Рабочая программа по внеурочной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Моя Родина»

духовно-нравственное направление

2 «г» класса







Составлена на основе авторской

программы «С чего начинается Родина»

С.А.Федоровской.

адаптирована к местным условиям и

требованиям учителем МАОУ «СОШ с. Бердюжье» Насартыновой В А.














2015 - 2016 учебный год.


Пояснительная записка


Духовно-нравственное воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Духовно-нравственное воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Программа гражданско - патриотического воспитания «Растим патриотов России» определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в нашей школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи
В последние годы в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В реформируемом государстве стратегическая цель социального развития направлена на построение правового государства и гражданского общества. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. Создание гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.




В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи: - создавать условия для эффективного патриотического воспитания школьников; - формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству; - утверждать в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края; физическое развитие учащихся, выработка у них потребности в здоровом образе жизни; - развивать системы патриотического воспитания лицеистов через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования; - формировать гражданской компетентности через включение в работу по патриотическому воспитанию научных учреждений, общественных организаций и объединений, учреждений высшего и дополнительного образования, системы школьного самоуправления (Совет лицея, РК, совет лицеистов); - воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность лицеистов с советами ветеранов войны и труда; - повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.




Основополагающие принципы воспитательной деятельности

  • Патриотическое воспитание это систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.
  • Программа реализуется в условиях:
социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания, единства образовательной и воспитательной среды.

Формы реализации программы

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия:

  • Беседы
  • Сообщения
  • Просмотр видеоматериала
  • Экскурсии

Практические занятия:

  • Конкурсы
  • Соревнования
  • Показательные выступления
  • Викторины
  • Интеллектуально-познавательные игры

Оценка эффективности реализации программы

Качественные параметры: 1. Сформированность у учащихся гражданских навыков:

  • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
  • знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
  • умение принимать и защищать свои решения;
  • готовность к участию в общественных делах;
  • готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
  • патриотизм и любовь к Родине;
  • права и свобода человека и гражданина;
  • символика Российской Федерации;
  • национальное самосознание;
  • уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность.


Количественные параметры:
  • включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
  • качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
  • отсутствие детей с девиантным поведением;
  • участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
  • проведение мероприятий.

Ожидаемые результаты


В результате реализации Программы ожидается:

  • развитие творческих способностей;
  • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Формы подведения итогов реализации программы


  1. Общешкольный праздник, включающий чествование активных участников всех конкурсов, соревнований, выставок, исследовательской деятельности и т.д.

Учебный план


№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

1

Знаменательные даты в нашей жизни

11

2

Растим патриота и гражданина

7

3

Мой край родной

6

4

Спорт и здоровье

5

5

Я и семья

4








Содержание деятельности Гражданско-нравственное воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Модель гражданско- нравственное воспитания детей в воспитательно- образовательном процессе школы представляет собой совокупность последовательных целесообразных взаимодействий администрации, учителей и школьников и направлена на накопление опыта деятельности и сотрудничества, достижение прогнозируемого результата. Она ориентирована на конструктивное и результативное взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса. С точки зрения содержания, она нацелена на развитие всех - прямых (педагогов, обучающихся) и косвенных (родителей, представителей социума) участников образования. С точки зрения формы, она учитывает потребности субъектов в самораскрытии и саморазвитии и предоставляет различные организационные формы воспитательно-образовательного процесса. Разработка эффективной системы мероприятий, направленных на гражданское и патриотическое воспитание учащихся. «Знаменательные даты в нашей жизни» Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе России, республики, района, школы, его прошлому, настоящему, будущему. Задачи: Развивать общественную активность учащихся. Воспитывать сознательное отношение к труду и народному достоянию. Экономическое воспитание. Воспитывать верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости. Формировать стремления к усвоению правовых знаний, осознание гражданской ответственности за свое поведение, за поступки и правонарушения окружающих. Воспитывать способность к эстетическому восприятию отечественной и мировой культуры, произведений искусства и литературы; бережное отношение к памятникам культуры и искусства, народного творчества.

«Растим патриота и гражданина» Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции, привитие чувства долга по защите Отечества, уважения к памяти его защитников.




В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части своей Родины, гражданина, патриота своего Отечества. Исходные положения: каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и гражданин Отечества. Отечество начинается с уголка, где человек родился. Задачи: Формирование правосознания и воспитание гражданской ответственности. Воспитание эстетической культуры и развитие художественных способно­стей. Воспитание понимания сущности сознательной дисциплины и культуры по­ведения. Воспитание ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома в общественных местах, в природе. Формирование потребности самообразования в условиях развития науки, культуры, техники. Формирование морально - волевых качеств, осознание активной роли личности в становлении характера; умение проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей.

«Мой край родной» Воспитание у обучающихся любви к Родине, родному краю как к своей малой Родине, бережного отношения к природе, окружающему миру. Знакомство учащихся с "малой" родиной, ее историческим прошлым, культурой, национальными традициями; воспитывать бережное отношение к природе родного края, гордость за национальную культуру. Формирование осознания роли и активности человека в преобразовании окружающей действительности. Бережное отношение к памятникам культуры и искусства родного края. Формировать стремление к развитию художественных способностей и творческой деятельности в различных видах искусства и труда, обогащение эстетических знаний и совершенствование умений и навыков. Воспитывать верность боевым и трудовым традициям старшего поколения нашего села, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости.

«Спорт и здоровье»

Физическое развитие учащихся, выработка у них потребности в здоровом образе жизни.

Задачи: Воспитывать сознательное отношение к учению, развивать познавательную активность и культуру умственного труда. Формировать готовность к сознательному выбору профессии.





Воспитывать нравственность, сознательную дисциплину и культуру поведения. Заниматься физическим совершенствованием, укреплением здоровья и формированием навыков санитарно - гигиенической культуры, туризмом. Формировать осознание роли физического совершенствования в развитии личности, сознательное отношение к укреплению своего здоровья, стремление к общественно полезной деятельности по физической культуре, спорту, туризму, к активному участию в работе оборонно-спортивных, санитарно-оздоровительных мероприятий.

«Я и семья» Осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности, приобщение к традициям семьи. Подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника. Исходное положение: семья - главный фактор воспитания семьянина. Гражданственность проявляется в любви к родителям, родственникам. Уча­щиеся должны знать свои семейные традиции, уметь любить и беречь своих близких. Гражданин и семья. Происхождение семьи. Поведение и действия дос­тойного сына, дочери. Отношения в семье. Вежливость, трудолюбие. Верность-основа семьи. Преемственные связи: деды - родители, родители - дети, дети - внуки. Социальные семейные роли отца и матери, сына и дочери, внука и внучки, бабушки и дедушки. Задачи: Формировать уважение к членам семьи. Воспитывать семьянина, любящего своих родителей, родственников. Формировать понятия сущности основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника. Формировать умение понимать семейные трудности.


















Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Наименование раздела и темы

Часы

учебного

времени

Плановые

сроки

прохождения


1

Растим патриота и гражданина

Что такое патриотизм?


1 ч


08.10


2

Мой край родной

С чего начинается Родина (Заочная экскурсия по селу)


1 ч


15.10


3

4

Я и семья

Моя семья

Моя родословная


1 ч

1 ч


22.10

29.10


5

6

Спорт и здоровье

Путешествие в страну здоровья

Зачем человеку отдых?


1 ч

1 ч


12.11

19.11


7

Знаменательные даты в нашей жизни

День народного единения


1 ч


26.11


8


9

Растим патриота и гражданина

Государственные символы РФ

Гимн России

Что собой представляет флаг РФ?


1 ч


1 ч


03.12


10.12


10

Знаменательные даты в нашей жизни

День матери. Сказка про мамочку.


1 ч


17.12


11


12

Мой край родной

Летопись села /Изучение истории родного села/

Летопись школы /Изучение истории школы/


1 ч


1 ч



24.12


14.01


13

Я и семья

Профессии моих родителей


1 ч


21.01


14

Знаменательные даты в нашей жизни

Новогодние праздники


1 ч


28.01


15

Спорт и здоровье

Опасности глазами детей


1 ч


04.02


16

17

Растим патриота и гражданина

Русский народ и его истоки

Родина в стихах русских поэтов


1 ч

1 ч


11.02

18..02


18

Знаменательные даты в нашей жизни

День Защитников Отечества


1 ч


19..02






19





Растим патриота и гражданина

Конкурс рисунков «Дети об Армии»






1 ч






25.02


20

Знаменательные даты в нашей жизни

Международный женский день.

Мамочке подарок.


1 ч


03.03


21

22

Мой край родной

Моя малая родина - село. Женщины нашего села


1 ч

1 ч


10.03

17.03


23

24

Знаменательные даты в нашей жизни

День космонавтов

День Земли и природы


1 ч

1 ч


31.03

07..04


25

26

Знаменательные даты в нашей жизни

Праздник весны и труда

День Победы. Песни и стихи военных лет


1 ч

1 ч


14.04

21.04



27-28

Я и семья

История моей семьи в истории моей страны


2 ч


05.05

12.05


29

Мой край родной

Экскурсия по селу с фотоаппаратом «Красивое село»


1 ч

26.05


Всего 29 ч


Список литературы

1.Я - гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию (1-4 классы)/ О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. -Москва «ВАКО»,2008.- 160с.

2. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия (1-11 классы)/И.А. Агапова, М.А. Давыдова-Москва «ВАКО»,2008.- 368с.

3.Здоровосберегающие технологии: школьник и компьютер/ В.И. Коваленко-Москва «ВАКО»,2007.- 304с.

4.Справочник классного руководителя (1-4 классы)/ Н.И. Дереклеева-Москва «ВАКО»,2008.- 352с.

5. Вредные привычки: профилактика зависимостей (1-4 классы)/ Г.Г. Кулинич-Москва «ВАКО»,2009.- 224с.

6. Воспитать патриота/Е.А. Воронова- Ростов н/Д:Феникс, 2008. - 282с.

7. Формирование гражданственности младших школьников. Занятия с учащимися. Беседа с родителями./О. А. Ещеркина.-М.: Волгоград.2007- 125с. 8. Журнал «Основы безопасности жизни»/ Гл. редактор- В.А. Девисилов.-М.: (Журнал издается при участии Минобрнауки, МЧС и Минздравсоцразвития России, Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности)

9.Завуч начальной школы. Научно- практический журнал./Гл. редактор журнала Лизинский В. М.


© 2010-2022