- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру по теме Воздух (2 класс)
Конспект урока по окружающему миру по теме Воздух (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Канзафарова Г.Ф. |
Дата | 22.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок окружающего мира
Тема: "Воздух "
Класс: 2
Форма проведения: урок - исследование
Тип урока: объяснение нового материала
Цель: ознакомление с некоторыми свойствами воздуха, его значением для всего живого на планете и его охраны.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить учеников с составом воздуха, его свойствами. 2.Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах и группах.
Развивающие:
-
Развивать умение исследовать свойства вещества экспериментальным способом.
-
Способствовать развитию коммуникативных компетенций учащихся: умение аргументировать свою точку зрения, умение толерантно относиться к чужому мнению.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Материалы и оборудование:
Обучающие: презентация, листы наблюдений, схема «Свойства воздуха», сигнальные карточки 1,2,3, воздушные шарики с глазами для рефлексии.
Для опытов при работе в группах: пластиковая бутылочка, жидкость для снятия лака, прозрачная банка, шарики, трубочки, спиралька, бумага, железный поднос, спички, стакан. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийная установка, экран.
Форма использования - проецирование на экран при фронтальной работе с классом.
Этапы мероприятия
Деятельность педагога/ учеников
I.Орг. момент
(0, 5 мин.)
Задачи:
Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Ну - ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка, карандаш?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
Пожелаем всем удачи -
За работу, в добрый час!
2. Мотивирование к учебной деятельности. Сообщение темы.
(3 мин.)
Задачи:
Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности.
Создать условий для возникновения у учеников
внутренней потребности
включения в учебную деятельность.
Сформулировать тему занятия.
- Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов есть на свете еще один океан - самый большой из всех. И вы, каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаетесь» в нём. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и птицы, даже машины день и ночь «купаются» в этом океане.
Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды.
- Давайте отгадаем имя этого океана:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый; и все же
Без него мы жить не можем.
- Как вы думаете, о каком океане идет речь? (Воздух.)
(На экран выводится тема урока)
- Какое отношение эти предметы: парусник, воздушный шар, резиновый мяч, ветряная мельница имеют к теме: «Воздух»?
- Что помогло человеку догадаться и создать их для себя?
- Что должен знать человек для того что бы сделать эти предметы?
(Свободные высказывания учащихся, не комментируются учителем, но возможны замечания и вопросы: «Это интересно...», «Ты думаешь, что прав?..», «Откуда ты это знаешь?».)
- Итак, сегодня на уроке, мы подтвердим, или, наоборот, опровергнем все ваши знания по этой теме.
3. Актуализация и пробное учебное действие (7 мин.)
- Что вы знаете о воздухе?
- Воздух везде, он заполняет все пустоты.
- Докажите, что воздух есть и в классе. (дышим, махи руками).
4. Выявление места и причины затруднения.
(5 мин.)
Задачи:
Под руководством учителя
-устанавливают тематические рамки занятия,
-выявляют место затруднения,
-проговаривают причину затруднения.
- Что в этой пластиковой бутылке? (Учитель показывает пустой стакан). Давайте проверим, что там действительно ничего нет.
- А какой он, воздух, из чего состоит? Вот и мы с вами будем сегодня учёными, которые изучают воздух. А все свои наблюдения учёные записывают в научный дневник на листах наблюдений.
(Обращаю внимание на листы наблюдений.) (Приложение 1)
- Добро пожаловать в лабораторию «Чудесных превращений воздуха»
Опыт 1
Возьмём пустую прозрачную пластиковую бутылку и проверим, что там действительно ничего нет. Если мы опустим бутылку в воду, то увидим, что из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.
Учитель топит пластиковую бутылку в банке с водой.
- Что за невидимка сидел в бутылке, кого выдали пузырьки? (Воздух.)
- О каком свойстве воздуха мы только что узнали? (Запись в листах наблюдений: бесцветен, прозрачен,
- Как вы думаете, воздух имеет запах или вкус?
- А сейчас все закройте глаза и понюхайте? Сделайте вывод. (Воздух без запаха и без вкуса).)
Опыт «Подуй в трубочку!»
- У вас на столе стоят стаканчики с водой и трубочками. Подуйте в трубочку, не вынимая её из воды. Что увидели? (Воздух превращается в пузыри и поднимается на поверхность.)
- Какой вывод можно сделать? (Воздух легче воды)
Опыт «Надуй меня!»
- Надуйте шарик. Закрутите. Итак, внутри шарика теперь находится воздух, который заполнил его объём. Чем больше раздувается шарик, тем больше в нём воздуха. Попробуйте его сжать. Легко ли сжимается шарик? Какой вывод можно сделать? (Воздух упругий)
- А если открыть окно и отпустить шарик, что произойдет?
- Действительно, воздух всегда находится в движении.
- Итак, о каких свойствах воздуха мы узнали?
(Чтение с листов наблюдений: прозрачен, бесцветен, не имеет запаха и вкуса, упруг, всегда находится в движении, горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.)
- А где же используют знания о составе воздуха?
5. Физминутка
(До 3 мин., проводится по мере необходимости)
Дети выполняют физкультминутку.
Тест (Приложение 3)
(Самостоятельная работа в парах по карточкам)
- Соедините стрелками строчку левой части со строкой из правой части.
Пара, выполнившая задание, берётся за руки и поднимает их вверх.
Свойства воздуха
Стрелка
Способ использования
Упругость
Двойные рамы в окнах
Плохо проводит тепло
Воздушные шарики
Всегда находится в движении
Автомобильные шины, батут, мяч
Горячий воздух поднимается вверх
Проветривание комнаты
Воздушный змей
6. Построение проекта выхода из затруднения
(3 - 4 мин.)
Задачи:
Проговаривать следующий шаг учебной деятельности.
С помощью учителя проговаривать название следующего этапа, ставить цель.
Составлять и проговаривать план действий с помощью учителя.
- Какую цель вы поставите перед собой сегодня на уроке? (Узнать всё про воздух: о свойствах, значении, применении, охране)
− Что вам помогло достичь цели и решить задачи? (Знания и проделанные опыты)
- Из чего же состоит воздух?
Всего 200 лет назад учёные установили, что воздух - это смесь многих газов, которая выглядит приблизительно так: азота в воздухе больше всего, кислорода - поменьше, а углекислого газа - совсем мало.
- Как вы думаете, какой из газов воздухе самый важный? (Кислород - мы все дышим кислородом.)
Опыт
- Смотрите, я зажигаю свечу. Горит? (Горит)
- А теперь закрываю её стаканом. 1,2,3... погасла. Почему?
- огня не может быть без кислорода.
- Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух уже без кислорода. Зато в нём становится намного больше углекислого газа, который для дыхания непригоден.
- Дышат люди, звери, птицы, и все выдыхают углекислый газ.
- Горит огонь - тоже забирает кислород. И углекислого газа становится всё больше и больше.
- Трубы заводов, фабрик, электростанций выпускают в воздух целые облака углекислого газа.
- Определить состав азота и углекислого газа в воздухе мы не сможем, за нас это сделали учёные в настоящей лаборатории.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 - 8 мин.) Задачи: Выявить место (шаг, операция) затруднения;
Зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Под руководством учителя
дети
-выполняют составленный план действий. -отгадывают загадки, отвечают на вопросы учителя, делают вывод.
- Какой из газов в воздухе самый важный?
- Вспомните, что делает ваша мама, чтобы в квартире было всегда чисто. Почему мы проветриваем комнату? (В помещении нужно постоянно делать влажную уборку и убирать пыль. Пыль проникает в наши помещения через двери и окна, образуется в результате нашей деятельности. В пыли обнаружены болезнетворные грибки и бактерии, поэтому в доме необходима влажная уборка и пылесос).
8. Включение в систему знаний и повторение
(3 - 4 мин.)
Задачи:
закрепить знания учащихся о молочных и полезных продуктах
-Сделайте вывод.
- Чистый воздух - одно из главных богатств природы, которое необходимо охранять.
- Отчего загрязняется воздух?
- Почему необходимо охранять воздух?
- Всё живое задохнулось бы, если бы не растения. И дуб-великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух кислород. Леса, луга, поля, парки, сады - все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух.
- Воздух нужен людям, животным, растениям, чтобы дышать, а значит - жить.
- Давайте с вами беречь планету -
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею пожары и дым
В обиду её не дадим.
9. Рефлексия деятельности на уроке
(3 - 4 мин.) Задача: Установить степень усвоения учащимися изученного материала по теме.
Индивидуальная работа с сигнальными карточками 1,2,3 (Приложение 2)
-
Продолжи фразу: « Воздух это - …»
1. вещество, которое одновременно может находиться в разных состояниях: жидком, твёрдом и газообразном;
2. смесь газов, пыли и пара;
3. любое вещество природы.
-
В состав воздуха входят:
1. азот, кислородный газ;
2. азот и кислород;
3. азот, кислород, углекислый газ и различные примеси.
-
Для горения и дыхания необходимы:
1. азот;
2. кислород;
3. углекислый газ.
-
При дыхании человек выделяет:
1. кислород;
2. углекислый газ;
3. другие примеси.
-
Свойства воздуха:
1. цвет белый, без запаха, без вкуса; 2. без цвета, без запаха, без вкуса;
3. прозрачный, имеет запах и вкус.
-
Где больше всего кислорода?
1. над городом;
2. над озером;
3. над лесом.
-
Какого газа станет больше в кабинете к концу урока?
1. кислорода;
2. азота;
3. углекислого газа.
10. Рефлексия деятельности (итог)
(1,5 - 2,5 мин.)
Задачи:
Зафиксировать новое содержание урока
Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
- Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Где можно применить новые знания?
- На столах у вас воздушные шарики. На них уже нарисованы глазки и носики. Вам осталось нарисовать выражение губ. С каким настроением вы уходите с урока? Равнодушное, грустное, веселое? (На доске показаны все 3 вида выражения лиц.)
(Приложение 4)
11. Домашнее задание.
- Мы справились со всеми заданиями, проверили себя и узнали много интересного. Домашнее задание - ответить на вопросы на странице 26.
- На этом наш урок закончен. Всем спасибо!