Тема по самообразованию: Организация проектной деятельности младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Организация проектной

деятельности младших школьников






Подготовила учитель

начальных классов

Матвейчук В.М.





С. Лутна

2012 г.


«Если человека постоянно приучать

усваивать знания и умения в готовом виде,

можно и притупить его природные

творческие способности -

«разучить» думать самостоятельно».

(Дистервег)
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъектности учащегося в учебном процессе. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения. В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения.
Актуальность исследования: Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые: - формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; - развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; - формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; - были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; - реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью. Таким методом является метод проектов. Он предлагает строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще предстоит приобрести. Где, каким образом? Учитель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно или совместными усилиями решить проблему, применив знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Решение проблемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. В основе метода проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практико-ориентированные проекты. Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты - одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Примером являются работы, выполненные в рамках школьного экологического мониторинга. Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся - она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах и т.д. Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации. Участники выбирают себе определенные роли. Результаты таких проектов чаще вырисовываются только к моменту завершения действия. Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников. Что является критериями успеха работы над проектом?

  • Достигнут конечный результат.
  • Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
  • Результат проекта может быть использован другими коллективами.
  • Информация о проекте широко распространена.
  • Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.
  • Получено удовольствие от своей деятельности.
Перед проведением работы по каждому из проектов руководителем должна быть четко выстроена логическая схема:
  • Задачи: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить...
  • Методы-виды деятельности.
  • Результат.
Проект может выполняться индивидуально или группой. Наилучший результат получается в групповых проектах, комплексных коллективных работах, направленных на решение конкретных проблем с максимальной степенью участия школьников на всех этапах. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:
  • баланс ролей;
  • четкость целей;
  • согласованность задач, поставленных перед каждым членом;
  • выработка единой системы ценностей;
  • формирование умения выходить из конфликтных ситуаций;
  • воспитание поддержки и взаимного доверия;
  • разработка подходящей методики работы;
  • обеспечение успешного руководства со стороны учителя;
  • регулярный отчет о проделанной работе;
  • ориентация на индивидуальное развитие каждого ребенка;
  • развитие навыков общения.
Что дает работа над проектом?
  • дети беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями;
  • приносят в класс литературу, анализируют статьи;
  • делают вырезки и группируют их по тематическим блокам;
  • посещают местные предприятия;
  • совершают учебные экскурсии по родному краю;
  • посещают музеи и другие учреждения культуры;
  • проводят экологический мониторинг;
  • занимаются краеведческой работой
На основе полученной информации:
  • составляют списки, отчеты;
  • выпускают разовые или периодические бюллетени;
  • выступают перед учениками своего класса или школы;
  • пишут рефераты;
  • пишут заметки в местные газеты;
  • фотографируют.
Участвуя в проектной деятельности, ученики смогут научиться:
  • Расширять кругозор в интересующих их областях знаний
  • Находить источник информации;
  • Извлекать информацию, относящуюся к теме;
  • Планировать работу над проектами;
  • Сотрудничать друг с другом;
  • Доводить начатое дело до конца
Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима ещё и особая готовность, «зрелость», заключающаяся в следующем. Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которой мы относим: - умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий); - умение управлять голосом (говорить чётко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали); - умение выражать свою точку зрения (понятно для всех сформулировать своё мнение, аргументировано его доказывать); - умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение). Данные умения формируются с первых дней ребёнка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «Правила общения», регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний (обращённость, адресованность высказывания, внимательное слушание от начала до конца, «рабочий шум» в группе), так и внутреннюю сторону, содержание высказываний (доказательность, обоснованность предполагаемой точки зрения, положительная направленность, доброжелательность высказываний, конструктивность при критике).
Целевые ориентации проектного метода: - формирование проектной деятельности, проектного мышления; - стимулирование мотивации учащихся на приобретение знаний; - включение всех детей в режим самостоятельной работы; - самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников; - развитие способности применять знания к жизненным ситуациям; - развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников; - развитие важнейших компетенций для современной жизни:
  • способность брать на себя ответственность;
  • регулировать конфликты ненасильственным путем;
  • делать свой выбор;
-развитие исследовательских умений: анализа, наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения.
Концептуальные позиции проектного метода: - принцип гуманизма: в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей; - принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта; - деятельностный подход; - процесс обучения для учащихся - это процесс работы над проектом своего будущего; - индивидуальный темп работы; - принцип сотрудничества учеников и учителя; - комплексный подход в разработке учебных проектов; - принцип четкого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем; - принцип уважения к иной точке зрения; - принцип обеспечения ответственности за результат; - использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания.
Чтобы овладеть методом проектов и успешно применять его на уроках, необходимо знать типологию проектов:
  1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная.
  2. Предметно-содержательная область проекта: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный.
  3. Характер координации проекта: непосредственный, скрытый.
  4. Характер контактов: (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны)
  5. Количество участников проекта: (личностные, парные, групповые)
  6. Продолжительность выполнения проекта: (краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные)
Виды проектов в зависимости от времени и количества участников Вид проекта Затраченное время Количественный состав Мини-проекты 1 урок группа Краткосрочные 2-3 урока класс Проектная неделя месяц группы Долгосрочные внеурочное время группы, индивидуально
В технологии проектирования очень важным является «координированное выполнение взаимосвязанных действий», поэтому вместе с учениками намечаются этапы и направления работы над проектом: 1 - погружение в проект; 2 - организация деятельности; 3 - осуществление деятельности; 4 - презентация. На каждом этапе отводится определенная роль и учителю, и учащимся: Учитель: Учащиеся: 1 этап.
1 этап. Формулирует: Осуществляют: - проблему проекта; - сюжетную ситуацию; - цель и задачи. - личностное присвоение проблемы; - вживание в ситуацию; -принятие, уточнение и конкретизация цели и задач. 2 этап. 2 этап. Организует деятельность, предлагает: Осуществляют: - организовать группы; - распределить амплуа в группах; - спланировать деятельность; - возможные формы презентации. - разбивку на группы; - распределение ролей в группе; - планирование работы; - выбор формы и способа презентации. 3 этап. 3 этап. Не участвует, но: - консультирует учащихся по необходимости; - ненавязчиво контролирует; - дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость; - репетирует с детьми предстоящую презентацию. Работают активно и самостоятельно: - каждый в соответствии со своим амплуа и сообща; - консультируются по необходимости; - добывают недостающие знания; - подготавливают презентацию результатов. 4 этап. 4 этап. Принимает отчет: Демонстрируют: - обобщает и резюмирует полученные результаты; - подводит итоги; - оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др. - акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат.
- понимание проблемы, цели и задач; - умение планировать и осуществлять работу; - найденный способ решения проблемы; - рефлексию деятельности и результата; - дают взаимооценку деятельности и ее результативности.

Рассмотрим, что же такое проект с точки зрения учителя и с точки зрения учащихся. С точки зрения учителя С точки зрения учащихся - это повышение профессионального уровня; - успешность деятельности в обучении и воспитании учащихся; - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; - это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Таким образом, организация проектной деятельности становится одним из определяющих факторов развития склонностей детей, способностей и интересов, вносит вклад в обеспечение вариативности начальной школы, делает современное обучение в школе личностно-ориентированным, учитывающим индивидуальные природные особенности детей. Школьная практика работы над проектом показывает, что в них нет неуспевающих детей. Интерес, радость, творческий поиск, жаркие споры - каждому находится дело по душе.
Использованная литература:
  1. Журнал «Начальная школа» 2004 № 2.
  2. Журнал «Начальная школа» 2004 № 11.
  3. Журнал «Начальная школа» 2005 № 4.
  4. Журнал «Начальная школа» 2005 № 6.



© 2010-2022