Программа внеурочной деятельности В мире книг 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» пгт. Пойковский




«Проверено» «Согласовано» «Утверждено»

Заместитель директора Заместитель директора Директор МОБУ «СОШ № 1»

___________Н.М.Чашкова ____________И.В.Гусак ____________В.Н.Кокорев

«27» августа 2015 г. «28» августа 2015 г. «29» августа 2015 г.

Приказ № 347-О от 29.08.2015




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«В МИРЕ КНИГ»


для обучающихся 1 ступени обучения 1 класс

(уровень, ступень образования)


2015/2016 учебный год

(срок реализации программы)



Количество часов - 33 часа, в неделю 1 час для учащихся 1-х классов






Ф.И.О учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу


Хабирова Айгуль Рамилевна









пгт. Пойковский

2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа факультатива «В мире книг» разработана для учащихся 1 классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе авторской программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг» Л. А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1 - 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М. : Вентана-Граф, 2012.). Общая характеристика факультатива Факультатив «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Актуальность выбора определена следующими факторами:на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции. Факультативные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Главные цели факультатива: - создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг; - расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов; - формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений. Преемственность факультатива с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации факультативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д. Содержание факультативных занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На факультативных занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.


Место факультатива в учебном плане С 1 по 2 класс факультативные занятия проводятся один раз в неделю. В 1 классе планируется 33, а в 2-4 классах по 34 занятия.
Ценностные ориентиры содержания факультатива Содержание программы факультатива «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературусвоей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Программа факультатива - это создание условий для использованияполученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами:рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата (титульный лист, введение, предисловие и пр.), так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива В результате освоения программы факультатива «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: - осознавать значимость чтения для личного развития; - формировать потребность в систематическом чтении; - использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); - уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; - пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Регулятивные умения: - уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; - уметь самостоятельно работать с новым произведением; - уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; - уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.


Познавательные учебные умения: - прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; - отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; - ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом); - составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; - пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Коммуникативные учебные умения: - участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; - оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; - высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; - участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков; - соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Содержание программы 1 класс (33 ч)
Здравствуй, книга (2 ч) Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?». Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах). Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке. Книги о Родине и родной природе (2 ч) Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник). Структура книги, справочный аппарат книги. Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание). Писатели детям (3 ч) Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев). Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.). Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг. Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч) Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты). Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку». По страницам книг В. Сутеева (3 ч) Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника. В. Сутеев - автор и художник-оформитель. Игра «По страницам сказок В. Сутеева». Библиографическая справка (информация) об авторе в структурекниги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах. Сказки народов мира (3 ч) Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения. Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг. Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование. Домики-сказки (коллективная проектная деятельность). Книги русских писателей-сказочников (3 ч) Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Инсценирование отдельных историй. Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах). Детские писатели (3 ч) Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки. К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники. Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина. Книги-сборники произведений современных детских писателей. Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журналов. Сказки зарубежных писателей (3 ч) Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги. Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй. Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги. Книги-сборники стихотворений для детей (3 ч) Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова. Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?». Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов». Литературная игра «Послушай и назови». Дети - герои книг (3 ч) Дети - герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка». Парад героев сказок. Дети - герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев». Дети - герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов. Книги о животных (3 ч) Книги-сборники о животных. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя - дедушки Мазая. Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах). Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах. Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».
























Календарно-тематический план

1 класс


п/п

Дата

Тема занятия

Количество часов

план

факт

1.

07.09


Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой.

1

2.

14.09


Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение).

1

3.

21.09


Книги о Родине и природе.

1

4.

28.09


Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник.

1

5.

05.10


Книги-сборники писателей-классиков о детях.

1

6.

12.10


Книги современных писателей о детях.

1

7.

19.10


Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки».

1

8.

26.10


Загадки о животных. Игра «Загадай загадку».

1

9.

09.11


Творческая работа «Сочини загадку». Литературные игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

1

10.

16.11


По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги- произведения).

1

11.

23.11


В. Сутеев - автор и оформитель книг для детей.

1

12.

30.11


Литературная игра «По страницам сказок В.Сутеева».

1

13.

07.12


Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок.

1

14.

14.12


Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением.

1

15.

21.12


Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе.

1

16.

11.01


Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н.Толстой «Приключения Буратино».

1

17.

18.01


По страницам книги А.Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирование отдельных историй.

1

18.

25.01


Книги С.Маршака. Выставка книг.

1

19.

01.02


Книги-сборники произведений К.Чуковского.

1

20.

15.02


Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке.

1

21.

22.02


Е.Чарушин - писатель иллюстратор своих книг.

1

22.

29.02


Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.

1

23.

07.03


Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса».

1

24.

14.03


В гостях у сказки.

1

25.

04.04


Стихотворения для детей. Книги сборники.

1

26.

11.04


Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов.

1

27.

18.04


Дети-герои книг детских писателей.

1

28.

25.04


Литературная игра «Вопросы и ответы».

1

29.

2.05


Книги В.Бианки, Г. Сребицкого.

1

30.

09.05


Книга Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

1

31-33

16.0523.05

30.05


По страницам любимых книг. Выставка книг.

3

Информационно-методическое обеспечение


  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.09. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
  3. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
  4. СанПин 2.4.2. 2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 г № 189
  5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические тред\бования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» от 3 апреля 2003 г №27
  6. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников от 28 декабря 2010 г № 2106.
  7. Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 класс. Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М., «Вентана-Граф», 2012 г.

  8. Ефросинина Л. А. Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению для младших школьников: 1-4 классы. - М.: Вентана-Граф

  9. Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия. Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2007

  10. Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007

  11. Сухин И. Г., Яценко И. Ф. Азбучные игры: 1 класс. - М.: ВАКО, 2011


Все формы проведения занятий по программе внеурочной деятельности «В мире книг» предусматривают широкое использование различных демонстрационных материалов:

  • портретов писателей, поэтов;
  • репродукций картин в соответствии с содержанием программы;
  • художественных фотографий в соответствии с содержанием программы;
  • иллюстраций к литературным произведениям;
  • ЭОР «Словарь-справочник по литературному чтению «Книгочей» (Ефросинина Л. А. Литературное чтение. 1-4 классы. Электронное учебное пособие. Словарь-справочник «Книгочей».- М.: Вентана-Граф, 2012)
Предполагаемая результативность программы/ планируемые результаты: - находить книгу в открытом библиотечном фонде; - выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; - сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; - формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях; - характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; - сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением; - слушать и читать книгу, понимать прочитанное; - пользоваться аппаратом книги; - овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке); - систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.


© 2010-2022