Конспект урока по окружающему миру по теме Воздух (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира

Тема: "Воздух "

Класс: 2

Форма проведения: урок - исследование

Тип урока: объяснение нового материала

Цель: ознакомление с некоторыми свойствами воздуха, его значением для всего живого на планете и его охраны.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить учеников с составом воздуха, его свойствами. 2.Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах и группах.

Развивающие:

  1. Развивать умение исследовать свойства вещества экспериментальным способом.

  2. Способствовать развитию коммуникативных компетенций учащихся: умение аргументировать свою точку зрения, умение толерантно относиться к чужому мнению.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Материалы и оборудование:

Обучающие: презентация, листы наблюдений, схема «Свойства воздуха», сигнальные карточки 1,2,3, воздушные шарики с глазами для рефлексии.

Для опытов при работе в группах: пластиковая бутылочка, жидкость для снятия лака, прозрачная банка, шарики, трубочки, спиралька, бумага, железный поднос, спички, стакан. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийная установка, экран.

Форма использования - проецирование на экран при фронтальной работе с классом.

Этапы мероприятия


Деятельность педагога/ учеников

I.Орг. момент

(0, 5 мин.)

Задачи:

Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Ну - ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка, карандаш?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

Пожелаем всем удачи -

За работу, в добрый час!

2. Мотивирование к учебной деятельности. Сообщение темы.

(3 мин.)

Задачи:

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности.

Создать условий для возникновения у учеников

внутренней потребности

включения в учебную деятельность.

Сформулировать тему занятия.

- Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов есть на свете еще один океан - самый большой из всех. И вы, каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаетесь» в нём. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и птицы, даже машины день и ночь «купаются» в этом океане.

Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды.

- Давайте отгадаем имя этого океана:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый; и все же

Без него мы жить не можем.

- Как вы думаете, о каком океане идет речь? (Воздух.)

(На экран выводится тема урока)

- Какое отношение эти предметы: парусник, воздушный шар, резиновый мяч, ветряная мельница имеют к теме: «Воздух»?

- Что помогло человеку догадаться и создать их для себя?

- Что должен знать человек для того что бы сделать эти предметы?

(Свободные высказывания учащихся, не комментируются учителем, но возможны замечания и вопросы: «Это интересно...», «Ты думаешь, что прав?..», «Откуда ты это знаешь?».)

- Итак, сегодня на уроке, мы подтвердим, или, наоборот, опровергнем все ваши знания по этой теме.

3. Актуализация и пробное учебное действие (7 мин.)

- Что вы знаете о воздухе?

- Воздух везде, он заполняет все пустоты.

- Докажите, что воздух есть и в классе. (дышим, махи руками).

4. Выявление места и причины затруднения.

(5 мин.)

Задачи:

Под руководством учителя

-устанавливают тематические рамки занятия,

-выявляют место затруднения,

-проговаривают причину затруднения.

- Что в этой пластиковой бутылке? (Учитель показывает пустой стакан). Давайте проверим, что там действительно ничего нет.

- А какой он, воздух, из чего состоит? Вот и мы с вами будем сегодня учёными, которые изучают воздух. А все свои наблюдения учёные записывают в научный дневник на листах наблюдений.

(Обращаю внимание на листы наблюдений.) (Приложение 1)

- Добро пожаловать в лабораторию «Чудесных превращений воздуха»

Опыт 1

Возьмём пустую прозрачную пластиковую бутылку и проверим, что там действительно ничего нет. Если мы опустим бутылку в воду, то увидим, что из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Учитель топит пластиковую бутылку в банке с водой.

- Что за невидимка сидел в бутылке, кого выдали пузырьки? (Воздух.)

- О каком свойстве воздуха мы только что узнали? (Запись в листах наблюдений: бесцветен, прозрачен,

- Как вы думаете, воздух имеет запах или вкус?

- А сейчас все закройте глаза и понюхайте? Сделайте вывод. (Воздух без запаха и без вкуса).)

Опыт «Подуй в трубочку!»

- У вас на столе стоят стаканчики с водой и трубочками. Подуйте в трубочку, не вынимая её из воды. Что увидели? (Воздух превращается в пузыри и поднимается на поверхность.)

- Какой вывод можно сделать? (Воздух легче воды)

Опыт «Надуй меня!»

- Надуйте шарик. Закрутите. Итак, внутри шарика теперь находится воздух, который заполнил его объём. Чем больше раздувается шарик, тем больше в нём воздуха. Попробуйте его сжать. Легко ли сжимается шарик? Какой вывод можно сделать? (Воздух упругий)

- А если открыть окно и отпустить шарик, что произойдет?

- Действительно, воздух всегда находится в движении.

- Итак, о каких свойствах воздуха мы узнали?

(Чтение с листов наблюдений: прозрачен, бесцветен, не имеет запаха и вкуса, упруг, всегда находится в движении, горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.)

- А где же используют знания о составе воздуха?

5. Физминутка

(До 3 мин., проводится по мере необходимости)

Дети выполняют физкультминутку.

Тест (Приложение 3)

(Самостоятельная работа в парах по карточкам)

- Соедините стрелками строчку левой части со строкой из правой части.

Пара, выполнившая задание, берётся за руки и поднимает их вверх.

Свойства воздуха

Стрелка

Способ использования

Упругость

Двойные рамы в окнах

Плохо проводит тепло

Воздушные шарики

Всегда находится в движении

Автомобильные шины, батут, мяч

Горячий воздух поднимается вверх

Проветривание комнаты

Воздушный змей

6. Построение проекта выхода из затруднения

(3 - 4 мин.)

Задачи:

Проговаривать следующий шаг учебной деятельности.

С помощью учителя проговаривать название следующего этапа, ставить цель.

Составлять и проговаривать план действий с помощью учителя.

- Какую цель вы поставите перед собой сегодня на уроке? (Узнать всё про воздух: о свойствах, значении, применении, охране)

− Что вам помогло достичь цели и решить задачи? (Знания и проделанные опыты)

- Из чего же состоит воздух?

Всего 200 лет назад учёные установили, что воздух - это смесь многих газов, которая выглядит приблизительно так: азота в воздухе больше всего, кислорода - поменьше, а углекислого газа - совсем мало.

- Как вы думаете, какой из газов воздухе самый важный? (Кислород - мы все дышим кислородом.)

Опыт

- Смотрите, я зажигаю свечу. Горит? (Горит)

- А теперь закрываю её стаканом. 1,2,3... погасла. Почему?

- огня не может быть без кислорода.

- Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух уже без кислорода. Зато в нём становится намного больше углекислого газа, который для дыхания непригоден.

- Дышат люди, звери, птицы, и все выдыхают углекислый газ.

- Горит огонь - тоже забирает кислород. И углекислого газа становится всё больше и больше.

- Трубы заводов, фабрик, электростанций выпускают в воздух целые облака углекислого газа.

- Определить состав азота и углекислого газа в воздухе мы не сможем, за нас это сделали учёные в настоящей лаборатории.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 - 8 мин.) Задачи: Выявить место (шаг, операция) затруднения;

Зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Под руководством учителя

дети

-выполняют составленный план действий. -отгадывают загадки, отвечают на вопросы учителя, делают вывод.

- Какой из газов в воздухе самый важный?

- Вспомните, что делает ваша мама, чтобы в квартире было всегда чисто. Почему мы проветриваем комнату? (В помещении нужно постоянно делать влажную уборку и убирать пыль. Пыль проникает в наши помещения через двери и окна, образуется в результате нашей деятельности. В пыли обнаружены болезнетворные грибки и бактерии, поэтому в доме необходима влажная уборка и пылесос).

8. Включение в систему знаний и повторение

(3 - 4 мин.)

Задачи:

закрепить знания учащихся о молочных и полезных продуктах

-Сделайте вывод.

- Чистый воздух - одно из главных богатств природы, которое необходимо охранять.

- Отчего загрязняется воздух?

- Почему необходимо охранять воздух?

- Всё живое задохнулось бы, если бы не растения. И дуб-великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух кислород. Леса, луга, поля, парки, сады - все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух.

- Воздух нужен людям, животным, растениям, чтобы дышать, а значит - жить.

- Давайте с вами беречь планету -

Другой такой на свете нету.

Развеем над нею пожары и дым

В обиду её не дадим.

9. Рефлексия деятельности на уроке

(3 - 4 мин.) Задача: Установить степень усвоения учащимися изученного материала по теме.

Индивидуальная работа с сигнальными карточками 1,2,3 (Приложение 2)

  • Продолжи фразу: « Воздух это - …»

1. вещество, которое одновременно может находиться в разных состояниях: жидком, твёрдом и газообразном;

2. смесь газов, пыли и пара;

3. любое вещество природы.

  • В состав воздуха входят:

1. азот, кислородный газ;

2. азот и кислород;

3. азот, кислород, углекислый газ и различные примеси.

  • Для горения и дыхания необходимы:

1. азот;

2. кислород;

3. углекислый газ.

  • При дыхании человек выделяет:

1. кислород;

2. углекислый газ;

3. другие примеси.

  • Свойства воздуха:

1. цвет белый, без запаха, без вкуса; 2. без цвета, без запаха, без вкуса;

3. прозрачный, имеет запах и вкус.

  • Где больше всего кислорода?

1. над городом;

2. над озером;

3. над лесом.

  • Какого газа станет больше в кабинете к концу урока?

1. кислорода;

2. азота;

3. углекислого газа.

10. Рефлексия деятельности (итог)

(1,5 - 2,5 мин.)

Задачи:

Зафиксировать новое содержание урока

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Какую задачу ставили?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Где можно применить новые знания?

- На столах у вас воздушные шарики. На них уже нарисованы глазки и носики. Вам осталось нарисовать выражение губ. С каким настроением вы уходите с урока? Равнодушное, грустное, веселое? (На доске показаны все 3 вида выражения лиц.)

(Приложение 4)

11. Домашнее задание.

- Мы справились со всеми заданиями, проверили себя и узнали много интересного. Домашнее задание - ответить на вопросы на странице 26.

- На этом наш урок закончен. Всем спасибо!


© 2010-2022