- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по экологическому воспитанию
Программа по экологическому воспитанию
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Валиева Г.В. |
Дата | 27.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Если вы думаете на год вперед - сейте зерна,
Если вы думаете на 10 лет вперед - сажайте деревья,
Если вы думаете на 100 лет вперед - воспитывайте человека.
(Китайская мудрость)
Пояснительная записка. На современном этапе развития цивилизации стало совершенно очевидно, что человек обязан изменить свое отношение к окружающему миру, умерить свои потребности и научиться жить в гармонии с природой, осознавая силу своего воздействия на многочисленные природные связи. Изменение поведения людей может стать либо следствием системы запретов, либо следствием изменения их сознания, т.е. формирования определенного мировоззрения - ЭКОЛОГИЧЕСКОГО. Наиболее эффективно заложить основы экологического мышления в детстве. Сегодня в педагогике наметилась новая тенденция - экологизация образования, что включает в себя подход ко многим изучаемым дисциплинам через проекцию современных экологических знаний. В настоящее время неотъемлемой частью общей системы просвещения и образования становится воспитание бережного, внимательного отношения к окружающей среде, расширение знаний и навыков, необходимых для ее охраны и улучшения через дополнительное образование. Занятие в кружке экологической направленности помогают более сознательно применять на практике полученные знания об охране природы, умения наблюдать и экспериментировать в природе. Дополнительная образовательная программа «Мы и мир вокруг нас» носит эколого-биологический характер и направлена на формирование нравственно - экологической культуры школьников. Создаёт благоприятные условия для воспитания бережного, внимательного отношения к окружающей среде, расширения знаний и навыков, необходимых для ее охраны и улучшения.
Цель настоящей программы: Формирование экологической культуры личности, непрагматичного отношения к природе, приобщение к общечеловеческим ценностям. Задачи программы. Образовательные: 1. Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой.
- Получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, походов).
- Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке - высадка растений, создание цветочных клумб, подкормка птиц, уборка территории).
Области применения программы. Программа может быть реализована в учреждениях дополнительного образования экологической направленности, а также во внеклассной работе по окружающему миру. Работа по программе «Мы и мир вокруг нас» ведется мною уже несколько лет. За этот период она претерпевала изменения, вносились некоторые коррективы. В программе прослеживаются связи с другими областями школьных образовательных предметов. Но основное применение кружка заинтересованность детей окружающим миром. Организация работы по программе. Основной объём теоретических и практических занятий проводится в классе. Ряд практических работ выполняется в ходе экскурсий, походов, работы на пришкольном участке. Основные методы обучения. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно - иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно - поисковый и др. Контроль знаний, умений и навыков. Контроль знаний, умений и навыков осуществляется в виде тестов, диагностических заданий, сочинений, конкурсов, КВН, праздников, разрешения нестандартной ситуации, в ходе практической деятельности.
Учебно-тематический план 1 года обучения №
Название темы Теоретические часы Практические часы Количество часов 1
Что такое экология? Предмет экологии. Цели и задачи экологии. Окружающая среда и природа. 10 2 12
2
Жизнь в воде. Приспособленность животных и растений к жизни в воде. Водные растения. Загрязнение водоемов. Осторожно, микробы. 20 6
26
3
Зимний лес. Особенности жизни растений и животных зимой. Где зимуют животные и насекомые. 12
4
16 4
Жизнь без воды. Где находятся пустыни?Кто и как живет в пустыне? Особенности растений, обитающих в условиях недостатка воды. 10
4
14
5
Холод и жара. Самые холодные и самые жаркие места на Земле. Рассмотрение особенностей приспособленности растений и животных. «Парниковый эффект». 16
2
18 6
Свет и темнота. Свет в жизни растений. Периодические явления в природе. Кто как видит? 10 4
14 7
Почва - живая земля. Почва как среда обитания. Куда исчезают умершие животные. Как человек относится к земле. 18 2
20 8
Почему тигр полосатый? Роль окраски в жизни животных. 4 2 6 9
Кто на кого похож? Сравнение разных видов животных ,обитающих в одинаковых условиях. 4 2 6 10 Воздух. Почему бывает ветер? Охрана воздуха. 8
4
12
Всего: 144 часа
Календарно-тематический план 1 года обучения
программы «Мы и мир вокруг нас»
Дата Тема учебного занятия Содержание деятельности Всего часов Теоретическая часть / форма организации деятельности Практическая часть / форма организации деятельности
Сентябрь Октябрь
I. Что такое экология? 1.Предмет экологии. 2.Цели и задачи экологии. 3.Окружающая среда и природа.
4 2 4
2
12
Октябрь Ноябрь
II. Жизнь в воде.
1.Приспособленность животных и растений к жизни в воде.
2.Водные растения. 3.Загрязнение водоемов. 4.Осторожно микробы.
4
6 6 4
2
2 2
26
Декабрь
III. За цветами в зимний лес.
1.Особенности жизни растений и животных зимой.
2.Где зимуют животные и насекомые.
8
4
2
2
16
Декабрь Январь
IV. Жизнь без воды.
1.Где находятся пустыни?
2.Кто и как живет в пустыне?
3.Особенности растений, обитающих в условиях недостатка воды.
2 4
4
2
2
14
Январь
V. Холод и жара. 1.Самые холодные и самые жаркие места на Земле. 2.Рассмотрение особенностей приспособленности растений и животных. 3. «Парниковый эффект».
4
8
4
2
18
Февраль
VI. Свет и темнота. 1.Свет в жизни растений. 2.Периодические явления в природе. 3. Кто как видит?
2 6
2
4
14
Февраль Март
VII. Почва - живая земля.
1.Почва как среда обитания.
2.Куда исчезают умершие животные.
3.Как человек относится к земле.
6
4
8
2
20
Март Апрель
VIII. Почему тигр полосатый?
1.Роль окраски в жизни животных.
4
2 6
Апрель
IX. Кто на кого похож? 1.Сравнение разных видов животных ,обитающих в одинаковых условиях.
4
2
6
Май
X. Воздух. 1.Почему бывает ветер? 2.Охрана воздуха.
2 6
2 2
12
Всего: 144 часа
Учебно-тематический план 2 года обучения
№ Название темы Количество часов Теоретические часы Практические часы 1 Введение в экологию. 4 3 1 2 Экосистема. 16 10 6 3 Биосфера. 12 8 4 4 Естественные экосистемы РФ и РТ. 15 10 5 5 Вода - экологические и технологические проблемы. 11 7 4 6 Зеленый убор Земли. 10 7 3 7 Знакомство с Красной книгой. 8 4 4 8 Природные ресурсы и их рациональное использование. 10 7 3 9 Будущее человечества. 8 5 3 10 Знакомство с биоценозом луга. 7 4 3 11 Знакомство с биоценозом водоема. 7 4 3 12 Знакомство с биоценозом леса. 6 4 2 13 Что такое почва? 6 4 2 14 Семена - дети растений. 6 4 2 15 Место обитания животных. 10 6 4 16
Демонстрация приобретенных знаний. Мини-курс: " Я юный -исследователь". Природные катаклизмы. 8 4 4
Итого: 144 91 53
Календарно-тематический план 2 года обучения
программы «Мы и мир вокруг нас»
№ п/п
Дата
Тема учебного занятия
Всего часов
Содержание деятельности
Теоретическая часть / форма организации деятельности
Практическая часть / форма организации деятельности
1
сентябрь
Вводное занятие. ТБ.
1
1
2
Введение в экологию
1
1
3
Что изучает экология? Задачи экологии. Структура.
1
1
4
Экологические факторы и их взаимодействия.
1
1
5
Экосистема.
1
1
6
Экологические связи в живой природе.
1
1
7
Определение и общая характеристика экосистем.
1
1
8
Состав экосистем.
1
1
9
Типы экосистем.
1
1
10
Экологические пирамиды.
1
1
11
Экологические пирамиды.
1
1
12
Почвы. Виды. Разнообразие почв.
1
1
13
Почвы. Виды. Разнообразие почв.
1
1
14
Понятия "прямые связи", "косвенные связи".
1
1
15
Понятия "прямые связи", "косвенные связи".
1
1
16
Экологическая пирамида.
1
1
17
Экологическая пирамида.
1
1
18
Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы
1
1
19
октябрь
Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы
1
1
20
Экосистема. Семинар "Защитные приспособления у растений и животных" (острые шипы, жгучие волоски, горький вкус, защитная слизь, иглы окраска и поза и др.).
1
1
21
Биосфера.
1
1
22
Основные учения о биосфере.
1
1
23
Основные учения о биосфере.
1
1
24
Биосфера и ее свойства.
1
1
25
Биосфера и ее свойства.
1
1
26
Биомасса планеты.
1
1
27
Биомасса поверхности суши и дна океана.
1
1
28
Круговорот веществ и энергии в биосфере.
1
1
29
Круговорот веществ и энергии в биосфере.
1
1
30
Круговорот веществ и энергии в биосфере.
1
1
31
Ноосфера.
1
1
32
Ноосфера.
1
1
33
Естественные экосистемы РФ и РТ.
1
1
34
Степные экосистемы.
1
1
35
ноябрь
Луговые экосистемы.
1
1
36
Экосистемы тундры и пустынь.
1
1
37
Горные экосистемы, болотные, морские.
1
1
38
Роль неживой природы в жизни живого.
1
1
39
Роль неживой природы в жизни живого.
1
1
40
Солнце, как источник света и тепла для живых организмов.
1
1
41
Приспособление животных и растений к различным условиям окружающей среды (теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые растения).
1
1
42
Значение света, воды и воздуха в жизни живых организмов.
1
1
43
Роль ветра в жизни животных и растений.
1
1
44
Растения влаголюбивые и засухоустойчивые.
1
1
45
Приспособление животных к жизни в условиях недостатка влаги.
1
1
46
Приспособление животных к жизни в условиях недостатка влаги.
1
1
47
Приспособление животных к жизни в условиях недостатка влаги.
1
1
48
Вода - экологические и технологические проблемы.
1
1
49
Вода - источник всего во Вселенной.
1
1
50
Вода живая и мертвая.
1
1
51
декабрь
Великие реки нашей планеты.
1
1
52
Управление водными ресурсами.
1
1
53
Возрождение реки Волги.
1
1
54
Вода. Охрана воды.
1
1
55
Вода и цивилизация.
1
1
56
Разнообразные живые обитатели водоемов.
1
1
57
Чем загрязняется вода.
1
1
58
Как река защищается от загрязнений. Как охраняют водные ресурсы.
1
1
Промежуточная аттестация за 1 полугодие.
1
1
59
Зеленый убор Земли.
1
1
60
Лес и человек. Путешествие по зимнему лесу.
1
1
61
Лес и силы природы. Лесная Фауна.
1
1
62
Зеленый мир РТ. Многообразие флоры и фауны. Их охрана.
1
1
63
Многообразие растений и животных (знакомство с интересными представителями всех групп растительного и животного мира).
1
1
64
Легкие планеты.
1
1
65
Лекарственные растения. Их охрана.
1
1
66
январь
ТБ на второе полугодие. Красная книга, ее назначение.
1
1
67
Черная книга природы.
1
1
68
Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся.
1
1
69
Знакомство с Красной книгой. .
1
1
70
Животные и растения РФ и РТ.
1
1
71
Способы охраны природы.
1
1
72
Примеры активных действий человека по охране живого мира (Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных; питомники редких видов).
1
1
73
Охраняемые природные территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы).
1
1
74
Охраняемые природные территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы).
1
1
75
Заповедники нашей страны.
1
1
76
Заповедники нашей страны.
1
1
77
Природные ресурсы и их рациональное использование.
1
1
78
Потребление атмосферного воздуха.
1
1
79
Потребление водных ресурсов.
1
1
80
Земельные и минеральные ресурсы.
1
1
81
Воздух. Охрана воздуха.
1
1
82
февраль
Сезонные изменения погоды.
1
1
83
Почему меняется климат.
1
1
84
Роль ветра в жизни растений и животных.
1
1
85
Загрязнение воздуха промышленными отходами, возможные последствия.
1
1
86
Мозговой штурм "Способы охраны воздуха".
1
1
87
Будущее человечества. Построение общества устойчивого развития.
1
1
88
Перспективы развития энергетики. Энергоснабжение.
1
1
89
Ресурсосбережение. Будущее человечества зависит от каждого.
1
1
90
Здоровье человека и окружающая среда. Отношение человека к окружающему миру. Его место в природе.
1
1
91
Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Пути попадания вредных веществ в организм человека.
1
1
92
Экосистема, в которой мы живем.
1
1
93
Проблема мусора.
1
1
94
Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. Экология у нас дома. Тест "Здоровье человека и окружающая среда".
1
1
95
Знакомство с биоценозом луга.
1
1
96
Растительное сообщество луга.
1
1
97
Насекомые луга. «Чудесное превращение» (метаморфоз бабочки)
1
1
98
март
Птицы на лугу.
1
1
99
Сохраним наш луг.
1
1
100
Топором и плугом. Изменение лика Земли.
1
1
101
Пустеющие кладовые Земли.
1
1
102
Знакомство с биоценозом водоема.
1
1
103
Растительный мир водоема.
1
1
104
Животный мир, насекомые и моллюски водоема.
1
1
105
Сохраним наш лес.
1
1
106
Реки, текущие вспять.
1
1
107
Угроза богатствам живой природы.
1
1
108
Химическая война с Землей и человеком.
1
1
109
Знакомство с биоценозом леса. Лес - многоэтажный дом.
1
1
110
Насекомые леса.
1
1
111
Птицы в лесу. Лесные звери.
1
1
112
Сохраним леса. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования
1
1
113
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.
1
1
114
апрель
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.
1
1
115
Что такое почва? Как происходит почвообразование.
1
1
116
Типы почв.
1
1
117
Разнообразные живые обитатели почв. Их роль в поддержании почвенного плодородия.
1
1
118
Эрозии почв, причины возникновения.
1
1
119
Заражение почв промышленными отходами, возможные последствия.
1
1
120
Способы охраны почв.
1
1
121
Семена - дети растений. Что такое семена? Растения и семена.
1
1
122
Какие бывают семена?
1
1
123
Размножение семенами.
1
1
124
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.
1
1
125
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.
1
1
126
Предварительная защита собственных исследовательских проектов.
1
1
127
Место обитания животных.
1
1
128
Место обитания животных.
1
1
129
Домашние животные.
1
1
130
май
Дикие животные.
1
1
131
Уход за животными.
1
1
132
Уход за животными.
1
1
133
Приспособление и выживание животных в природе.
1
1
134
Приспособление и выживание животных в природе.
1
1
135
Организация выставки лучших работ учащихся.
1
1
136
Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
1
1
137
Демонстрация приобретенных знаний. Мини-курс: " Я юный - исследователь".
1
1
138
Природные катаклизмы.
1
1
139
Культура мышления.
1
1
140
Тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. "Как гипотеза превращается в теорию". "Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания".
1
1
141
Как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Ассоциации и аналогии в научном поиске. Предположения и результаты наблюдений и экспериментов.
1
1
142
Что значит выражение "уметь видеть проблемы" (коллективная игра).
1
1
143
Что такое экологическая катастрофа. Аральское экологическая катастрофа. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Радиоактивное загрязнение окружающей среды (авария на Чернобыльской АЭС). Нитратные катастрофы.
1
1
144
Защита исследовательских работ и творческих проектов.
1
1
Итоговое занятие. Итоговая аттестация.
1
1
ИТОГО:
144 часа
118 часов
26 часов
Курс позволяет сформировать у детей основу экологического мировоззрения и взгляд на Природу как прекрасную и гармоничную систему, научить их осознать одинаковую ценность всех живых существ Земли и наличие разнообразных связей между ними.
Оборудование и методическое обеспечение программы:
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Я и мир вокруг нас» необходимы следующие принадлежности:
- набор рабочих инструментов для практических занятий;
- микроскоп, лупа, глобус;
- компьютер, принтер, сканер, мультимедиа;
- набор ЦОР по окружающему миру.