Программа по экологическому воспитанию

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Если вы думаете на год вперед - сейте зерна,

Если вы думаете на 10 лет вперед - сажайте деревья,

Если вы думаете на 100 лет вперед - воспитывайте человека.

(Китайская мудрость)

Пояснительная записка. На современном этапе развития цивилизации стало совершенно очевидно, что человек обязан изменить свое отношение к окружающему миру, умерить свои потребности и научиться жить в гармонии с природой, осознавая силу своего воздействия на многочисленные природные связи. Изменение поведения людей может стать либо следствием системы запретов, либо следствием изменения их сознания, т.е. формирования определенного мировоззрения - ЭКОЛОГИЧЕСКОГО. Наиболее эффективно заложить основы экологического мышления в детстве. Сегодня в педагогике наметилась новая тенденция - экологизация образования, что включает в себя подход ко многим изучаемым дисциплинам через проекцию современных экологических знаний. В настоящее время неотъемлемой частью общей системы просвещения и образования становится воспитание бережного, внимательного отношения к окружающей среде, расширение знаний и навыков, необходимых для ее охраны и улучшения через дополнительное образование. Занятие в кружке экологической направленности помогают более сознательно применять на практике полученные знания об охране природы, умения наблюдать и экспериментировать в природе. Дополнительная образовательная программа «Мы и мир вокруг нас» носит эколого-биологический характер и направлена на формирование нравственно - экологической культуры школьников. Создаёт благоприятные условия для воспитания бережного, внимательного отношения к окружающей среде, расширения знаний и навыков, необходимых для ее охраны и улучшения.
Цель настоящей программы: Формирование экологической культуры личности, непрагматичного отношения к природе, приобщение к общечеловеческим ценностям. Задачи программы. Образовательные: 1. Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой.

  1. Получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, походов).
  2. Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке - высадка растений, создание цветочных клумб, подкормка птиц, уборка территории).
Воспитательные: 1. Воспитание бережного и ответственного отношения к окружающей среде, всему живому. 2. Воспитание активной жизненной позиции младших школьников. 3. Формирование личности, развивающейся в гармонии природы и цивилизации. Развивающие: 1. Развитие естественнонаучного мировоззрения, усиление связи обучения с жизнью. 2. Развитие чувства самоуважения, сопереживания. Ожидаемые результаты: В результате выпускники начальных классов научатся: Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение. Выполнять правила безопасного поведения в природной среде. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Наблюдать за объектами живой и неживой природы (по предложенным схемам), оформлять результаты наблюдений и делать выводы из наблюдений. Применять полученные знания при работе с комнатными растениями, при обращении с живыми существами. Готовить небольшие презентации. Разрабатывать и осуществлять защиту творческих проектов и презентаций. У учащихся будет собрана методическая копилка каждого ученика. Она включает в себя отчет исследовательской деятельности школьника: книжки - раскладушки, фотоальбомы, участие в ученических конференциях, участие в акциях, фотоотчёты, выставки, экологические газеты, презентации, доклады, сообщения, сочинения, туристическае карты, книжки - малышки и т. д. Показателями воспитанной личности будут служить: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы.
Области применения программы. Программа может быть реализована в учреждениях дополнительного образования экологической направленности, а также во внеклассной работе по окружающему миру. Работа по программе «Мы и мир вокруг нас» ведется мною уже несколько лет. За этот период она претерпевала изменения, вносились некоторые коррективы. В программе прослеживаются связи с другими областями школьных образовательных предметов. Но основное применение кружка заинтересованность детей окружающим миром. Организация работы по программе. Основной объём теоретических и практических занятий проводится в классе. Ряд практических работ выполняется в ходе экскурсий, походов, работы на пришкольном участке. Основные методы обучения. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно - иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно - поисковый и др. Контроль знаний, умений и навыков. Контроль знаний, умений и навыков осуществляется в виде тестов, диагностических заданий, сочинений, конкурсов, КВН, праздников, разрешения нестандартной ситуации, в ходе практической деятельности.




Учебно-тематический план 1 года обучения №
Название темы Теоретические часы Практические часы Количество часов 1

Что такое экология? Предмет экологии. Цели и задачи экологии. Окружающая среда и природа. 10 2 12

2

Жизнь в воде. Приспособленность животных и растений к жизни в воде. Водные растения. Загрязнение водоемов. Осторожно, микробы. 20 6
26
3

Зимний лес. Особенности жизни растений и животных зимой. Где зимуют животные и насекомые. 12
4
16 4

Жизнь без воды. Где находятся пустыни?Кто и как живет в пустыне? Особенности растений, обитающих в условиях недостатка воды. 10
4
14
5

Холод и жара. Самые холодные и самые жаркие места на Земле. Рассмотрение особенностей приспособленности растений и животных. «Парниковый эффект». 16
2


18 6

Свет и темнота. Свет в жизни растений. Периодические явления в природе. Кто как видит? 10 4
14 7

Почва - живая земля. Почва как среда обитания. Куда исчезают умершие животные. Как человек относится к земле. 18 2
20 8

Почему тигр полосатый? Роль окраски в жизни животных. 4 2 6 9

Кто на кого похож? Сравнение разных видов животных ,обитающих в одинаковых условиях. 4 2 6 10 Воздух. Почему бывает ветер? Охрана воздуха. 8
4
12

Всего: 144 часа



Календарно-тематический план 1 года обучения

программы «Мы и мир вокруг нас»


Дата Тема учебного занятия Содержание деятельности Всего часов Теоретическая часть / форма организации деятельности Практическая часть / форма организации деятельности
Сентябрь Октябрь
I. Что такое экология? 1.Предмет экологии. 2.Цели и задачи экологии. 3.Окружающая среда и природа.

4 2 4

2
12
Октябрь Ноябрь

II. Жизнь в воде.

1.Приспособленность животных и растений к жизни в воде.

2.Водные растения. 3.Загрязнение водоемов. 4.Осторожно микробы.

4


6 6 4

2


2 2
26
Декабрь

III. За цветами в зимний лес.

1.Особенности жизни растений и животных зимой.

2.Где зимуют животные и насекомые.


8


4


2


2

16
Декабрь Январь
IV. Жизнь без воды.

1.Где находятся пустыни?

2.Кто и как живет в пустыне?

3.Особенности растений, обитающих в условиях недостатка воды.

2 4

4


2
2
14
Январь
V. Холод и жара. 1.Самые холодные и самые жаркие места на Земле. 2.Рассмотрение особенностей приспособленности растений и животных. 3. «Парниковый эффект».

4

8

4





2

18
Февраль
VI. Свет и темнота. 1.Свет в жизни растений. 2.Периодические явления в природе. 3. Кто как видит?

2 6

2



4
14
Февраль Март


VII. Почва - живая земля.

1.Почва как среда обитания.

2.Куда исчезают умершие животные.

3.Как человек относится к земле.


6
4
8



2
20
Март Апрель


VIII. Почему тигр полосатый?

1.Роль окраски в жизни животных.




4




2 6
Апрель
IX. Кто на кого похож? 1.Сравнение разных видов животных ,обитающих в одинаковых условиях.


4


2
6

Май
X. Воздух. 1.Почему бывает ветер? 2.Охрана воздуха.

2 6

2 2
12

Всего: 144 часа

Учебно-тематический план 2 года обучения
№ Название темы Количество часов Теоретические часы Практические часы 1 Введение в экологию. 4 3 1 2 Экосистема. 16 10 6 3 Биосфера. 12 8 4 4 Естественные экосистемы РФ и РТ. 15 10 5 5 Вода - экологические и технологические проблемы. 11 7 4 6 Зеленый убор Земли. 10 7 3 7 Знакомство с Красной книгой. 8 4 4 8 Природные ресурсы и их рациональное использование. 10 7 3 9 Будущее человечества. 8 5 3 10 Знакомство с биоценозом луга. 7 4 3 11 Знакомство с биоценозом водоема. 7 4 3 12 Знакомство с биоценозом леса. 6 4 2 13 Что такое почва? 6 4 2 14 Семена - дети растений. 6 4 2 15 Место обитания животных. 10 6 4 16

Демонстрация приобретенных знаний. Мини-курс: " Я юный -исследователь". Природные катаклизмы. 8 4 4
Итого: 144 91 53


















Календарно-тематический план 2 года обучения

программы «Мы и мир вокруг нас»


№ п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Теоретическая часть / форма организации деятельности

Практическая часть / форма организации деятельности

1

сентябрь

Вводное занятие. ТБ.

1

1

2

Введение в экологию

1


1

3

Что изучает экология? Задачи экологии. Структура.

1

1


4

Экологические факторы и их взаимодействия.

1

1


5

Экосистема.

1

1


6

Экологические связи в живой природе.

1


1

7

Определение и общая характеристика экосистем.

1

1


8

Состав экосистем.

1

1


9

Типы экосистем.

1

1


10

Экологические пирамиды.

1

1


11

Экологические пирамиды.

1


1

12

Почвы. Виды. Разнообразие почв.

1


1

13

Почвы. Виды. Разнообразие почв.

1


1

14

Понятия "прямые связи", "косвенные связи".

1

1


15

Понятия "прямые связи", "косвенные связи".

1


1

16

Экологическая пирамида.

1

1


17

Экологическая пирамида.

1

1


18

Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы

1

1


19

октябрь

Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы

1

1


20

Экосистема. Семинар "Защитные приспособления у растений и животных" (острые шипы, жгучие волоски, горький вкус, защитная слизь, иглы окраска и поза и др.).

1


1

21

Биосфера.

1

1


22

Основные учения о биосфере.

1

1


23

Основные учения о биосфере.

1

1


24

Биосфера и ее свойства.

1


1

25

Биосфера и ее свойства.

1

1


26

Биомасса планеты.

1

1


27

Биомасса поверхности суши и дна океана.

1

1


28

Круговорот веществ и энергии в биосфере.

1


1

29

Круговорот веществ и энергии в биосфере.

1


1

30

Круговорот веществ и энергии в биосфере.

1

1


31

Ноосфера.

1


1

32

Ноосфера.

1

1


33

Естественные экосистемы РФ и РТ.

1

1


34

Степные экосистемы.

1

1


35

ноябрь

Луговые экосистемы.

1

1


36

Экосистемы тундры и пустынь.

1

1


37

Горные экосистемы, болотные, морские.

1

1


38

Роль неживой природы в жизни живого.

1


1

39

Роль неживой природы в жизни живого.

1

1


40

Солнце, как источник света и тепла для живых организмов.

1


1

41

Приспособление животных и растений к различным условиям окружающей среды (теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые растения).

1

1


42

Значение света, воды и воздуха в жизни живых организмов.

1


1

43

Роль ветра в жизни животных и растений.

1

1


44

Растения влаголюбивые и засухоустойчивые.

1


1

45

Приспособление животных к жизни в условиях недостатка влаги.

1

1


46

Приспособление животных к жизни в условиях недостатка влаги.

1

1


47

Приспособление животных к жизни в условиях недостатка влаги.

1


1

48

Вода - экологические и технологические проблемы.

1

1


49

Вода - источник всего во Вселенной.

1

1


50

Вода живая и мертвая.

1

1


51

декабрь

Великие реки нашей планеты.

1

1


52

Управление водными ресурсами.

1

1


53

Возрождение реки Волги.

1

1


54

Вода. Охрана воды.

1


1

55

Вода и цивилизация.

1


1

56

Разнообразные живые обитатели водоемов.

1

1


57

Чем загрязняется вода.

1


1

58

Как река защищается от загрязнений. Как охраняют водные ресурсы.

1


1


Промежуточная аттестация за 1 полугодие.

1


1

59

Зеленый убор Земли.

1

1


60

Лес и человек. Путешествие по зимнему лесу.

1


1

61

Лес и силы природы. Лесная Фауна.

1

1


62

Зеленый мир РТ. Многообразие флоры и фауны. Их охрана.

1

1


63

Многообразие растений и животных (знакомство с интересными представителями всех групп растительного и животного мира).

1

1


64

Легкие планеты.

1

1


65

Лекарственные растения. Их охрана.

1


1

66

январь

ТБ на второе полугодие. Красная книга, ее назначение.

1

1


67

Черная книга природы.

1

1


68

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся.

1


1

69

Знакомство с Красной книгой. .

1


1

70

Животные и растения РФ и РТ.

1


1

71

Способы охраны природы.

1

1


72

Примеры активных действий человека по охране живого мира (Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных; питомники редких видов).

1

1


73

Охраняемые природные территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы).

1

1


74

Охраняемые природные территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы).

1


1

75

Заповедники нашей страны.

1


1

76

Заповедники нашей страны.

1

1


77

Природные ресурсы и их рациональное использование.

1

1


78

Потребление атмосферного воздуха.

1

1


79

Потребление водных ресурсов.

1

1


80

Земельные и минеральные ресурсы.

1

1


81

Воздух. Охрана воздуха.

1

1


82

февраль

Сезонные изменения погоды.

1


1

83

Почему меняется климат.

1

1


84

Роль ветра в жизни растений и животных.

1


1

85

Загрязнение воздуха промышленными отходами, возможные последствия.

1

1


86

Мозговой штурм "Способы охраны воздуха".

1


1

87

Будущее человечества. Построение общества устойчивого развития.

1

1


88

Перспективы развития энергетики. Энергоснабжение.

1

1


89

Ресурсосбережение. Будущее человечества зависит от каждого.

1

1


90

Здоровье человека и окружающая среда. Отношение человека к окружающему миру. Его место в природе.

1

1


91

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Пути попадания вредных веществ в организм человека.

1


1

92

Экосистема, в которой мы живем.

1

1


93

Проблема мусора.

1


1

94

Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. Экология у нас дома. Тест "Здоровье человека и окружающая среда".

1


1

95

Знакомство с биоценозом луга.

1

1


96

Растительное сообщество луга.

1

1


97

Насекомые луга. «Чудесное превращение» (метаморфоз бабочки)

1

1


98

март

Птицы на лугу.

1


1

99

Сохраним наш луг.

1

1


100

Топором и плугом. Изменение лика Земли.

1


1

101

Пустеющие кладовые Земли.

1


1

102

Знакомство с биоценозом водоема.

1

1


103

Растительный мир водоема.

1

1


104

Животный мир, насекомые и моллюски водоема.

1

1


105

Сохраним наш лес.

1


1

106

Реки, текущие вспять.

1


1

107

Угроза богатствам живой природы.

1


1

108

Химическая война с Землей и человеком.

1

1


109

Знакомство с биоценозом леса. Лес - многоэтажный дом.

1

1


110

Насекомые леса.

1

1


111

Птицы в лесу. Лесные звери.

1

1


112

Сохраним леса. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

1

1


113

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.

1


1

114

апрель

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.

1


1

115

Что такое почва? Как происходит почвообразование.

1

1


116

Типы почв.

1

1


117

Разнообразные живые обитатели почв. Их роль в поддержании почвенного плодородия.

1

1


118

Эрозии почв, причины возникновения.

1


1

119

Заражение почв промышленными отходами, возможные последствия.

1

1


120

Способы охраны почв.

1


1

121

Семена - дети растений. Что такое семена? Растения и семена.

1

1


122

Какие бывают семена?

1

1


123

Размножение семенами.

1

1


124

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.

1

1


125

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.

1


1

126

Предварительная защита собственных исследовательских проектов.

1


1

127

Место обитания животных.

1

1


128

Место обитания животных.

1

1


129

Домашние животные.

1


1

130

май

Дикие животные.

1

1


131

Уход за животными.

1


1

132

Уход за животными.

1

1


133

Приспособление и выживание животных в природе.

1

1


134

Приспособление и выживание животных в природе.

1

1


135

Организация выставки лучших работ учащихся.

1


1

136

Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.

1


1

137

Демонстрация приобретенных знаний. Мини-курс: " Я юный - исследователь".

1


1

138

Природные катаклизмы.

1

1


139

Культура мышления.

1


1

140

Тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. "Как гипотеза превращается в теорию". "Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания".

1


1

141

Как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Ассоциации и аналогии в научном поиске. Предположения и результаты наблюдений и экспериментов.

1

1


142

Что значит выражение "уметь видеть проблемы" (коллективная игра).

1

1


143

Что такое экологическая катастрофа. Аральское экологическая катастрофа. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Радиоактивное загрязнение окружающей среды (авария на Чернобыльской АЭС). Нитратные катастрофы.

1

1


144

Защита исследовательских работ и творческих проектов.

1


1


Итоговое занятие. Итоговая аттестация.

1


1



ИТОГО:

144 часа

118 часов

26 часов

Курс позволяет сформировать у детей основу экологического мировоззрения и взгляд на Природу как прекрасную и гармоничную систему, научить их осознать одинаковую ценность всех живых существ Земли и наличие разнообразных связей между ними.


Оборудование и методическое обеспечение программы:
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Я и мир вокруг нас» необходимы следующие принадлежности:

  • набор рабочих инструментов для практических занятий;
  • микроскоп, лупа, глобус;
  • компьютер, принтер, сканер, мультимедиа;
  • набор ЦОР по окружающему миру.
Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или учитель биологии, либо любой другой специалист в области естествознания, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием. Список использованной литературы:Программа по экологическому воспитаниюПрограмма по экологическому воспитанию Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003 Брем А.Э. Жизнь животных: в 3 т. А.Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 1992. Букин А.П. В дружбе с природой / А.П. Букин. - М, 1991. Грехова Л.И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л.И. Грехова. - М, Илекса; Ставрополь, 2000. Дыбина О.В. Неизведанное рядом / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина. - М, Сфера, 2001. Ердаков, Л.Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л.Н. Ердако // Начальная школа. - 1992. - № 11-12. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание /И.Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С.Н. Глазачева. - Волгоград, 1996. Ишутинов Л.М. Грибы - это грибы / Л.М. Ишутинова // Начальная школа. - 2000. - № 6. Калецкип А.А. Калейдоскоп натуралиста / А.А. Калецкий. - М., 1976. Кирсанова, Т.А. Птичьи имена / Т.А. Кирсанова // Начальная школа. - 2001. Лучич М.В. Детям о природе/ М.В. Лучин. - М., 1989. Машкова С.В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу / С.В. Машкова, Е.И. Руднянская. - Волгоград, 1996. - С. 36. Никитина Б.А. Развивающие экологические игры в школе и не только / Б.А. Никитина. - Самара, 1996. Носаль М.А. Лекарственные растения. Способы их применения в народе / М.А. Носаль, И.М. Носаль. - Ленинград, 1991. Пакулова Н.И. Методика преподавания природоведения в начальной школе Н.И. Пакулова и др. - Москва, 1993. Плешаков А.А. Зеленый дом / А.А. Плешаков // Мир вокруг нас. - Москва :Просвещение, 2001. Плешаков А.А. Зеленый дом. От земли до неба /А.А. Плешаков. Москва: Просвещение, 1998. Плешаков А.А. Зеленый дом: программно-методические материалы / Плешаков А.А. - Москва, 2000. Плешаков А.А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе / А.А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. - № 8. Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа /А.А. Плешаков // Начальная школа. - 1991. - № 5. Чернявский А.В., Ковальчук Д.А. Универсальный энциклопедический справочник ./ Харьков, Белгород - 2010 . Вологдина Е.В., Малофеева Н.Н., Травина И.В. / Живая природа. /Энциклопедии для любознательных. / Москва 2008. Вагнер Б.Б. / Сто Великих чудес природы. / Энциклопедии для любознательных. Москва 2010. Сэм Тэплин. / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2009. Бен Денн. / Моря и океаны. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков Белгород 2009. Лори Уиддон, Энкомпасс Грэфикс, Колин Эрроусмит, Эндрю Дэвис, Мэн Иллюстрейшнс./ Иллюстрированный атлас Мира. / Индия 2008. Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва 2007. Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для любознательных. / Харьков, Белгород 2008. Роберт Коуп. / Мир насекомых. / Москва «Махаон» 2009
© 2010-2022