Конспект урока по русскому языку на тему Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих (3 КЛАСС)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Пушкино»


Конспект урока по русскому языку

для учащихся 3 класса:

«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

подготовила

учитель начальных классов

Клюева Алевтина Александровна


Пушкино 2009

Цели:

Образовательные :- познакомить учащихся с тем, у каких существительных на конце после шипящих пишется мягкий знак;

- повторить категорию рода имён существительных;

- продолжить формирование умения вычленять в слове отдельный звук и давать ему характеристику.

Развивающие:- способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти; обогащать речь учащихся;

- развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к предмету;

- развивать двигательную сферу.

Воспитательные:- прививать любовь к родному языку;

- воспитывать аккуратность и прилежность; взаимоуважение в детском коллективе.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Проверьте готовность к уроку. У вас на парте должны быть: учебник, тетрадь, пенал, дневник. Настраивайтесь на работу, у нас сегодня важная тема.


  1. Актуализация знаний

а) повторение шипящих звуков

- Послушайте и отгадайте загадки. Слова - отгадки вам нужно будет записать в тетрадь.

Всех перелётных птиц черней

Чистит пашню от червей,

Целый день по пашне вскачь

И зовётся птица . . . Грач

Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами. Ёж

- Назовите правило, которое встречается в слове «ёж».

Проверяемая парная согласная в корне слова.

- Подберите проверочное слово. Ежи

Палочка волшебная

Есть у меня, друзья!

Палочкою этой

Могу построить я:

Башню, дом и самолёт

И большущий пароход! Карандаш

- Проговорите, как вы напишете слово «карандаш».

- Какое это слово?

Слово с непроверяемой гласной, или словарное слово.

Без окон, без дверей

Полна горница людей. Огурец

- Правильно, огурец. А что такое огурец? Это овощ.

- Запишите слово «овощ». Не забывайте, это тоже словарное слово.

- Прочитайте слова, которые вы записали.

Грач, ёж, карандаш, овощ.

- Назовите последнюю букву в каждом слове и скажите, какой звук обозначила на письме эта буква?

- Какие это звуки? Согласные шипящие звуки.

б) повторение того, какого рода бывают имена существительные в русском языке.

- Вспомните, какого рода бывают имена существительные?

Мужского, женского и среднего рода.

- Как определяется род имени существительного? Ученики рассказывают

правило.

- Посмотрите на доску. Существительные «заблудились». Помогите им найти свой домик.

Существительные мужского рода

Существительные женского рода

комната

грач

тарелка

мышь

речь

кровать

карандаш

плащ

вещь

Физкультминутка

«Раз» - подняться, потянуться.

«Два» - согнуться, разогнуться,

«Три» - в ладошки три хлопка,

Головою три кивка.

На «Четыре» - руки шире,

«Пять» - руками помахать,

«Шесть» - за парту тихо сесть!


  1. Сообщение темы и целей урока. Постановка проблемного вопроса.

( I этап знакомства с орфографическим правилом - постановка учебной задачи путём создания проблемной ситуации )

- Найдите среди этих слов такие, которые оканчиваются одинаковым звуком.

Грач - речь; плащ - вещь; карандаш - мышь.

- Посмотрите, как интересно, при произношении слова оканчиваются одинаковым звуком, а при написании - разными буквами. Где-то мы пишем мягкий знак, а где-то он не пишется.

- Может кто-то из вас уже «открыл», разгадал этот секрет и поделится с нами?

У существительных мужского рода не пишется «ь», а у существительных женского рода - пишется.

4. Изучение нового материала. Решение проблемной ситуации.

( II этап - коллективное выведение правила )

- Теперь давайте прочтём правило в учебнике.

Дети работают над правилом по учебнику стр. 52


  1. Первичная проверка понимания.

- Давайте проверим, на сколько хорошо вы поняли, когда после шипящих на конце существительных пишется мягкий знак, а когда - нет.

- Я буду произносить слова. Если вы считаете, что на письме у них должен быть «ь», вы хлопните в ладоши, а если нет - вы сидите тихо.

плащ дрожь тишь

богач скрипач печь

дочь мышь чиж

ковш силач молодёжь


  1. Закрепление знаний.

( III этап - составление памятки )

Выполняя коллективно упр.№ 451 ещё раз проговаривается правило и совместно с детьми составляется памятка-алгоритм, которая учит, у каких существительных на конце после шипящих нужно писать мягкий знак.

Памятка

  1. Произноси слово и определи, на какой согласный

звук оно оканчивается

  1. Определи род имени существительного.

  2. Помни, что существительные женского рода

на конце после шипящих пишутся с мягким знаком.

  1. Контроль и самопроверка, коррекция.

- Упр. № 43 ученики выполняют самостоятельно письменно в тетрадях.

Проводится взаимопроверка.

  1. Подведение итогов.

- С какой темой мы познакомились сегодня на уроке?

- Расскажите, когда после шипящих на конце имён существительных пишется мягкий знак?

  1. Домашнее задание. Инструктаж.

- Выучить правило стр. 524

- Используя памятку-алгоритм, выполнить упр. № 45.



© 2010-2022