Развитие положительных эмоций у детей на уроке

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
М.И.Кириллова МБОУ «СОШ № 6» г.Ханты-Мансийск учитель начальных классов

Тема: «Развитие положительных эмоций на уроках у детей» Ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, способности разбираться в ситуации и находить решение. Ребёнок, поставленный в позицию ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние задания, не в состоянии справиться с новыми требованиями, выдвигаемыми жизнью, так как прежде всего он исполнитель, вооруженный суммой знаний. На сегодняшний день известно что:

  1. Физиологически здоровыми рождаются не более 14% детей.
  2. 25-35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки.
  3. 90-92% выпускников средних школ находятся в среднем состоянии, т.е. ещё не знают, что больны.
  4. Только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми.
5. 5% взрослого населения страны хронически больны, а 95% находятся в «третьем состоянии». А как же быть с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, ограниченные возможности обучения. Они уже имеют целый ряд заболеваний, испытывают трудности в обучении, общении со сверстниками. Школа для них порой становится серьёзным испытанием. Психологи знают, что школа вызывает негативное отношение чаще всего потому, что крайне неприятно делать то, в чём беспрерывно терпишь неудачу. У детей с особыми образовательными потребностями наблюдаются:
  • недоразвитие эмоций, малая связь чувств с разумом;
  • переживания примитивны, полюсны: или удовольствие или неудовольствие;
  • неустойчивость эмоций: состояние радости без особых причин сменяются печалью, смехом, слезами;
Следовательно, учитель должен стремиться к тому, чтобы исключить у школьника, насколько это возможно, ситуацию неудачи. Отрицательные эмоции, возникающие в учебном процессе чаще других
  • страдание, гнев, презрение, страх, стыд
Как учитель может помочь ребёнку в том, чтобы ему стало интересно учиться в школе, чтобы учение вызывало положительные эмоции:
  • Пересмотреть свое личное отношение к каждому ученику;
  • Не оставлять без внимания непопулярных детей;
  • Изучение системы личных отношений детей в группе;
  • Обсуждение и проживание ситуаций;
  • Обеспечить реальный успех ребёнка в какой-либо деятельности;
  • Знакомить детей с навыками релаксации и саморегуляции;
  • Установить контакт с ребёнком.
Эмоции начинают развиваться ещё задолго до рождения и первоначально выражаются как реакции насыщения, неудовлетворения и т.д. По наблюдениям психологов с 3 до 7 лет дети "эмоционально раздражимы", т.е. легко подвергаются влиянию эмоций других. В этот период развития ребёнка взрослым важно серьёзнее относится к окружению своего чада. В начале подросткового периода (10-12 лет) высшие эмоции приобретают ведущее значение. Окончательно формируется эмоциональная сфера к 20-22 годам, когда завершается и формирование высших корковых отделов нервной системы. Психологическим фоном коррекционного процесса является установление эмоционально окрашенных контактов между детьми в классе, между педагогами и детьми, создание положительного эмоционального климата взаимоотношений в классе и в школе. Положительная мотивация к познавательной деятельности, вызывающая активность ребенка, может быть результатом возникшего интереса к необычным заданиям, с которыми раньше ребенок не встречался, к организации занятий, построенных в форме игры, дискуссии, соревнования, творчества, инсценирования, интервью, пресс-конференции, защиты проекта, работы в группе, в парах и др., к справедливой, доступной и понятной системе оценивания и поощрения, когда ученик имеет возможность отследить свои успехи в течение занятия, скорректировать работу, проявить достижения. Положительные эмоции - сильнейшее средство закрепления полезных для организма условно-рефлекторных реакций. У человека положительные эмоции всегда вызываются успехами в его деятельности. Положительные эмоции способствуют концентрации всех резервов организма, необходимых для быстрого достижения полезного эффекта; человек успешно справляется с трудностями, может выполнить работу, которая кажется невероятной. Положительные эмоции влияют на процессы обучения и воспитания ребёнка. Радость является фоном, настраивающим психику на жизнеутверждающий лад. Радость - удивительнейшее чувство, украшающее жизнь человека. Без сомнения, надежным источником радости для практически здорового человека является физический и умственный труд, вызывающий удовлетворение достигнутым. Чувство радости способствует плодотворной деятельности мозга. Характерно, что положительные эмоции дают нам возможность почувствовать наивысшую радость - радость творчества. Радостно настроенный человек преображается. Сердце его стучит сильнее, глаза излучают доброту, движения становятся более выразительными, а мысли - более возвышенными. Новая информация усваивается лучше, если на уроках она подаётся эмоционально, в доброжелательном тоне, на фоне психологического комфорта, в обстановке уважения и взаимного интереса. Поэтому учителям при объяснении нового материала нужно применять наглядные средства обучения, которые способны вызвать у детей ориентировочную реакцию на новизну. Положительные эмоции способствуют концентрации всех резервов организма. Показательны эксперименты знаменитого японского учёного Масару Эмото. «Подвергаться нападкам на самом деле не столь вредно, как быть незамеченным. Оказывая внимание (как положительное, так и отрицательное) чему- либо или кому-либо, вы тем самым передаёте ему свою энергию» Благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих факторов. Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю - это важнейший критерий психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя на учащихся и на их отношение к нему. Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату. Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем. Начинайте урок энергично. Приёмы: 1. Утренняя зарядка. Чтобы создать благоприятный психологический настрой на урок - с утра пораньше для бодрости (чтобы проснуться) с первым звонком делаем утреннюю зарядку под музыку. 2. Точечный массаж лица. - Кто до сих пор не проснулся - включаем в работу энергетические точки (биологически активные точки лица). Приложение «Волшебные точки» 3. «Паутинка-разминка» или блиц-опрос, используя мяч: «Винегрет» - вопросы из разных областей знаний, например: - За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За двумя.) - Какая нога собаке ни к чему? (Пятая.) - Золотое колесо в синем небе? (Солнце.) - Сколько букв в русском алфавите? (33) - Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.) - Какой сегодня день? (Вторник, 19 января.) - Записываем в тетради: 19 января. Классная работа. Тема. 4. Вхождение в тему. Метод «Ассоциации»: - Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»? (Слова должны начинаться с букв данного слова.)
К - красота… О - органичность… М - мама… Ф - фантазия… О - отдых… Р - радость… Т - тепло…
Другие методы: эффект удивления, неожиданности, противоречивости информации. Например:
  • Земля плоская, как блин. И не смейтесь. Я знаю это точно…. И т.д.
5. Для закрепления или проверки знаний - математический диктант вида «ДА (НЕТ)». Если верно, ставим + , если неверно -.
  1. Если в числе 10 переставить цифры местами, то получится 01. Верно? (01 - номер пожарной службы.)
  2. Оказывается, пожарных учат надевать штаны за 3 сек. Успеет ли хорошо натренированный пожарный за 9 сек. надеть 9 штанов?
  3. У 4-х палок 8 концов. А у 5 с половиной палок 12 концов. Верно?
  4. 1 кг железа тяжелее 1 кг ваты. Верно?
  5. Шел муж с женой
    Да брат с сестрой
    Да шурин с зятем.
    А всего их трое. Верно?
  6. Маленький мальчик Миша нашел во дворе 12 котят. Скольких друзей может осчастливить Миша, даря каждому другу по 3 котенка. Ответ: 4. Верно?
Самопроверка (+ - + - + + ). - Кто не сделал ни одной ошибки, погладьте себя по голове. Другие приемы: «Перфокарты», «Компас» и т.д. 6. Релаксация (под музыку звуков природы). Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой. - Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» - вы откроете глаза. Окружающий вас мир - большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы. 7. Рефлексия - «обращение назад»; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление). (Яблоня, яблоки, листья, цветы.) - Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока. Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды - яблоки. Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше - прикрепите цветы. Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес - зеленые листочки. А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то - желтый, чахлый лист. Рефлексия «Все в твоих руках». На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец - это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. - Большой - для меня было важным и интересным… - Указательный - по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию. - Средний - мне было трудно (мне не понравилось). - Безымянный - моя оценка психологической атмосферы. - Мизинец - для меня было недостаточно… В конце урока вопрос учащимся: - За что бы вы себя могли похвалить? Советы учителям. - Хотите, чтобы хорошее настроение не покидало вас? - Ешьте бананы. В их мякоти содержатся вещества, благодаря которым возникает чувство радости и спокойствия - Ешьте апельсины. Они стабилизируют настроение, устраняют депрессию, печаль, тревогу. - И, конечно, шоколад. Он улучшает настроение и успокаивает «исстрадавшуюся» нервную систему. - Можно покатать на ладони грецкий орех или любой предмет с гранями (ручку, карандаш). Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты (и таланты детей) с помощью пальчиковой гимнастики. - Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. УЛЫБАЙТЕСЬ! Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут на 4 года дольше! - Учитель не имеет права беспечно относиться к своему здоровью, ведь он - пример для подражания! Если плохо себя чувствуете, разрешите себе выйти на больничный. Оставьте чувство долга - ничего со школой и с учениками не произойдет! - А вот это повторяйте по утрам много раз, до полного усвоения пройденного материала!!! Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома». Задача учителя - в организации системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой - появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление - вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.








© 2010-2022