- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности В мире книг 1 класс
Программа внеурочной деятельности В мире книг 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Хабирова А.Р. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» пгт. Пойковский
«Проверено» «Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директора Заместитель директора Директор МОБУ «СОШ № 1»
___________Н.М.Чашкова ____________И.В.Гусак ____________В.Н.Кокорев
«27» августа 2015 г. «28» августа 2015 г. «29» августа 2015 г.
Приказ № 347-О от 29.08.2015
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«В МИРЕ КНИГ»
для обучающихся 1 ступени обучения 1 класс
(уровень, ступень образования)
2015/2016 учебный год
(срок реализации программы)
Количество часов - 33 часа, в неделю 1 час для учащихся 1-х классов
Ф.И.О учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу
Хабирова Айгуль Рамилевна
пгт. Пойковский
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива «В мире книг» разработана для учащихся 1 классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе авторской программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг» Л. А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1 - 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М. : Вентана-Граф, 2012.). Общая характеристика факультатива Факультатив «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Актуальность выбора определена следующими факторами:на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции. Факультативные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Главные цели факультатива: - создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг; - расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов; - формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений. Преемственность факультатива с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации факультативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д. Содержание факультативных занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На факультативных занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Место факультатива в учебном плане С 1 по 2 класс факультативные занятия проводятся один раз в неделю. В 1 классе планируется 33, а в 2-4 классах по 34 занятия.
Ценностные ориентиры содержания факультатива Содержание программы факультатива «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературусвоей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Программа факультатива - это создание условий для использованияполученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами:рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата (титульный лист, введение, предисловие и пр.), так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива В результате освоения программы факультатива «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: - осознавать значимость чтения для личного развития; - формировать потребность в систематическом чтении; - использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); - уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; - пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Регулятивные умения: - уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; - уметь самостоятельно работать с новым произведением; - уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; - уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения: - прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; - отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; - ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом); - составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; - пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Коммуникативные учебные умения: - участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; - оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; - высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; - участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков; - соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Содержание программы 1 класс (33 ч)
Здравствуй, книга (2 ч) Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?». Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах). Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке. Книги о Родине и родной природе (2 ч) Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник). Структура книги, справочный аппарат книги. Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание). Писатели детям (3 ч) Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев). Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.). Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг. Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч) Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты). Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку». По страницам книг В. Сутеева (3 ч) Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника. В. Сутеев - автор и художник-оформитель. Игра «По страницам сказок В. Сутеева». Библиографическая справка (информация) об авторе в структурекниги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах. Сказки народов мира (3 ч) Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения. Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг. Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование. Домики-сказки (коллективная проектная деятельность). Книги русских писателей-сказочников (3 ч) Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Инсценирование отдельных историй. Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах). Детские писатели (3 ч) Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки. К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники. Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина. Книги-сборники произведений современных детских писателей. Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журналов. Сказки зарубежных писателей (3 ч) Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги. Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй. Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги. Книги-сборники стихотворений для детей (3 ч) Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова. Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?». Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов». Литературная игра «Послушай и назови». Дети - герои книг (3 ч) Дети - герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка». Парад героев сказок. Дети - герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев». Дети - герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов. Книги о животных (3 ч) Книги-сборники о животных. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя - дедушки Мазая. Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах). Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах. Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».
Календарно-тематический план
1 класс
№ п/п
Дата
Тема занятия
Количество часов
план
факт
1.
07.09
Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой.
1
2.
14.09
Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение).
1
3.
21.09
Книги о Родине и природе.
1
4.
28.09
Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник.
1
5.
05.10
Книги-сборники писателей-классиков о детях.
1
6.
12.10
Книги современных писателей о детях.
1
7.
19.10
Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки».
1
8.
26.10
Загадки о животных. Игра «Загадай загадку».
1
9.
09.11
Творческая работа «Сочини загадку». Литературные игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
1
10.
16.11
По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги- произведения).
1
11.
23.11
В. Сутеев - автор и оформитель книг для детей.
1
12.
30.11
Литературная игра «По страницам сказок В.Сутеева».
1
13.
07.12
Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок.
1
14.
14.12
Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением.
1
15.
21.12
Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе.
1
16.
11.01
Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н.Толстой «Приключения Буратино».
1
17.
18.01
По страницам книги А.Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирование отдельных историй.
1
18.
25.01
Книги С.Маршака. Выставка книг.
1
19.
01.02
Книги-сборники произведений К.Чуковского.
1
20.
15.02
Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке.
1
21.
22.02
Е.Чарушин - писатель иллюстратор своих книг.
1
22.
29.02
Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.
1
23.
07.03
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса».
1
24.
14.03
В гостях у сказки.
1
25.
04.04
Стихотворения для детей. Книги сборники.
1
26.
11.04
Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов.
1
27.
18.04
Дети-герои книг детских писателей.
1
28.
25.04
Литературная игра «Вопросы и ответы».
1
29.
2.05
Книги В.Бианки, Г. Сребицкого.
1
30.
09.05
Книга Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
1
31-33
16.0523.05
30.05
По страницам любимых книг. Выставка книг.
3
Информационно-методическое обеспечение
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.09. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
- СанПин 2.4.2. 2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 г № 189
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические тред\бования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» от 3 апреля 2003 г №27
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников от 28 декабря 2010 г № 2106.
-
Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 класс. Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М., «Вентана-Граф», 2012 г.
-
Ефросинина Л. А. Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению для младших школьников: 1-4 классы. - М.: Вентана-Граф
-
Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия. Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2007
-
Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007
-
Сухин И. Г., Яценко И. Ф. Азбучные игры: 1 класс. - М.: ВАКО, 2011
Все формы проведения занятий по программе внеурочной деятельности «В мире книг» предусматривают широкое использование различных демонстрационных материалов:
- портретов писателей, поэтов;
- репродукций картин в соответствии с содержанием программы;
- художественных фотографий в соответствии с содержанием программы;
- иллюстраций к литературным произведениям;
- ЭОР «Словарь-справочник по литературному чтению «Книгочей» (Ефросинина Л. А. Литературное чтение. 1-4 классы. Электронное учебное пособие. Словарь-справочник «Книгочей».- М.: Вентана-Граф, 2012)