Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Изучение словарных в начальной школе школе.

Словарная работа с ними»
Важное значение русского языка в системе общего образования вытекает из того, что успехи по всем учебным предметам стоят в большой зависимости от успехов по русскому языку. Правильной организации работы над речью учащихся необходимо добиваться, конечно, на всех уроках, но главное руководство остается за учителем русского языка. Одна их сторон развития речи учащихся - обогащение словарного запаса. Усвоение новых слов и уточнение знаний знакомых детям слов является одним из средств познания действительности, овладения языком как средством общения. Поэтому расширению словарного запаса школьников в учебном процессе необходимо уделять большое внимание. Обогащение словарного запаса как особое направление в работе учителя призвано: разъяснить незнакомые слова, уточнить смысл известных значений многозначных слов и обучить детей точному употреблению слов; развить у детей умение употреблять слова в зависимости от типа и стиля речи; заменить в словарном запасе учащихся диалектные и просторечные слова (если они имеются) на эквивалентные им литературные слова. Словарная система языка отличается от других систем (фонетической и грамматической) изменчивостью в связи с семантикой, словообразовательной и стилистической подвижностью лексики. Овладеть всем лексическим богатством невозможно даже в течение всей жизни в школе. Тем более эта задача недостижима в начальной школе. Но чем больше объем словарного запаса у ученика, тем речь его богаче, тем лучше язык обеспечивает понимание учеником произведений разных функциональных стилей. Словарный запас языка не является механической совокупностью отдельных слов, поэтому задачу его обогащения нельзя сводить к введению в активный словарь детей отдельных слов и выражений. Основа обогащения детского словаря - введение в языковое сознание ребенка языковых словарных объединений (тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар), система которых позволяет оттобрать для любого отрезка речи нужные, необходимые слова. Освоение системных связей лексико - семантического уровня разносторонне обогатит индивидуальный словарь, является, как говорил К.Д Ушинский, «духовным богатством ребенка». Богатство индивидуального словаря проявляется в разнообразии речи. Задача обогащения словаря детейи решается в плане порождения и в плане восприятия речи. В плане порождения речи учитель должен добиваться от учащихся свободного владения языковыми системными объединениями при построении собственного высказывания, умения свободной замены слова в целях уточнения смысла высказывания, создания образности, выразительности, стилистической целесообразности соответствующего произведения речи. Особой проблемой в данном случае является отбор лексического материала. Это могут быть пласты лексики, неизвестные детям, объединенные тематически, например: лексика, обозначающая рабочие профессии. В плане восприятия речи задача обогащения словарного запаса заключается в том, что учитель добивается от детей адекватного восприятия смысла слов в тексте со всеми контекстуальтными оттенками, формирует способность экспрессовном объеме, воспитывает у учащихся умение объяснять значкние слова, особенности его употребления. В данном случае происходит расширение пассивного словаря детей, т. е. расширение круга знакомых слов, которые дети до определенного момента не используют в своей речи. В процессе проведения словарной работы необходимо добиваться реализации таких качеств речи, как правильность, точность, уместность, выразительность. Неотъемлемой частью словарной работы является так называемая словарно- орфографическая работа, под которой понимается усвоение учащихся правописания «трудный» слов или словарных, т.е слов с непроверяемыми орфограммами. Известно, что беспроверочные написания встречаются около 10 %. Эти написания изучаются в словарном порядке. Написания слов, не имеющих способов проверки, относятся к традиционному принципу. Традиционный принцип в русском правописании - это такой принцип, при котором фонемы находятся в слабой позиции, обозначается одной из ряда букв, фонологически возможный для обозначения данной фонемы. Написание слов с непроверяемой орфограммой нельзя подвести под какое-либо правило. Фактичсеки следует изучать каждое слово в отдельности. Поэтому усвоение их написания распределено по всем годам обучения. Усвоение огромного лексического запаса не может происходить стихийно. Поэтому очень важной задачей является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснований, управление процессами обогащения словаря школьника.
Методика словарной работы складывается из 4-х направлений: 1) обогащение словаря, т.е усвоение новых, раннее известных учащимся слов, а так же новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе; 2) уточнение словаря - это наполнение содержанием не вполне точно усвоенных учащимися слов; усвоение лексической сочетаемости слов, усвоение иносказательных значений слов, усвоение синонимической лексики. 3) активизация словаря, т.е перенесение как можно большего количества слов из пассивного словаря в активный. 4) устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Здесь имеются ввиду диалектные, просторечные, жаргонные слова, которые дети усвоили под влиянием среды.

Словарная работа (проводимая мною) на уроках русского языка

(на примере слов салют, арбуз, мороз)


1. Введение новых слов.

При введение новых слов я обычно использую загадки, ребусы, картинки.


2.Упражнения для закрепления.

1) Составление ассоциативных решеток.

Учащимся предлагаю подобрать слова - ассоциации для изучаемых слов так, чтобы в ассоциативных словах непроверяемая гласная стояла под ударением. Затем составляем так называемые «ассоциативные решетки».


П К

Р Х Р

С А Л Ю Т М О Р О З А Р Б У З

З Л С

Д О Н

Н Д Ы

И Й

К


2) Подбор слов с непроверяемой орфограммой.

Детям предлагается подобрать к каждой существительному прилагательное:

арбуз (какой?) - красный, сладкий.

Мороз (какой?) -лютый, сильный, слабый.

Салют (какой?)- праздничный, яркий.

И наоборот.

Сладкий (что?)...

Праздничный (что?) …

Февральские (что?) ….


3) Собрать слово из слогов.

ЛЮТ СА ЛОД ХО БУЗ АР


4) Вставить пропущенные слова.

Дети смотрели праздничный …. - один из сортов дынь, но он сочнее дыни. Корка у него зелёная, мякоть красная или розовая. Этой зимой были сильные …

В этом задании уместно подбирать предложения, содержащие малоизвестные факты (если таковые имеются) или просто необычные предложения.


5) Дополни ряд. Выдели корень.

Мороз - морозный - заморозить ….

Арбуз - арбузная - арбузик ...


© 2010-2022