Проект Хлеб-всему голова!

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Министерство образования и науки

Российской Федерации

Муниципальное образовательное учреждение

Тверская средняя общеобразовательная школа







Рефератно-исследовательская работа



«Хлеб - всему голова!







Выполнили:

учащийся 3 класса

Унтерберг Марк Денисович

учащийся 4 класса

Полити Денис Андреевич

Руководитель:

учитель начальных классов

Пташкина Наталья Борисовна









Тверь, 2014



ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение……………………………………………………………………………3

  2. Основная часть:

2.1. Вступление…………………………………………………………………….4

2.2. История возникновения хлеба………………………………………………..4

2.3. Почему хлеб стал называться хлебом? ……………………………………...5

2.4. Каким был хлеб на Руси? …………………………………………………….5

2.5. Мифологическое значение слова «хлеб». …………………………………..5

2.6. Хлеб в устном народном творчестве………………………………………...6

2.7. Хлеб фронтовой, хлеб блокадный……………………………………………6

2.8. Как хлеб приходит к нам на стол? …………………………………………...7

2.9. Чем полезен хлеб? …………………………………………………………….8

2.10. Проводим опрос среди учащихся . …………………………………………9 2.11. Делимся результатами своего исследования с одноклассниками………..10

3. Заключение……………………………………………………………………………10

4. Список литературы………..…………………………………………………………11







1. Введение.

Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!

Тема исследования: «Хлеб - всему голова» Актуальность исследования: Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб - всему голова» - гласит народная мудрость. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Вырастая, дети, помнят запах родного очага всю свою жизнь и впоследствии, создавая уже свои семьи, интуитивно хранят в них те же традиции, которые они вобрали в себя в родительском доме. Ведь хлеб сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого на всех языках люди произносят с любовью и теплотой. Проблема исследования: Нам стало очень интересно, почему же люди с большим уважением относятся к хлебу, почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет? Цель исследования: узнать о значении хлеба в жизни человека. Задачи исследования:

1. Изучить историю возникновения хлеба.

2. Узнать, почему хлеб называют хлебом.

3. Собрать сведения о мифологическом значении слова «хлеб»

4. Подобрать стихи, пословицы, загадки о хлебе.

5.Понять и оценить роль хлеба в годы Великой Отечественной войны.

6. Узнать, как хлеб приходит на наш стол.

7. Изучить пищевую ценность хлеба.

8. Посетить хлебозавод города Твери «Волжский пекарь»

9. Провести анкетирование среди учащихся класса. Гипотеза исследования: Если мы узнаем, почему взрослые так ценят хлеб, то будет бережнее относиться к нему. Объект исследования: хлеб Предмет исследования: отношение людей к хлебу. Методы исследования: анализ, опрос, наблюдение, сбор информации из разных источников, экскурсия.

2. Основная часть.

2.1. Вступление.

Взрослые люди часто говорят, что хлеб нужно беречь, хлеб всему голова, хлеб - наше богатство. Мы задумались, почему же люди с большим уважением относятся к хлебу, почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет? Для этого мы решили провести наше исследование. Цель исследования: узнать о значении хлеба в жизни человека.

Задачи исследования: 1. Изучить историю возникновения хлеба. 2. Узнать, почему хлеб называют хлебом. 3. Собрать сведения о мифологическом значении слова «хлеб» 4. Подобрать стихи, пословицы, загадки о хлебе. 5.Понять и оценить роль хлеба в годы Великой Отечественной войны. 6. Узнать, как хлеб приходит на наш стол. 7. Изучить пищевую ценность хлеба. 8. Посетить хлебозавод города Твери «Волжский пекарь» 9. Провести анкетирование среди учащихся класса. Мы предположили, что если мы узнаем, почему взрослые так ценят хлеб, то будет бережнее относиться к нему.

Мы изучили различную информацию в книгах и Интернет, и вот что узнали.

2.2. История возникновения хлеба. Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Случайно человек обнаружил, что если зерна поджарить, то каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба. Однажды во время приготовления зерновой каши часть её вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Прошло ещё много времени и свершилось ещё одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб со сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста.Проект Хлеб- всему голова!

2.3. Почему хлеб стал называться хлебом. Слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называемые «клибанос». Отсюда произошло готское слово «хлайфс», которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», очень напоминающее наш «хлеб», или эстонское «лейб».


2.4. Каким был хлеб на Руси? С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. Во многих поселениях были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В этих примитивных пекарнях готовили хлеб мастера, которых называли хлебниками. Кроме хлебников, хлеб выпекали в каждом доме, и выполняли эту работу обычно женщины. В XI столетии на Руси выпекали кислый, т.е. сброженный, хлеб из ржаной муки. Производство ржаного хлеба было большим искусством, оно основывалось на применении специальных заквасок, или квасов, секрет приготовления которых держался в строжайшей тайне и передавался из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба в монастырских пекарнях на Руси выпекали просфоры и хлеб из пшеничной муки, сайки, калачи и другие хлебные изделия. В XVI в. пекари на Руси уже подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников и ситников, составляя значительную часть городских ремесленников. Они выпекали ржаной и пшеничный хлеб разных сортов, булочные изделия, пироги, пряники.Проект Хлеб- всему голова!

2.5. Мифологическое значение слова «хлеб»

Хлеб - наиболее сакральный (божественный) вид пищи, символ достатка, изобилия и материального благополучия. Осмысляется как живое существо или даже образ самого божества. Требует к себе особо почтительного и почти религиозного отношения. В быту и в обрядах часто объединяется с соль.Проект Хлеб- всему голова!

Хлеб упоминается в сочетании с Богом, землёй, солнцем и практически лишён негативных значений.

У восточных и западных славян было принято, чтобы буханка хлеба постоянно лежала на столе в красном углу. Хлеб на столе символизировал достаток дома, постоянную готовность к примеру гостя, а также был знаком божественного покровительства и оберегом от враждебных сил. По общеславянскому выражению, хлеб -«дар Божий», а по русскому, «стол - ладонь Божья»

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим - заберешь его счастье, силу. Нельзя есть за спиной другого человека - тоже съешь его силу. Давшего во время еды хлеб со стола собакам ожидает бедность. Нельзя оставлять кусок хлеба на столе, иначе похудеешь - «он тебя есть будет».

Разрезание хлеба и распределение его между едоками были обязанностью мужчины, а заквашивание теста и выпечка хлеба - женскими занятиями.

Хлеб широко использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорождённому, брали с собой, отправляясь в дорогу, чтобы он охранял в пути, клали на место, где лежал покойник, чтобы хлеб победил смерть и умерший не унёс с собой плодородия, выносили на улицу при приближении грозы или градовой тучи, чтобы защитить посевы, обходили хлебом загоревшееся строение или бросали его в огонь, чтобы остановить распространение пожара.

Хлеб оставляли на ночь на месте будущего дома, чтобы определить, подходит ли оно для строительства; несли его при переходе в новый дом.

Хлеб широко использовали в качестве обрядового дара: брали его с собой, отправляясь свататься, с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания, везли хлеб вместе с приданым невесты, угощали им друг друга в различных обрядовых ситуациях.

Хлеб, забытый в печи, наделяли особыми свойствами; его давали человеку, который тосковал по умершему, чтобы он забыл их, использовали как лечебное средство.

В русской свадьбе молодых благословляли иконой и хлебом, на рукобитье клали их руки на хлеб при заключении договорённости о свадьбе. Из глубины веков, из старинных легенд дошли до нас слова «КЛЯНУСЬ ХЛЕБОМ СВОИМ». Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, ещё большим - растоптать эту крошку ногами. Не из-за скупости подбираются все крошки за столом, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту.

2.6. Хлеб в устном народном творчестве

Издавна люди начали слагать сказки, загадки, пословицы, поговорки.

В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы.

Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме. Его ароматность дарит ожидание. И даже сухая корочка будит силу в человеке. Пусть некогда он не черствеет, так как, как говорят, когда черствеет хлеб, то черствеют души.

Русское народное творчество нам надо изучать для того, чтобы знать обычаи и традиции наших предков, свою культуру, чтобы быть культурными людьми.

2.7. Хлеб фронтовой, хлеб блокадный…

Проект Хлеб- всему голова!

Я помню хлеб, военный, горький.

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой корке, в каждой крошке

Был горький вкус людской беды.

И горе было частым гостем

Им были детства дни полны

Особо помним мы, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

Наше поколение живет в мирное время. Мы не знаем что такое война, что такое голод. Но рядом с нами живут люди, которые испытали все ужасы Великой Отечественной войны. Эти люди помнят, что в блокадном Ленинграде от голода погибло почти в 40 раз больше людей, чем от бомб и снарядов. Хлеб во время войны был не только главным продуктом питания, но и мерилом жизни. В блокадном Ленинграде между хлебом и жизнью стоял знак равенства. В блокадные дни между хлебом и жизнью стоял знак равенства.

В Интернет мы нашли воспоминания людей переживших войну.

Ленинградка Медведева Александра Михайловна (в годы войны Аля Леонова) вспоминала:
«На второй день войны мне исполнилось одиннадцать лет, я закончила третий класс. Сестре моей было четыре года. Когда в 1941 году, в ноябре, снизили норму хлеба до 125 граммов детям и 250 граммов - рабочим, мама стала его выкупать сама. В магазин ходила вечером, после работы.
В квартире у нас стояла старинная этажерочка со шкафчиком. Дверцы шкафчика - резные, с ключиком.
В этом шкафчике и хранился под замочком наш хлеб...
Утром мама перед уходом на работу доставала хлеб, делила его на три части, потом каждую часть еще на три. Оставляла нам на завтрак и на обед, остальную часть - на ужин - закрывала в шкафчик, а ключик брала с собой. …С тех пор прошло много лет, но до сих пор помню жгучее чувство голода. Страх остаться голодной жил во мне долго. И я не понимаю, как порою у нас забывают о том, что такое голод, что такое кусочек хлеба.

2.8. Как хлеб приходит к нам на стол?

А как хлеб появился на нашем столе? Ведь это только в сказках булки и пряники растут на дереве, а на самом деле путь от зернышка до хлеба очень длинный.

Изучая информацию в Интернет, мы нашли мультфильм «Хлеб», который рассказывает о том, как выращивали хлеб раньше. А вот, чтобы узнать, как выращивают хлеб в наше время, мы обратились к бывшему агроному нашего хозяйства - Бозову Юрию Владимировичу. Вот что мы от него узнали:Проект Хлеб- всему голова!

Хлеб бывает пшеничный, ржаной и пшенично-ржаной. Его получают из пшеницы и ржи. И рожь и пшеница бывают яровые и озимые. Яровые сорта высевают весной, а осенью собирают урожай, а озимые - высевают осенью, а собирают чуть раньше яровых. Озимые сорта дают более высокий урожай. Проект Хлеб- всему голова!

Чтобы вырастить озимую пшеницу или рожь, в августе-сентябре в поле выходят тракторы. Они тянут за собой плуги, которые пашут землю. Делается это для того, чтобы взрыхлить землю, освободить ее от сорняков.Проект Хлеб- всему голова!

Еще землю боронят, чтобы не было комочков.

Затем на поле выходит трактор с сеялкой, а за сеялкой тянутся по земле бороны. В ящики сеялки колхозники насыпают семена. Семена для посадки выбирают самого высокого качества. Чем качественнее зерно, тем выше урожай. Семена по трубам-сошникам попадают в землю, а бороны присыпают их землей. Пройдет немного времени и над землей появятся маленькие зеленые всходы будущего хлеба. Проект Хлеб- всему голова!Проект Хлеб- всему голова!

Вскоре наступит зима, и хлебное поле накроет пушистым снегом. Всходы не боятся снега, они прозимуют зиму под теплым одеялом, а весной будут расти дальше. Ранней весной по мерзлой почве на поля вертолетом распылят минеральные удобрения, чтобы лучше родило поле. Растает снег, напоит почву влагой, и потянутся молодые всходы к солнышку. На каждом стебельке появится колосок наполненный зернами. Ну, вот и созрел урожай. Начинается жатва. Выходят на поля комбайны. Комбайны - это такие машины, которые косят растение, молотят зерно, а еще и солому укладывают в копны. Зерно, намолоченное комбайнами, грузовые машины везут на механический ток. Там зерно очищают, сушат и сортируют. После этого зерно везут на элеватор. Элеватор - это место для хранения зерна. По транспортерной ленте зерно отправляется на мельницу. Там его перерабатывают в муку. С элеватора мука отправляется на хлебозаводы и пекарни, где из нее выпекают различные хлебобулочные изделия. Ну а дальше вся выпечка попадает на полки наших магазинов.Проект Хлеб- всему голова!

Вот какой долгий и трудный путь проделывает хлебушек до нашего стола. В каждую булку хлеба вложен труд людей 120 профессий. Каждый из нас должен об этом помнить!Проект Хлеб- всему голова!

2.9. Чем полезен хлеб? Обычный хлеб содержит в себе практически все питательные вещества, необходимые человеку. Хлеб содержит витамины В1, В2, В3, В6, В9 и витамин РР. Из минеральных веществ - фосфор, магний, железо, цинк и др. Чем больше в хлебе отрубей, тем больше в нем полезных веществ. И что еще важно, хлеб обладает одним редким свойством - он никогда не приедается, никогда не может надоесть людям. Хлеб - практически единственный продукт, который не теряет своей привлекательности, сохраняет способность оставаться полезным, даже если он не используется в пищу сразу. Если хлеб зачерствеет, он все равно пригоден для употребления.
Сегодня хлебом мы почти наполовину удовлетворяем потребность нашего организма в углеводах, на треть - в белках, более чем на половину - в витаминах группы В, солях фосфора и железа. Хлеб на 30% покрывает нашу потребность в калориях.
100 лет назад человек в среднем потреблял 1 кг хлеба в сутки, сегодня мы потребляем только 200-400 г, и в будущем эта цифра будет снижаться, т. к. расширится ассортимент потребляемых продуктов.

Каким же хлебом питаться и какое количество его считается нормой? Нормы для взрослого человека, не занятого физическим трудом, - примерно 300-350 г хлеба в день, однако это количество может меняться в зависимости от возраста, вида деятельности человека, массы тела, индивидуальных особенностей организма, количества и состава других продуктов, входящих в рацион питания. Для людей, занимающихся спортом, физическим трудом и другими нагрузками, норма потребления хлеба выше.
Специалисты в области науки о питании рекомендуют составлять свой хлебный рацион с учетом необходимости потребления как ржаного, так и пшеничного хлеба. Что касается того, какой именно хлеб потреблять, то это главным образом дело вкуса, для здорового человека нет ограничения в выборе хлебных изделий.

2.10. Проводим опрос среди учащихся класса. Нами в школе было проведено исследование с целью выявления бережного отношения к хлебу. Вместе с работниками столовой в течение недели каждый день взвешивали кусочки хлеба, которые ребята оставляют после обеда и завтрака. Все результаты фиксировали, а затем считали сколько в среднем выходит за учебный год.

Остатки кусочков хлеба в день

Остаётся хлеба за учебный год

Количество булок

Кол-во руб

1 день-80гр

2 день- 100гр

3 день- 30гр

4 день -230гр

5 день-135гр

Среднее-115гр за день

115*34(рабочие недели)*5

19550гр

1 булка в среднем 450гр

19550:450=

43 булки за год

1булка 14.50руб

43*14,50= 623 руб

Перед тем как ознакомить одноклассников с итогами исследования, мы решили провести опрос и узнать, что же ребята знают о хлебе. С помощью учителя мы подготовили анкету:

1. Как часто вы едите хлеб?

-Каждый день

-Редко

-Вообще не едите.

2. Какой хлеб вы больше любите?

-Пшеничный

-Ржаной

-Пшенично-ржаной

-Никакой не любите

-Всякий любите

3. Знаете ли вы, что к хлебу нужно относиться бережно?

-Да

-Нет

4. Часто ли вы не доедаете кусок хлеба?

-Всегда

-Часто

-Редко

-Никогда

5. Куда девают в вашей семье несвежий, черствый хлеб?

- Выбрасывают

-Скармливают домашним животным

-Сушат сухари

-В вашей семье не остается несвежего, черствого хлеба.

Результаты анкетирования показали, что в нашем классе все ребята любят хлеб, особенно белый. Все знают, что к хлебу нужно относиться бережно. Но, не смотря на это, многие не доедают взятый кусок хлеба. В семьях ребят часто остаются излишки хлеба, которые скармливают домашним животным.


2.11. Делимся результатами своего исследования с одноклассниками.

26 февраля в начальной школе прошло открытое внеклассное мероприятие «Хлеб - всему голова!», на котором мы представили результаты проведенного исследования. К мероприятию учащиеся 1 класса подготовили и оформили книгу «Хлеб в устном народном творчестве», ребята 2 класса сочинили и оформили сказку «Путешествие колобка». В сказке говорится о людях разных профессий , которые помогали колобку попасть на стол : тракторист, агроном, водитель, мельник, пекарь, продавец. Ученики 3 класса создали презентацию «Откуда хлеб пришёл», в которой рассказали о том, где и как впервые люди научились делать хлеб. А четвероклассники провели опрос среди обучающихся начальных классов и определили , что больше всего любят ребята из хлебобулочных изделий и сколько хлеба мы оставляем в столовой.

Узнав о хлебе много нового и интересного, посмотрев мультфильм "Хлеб", ребята пришли к выводу, что хлеб нужно ценить и беречь. В заключении прошло чаепитие, на котором все с удовольствием отведали хлебные лакомства.

3. Заключение.

Проведенное исследование открыло для нас много нового. Мы узнали, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Узнали, что хлеб очень полезен, в нем находятся практически все питательные вещества необходимые человеку. Узнали, что благодаря хлебу смогли выжить многие люди в годы Великой Отечественной войны. Мы поняли, почему люди с давних времен свято почитают и ценят хлеб. Проведенное анкетирование доказало, что хлеб был и остается одним из главных продуктов питания человека. Таким образом, мы сумели достичь цели нашего исследования и смогли узнать о значении хлеба в жизни человека. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась. Данная работа помогла нам понять всю ценность хлеба. Теперь мы будем еще больше дорожить хлебом и будем учить этому своих друзей.

















4. Список литературы

1. Аксенова М.Д. Энциклопедия для детей. Страны. Народы, Цивилизации.

Том 13. - М.: Аванта+, 2002.-704с.

2. Гальперштейн Л. Я. Моя первая энциклопедия. - М.: РОСМЭН, 2003.- 255с.

3. Кузнецов С.А.Современный толковый словарь.- Санкт-Петербург, Издательство:Норинт,2007. -960стр.

4. Лауро М.Энциклопедия. Хочешь знать почему?- М.: Махаон, 2006. - 256с.

5. Подшибякина. С.Ю. Хоровод круглый год .- Волгоград .Учитель, 2004.112стр.

6.Бударина Т.А., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Санкт- Петербург, Издательство: Детство-Пресс 2001 г. -400стр.7. Мишина К., Зыкова А. Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему? - М.: ЭКСМО, 2004.- 512с.

8. Тихонова М.В., Н.С. Смирнова Н.С. Красна изба. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2000.-89с.

Интернет ресурсы:

prohleb.ru/index.php?page=17 История создания хлеба

antiqueonline.ru/hleb.html Мифологический словарь

bd.fom.ru/report/cat/val_/dd063234 ФОМ>Хлеб

mults.spb.ru/mults/?id=1836 Посмотреть онлайн, скачать мультфильм «Хлеб»

vo.od.ua/rubrics/raznoe/14025.php Хлеб фронтовой, хлеб блокадный...

genialnee.net/poslovicy-i-pogovorki/hleb/ Пословицы и поговорки про хлеб

hlebushek.info/posl.php О хлебе

11



© 2010-2022