Эссе Я - учитель

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе «Я учитель». В жизни каждого человека наступает такое время, когда хочется перелистать страницы прожитого. Мой педагогический стаж 24 года, из них 14 лет я работаю в теперь уже ставшей родной, Багдаринской эвенкийской школе-интернате. Спроси сейчас кто-нибудь, почему из множества профессий выбрала именно учительскую, я, может быть, не смогу однозначно ответить. Это трудно и легко одновременно. Наверно, это родилось со мной и уж точно идет из моего детства. В моей семье нет ни одного педагога, я не пошла по стопам родителей. Но, уже учась в начальной школе, я с удовольствием наблюдала за работой моего учителя Василовской Галины Ивановны. Приходя домой, представляла себя в роли учителя, заводила журнал, писала список своего класса, ставила оценки. В школе я была активной: участвовала во многих конкурсах, олимпиадах, всегда помогала учителям организовывать праздники, придумывать творческие задания для младших школьников. Видя мое увлечение работать с ребятами из начальных классов, пионервожатая школы порекомендовала меня на роль вожатой, которой я и оставалась пока не закончила 8 классов. После окончания школы не раздумывая, я выбрала профессию учителя начальных классов. Годы учебы в Петровск - Забайкальском педагогическом училище. С благодарностью и теплотой сейчас вспоминаются талантливые преподаватели, которые дали так много новых знаний, особенно во время педагогических практик, когда мы входили в классы и давали свои первые уроки первым своим ученикам. Именно тогда пришло понимание того, что в выборе профессии я не ошиблась. Это мое. Уже тогда я увидела, что труд учителя многогранен, сложен, что в этой профессии нельзя работать без души, по шаблону. Многому училась, читая труды педагогов - классиков: «Педагогическую поэму» и «Воспитать человека» А.С. Макаренко, «Сердце отдаю детям» и «Письмо сыну» В.А. Сухомлинского, «Я читаю. Я считаю. Я пишу. Как учить маленьких» С.Н. Лысенковой и др., общаясь с коллегами, готовясь к своим урокам и посещая уроки других. И вот годы учения позади, я - учитель, теперь могу применить свои знания на практике, воплотить в реальность все мои студенческие мечты и планы. Однажды я прочитала слова Адольфа Фридриха Дистервега: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он - олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания». Именно эти слова стали моим педагогическим кредо. Началась работа: интересная, трудная. Постепенно накапливался опыт, приобреталось мастерство, и вместе с тем понимание того, что миссия педагога наиважнейшая в человеческом обществе во все времена. Чтобы выполнить свое назначение в обществе как учителя, наставника, чтобы претворить в жизнь все названное выше, нужна кропотливая, ежедневная работа- это то, из чего состоит моя жизнь: вот надо позаниматься с Димой: он еще плохо читает, а с Лерой обсудить её выступление в научно-практической конференции, надо что-то интересное придумать для классного часа, а скоро родительское собрание… И так весь учебный год. Настоящий учитель всегда в поиске, он не перестает приобретать новое и шлифовать достигнутое. Какие же многогранные и разные стороны миссии у учителя в обществе! Каким должен быть современный педагог? Безусловно, глубоко знающим свой предмет и методику его преподавания, чутким психологом, остро чувствующим состояние ребенка, обладающим безупречной речью, грамотным письмом, культурой общения. Но времена меняются, а вместе с ними становится другой школа, другими ученики, значит, меняется и подход к образованию детей и требования к учителю. Сегодня, когда образование обозначено как сфера услуг, в чём состоит миссия современного учителя? В том, чтобы качественно предоставить эти самые услуги ученику, угадать его потребности, нужды и предложить подходящий ассортимент? В связи с новым федеральным государственным образовательным стандартом, требованиями профессионального стандарта «Педагог» учитель должен не только научить ребят самостоятельно добывать знания, но и донести до школьников пользу знаний: они нужны и сегодня, но главным образом - это стартовая площадка для их будущего. Учение - труд, подчас тяжёлый, ведь не все дается ребенку легко, и вот тут - то учитель выступает в роли помощника, мудрого наставника. Научить подрастающее поколение планировать свои действия для достижения своей цели, оценивать себя, окружение, вырабатывать стратегию своего развития и самообразования, показать ученику его рост, достижения, заметить вовремя затруднения и ошибки это важные задачи работы учителя. «Не жизнь суживайте до учения, но учение расширяйте до жизни!» - говорил педагог, психолог и философ Павел Петрович Блонский, руководивший лабораторией мышления в Московском институте психологии. Миссия учителя состоит и в том, чтобы воспитать свободную, ответственную личность так, чтобы потом нас ждала «счастливая старость», как сказал Антон Семенович Макаренко. Великий педагог считал, что нужно воспитать человека на пользу общества, ведь правильное воспитание - залог гуманных общественных отношений в будущем. Большим подспорьем в этом является народная педагогика, с ее глубокими корнями и традициями. «В любом человеке есть доброе начало, только нужно уметь его отыскать. И долг учителя найти его и развить», - пишет Люси Мод Монтгомери. Миссия педагога заключается еще и в непрестанном поиске новых идей, новых методов и приемов, новых технологий. В этом - его умение выполнять задачи общества, умение выбрать новые пути их решения, быть всегда в курсе всего нового в педагогической науке, не только учить, но и постоянно учиться самому. В чем заключается суть процесса самообразования? Каждый день я учусь специально и учусь «нечаянно»: жизненные ситуации, книги или путешествия, сама школьная жизнь дают мне возможность почувствовать, кто я. Учителю важно уметь учиться в течение всей жизни, важно включить рефлексию в свою профессиональную жизнь, постоянно отвечать на вопросы: что я знаю и чего еще не знаю, что умею и что не умею. Только после таких размышлений я понимаю, чему нужно учиться, что узнать, что попробовать. Так же должно быть и у детей. Я учусь. И я учусь учить. Я каждый день учусь учить ребят умению учиться. Из года в год появляются новые технологии обучения, меняется педагогическая терминология, и теперь учителя можно представить не только с мелом у доски, но и в стороне, в качестве помощника, тьютера, соратника. В течение урока не он главное лицо, его роль может быть и незаметной. Всё это - приемы, методы, средства. Главным остается отношение, преданность своему делу и любовь к детям. Любить своих учеников - это верить в них. Верить в их возможности, способствовать раскрытию этих возможностей, показывать, на что способен каждый из них. Способен по-своему и в своём! Это трудно. Но если мы сумеем это сделать - это уже немало. Так может, миссия учителя - просто любить, учить учиться и верить в своих учеников?

© 2010-2022