- Преподавателю
- Начальные классы
- Тема по самообразованию: Организация проектной деятельности младших школьников
Тема по самообразованию: Организация проектной деятельности младших школьников
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Матвейчук В.М. |
Дата | 07.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Организация проектной
деятельности младших школьников
Подготовила учитель
начальных классов
Матвейчук В.М.
С. Лутна
2012 г.
«Если человека постоянно приучать
усваивать знания и умения в готовом виде,
можно и притупить его природные
творческие способности -
«разучить» думать самостоятельно».
(Дистервег)
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъектности учащегося в учебном процессе. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения. В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения.
Актуальность исследования: Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые: - формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; - развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; - формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; - были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; - реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью. Таким методом является метод проектов. Он предлагает строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще предстоит приобрести. Где, каким образом? Учитель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно или совместными усилиями решить проблему, применив знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Решение проблемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. В основе метода проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практико-ориентированные проекты. Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты - одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Примером являются работы, выполненные в рамках школьного экологического мониторинга. Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся - она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах и т.д. Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации. Участники выбирают себе определенные роли. Результаты таких проектов чаще вырисовываются только к моменту завершения действия. Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников. Что является критериями успеха работы над проектом?
- Достигнут конечный результат.
- Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
- Результат проекта может быть использован другими коллективами.
- Информация о проекте широко распространена.
- Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.
- Получено удовольствие от своей деятельности.
- Задачи: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить...
- Методы-виды деятельности.
- Результат.
- баланс ролей;
- четкость целей;
- согласованность задач, поставленных перед каждым членом;
- выработка единой системы ценностей;
- формирование умения выходить из конфликтных ситуаций;
- воспитание поддержки и взаимного доверия;
- разработка подходящей методики работы;
- обеспечение успешного руководства со стороны учителя;
- регулярный отчет о проделанной работе;
- ориентация на индивидуальное развитие каждого ребенка;
- развитие навыков общения.
- дети беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями;
- приносят в класс литературу, анализируют статьи;
- делают вырезки и группируют их по тематическим блокам;
- посещают местные предприятия;
- совершают учебные экскурсии по родному краю;
- посещают музеи и другие учреждения культуры;
- проводят экологический мониторинг;
- занимаются краеведческой работой
- составляют списки, отчеты;
- выпускают разовые или периодические бюллетени;
- выступают перед учениками своего класса или школы;
- пишут рефераты;
- пишут заметки в местные газеты;
- фотографируют.
- Расширять кругозор в интересующих их областях знаний
- Находить источник информации;
- Извлекать информацию, относящуюся к теме;
- Планировать работу над проектами;
- Сотрудничать друг с другом;
- Доводить начатое дело до конца
Целевые ориентации проектного метода: - формирование проектной деятельности, проектного мышления; - стимулирование мотивации учащихся на приобретение знаний; - включение всех детей в режим самостоятельной работы; - самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников; - развитие способности применять знания к жизненным ситуациям; - развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников; - развитие важнейших компетенций для современной жизни:
- способность брать на себя ответственность;
- регулировать конфликты ненасильственным путем;
- делать свой выбор;
Концептуальные позиции проектного метода: - принцип гуманизма: в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей; - принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта; - деятельностный подход; - процесс обучения для учащихся - это процесс работы над проектом своего будущего; - индивидуальный темп работы; - принцип сотрудничества учеников и учителя; - комплексный подход в разработке учебных проектов; - принцип четкого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем; - принцип уважения к иной точке зрения; - принцип обеспечения ответственности за результат; - использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания.
Чтобы овладеть методом проектов и успешно применять его на уроках, необходимо знать типологию проектов:
- Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная.
- Предметно-содержательная область проекта: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный.
- Характер координации проекта: непосредственный, скрытый.
- Характер контактов: (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны)
- Количество участников проекта: (личностные, парные, групповые)
- Продолжительность выполнения проекта: (краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные)
В технологии проектирования очень важным является «координированное выполнение взаимосвязанных действий», поэтому вместе с учениками намечаются этапы и направления работы над проектом: 1 - погружение в проект; 2 - организация деятельности; 3 - осуществление деятельности; 4 - презентация. На каждом этапе отводится определенная роль и учителю, и учащимся: Учитель: Учащиеся: 1 этап.
1 этап. Формулирует: Осуществляют: - проблему проекта; - сюжетную ситуацию; - цель и задачи. - личностное присвоение проблемы; - вживание в ситуацию; -принятие, уточнение и конкретизация цели и задач. 2 этап. 2 этап. Организует деятельность, предлагает: Осуществляют: - организовать группы; - распределить амплуа в группах; - спланировать деятельность; - возможные формы презентации. - разбивку на группы; - распределение ролей в группе; - планирование работы; - выбор формы и способа презентации. 3 этап. 3 этап. Не участвует, но: - консультирует учащихся по необходимости; - ненавязчиво контролирует; - дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость; - репетирует с детьми предстоящую презентацию. Работают активно и самостоятельно: - каждый в соответствии со своим амплуа и сообща; - консультируются по необходимости; - добывают недостающие знания; - подготавливают презентацию результатов. 4 этап. 4 этап. Принимает отчет: Демонстрируют: - обобщает и резюмирует полученные результаты; - подводит итоги; - оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др. - акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат.
- понимание проблемы, цели и задач; - умение планировать и осуществлять работу; - найденный способ решения проблемы; - рефлексию деятельности и результата; - дают взаимооценку деятельности и ее результативности.
Рассмотрим, что же такое проект с точки зрения учителя и с точки зрения учащихся. С точки зрения учителя С точки зрения учащихся - это повышение профессионального уровня; - успешность деятельности в обучении и воспитании учащихся; - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; - это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Таким образом, организация проектной деятельности становится одним из определяющих факторов развития склонностей детей, способностей и интересов, вносит вклад в обеспечение вариативности начальной школы, делает современное обучение в школе личностно-ориентированным, учитывающим индивидуальные природные особенности детей. Школьная практика работы над проектом показывает, что в них нет неуспевающих детей. Интерес, радость, творческий поиск, жаркие споры - каждому находится дело по душе.
Использованная литература:
- Журнал «Начальная школа» 2004 № 2.
- Журнал «Начальная школа» 2004 № 11.
- Журнал «Начальная школа» 2005 № 4.
- Журнал «Начальная школа» 2005 № 6.