- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по внеурочной деятельности Юный эколоог
Программа по внеурочной деятельности Юный эколоог
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Глазкова О.Н. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25»
Авторская программа
внеурочной деятельности по предмету
окружающий мир
«Юный эколог»
(Программа разработана на основе основной образовательной программы
образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС НОО)
Программу разработали:
Шамсутдинова Нина Ивановна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 25»
РТ, г. Набережные Челны, пр-т Московский, д. 144, кв. 151
тел. 8-960-069-21-88
Глазкова Ольга Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 25»
РТ, г. Набережные Челны, пр-т Р.Беляева, д. 30 кор 1, кв.50
тел. 8-919-635-96-42
Набережные Челны, 2014
Авторская программа внеурочной деятельности по предмету окружающий мир ««Юный эколог»
- Пояснительная записка
Экологическое образование определяется как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование не только системы знаний и умений, ценностных ориентаций, но и формирование нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды. В развивающейся системе непрерывного экологического образования всё более весомую роль стала играть начальная школа. Это связано, прежде всего, с тем, что на начальном этапе школьного обучения закладывается фундамент личности, его многогранных отношений с природой и обществом. В сфере экологического образования младших школьников на первый план выдвигается формирование ответственного отношения к природе и становление экологического мышления. 2013 год в Татарстане объявлен годом экологической культуры и охраны окружающей среды. « В целях привлечения внимания общества к вопросам охраны окружающей среды, формирования и развития экологической культуры населения». Соответствующий указ подписал президент республики Рустам Минниханов. Программа по внеурочной деятельности по предмету окружающий мир составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, основной образовательной программы учреждения и направлена на формирование экологической компетентности обучающихся. Способствует развитию их личностных, познавательных, коммуникативных и социальных качеств.
- Цель и задачи курса «Юный эколог»
Программа ставит перед собой следующие задачи:
- Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
- воспитание у детей ценностных ориентаций в их отношениях с окружающей средой;
- формирование интереса к изучению природы родного края;
- углубление уже имеющихся знаний о родном городе и республике Татарстан;
- формирование у детей начального опыта защиты природной среды и культуры здорового образа жизни.
Планируемые результаты изучения курса. В результате освоения программы курса «Юный эколог» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты: - развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук; - развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.); - воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды; - формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты: - овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений; - освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; - формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.; - развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты: - ценностно-ориентационная сфера - сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества; - познавательная сфера - наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естествонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения а природе и социоприродной среде.
- Особенности программы.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Направлена на экологическое просвещение младших школьников, выработку у них правил общения человека с природой для сохранения и укрепления их здоровья, экологически грамотного поведения в школе и дома. Основные принципы содержания программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческий;
- принцип практической направленности.
Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:
- Земля - единая экосистема.
- Человек - существо, биосоциальное часть экологической системы.
- Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: «День птиц», «День Земли», проектные работы уча и др.
- Место факультативного курса в учебном плане
- Ожидаемый результат.
Учащиеся должны знать:
- наиболее типичных представителей животного мира Республики Татарстан;
- какую пользу приносят представители животного мира;
- некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
- организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь: - узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию; -ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
- Тематическое планирование. Содержание программы.
№
Тема занятия
Количество часов
теория
практика
Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»
0,5
0,5
Собираемся в «путешествие»
0,5
0,5
«Природа живая и неживая»
0,5
0,5
Четыре царства и ни одного царя
0,5
0,5
Среда обитания
0,5
0,5
Живущие на суше и в воде
0,5
0,5
Заяц - «Длинное ухо»
0,5
0,5
Лисица. «Лиса Патрикеевна»
0,5
0,5
Серый хищник - волк
0,5
0,5
Хозяин леса - медведь
0,5
0,5
Любознательный зверёк - белка
0,5
0,5
Лесной красавец - лось
0,5
0,5
Всеядное животное - барсук
0,5
0,5
Бобр-строитель
0,5
0,5
Запасливый бурундук
0,5
0,5
Кабан - дикий родственник домашней свиньи
0,5
0,5
Рысь - родственник кошки
0,5
0,5
Игра: «Эти забавные животные»
0,5
0,5
Операция «Ёлочка»
0,5
0,5
Операция «Птичья столовая»
0,5
0,5
О планете по имени Земля.
0,5
0,5
Путешествие по планетам.
0,5
0,5
Лес - это больше чем деревья
0,5
0,5
Школа выживания в лесу
0,5
0,5
«Лесной доктор» - дятел
0,5
0,5
Соловей - «великий маэстро»
0,5
0,5
Галка - городская птица
0,5
0,5
Загадочная птица - кукушка
0,5
0,5
«Пернатая кошка» - сова
0,5
0,5
Любимая птица - снегирь
0,5
0,5
Наш добрый сосед - скворец
0,5
0,5
Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания
0,5
0,5
Итоговое занятие: Игра «Экологический светофор»
0,5
0,5
16,5
16,5
Итого:
33
Содержание курса 1-й год обучения
«Юный эколог» - 33часа
Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»(1 час) Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа « Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес»
Тема 2. Собираемся в «Путешествие». (1 час) Окружающий мир и его значение в жизни человека. Природа Татарстана. Природная зона Татарстана.
Тема 3. Природа «живая» и «неживая». (1 час) Природная зона Татарстана. Чем отличается живое от неживого. Природа «живая» и «неживая». Работа по карточкам. Работа в рабочих тетрадях «распредели по домикам».
Тема 4. Четыре царства и ни одного царя. (1 час) Деление живой природы на царства: бактерии, грибы, растения, животные. Выполнение практической работы через игру «Распредели животных по царствам». Работа по шаблонам в рабочей тетради.
Тема 5. Среда обитания. (1 час) Среда обитания живых существ: наземно-воздушная; почвенная; водная. Характеристика каждой среды обитания. Игра «Распредели по средам».
Тема 6. Живущие на суше и в воде. (1 час) Лягушки, жабы, тритоны и саламандры относятся к земноводным. Внешнее строение. Особенности жизнедеятельности на примере лягушки. Значение земноводных в природе.
Тема 7. Заяц - «Длинное ухо» (1 час) Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Заяц - беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».
Тема 8. Лисица. «Лиса Патрикеевна» (1час) Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.
Тема 9.Серый хищник - волк (1час) Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах - «Раскрась»
Тема 10. Хозяин леса - медведь (1час) Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».
Тема 11. Любознательный зверёк - белка (1час) Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах - «Собери мозаику»
Тема 12. Лесной красавец - лось (1час) Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец»
Тема 13. Всеядное животное - барсук (1час) Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику»
Тема 14. Бобр-строитель (1час) Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.
Тема 15. Запасливый бурундук (1час) Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием, беседа.
Тема 16. Кабан - дикий родственник домашней свиньи (1час) Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан»,Конкурс «Кто? Где ? Когда?
Тема 17. Рысь - родственник кошки (1час) Знакомство с дикой кошкой - рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь», рисование домашней кошки или рыси. Тема 18. Игра: «Эти забавные животные» (1час) Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.
Тема 19. Операция «Ёлочка». (1час) Вызвать сочувствие, сострадание к живым существам. Совместно с детьми поиск способов защиты хвойных деревьев от вырубки в праздничные дни. Зарисовка в рабочей тетради. Конкурс рисунков «Берегите ёлочку».
Тема 20. Операция «Птичья столовая». (1час) Наблюдать за птицами в период подкормки. Подбирать птицам разные корма. Заполнять кормушки. Вести дневник наблюдений.
Тема 21. О планете по имени Земля. (1час) Что такое солнце? Планеты солнечной системы. Звезды далекие и близкие. «Нарисуй далекие звезды такими, какими ты их себе представляешь».
Тема 22. Путешествие по планетам. (1час) Закрепить названия планет, в последовательности удаления от солнца. Малые и большие планеты. Игра «Размести в порядке удаления от солнца». (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).
Тема 23. . Лес - это больше, чем деревья. (1час) Многоэтажный лес. Сказка «О приключениях елового семечка». Игра «Размести жильцов».
Тема 24 Школа выживания в лесу. (1час) Ядовитые растения. Опасные животные. Значения животных в природе. Способы безопасного поведения в природном окружении.
Тема 25. «Лесной доктор» - дятел (1час) Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками ,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».
Тема 26. Соловей - «великий маэстро» (1час) Знакомство с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».
Тема 27. Галка - городская птица (1час) Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику».
Тема 28. Загадочная птица - кукушка (1час) Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок , Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок». Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы». Тема 29. «Пернатая кошка» - сова (1час) Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?» Тема 30. Любимая птица - снегирь (1час) Беседа о маленькой и красивой птице - снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь» .Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.
Тема 31. Наш добрый сосед - скворец. (1час) Знакомство с первой весенней птицей - скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари» .Чтение стихотворения «Скворец».
Тема 32. Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания. (1час) Рассказ - беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра - соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?».
Тема 33. Итоговое занятие: Игра «Экологический светофор». (1час) Разработка и создание экологических знаков. Вручение памяток.
Литература
- Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
- Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапов Окружающий мир /Астрель, 2012
- Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми/ Л. И. Грехова. - М, Илекса; Ставрополь, 2000.
- Ердаков Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников/ Л. Н. Ердако// Начальная школа. - 1992. - № 11-12.
- Лучич М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу/ С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. - Волгоград, 1996. - С. 36.
- Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только/ Б. А. Никитина. - Самара, 1996.
- Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе / А. А. Плешаков// Начальная школа. - 1998. -№ 8.
- Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа/ А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1991. - № 5.
- Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В./ Живая природа/ Энциклопедии для любознательных/ Москва 2008.
- Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы/ Энциклопедии для любознательных. Москва 2010.
- Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г./ Новый атлас животных/ Москва 2007.
- Пол Даузвелл./В мире животных/ Энциклопедии для любознательных/ Харьков, Белгород 2008.