- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Насартынова В.А. |
Дата | 09.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Моя Родина»
духовно-нравственное направление
2 «г» класса
Составлена на основе авторской
программы «С чего начинается Родина»
С.А.Федоровской.
адаптирована к местным условиям и
требованиям учителем МАОУ «СОШ с. Бердюжье» Насартыновой В А.
2015 - 2016 учебный год.
Пояснительная записка
Духовно-нравственное воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Духовно-нравственное воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Программа гражданско - патриотического воспитания «Растим патриотов России» определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в нашей школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи
В последние годы в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В реформируемом государстве стратегическая цель социального развития направлена на построение правового государства и гражданского общества. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. Создание гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи: - создавать условия для эффективного патриотического воспитания школьников; - формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству; - утверждать в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края; физическое развитие учащихся, выработка у них потребности в здоровом образе жизни; - развивать системы патриотического воспитания лицеистов через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования; - формировать гражданской компетентности через включение в работу по патриотическому воспитанию научных учреждений, общественных организаций и объединений, учреждений высшего и дополнительного образования, системы школьного самоуправления (Совет лицея, РК, совет лицеистов); - воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность лицеистов с советами ветеранов войны и труда; - повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Основополагающие принципы воспитательной деятельности
- Патриотическое воспитание это систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.
- Программа реализуется в условиях:
Формы реализации программы
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия:
- Беседы
- Сообщения
- Просмотр видеоматериала
- Экскурсии
Практические занятия:
- Конкурсы
- Соревнования
- Показательные выступления
- Викторины
- Интеллектуально-познавательные игры
Оценка эффективности реализации программы
Качественные параметры: 1. Сформированность у учащихся гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию.
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свобода человека и гражданина;
- символика Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность.
Количественные параметры:
- включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
- качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
- отсутствие детей с девиантным поведением;
- участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
- проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты
В результате реализации Программы ожидается:
- развитие творческих способностей;
- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Формы подведения итогов реализации программы
-
Общешкольный праздник, включающий чествование активных участников всех конкурсов, соревнований, выставок, исследовательской деятельности и т.д.
Учебный план
№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
1
Знаменательные даты в нашей жизни
11
2
Растим патриота и гражданина
7
3
Мой край родной
6
4
Спорт и здоровье
5
5
Я и семья
4
Содержание деятельности Гражданско-нравственное воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Модель гражданско- нравственное воспитания детей в воспитательно- образовательном процессе школы представляет собой совокупность последовательных целесообразных взаимодействий администрации, учителей и школьников и направлена на накопление опыта деятельности и сотрудничества, достижение прогнозируемого результата. Она ориентирована на конструктивное и результативное взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса. С точки зрения содержания, она нацелена на развитие всех - прямых (педагогов, обучающихся) и косвенных (родителей, представителей социума) участников образования. С точки зрения формы, она учитывает потребности субъектов в самораскрытии и саморазвитии и предоставляет различные организационные формы воспитательно-образовательного процесса. Разработка эффективной системы мероприятий, направленных на гражданское и патриотическое воспитание учащихся. «Знаменательные даты в нашей жизни» Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе России, республики, района, школы, его прошлому, настоящему, будущему. Задачи: Развивать общественную активность учащихся. Воспитывать сознательное отношение к труду и народному достоянию. Экономическое воспитание. Воспитывать верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости. Формировать стремления к усвоению правовых знаний, осознание гражданской ответственности за свое поведение, за поступки и правонарушения окружающих. Воспитывать способность к эстетическому восприятию отечественной и мировой культуры, произведений искусства и литературы; бережное отношение к памятникам культуры и искусства, народного творчества.
«Растим патриота и гражданина» Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции, привитие чувства долга по защите Отечества, уважения к памяти его защитников.
В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части своей Родины, гражданина, патриота своего Отечества. Исходные положения: каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и гражданин Отечества. Отечество начинается с уголка, где человек родился. Задачи: Формирование правосознания и воспитание гражданской ответственности. Воспитание эстетической культуры и развитие художественных способностей. Воспитание понимания сущности сознательной дисциплины и культуры поведения. Воспитание ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома в общественных местах, в природе. Формирование потребности самообразования в условиях развития науки, культуры, техники. Формирование морально - волевых качеств, осознание активной роли личности в становлении характера; умение проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей.
«Мой край родной» Воспитание у обучающихся любви к Родине, родному краю как к своей малой Родине, бережного отношения к природе, окружающему миру. Знакомство учащихся с "малой" родиной, ее историческим прошлым, культурой, национальными традициями; воспитывать бережное отношение к природе родного края, гордость за национальную культуру. Формирование осознания роли и активности человека в преобразовании окружающей действительности. Бережное отношение к памятникам культуры и искусства родного края. Формировать стремление к развитию художественных способностей и творческой деятельности в различных видах искусства и труда, обогащение эстетических знаний и совершенствование умений и навыков. Воспитывать верность боевым и трудовым традициям старшего поколения нашего села, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости.
«Спорт и здоровье»
Физическое развитие учащихся, выработка у них потребности в здоровом образе жизни.
Задачи: Воспитывать сознательное отношение к учению, развивать познавательную активность и культуру умственного труда. Формировать готовность к сознательному выбору профессии.
Воспитывать нравственность, сознательную дисциплину и культуру поведения. Заниматься физическим совершенствованием, укреплением здоровья и формированием навыков санитарно - гигиенической культуры, туризмом. Формировать осознание роли физического совершенствования в развитии личности, сознательное отношение к укреплению своего здоровья, стремление к общественно полезной деятельности по физической культуре, спорту, туризму, к активному участию в работе оборонно-спортивных, санитарно-оздоровительных мероприятий.
«Я и семья» Осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности, приобщение к традициям семьи. Подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника. Исходное положение: семья - главный фактор воспитания семьянина. Гражданственность проявляется в любви к родителям, родственникам. Учащиеся должны знать свои семейные традиции, уметь любить и беречь своих близких. Гражданин и семья. Происхождение семьи. Поведение и действия достойного сына, дочери. Отношения в семье. Вежливость, трудолюбие. Верность-основа семьи. Преемственные связи: деды - родители, родители - дети, дети - внуки. Социальные семейные роли отца и матери, сына и дочери, внука и внучки, бабушки и дедушки. Задачи: Формировать уважение к членам семьи. Воспитывать семьянина, любящего своих родителей, родственников. Формировать понятия сущности основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника. Формировать умение понимать семейные трудности.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование раздела и темы
Часы
учебного
времени
Плановые
сроки
прохождения
1
Растим патриота и гражданина
Что такое патриотизм?
1 ч
08.10
2
Мой край родной
С чего начинается Родина (Заочная экскурсия по селу)
1 ч
15.10
3
4
Я и семья
Моя семья
Моя родословная
1 ч
1 ч
22.10
29.10
5
6
Спорт и здоровье
Путешествие в страну здоровья
Зачем человеку отдых?
1 ч
1 ч
12.11
19.11
7
Знаменательные даты в нашей жизни
День народного единения
1 ч
26.11
8
9
Растим патриота и гражданина
Государственные символы РФ
Гимн России
Что собой представляет флаг РФ?
1 ч
1 ч
03.12
10.12
10
Знаменательные даты в нашей жизни
День матери. Сказка про мамочку.
1 ч
17.12
11
12
Мой край родной
Летопись села /Изучение истории родного села/
Летопись школы /Изучение истории школы/
1 ч
1 ч
24.12
14.01
13
Я и семья
Профессии моих родителей
1 ч
21.01
14
Знаменательные даты в нашей жизни
Новогодние праздники
1 ч
28.01
15
Спорт и здоровье
Опасности глазами детей
1 ч
04.02
16
17
Растим патриота и гражданина
Русский народ и его истоки
Родина в стихах русских поэтов
1 ч
1 ч
11.02
18..02
18
Знаменательные даты в нашей жизни
День Защитников Отечества
1 ч
19..02
19
Растим патриота и гражданина
Конкурс рисунков «Дети об Армии»
1 ч
25.02
20
Знаменательные даты в нашей жизни
Международный женский день.
Мамочке подарок.
1 ч
03.03
21
22
Мой край родной
Моя малая родина - село. Женщины нашего села
1 ч
1 ч
10.03
17.03
23
24
Знаменательные даты в нашей жизни
День космонавтов
День Земли и природы
1 ч
1 ч
31.03
07..04
25
26
Знаменательные даты в нашей жизни
Праздник весны и труда
День Победы. Песни и стихи военных лет
1 ч
1 ч
14.04
21.04
27-28
Я и семья
История моей семьи в истории моей страны
2 ч
05.05
12.05
29
Мой край родной
Экскурсия по селу с фотоаппаратом «Красивое село»
1 ч
26.05
Всего 29 ч
Список литературы
1.Я - гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию (1-4 классы)/ О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. -Москва «ВАКО»,2008.- 160с.
2. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия (1-11 классы)/И.А. Агапова, М.А. Давыдова-Москва «ВАКО»,2008.- 368с.
3.Здоровосберегающие технологии: школьник и компьютер/ В.И. Коваленко-Москва «ВАКО»,2007.- 304с.
4.Справочник классного руководителя (1-4 классы)/ Н.И. Дереклеева-Москва «ВАКО»,2008.- 352с.
5. Вредные привычки: профилактика зависимостей (1-4 классы)/ Г.Г. Кулинич-Москва «ВАКО»,2009.- 224с.
6. Воспитать патриота/Е.А. Воронова- Ростов н/Д:Феникс, 2008. - 282с.
7. Формирование гражданственности младших школьников. Занятия с учащимися. Беседа с родителями./О. А. Ещеркина.-М.: Волгоград.2007- 125с. 8. Журнал «Основы безопасности жизни»/ Гл. редактор- В.А. Девисилов.-М.: (Журнал издается при участии Минобрнауки, МЧС и Минздравсоцразвития России, Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности)
9.Завуч начальной школы. Научно- практический журнал./Гл. редактор журнала Лизинский В. М.