Программа по внеурочной деятельности Юный эколоог

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25»



Авторская программа

внеурочной деятельности по предмету

окружающий мир

«Юный эколог»


(Программа разработана на основе основной образовательной программы

образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС НОО)


Программу разработали:

Шамсутдинова Нина Ивановна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 25»

РТ, г. Набережные Челны, пр-т Московский, д. 144, кв. 151

тел. 8-960-069-21-88

Глазкова Ольга Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 25»

РТ, г. Набережные Челны, пр-т Р.Беляева, д. 30 кор 1, кв.50

тел. 8-919-635-96-42




Набережные Челны, 2014

Авторская программа внеурочной деятельности по предмету окружающий мир ««Юный эколог»


  1. Пояснительная записка

Экологическое образование определяется как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование не только системы знаний и умений, ценностных ориентаций, но и формирование нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды. В развивающейся системе непрерывного экологического образования всё более весомую роль стала играть начальная школа. Это связано, прежде всего, с тем, что на начальном этапе школьного обучения закладывается фундамент личности, его многогранных отношений с природой и обществом. В сфере экологического образования младших школьников на первый план выдвигается формирование ответственного отношения к природе и становление экологического мышления. 2013 год в Татарстане объявлен годом экологической культуры и охраны окружающей среды. « В целях привлечения внимания общества к вопросам охраны окружающей среды, формирования и развития экологической культуры населения». Соответствующий указ подписал президент республики Рустам Минниханов. Программа по внеурочной деятельности по предмету окружающий мир составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, основной образовательной программы учреждения и направлена на формирование экологической компетентности обучающихся. Способствует развитию их личностных, познавательных, коммуникативных и социальных качеств.
  1. Цель и задачи курса «Юный эколог»
Цель: формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
  • Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
  • воспитание у детей ценностных ориентаций в их отношениях с окружающей средой;
  • формирование интереса к изучению природы родного края;
  • углубление уже имеющихся знаний о родном городе и республике Татарстан;
  • формирование у детей начального опыта защиты природной среды и культуры здорового образа жизни.

Планируемые результаты изучения курса. В результате освоения программы курса «Юный эколог» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты: - развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук; - развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.); - воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды; - формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметные результаты: - овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений; - освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; - формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.; - развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметные результаты: - ценностно-ориентационная сфера - сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества; - познавательная сфера - наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естествонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения а природе и социоприродной среде.

  1. Особенности программы.
Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1 - 4 классов. Количество часов в год: 1 класс - 33 часа, 2-4 класс - 34 учебных часа в год. В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр. Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Направлена на экологическое просвещение младших школьников, выработку у них правил общения человека с природой для сохранения и укрепления их здоровья, экологически грамотного поведения в школе и дома. Основные принципы содержания программы:
  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип системности и целостности;
  • принцип экологического гуманизма;
  • принцип краеведческий;
  • принцип практической направленности.

Курс включает и раскрывает основные содержатель­ные линии:
  • Земля - единая экосистема.
  • Человек - существо, биосоциальное часть экологической системы.
  • Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Результативность. Результативность и целесообраз­ность работы по программе «Юный эколог» выявляется с по­мощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование уча­щихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебно­го года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и резуль­татов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: «День птиц», «День Земли», проектные работы уча и др.
  1. Место факультативного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе - 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут в 1 классе, по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4-х классов.
  1. Ожидаемый результат.
Показатели в личностной сфере ребенка: - интерес к познанию мира природы; - потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; -осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального; - преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
  • наиболее типичных представителей животного мира Республики Татарстан;
  • какую пользу приносят представители животного мира;
  • некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
  • планета Земля - наш большой дом;
  • Солнце - источник жизни на Земле;
  • неживое и живое в природе;
  • основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
  • влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
  • значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
  • значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
  • многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
  • основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
  • организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и не­которые меры борьбы с ними;
  • человек существо природное и социальное; разносторон­ние связи человека с окружающей природной средой;
  • условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело­века и природы;
  • способы сохранения окружающей природы;
  • что такое наблюдение и опыт;
  • экология - наука об общем доме;
  • экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь: - узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию; -ухаживать за домашними животными и птицами;
  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  • ухаживать за культурными растениями и домашними жи­вотными (посильное участие);
  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
  • заботиться о здоровом образе жизни;
  • заботиться об оздоровлении окружающей природной сре­ды, об улучшении качества жизни;
  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
  • осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;
  • наблюдать предметы и явления природы по предложенно­му плану или схеме;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

  1. Тематическое планирование. Содержание программы.
1-й год обучения «Юный эколог» - 33 часа

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»

0,5

0,5

Собираемся в «путешествие»

0,5

0,5

«Природа живая и неживая»

0,5

0,5

Четыре царства и ни одного царя

0,5

0,5

Среда обитания

0,5

0,5

Живущие на суше и в воде

0,5

0,5

Заяц - «Длинное ухо»

0,5

0,5

Лисица. «Лиса Патрикеевна»

0,5

0,5

Серый хищник - волк

0,5

0,5

Хозяин леса - медведь

0,5

0,5

Любознательный зверёк - белка

0,5

0,5

Лесной красавец - лось

0,5

0,5

Всеядное животное - бар­сук

0,5

0,5

Бобр-строитель

0,5

0,5

Запасливый бурундук

0,5

0,5

Кабан - дикий родственник домашней свиньи

0,5

0,5

Рысь - родственник кошки

0,5

0,5

Игра: «Эти забавные животные»

0,5

0,5

Операция «Ёлочка»

0,5

0,5

Операция «Птичья столовая»

0,5

0,5

О планете по имени Земля.

0,5

0,5

Путешествие по планетам.

0,5

0,5

Лес - это больше чем деревья

0,5

0,5

Школа выживания в лесу

0,5

0,5

«Лесной доктор» - дятел

0,5

0,5

Соловей - «великий маэст­ро»

0,5

0,5

Галка - городская птица

0,5

0,5

Загадочная птица - кукуш­ка

0,5

0,5

«Пернатая кошка» - сова

0,5

0,5

Любимая птица - снегирь

0,5

0,5

Наш добрый сосед - скво­рец

0,5

0,5

Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания

0,5

0,5

Итоговое занятие: Игра «Экологический светофор»

0,5

0,5

16,5

16,5
Итого:

33
Содержание курса 1-й год обучения
«Юный эколог» - 33часа
Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»(1 час) Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа « Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес»
Тема 2. Собираемся в «Путешествие». (1 час) Окружающий мир и его значение в жизни человека. Природа Татарстана. Природная зона Татарстана.
Тема 3. Природа «живая» и «неживая». (1 час) Природная зона Татарстана. Чем отличается живое от неживого. Природа «живая» и «неживая». Работа по карточкам. Работа в рабочих тетрадях «распредели по домикам».
Тема 4. Четыре царства и ни одного царя. (1 час) Деление живой природы на царства: бактерии, грибы, растения, животные. Выполнение практической работы через игру «Распредели животных по царствам». Работа по шаблонам в рабочей тетради.
Тема 5. Среда обитания. (1 час) Среда обитания живых существ: наземно-воздушная; почвенная; водная. Характеристика каждой среды обитания. Игра «Распредели по средам».
Тема 6. Живущие на суше и в воде. (1 час) Лягушки, жабы, тритоны и саламандры относятся к земноводным. Внешнее строение. Особенности жизнедеятельности на примере лягушки. Значение земноводных в природе.
Тема 7. Заяц - «Длинное ухо» (1 час) Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Заяц - беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».
Тема 8. Лисица. «Лиса Патрикеевна» (1час) Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.
Тема 9.Серый хищник - волк (1час) Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах - «Раскрась»
Тема 10. Хозяин леса - медведь (1час) Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».
Тема 11. Любознательный зверёк - белка (1час) Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах - «Собери мозаику»
Тема 12. Лесной красавец - лось (1час) Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец»
Тема 13. Всеядное животное - бар­сук (1час) Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику»
Тема 14. Бобр-строитель (1час) Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.
Тема 15. Запасливый бурундук (1час) Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием, беседа.
Тема 16. Кабан - дикий родственник домашней свиньи (1час) Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан»,Конкурс «Кто? Где ? Когда?
Тема 17. Рысь - родственник кошки (1час) Знакомство с дикой кошкой - рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь», рисование домашней кошки или рыси. Тема 18. Игра: «Эти забавные животные» (1час) Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.
Тема 19. Операция «Ёлочка». (1час) Вызвать сочувствие, сострадание к живым существам. Совместно с детьми поиск способов защиты хвойных деревьев от вырубки в праздничные дни. Зарисовка в рабочей тетради. Конкурс рисунков «Берегите ёлочку».
Тема 20. Операция «Птичья столовая». (1час) Наблюдать за птицами в период подкормки. Подбирать птицам разные корма. Заполнять кормушки. Вести дневник наблюдений.
Тема 21. О планете по имени Земля. (1час) Что такое солнце? Планеты солнечной системы. Звезды далекие и близкие. «Нарисуй далекие звезды такими, какими ты их себе представляешь».
Тема 22. Путешествие по планетам. (1час) Закрепить названия планет, в последовательности удаления от солнца. Малые и большие планеты. Игра «Размести в порядке удаления от солнца». (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).
Тема 23. . Лес - это больше, чем деревья. (1час) Многоэтажный лес. Сказка «О приключениях елового семечка». Игра «Размести жильцов».
Тема 24 Школа выживания в лесу. (1час) Ядовитые растения. Опасные животные. Значения животных в природе. Способы безопасного поведения в природном окружении.
Тема 25. «Лесной доктор» - дятел (1час) Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками ,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».
Тема 26. Соловей - «великий маэст­ро» (1час) Знакомство с соловьём, сообщения учеников, за­гадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».
Тема 27. Галка - городская птица (1час) Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кросс­ворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику».
Тема 28. Загадочная птица - кукуш­ка (1час) Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок , Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок». Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы». Тема 29. «Пернатая кошка» - сова (1час) Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?» Тема 30. Любимая птица - снегирь (1час) Беседа о маленькой и красивой птице - снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь» .Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.
Тема 31. Наш добрый сосед - скво­рец. (1час) Знакомство с первой весенней птицей - скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари» .Чтение стихотворения «Скворец».
Тема 32. Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания. (1час) Рассказ - беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра - соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?».
Тема 33. Итоговое занятие: Игра «Экологический светофор». (1час) Разработка и соз­дание экологических знаков. Вручение памяток.

Программа по внеурочной деятельности Юный эколоогПрограмма по внеурочной деятельности Юный эколоогПрограмма по внеурочной деятельности Юный эколоогПрограмма по внеурочной деятельности Юный эколоогЛитература

  1. Большой атлас природы России: иллюстрированная эн­циклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
  2. Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапов Окружающий мир /Астрель, 2012
  3. Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми/ Л. И. Грехова. - М, Илекса; Ставрополь, 2000.
  4. Ердаков Л. Н. Экологическая сказка для первоклассни­ков/ Л. Н. Ердако// Начальная школа. - 1992. - № 11-12.
  5. Лучич М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьни­ками на экскурсии в природу/ С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. - Волгоград, 1996. - С. 36.
  6. Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в шко­ле и не только/ Б. А. Никитина. - Самара, 1996.
  7. Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами пове­дения в природе / А. А. Плешаков// Начальная школа. - 1998. -№ 8.
  8. Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа/ А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1991. - № 5.
  9. Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В./ Живая природа/ Энциклопедии для любознательных/ Москва 2008.
  10. Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы/ Энциклопедии для любознательных. Москва 2010.
  11. Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г./ Новый атлас животных/ Москва 2007.
  12. Пол Даузвелл./В мире животных/ Энциклопедии для любознательных/ Харьков, Белгород 2008.


© 2010-2022