме урока

  • Чему же учит эта сказочная история? (Бережно относиться к миру природы.)

Эта сказочная история не только учит, но и объясняет причины появления у животных некоторых внешних признаков.
  • Особенности внешности каких животных объясняют нам индейцы Северной Америки? (Лягушки, бурундука.)

  • Прочитайте, как они это объясняют.
(Чтение текста на с. 67.)
  • Можно ли эту сказочную историю отнести к самым древним сказкам? Почему? (Да, мы нашли объяснение, почему животные имеют такой вид.) А кто догадался, что еще объясняют индейцы в этой сказочной истории? (Происхождение болезней.)
  • Перечитайте и расскажите, как они объясняют причину происхождения болезней.
  1. Рефлексия

  2. Подведение итогов урока

  • Какую тему мы начали изучать?
  • С каким произведением познакомились?
  • Почему эту сказочную историю можно считать самой древней? (В ней объясняются причины происхождения болезней и лекарств; объясняются черты внешнего облика двух животных.)
  • Вернемся к началу нашего урока. Почему же сказка так названа?

Домашнее задание Пересказать сказочную историю от лица автора (учебник, с. 64-67).


© 2010-2022