Конспект урока математики по теме Виды треугольников

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Падунская средняя школа» Промышленновского района

Кемеровской области



Сценарий урока

математики

в 4 классе по теме

«Виды треугольников»



Составитель: Гадлевская В.Н., учитель начальных классов


п.ст. Падунская

2012 г

Аннотация


Данная методическая разработка урока посвящена изучению темы «Виды треугольников» и углублению знаний учащихся о многоугольниках на уроках математики в начальных классах, и может быть полезна учителям начальных классов. Педагог в начальной школе сталкивается с рядом трудностей как методического, так и психолого-педагогического характера. В решение этих проблем, подспорьем может послужить данная разработка. В ней я постараюсь ответить на вопрос: Как сделать изучение темы урока интересным и увлекательным?

Интернет технологии, используемые на уроке, позволяют провести урок эмоционально, помогают сделать урок живым, увлекательным, интерактивным.

В процессе такого урока учащиеся изучают учебный материал, опираясь на собственные знания и жизненный опыт. Имеют возможность увидеть результаты своей работы. Эта форма проведения урока способствует также активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умений самостоятельной работы, в том числе творческой работы. Основной дидактической задачей этого урока является повторение и практическое применение ранее изученного материала и включение его в систему уже имеющихся знаний. Например, в данном уроке в результате наблюдения, ученики должны самостоятельно выделить и выбрать главное, вспомнить тему ранее пройденного и сделать вывод.

Работа на уроке ведётся по этапам.

При актуализации знаний используется прием «столкновения мотивов», который позволяет подчеркнуть самостоятельность выбора обучающимися пути изучения темы занятия. Информация о Бермудском треугольнике позволяет заинтересовать ребят, (замотивировать и мобилизовать их на учебную деятельность).

Этап актуализации предыдущих знаний организован в форме фронтальной работы, с целью схематичной фиксации основных понятий о треугольнике, с привлечением занимательного материала. Формирование познавательных УУД на уроке осуществляется при классификации треугольников по разным признакам.

Этап изучение нового учебного материала организован в форме экскурса в историю математики и форме проблемного диалога, а так же частично - поискового метода ( для расширения знаний о треугольниках). Используется иллюстративно-объяснительный метод работы, применены такие приемы, как сравнение, наблюдение, прием многократного повторения основных моментов темы. Объяснение материала опирается на знания обучающихся, их жизненный опыт, На занятии осуществляются метапредметные связи (с уроками чтения, геометрии, английского языка, музыки и изобразительного искусства).

Презентация способствует наглядно-образному восприятию материала, развитию умений аргументированного обоснования информации и способствовали первичному закреплению знаний.

Физминутка выполняет как здоровьесберегающую функцию, так и познавательную. Она позволяет не только снять физическое напряжение с глаз, но и в определённой мере расширяет познания детей об особенностях восприятия информации человеком.

На этапе обобщения и систематизации знаний используется метод творческой практической работы, который позволяет обучающимся не только реализовать некоторые творческие способности, но и способствует формированию эстетического вкуса, развитию воображения и мелкой моторики руки.

Такая форма организации учебной деятельности как работа в паре

(при выполнении задания «Лови ошибку») способствует развитию коммуникативных умений.

Домашнее задание предложено на развитие логического мышления. При его выполнении требуется помощь родителей. На мой взгляд, это также способствует формированию коммуникативных умений, но уже другого уровня. В данном конкретном случае помощь родителей не будет расцениваться как подсказка. Ответ дети должны получить в процессе совместной с ними деятельности.

При оценке деятельности обучающихся, рефлексии - предлагаю принцип «микрофон». Оценку следует проводить по определённому алгоритму, с целью формирования у обучающихся грамотной самооценки своей работы.

Итог урока нацеливает ребят на дальнейшую работу по изучению свойств треугольника. Мотивацией послужит тот факт, что осталось ещё много неизученного в этом вопросе.

Я считаю, что иногда очень полезно проводить такие уроки, на которых можно себе позволить небольшие отступления от основных видов деятельности занятия, так как это развивает интерес к предмету, стимулирует учащихся на дальнейшую совместную творческую деятельность.





Тема «Виды треугольников. Закрепление»


Тип учебного занятия: комбинированный Стиль обучения: творческий (стимулирование уч-ся к познавательной и деятельности, которая носит частично-поисковый и творческий характер). Обращения учителя: «сравни», «классифицируй», «сделайте свой выбор», «обоснуйте свой ответ» Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, работа в паре, фронтальная. Метод работы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, практический.

Задачи.

1. Расширить общее представление обучающихся о треугольниках, его видах.

2. Способствовать развитию творческого потенциала обучающихся на основе анализа рисунков, умения учиться давать объяснения рисункам, схемам и своим действиям.

3.Содействовать развитию коммуникативных умений при работе в группе.


ХОД УРОКА 1. Организационный момент. 2. Мотивация урока.

Слайд. -Ребята, известный мыслитель Конфуций говорил, что к знаниям ведут три пути: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький» - Какой путь выберите вы? (столкновение мотивов) - Ребята, так как на уроках математики очень важно уметь, смотреть и видеть, замечать и отмечать различные особенности, даю установку быть внимательными!

Кто ничего не замечает,

Тот ничего не изучает.

Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает. Наша задача - на уроке не скучать!

Слайд. - Кто из вас не слышал о загадочном Бермудском треугольнике? (Он находится в Атлантическом океане между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико и полуостровом Флорида). А ещё его называют "дьявольский треугольник", "треугольник проклятых". Загадочность его заключается в том, что в нём бесследно исчезают корабли и самолёты. Природа "бермудского треугольника" остаётся тайной и по сей день. Во время моего небольшого рассказа прозвучало название фигуры, вам, наверное, известное. Так, какой геометрической фигуре посвятим сегодня наш урок? - (Треугольнику). - Итак, сегодня мы будем говорить о фигуре, которая в геометрии называется треугольником. А ведь знакомый всем нам треугольник также таит в себе немало интересного и загадочного.
Зовётся он треугольник, И с ним хлопот не оберётся школьник!

Слайд (Тема урока)
3. Актуализация опорных знаний.

1). - Попробуем дать определение треугольника.

- Что вам известно о треугольниках?

Слайд.

Конспект урока математики по теме Виды треугольников
Конспект урока математики по теме Виды треугольников
ТРЕУГОЛЬНИК - геометрическая фигура, состоящая из трех точек (вершин) и трех попарно соединяющих их отрезков (стороны).
2). Часто знает и дошкольник, Что такое треугольник, А уж вам-то, как не знать… Но совсем другое дело - Очень быстро и умело Треугольники считать! Например, в фигуре этой Сколько разных? Рассмотри! Все внимательно исследуй И "по краю" и "внутри".
Слайд.
Конспект урока математики по теме Виды треугольников
Слайд. -ПРОВЕРИМ, кто из вас прав. (треугольников 6)


3) В третьем классе вы уже знакомились с видами треугольников. Поэтому подумайте и ответьте, на какие 2 группы по какому-либо признаку можно разделить все треугольники? (Классификация треугольников.)


По величине углов 1). Остроугольные. 2). Прямоугольные. 3). Тупоугольные. По длине сторон 1) Разносторонние. 2) Равнобедренные. 3) Равносторонние. (Объясните свой выбор).


4. Изучение нового материала. 1) Рассказ учителя. - Среди множества различных геометрических фигур на плоскости выделяется большое семейство многоугольников.
Слайд
- Названия геометрических фигур имеют вполне определенный смысл. Присмотритесь внимательно к слову «многоугольник», и скажите, из каких частей оно состоит. Слово "многоугольник" указывает на то, что у всех фигур этого семейства "много углов". Подставьте в слово "многоугольник" вместо части "много" конкретное число, например 5. Вы получите пятиугольник. Или 6. Тогда -шестиугольник. Заметьте, сколько углов, столько и сторон, поэтому эти фигуры вполне можно было бы назвать и «многосторонниками».
Слайд

- Используя рисунок, назовите эти геометрические фигуры. Конспект урока математики по теме Виды треугольников Каким наименьшим числом можно заменить "много" в многоугольнике? ( 3)
- Треугольник - простейшая фигура: три стороны, три вершины, три угла. Математики называют его двумерным "симплексом" - по латыни означает простейший. Именно в силу своей простоты треугольник явился основой многих измерений. Через площадь треугольника выражается площадь любого многоугольника, достаточно разбить этот многоугольник на треугольники, вычислить их площади и сложить результаты.
Слайд Справка из истории: Еще 4000 лет назад в одном египетском папирусе говорилось о площади треугольника. Через 2000 лет в Древней Греции очень активно велось изучение свойств треугольника. Император Франции Наполеон свободное время посвящал занятием математики и, в частности, изучению свойства треугольников.
2) Проблемный диалог. - Скажите, как можно сравнить два треугольника, не производя никаких математических вычислений? (Чтобы сравнить два треугольника, надо один треугольник наложить на другой, если из-за верхнего треугольника будет виден нижний, значит верхний треугольник меньше нижнего и наоборот.

- А если они совместятся? ( То данные треугольники равны.) - Усложним задачу - Ребята, а всегда ли нам удаётся реально совместить треугольники? (Нет) - Действительно, иногда совместить треугольники нет возможности. Что же делать? Например, как сравнить два треугольника, изображённых на листе бумаги? (Скопировать один треугольник на прозрачный материал, например на кальку, и наложить на второй. Если стороны и углы не совпадут, то одна фигура больше другой. Если стороны и углы фигуры совместятся, то они равные) -Попробуйте сделать вывод, так какие две геометрические фигуры можно назвать равными? (Две геометрические фигуры называются равными, если при наложении они совпадают, (иначе совмещаются)

Слайд Справка из истории: - Если мы обратимся к истории, то в самом первом учебнике по геометрии "Началах" Евклида можно найти следующее определение: "…Совмещающиеся друг с другом равны между собой…" Прошло столько лет, а определение практически не изменилось! -Проверим это определение на практике. (Индивидуальная работа по карточкам №1, №2, №3. Сравните треугольники Проверка. - Что могут сказать о треугольниках ребята, работавшие по карточкам № 1?, № 2?, № 3? - Как вы определили, что треугольники равны? (Совпали при наложении) Ещё раз обратите снимание на слайд.

Слайд

3). Историческая пауза. - Треугольник - самая простая замкнутая прямолинейная фигура, одна из первых, свойства которой человек узнал еще в глубокой древности, так как эта фигура всегда имела широкое применение в практической жизни. В строительном искусстве испокон веков используется свойство жесткости треугольника для укрепления различных строений и их деталей. - Стропила зданий имеют вид треугольников. Это придаёт крепость и устойчивость. - При строительстве любых мостов в их конструкциях также присутствуют треугольники. - Ножки стула крепятся планками, чтобы стул был устойчивым. Чем больше треугольников в любой конструкции, тем она прочнее. 4). Приведите примеры предметов треугольной формы, которые вам встречаются в жизни. 5. Физминутка - Почти 90% всей инфор­мации человек воспринимает глазами. Если устают глаза, снижается наше внимание и активность. Да­вайте перед следующей задачей дадим отдых глазам и себе.

  1. Закройте глаза на несколько секунд, сильно напрягая глазные мышцы, затем раскройте их, рас­слабив мышцы. Повторите 2 раза.
2.Закройте глаза. Не поворачивая головы, выполняем движения глазами. Влево- вправо- на носок, влево -вправо- в потолок…Это была «треугольная физминутка». 3. Медленно наклоняйте голову: вперед - влево - вправо - назад. Повторите 3-4 раза.
  1. Поморгайте несколько раз глазами, не напря­гая мышц. Сделайте глубокий вздох и медленный выдох.
6. Обобщение и систематизация знаний. - Кто-то из людей любит музыку восхищается ею, кто-то восхищается изобразительным искусством, прекрасными картинами, а кто-то, представьте себе, математикой!

«Есть в математике нечто, вызывающее человеческий восторг», - говорил известный математик (Ф. Хаусдорф.)

Слайд - Людей с давних времен волновал вопрос, подчиняются ли такие неуловимые вещи как красота и гармония, каким-либо математическим расчетам. Можно ли «проверить алгеброй гармонию?»- размышлял А.С.Пушкин. Конечно, все законы красоты невозможно вместить в несколько формул, но, изучая математику, мы можем открыть некоторые слагаемые прекрасного. Одним из символов прекрасного в геометрии, является равносторонний треугольник. У него все стороны и все углы равны, поэтому его еще и называют правильным треугольником. 2) Творческая работа. - Предлагаю вам выполнить небольшую творческую работу: составить геометрический узор в полосе, состоящий только из равносторонних треугольников. (На столах конверты с треугольниками, полосы белой бумаги, клей) - Главный принцип построения узора - это повторяющиеся элементы. 3) Мини-выставка творческих работ. (Готовые работы прикрепляются на доску) - Я тоже составила несколько узоров и вот что у меня получилось. (демонстрация выполненных работ) - Скажите, как называются такие узоры? (орнаменты) - Вот видите, математика необходима даже в изобразительном искусстве. А узоры, которые у нас получились, называются геометрическими орнаментами. Дома, те ребята, которых заинтересовала эта работа, могут попробовать составить другие орнаменты. Вашим работам можно найти практическое применение, используя их в качестве закладки для учебника математики. 4) «Лови ошибку» (Работа в парах). - Ребята, а сейчас поработаем в парах. Будем выполнять задание, которое называется «Лови ошибку». У вас на столах лежат карточки с утверждениями о треугольниках. Среди них есть истинные и ложные. Их нужно определить. Один из вас выбирает верные утверждения, другой - неверные.


  1. Если в треугольнике две стороны равны, то треугольник называется равнобедренным. (И)

  2. Треугольник, у которого все стороны равны, называется тупоугольным треугольником. (Л).

  3. В треугольнике против большей стороны лежит больший угол. (И)

  4. В треугольнике против большего угла лежит меньшая сторона (Л).

  5. Если в треугольнике один угол тупой, то треугольник называется тупоугольным. (И)

  6. Если в треугольнике один угол прямой, то треугольник называется прямоугольным. (И)

7. Если у треугольника все углы острые, то это остроугольный треугольник.

8. Если все стороны треугольника равны, то треугольник называется разносторонним. (Л)

Слайд.

Проверка. - Вместе проверим, что у вас получилось, по цепочке.

7. Домашнее задание.

5) . «Странный треугольник» (логическая задача). - Ребята, я хочу познакомить вас с ещё одним загадочным треугольником. Перед вами треугольник, состоящий из разных геометрических фигур. После перестановки фигур местами площадь треугольника не изменилась, но в нем образовалась дыра. Проверьте, так ли это на самом деле. Подумайте, как может быть это правдой? Это будет вашим домашним заданием.


Конспект урока математики по теме Виды треугольников
- Это задание интересное, но сложное. Поэтому за него вы получите оценку. Заодно приобретёте новые знания по математике, и, думаю, уважение своих товарищей и учителя. А второе задание - придумать загадку или стихотворение о треугольнике. Это вам не составит большого труда, но оценка за эту работу поставлена не будет, так как стихи и загадки - это другая образовательная область. У вас есть выбор: выполнить то или иное задание.

8. Оценка своей деятельности. Рефлексия. - Сейчас я попрошу вас взять в руки микрофон и попробовать оценить свою деятельность на уроке. Ваша задача: из левого столбика прочесть начало фразы, а из правого выбрать концовку, которая соответствует действительности. Работаем по цепочке. Слайд. Принцип «Микрофон». (Ученики по очереди дают аргументированный ответ на один из вопросов).

  • На уроке я работал активно / пассивно
  • Своей работой на уроке я доволен / не доволен
  • Урок для меня показался коротким / длинным
  • За урок я не устал / устал
  • Мое настроение стало лучше / стало хуже
  • Материал урока мне был полезен / бесполезен
интересен / скучен
  • Домашнее задание мне кажется легким / трудным
интересно / не интересно

- Большое всем спасибо за вашу оценку.

9.Итог урока. - Да, ребята, вроде простая это фигура - треугольник: три вершины, три стороны, три угла. А задумаешься…, нет, вовсе не простая, мы ещё многое о ней не знаем. Не умеем вычислять площади треугольников, применять теорему косинусов, синусов, не знаем о подобии треугольников, о признаках равенства прямоугольных треугольников и многое ещё осталось загадочным для вас. Но заметьте, один треугольник таит в себе столько загадочного! А если соединить друг с другом несколько треугольников?!
Слайд - Чувствуете красоту полета мыслей, объем для работы мозга? Желаю вам успехов в учении, дорогие мои ученики! - А в заключении, поскольку урок у нас сегодня оказался не совсем обычным, я бы сказала: творчески-математическим или математически творческим, ведь мы с вами и орнаменты составляли, и логические задачи решали, почему бы ещё и не спеть? Можем мы себе позволить пару куплетов?

Частушки под гитару

  1. Подошёл к концу урок,

Уложились точно в срок,

Математику мы любим,

Пусть звенит теперь звонок!

Слайд. «Спасибо за урок»

  1. Поработали мы славно,

Отдохнуть нам всем пора.

За урок сказать спасибо

Я хочу вам, детвора!


© 2010-2022