Применение инновационных технологий на уроках познания мира

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ПОЗНАНИЕ МИРА» В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.


Педагогическая инновационная технология «Обучение в сотрудничестве» рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Оно также отражает личностно-ориентированный подход. Разные варианты обучения в сотрудничестве способны решать несколько разные задачи обучения, совокупность же разнообразных подходов с четким определением дидактической роли каждого из них позволяет добиваться действительно высоких результатов. Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Очень важен здесь эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти на помощь. Практически все учителя, использующие в своей практике обучение в сотрудничестве, отмечают, что их ученики становятся друзьями не только на время выполнения общих заданий на уроке, но их доброжелательное отношение друг к другу, их симпатии и заинтересованность в успехах других переходят на их жизнь и вне школы, становятся качествами их личности. А это - уже успехи нравственного воспитания. Обучение в сотрудничестве мы рассматриваем как метод обучения. Он предусматривает совокупность некоторых приемов, объединенных общей логикой познавательной и организационной деятельности учащихся, которая позволяет реализовать основополагающие принципы данного метода. Существуют разные методы обучения в сотрудничестве. Применение этой педагогической технологии отражена в исследовательской работе учащихся в группах. Поэтому, было разработано учебно-наглядное пособие по предмету «Познание мира» «Географический атлас и контурные карты» для учащихся 3-4 классов общеобразовательных школ. В процессе обучения предмета «Познание мира» у учеников должен сформироваться целостный взгляд на окружающий мир. При переходе из класса в класс этот взгляд становится более объемным, осмысленным, и способность к восприятию у учеников достигает такого высокого уровня, что они в состоянии понять генетическую связь между тремя составляющими окружающий мир: человек - общество - природа. В связи с этим по предмету «Познание мира» предъявляются более высокие требования. Ученики должны понимать не только особенности предметов и явлений, но и уметь ставить простые опыты, проводить наблюдения, строить прогнозы на основании результатов наблюдений, пользоваться картой, выполнять обязанности «учителя», «воспитателя», «консультанта». Познанию многих удивительных явлений и процессов, происходящих вокруг нас, а также знакомству с разнообразными объектами природы и их особенностями способствуют дополнительные источники, прежде всего - географический атлас и контурные карты. В географический атлас включены интересные и содержательные карты: физическая карта Республики Казахстан; физическая карта полушарий; карта Республики Казахстан; Карта Восточно-Казахстанской области; карта полезных ископаемых Казахстана; карта «Борьба казахского народа с джунгарскими захватчиками». Знакомство с методами и правилами составления географических карт поможет учащимся условно разделить Землю на полушария, обозначить на карте различные объекты природы. Карта материков позволит им сравнивать их между собой, увидеть очертания берегов и омывающие их моря и океаны. Анализируя карту полушарий, учащиеся найдут на ней нашу республику, которая расположена в самом центре Евразии. На физической карте Казахстана учащиеся увидят, где протекают крупные реки, расположены озера. Горы и равнины. Для практических и самостоятельных работ предложены контурные карты. Ученики, используя контурную карту Казахстана, выполняют разные работы, связанные с административным делением нашей республики, с ее полезными ископаемыми, рельефом земли, реками и озерами. Работая с контурной картой, ученики учатся правильному определению географического положения какого-либо объекта. Учениками проводится исследовательская работа в группах, которая также является разновидностью метода обучения в сотрудничестве. В этом варианте акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся работают либо индивидуально, либо в группах до шести человек. Они выбирают подтему общей темы, которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельного ученика. На основе заданий, выполненных каждым учеником, совместно составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом. Одним из наиболее увлекательных занятий, способствующих развитию умения учеников читать карты и легко различать их условные знаки, является путешествие по карте. Такое путешествие повышает познавательную активность учащихся. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей команды (группы) зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь для членов команды друг другу. Равные возможности предполагают, что любой ученик должен совершенствовать свои собственные достижения. Это значит, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей и способностей. Основные принципы - одно задание на группу, одно поощрение на группу, распределение ролей - соблюдаются во всех случаях. Следует отметить, что совокупность всех указанных вариантов решения конкретных дидактических задач позволяет наиболее полно реализовать личностно-ориентированный подход в различных педагогических ситуациях. Поэтому, изучая целесообразность применения данного метода в практике школы, учитель приобретает новую для учебного процесса роль организатора самостоятельной , познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Он должен помочь ученикам самостоятельно добывать нужные знания, уметь делать выводы, аргументировать их, решать возникающие проблемы. Уже в начальной школе ученики обращаются к дополнительным источникам знаний, к справочной литературе. Индивидуальная самостоятельная работа - совместная работа в группах - такова диалектическая взаимосвязь познавательного процесса при применении педагогической инновационной технологии «Обучения в сотрудничестве». На своих уроках я применяю групповую форму работы. Предлагаю один из уроков по познанию мира в 3 классе.

© 2010-2022