- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих (3 КЛАСС)
Конспект урока по русскому языку на тему Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих (3 КЛАСС)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Клюева А.А. |
Дата | 09.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по русскому языку
для учащихся 3 класса:
«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
подготовила
учитель начальных классов
Клюева Алевтина Александровна
Пушкино 2009
Цели:
Образовательные :- познакомить учащихся с тем, у каких существительных на конце после шипящих пишется мягкий знак;
- повторить категорию рода имён существительных;
- продолжить формирование умения вычленять в слове отдельный звук и давать ему характеристику.
Развивающие:- способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти; обогащать речь учащихся;
- развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к предмету;
- развивать двигательную сферу.
Воспитательные:- прививать любовь к родному языку;
- воспитывать аккуратность и прилежность; взаимоуважение в детском коллективе.
Ход урока
-
Организационный момент
- Проверьте готовность к уроку. У вас на парте должны быть: учебник, тетрадь, пенал, дневник. Настраивайтесь на работу, у нас сегодня важная тема.
-
Актуализация знаний
а) повторение шипящих звуков
- Послушайте и отгадайте загадки. Слова - отгадки вам нужно будет записать в тетрадь.
Всех перелётных птиц черней
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь
И зовётся птица . . . Грач
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. Ёж
- Назовите правило, которое встречается в слове «ёж».
Проверяемая парная согласная в корне слова.
- Подберите проверочное слово. Ежи
Палочка волшебная
Есть у меня, друзья!
Палочкою этой
Могу построить я:
Башню, дом и самолёт
И большущий пароход! Карандаш
- Проговорите, как вы напишете слово «карандаш».
- Какое это слово?
Слово с непроверяемой гласной, или словарное слово.
Без окон, без дверей
Полна горница людей. Огурец
- Правильно, огурец. А что такое огурец? Это овощ.
- Запишите слово «овощ». Не забывайте, это тоже словарное слово.
- Прочитайте слова, которые вы записали.
Грач, ёж, карандаш, овощ.
- Назовите последнюю букву в каждом слове и скажите, какой звук обозначила на письме эта буква?
- Какие это звуки? Согласные шипящие звуки.
б) повторение того, какого рода бывают имена существительные в русском языке.
- Вспомните, какого рода бывают имена существительные?
Мужского, женского и среднего рода.
- Как определяется род имени существительного? Ученики рассказывают
правило.
- Посмотрите на доску. Существительные «заблудились». Помогите им найти свой домик.
Существительные мужского рода
Существительные женского рода
комната
грач
тарелка
мышь
речь
кровать
карандаш
плащ
вещь
Физкультминутка
«Раз» - подняться, потянуться.
«Два» - согнуться, разогнуться,
«Три» - в ладошки три хлопка,
Головою три кивка.
На «Четыре» - руки шире,
«Пять» - руками помахать,
«Шесть» - за парту тихо сесть!
-
Сообщение темы и целей урока. Постановка проблемного вопроса.
( I этап знакомства с орфографическим правилом - постановка учебной задачи путём создания проблемной ситуации )
- Найдите среди этих слов такие, которые оканчиваются одинаковым звуком.
Грач - речь; плащ - вещь; карандаш - мышь.
- Посмотрите, как интересно, при произношении слова оканчиваются одинаковым звуком, а при написании - разными буквами. Где-то мы пишем мягкий знак, а где-то он не пишется.
- Может кто-то из вас уже «открыл», разгадал этот секрет и поделится с нами?
У существительных мужского рода не пишется «ь», а у существительных женского рода - пишется.
4. Изучение нового материала. Решение проблемной ситуации.
( II этап - коллективное выведение правила )
- Теперь давайте прочтём правило в учебнике.
Дети работают над правилом по учебнику стр. 52
-
Первичная проверка понимания.
- Давайте проверим, на сколько хорошо вы поняли, когда после шипящих на конце существительных пишется мягкий знак, а когда - нет.
- Я буду произносить слова. Если вы считаете, что на письме у них должен быть «ь», вы хлопните в ладоши, а если нет - вы сидите тихо.
плащ дрожь тишь
богач скрипач печь
дочь мышь чиж
ковш силач молодёжь
-
Закрепление знаний.
( III этап - составление памятки )
Выполняя коллективно упр.№ 451 ещё раз проговаривается правило и совместно с детьми составляется памятка-алгоритм, которая учит, у каких существительных на конце после шипящих нужно писать мягкий знак.
Памятка
-
Произноси слово и определи, на какой согласный
звук оно оканчивается
-
Определи род имени существительного.
-
Помни, что существительные женского рода
на конце после шипящих пишутся с мягким знаком.
-
Контроль и самопроверка, коррекция.
- Упр. № 43 ученики выполняют самостоятельно письменно в тетрадях.
Проводится взаимопроверка.
-
Подведение итогов.
- С какой темой мы познакомились сегодня на уроке?
- Расскажите, когда после шипящих на конце имён существительных пишется мягкий знак?
-
Домашнее задание. Инструктаж.
- Выучить правило стр. 524
- Используя памятку-алгоритм, выполнить упр. № 45.