Статья на тему Нужна ли отметка школе?

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Оценка - источник радости и потрясений»

Слепнева Е.Е., учитель начальных классов, Мало-Куналейская СОШ

1.Отражает ли отметка истинный результат качества знаний учащегося?

2. Зависит ли отметка от требований отдельно взятого педагога в отдельно взятой школе?

3.Можно ли измерить качество обучения отметкой?

4.Как отражаются отметки, полученные выпускником в школьном аттестате, на его дальнейшей жизни?

5.Есть ли альтернатива отметке, как результату уровня обученности учащегося?

6.Что следует оценивать в современной школе: уровень обученности или « умение учиться»?

7.Существует ли проблема личной неприязненности учителя к отдельным учащимся?

8.Имеет ли место существование «ложных» отметок, «богатых дядей», требующих хороших отметок для своих детей

Я думаю, вопросы ,изложенные выше, волнуют сегодня не только учителей, но и родителей учащихся.

Попробую высказать свои мысли по этому поводу. Мое отношение к данным проблемам самое непосредственное. Двадцать пять лет проработала в школе учителем начальных классов. Имею четверых детей (двое своих и двое приемных).Трое детей уже закончили школу и получили полное среднее образование. Два сына закончили школу с серебряной медалью. Сама вот уже 13 лет работаю по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. Проблемы эти актуальны и требуют обсуждения и какого-либо решения. Конечно, мое мнение в корне расходится с традиционным мнением о роли отметки в процессе обучения. Большинство родителей считают отметку результатом качества знаний их ребенка, и когда я слышу высказывания родителей о том, что его ребенок учится на одни пятерки, я только про себя улыбаюсь. Получить хорошую отметку в школе для нынешних учеников не составляет особого труда. «Выкатил» материал из интернета, вот тебе и пятерка. Но остается ли что-нибудь в голове у этого ученика. Думаю, что с первых же дней обучения ребенка в школе следует ориентировать его и его родителей не на получение хороших отметок в дневнике, а на получение знаний . Ведь ни для кого не секрет, что многие дети учатся сегодня «для мамы», «ради хороших отметок», нисколько не задумываясь о том, что у него сегодня осталось в голове и где ему это может пригодиться в жизни. Наша школа, являясь районным центром развивающего образования, приняла « Положение о промежуточной системе оценивания на первом этапе начального образования». Считаю, что проблема оценки в системе развивающего обучения в какой-то степени была решена. Известно, что одним из условий успешности реализации этой образовательной системы является именно безотметочное обучение. Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует пятибальная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Основным принципом безотметочного обучения является приоритет самооценки. Самооценка предшествует оценке учителя. Уже с первых дней пребывания детей в школе дети сами учатся оценивать свои знания. У нас есть шкала или линеечка, где ребенок может оценить свою работу по правильности выполнения, по красоте записи и т.д. Таким образом, постепенно у детей формируется уровень адекватной самооценки. Основной функцией самооценки на начальном этапе обучения является определение учеником своего «знания-незнания».

В системе развивающего обучения оценка отражает не уровень усвоения учеником знаний по предметам, а уровень развития учащегося. Основными показателями развития учащихся являются:

-сформированность учебных действий самоконтроля и самооценки как индивидуальных способностей

-учебно-познавательный интерес, как основа умения учить себя самостоятельно

-самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям

-способность к рефлексии как основы теоретического мыщления.

-способность и склонность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми условиями учебной задачи

Сегодня, как никогда ранее, необходимо развивать способность учащихся самостоятельно ставить учебные цели, искать пути их реализации, контролировать и оценивать свой достижения. А для этого, как видим, отметки вовсе не нужны. Родителям своих детей я обычно говорю, что первым вопросом к ребенку при возвращении его из школы должен быть не «Какую отметку ты сегодня получил?», а «Что нового ты сегодня узнал и чему научился в школе? Мы учимся не ради отметок, а ради знаний. И самое главное, что ни дети, ни их родители не требуют никаких оценок в дневник.

Конечно, в нашей системе существует контроль и оценка знаний и умений учащихся. Он заключается в выявлении индивидуальной динамики качества усвоения ребенком предмета, но не допускает сравнения его с другими детьми. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

-стартовые и итоговые работы

-тестовые диагностические работы

-текущие проверочные работы

- самостоятельные работы учащихся

-рефлексивные сочинения и анкетирование учащихся, «портфель» учащегося

Не случайно в основу ФГОС нового поколения положен системно- деятельностный подход, опирающийся на труды известных психологов и педагогов -практиков Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. А приоритетной целью ФГОСа становится формирование УУД (универсальных учебных действий).Овладение этими действиями и дает учащимся возможность самостоятельного усвоения новых знаний, умений, компетентностей. Другой вопрос, что система развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В.В. Давыдова очень плохо приживается в школах нашей страны. Причин для этого существует много, но это другой вопрос. Думаю, что нельзя измерить качество обучения отметкой, ведь существует еще и разный уровень требований у разных педагогов.Ни для кого не секрет, что требования педагогов в городских школах гораздо выше, чем в сельских. Это во многом зависит и от общего уровня развития городских и сельских детей, и от контингента детей и родителей в городских и сельских щколах, и от материально-технической базы школ , а также от многих других не зависящих от нас причин. Я знаю об этом не понаслышке. Ребенку, переехавшему в городскую школу из нашей сельской школы, приходится долго адаптироваться. Наш отличник часто в городе становится троечником.

Могу привести еще один пример из своей практики. Сын моих знакомых закончил школу в 2012 году с серебряной медалью. Казалось бы все хорошо. Он успешен в учебе, активист, спортсмен. Учеба дается легко. Родители довольны и горды. Он поступает в один из лучших ВУЗов страны - Томский политехнический университет. И вот начинаются проблемы. Студент понимает, что его знания вовсе не соответствуют его отметкам в аттестате, они тянут только на тройку. Для него это становится, конечно, серьезным потрясением. Не каждый ребенок может в данной ситуации справиться с этим. Слава богу, у него хватает сил изменить ситуацию (не без помощи родителей). Приходится много работать, ведь проигрывать не в его правилах. Я, думаю здесь причина не только в том, что педагоги не нагружали ученика в школе по его способностям и возможностям, а еще и в том, что сам он учился не ради знаний, а ради отметки. Как я уже говорила выше, с первых дней учебы в школе педагогам необходимо ориентировать детей не на «отметку», а на знания. А требования учителей к таким учащимся, я думаю, должны быть более высокие. Что касается проблемы «богатых дядей», то ее у нас в селе не существует. Люди имеют примерно равные материальные возможности и «купить отметки» ни у кого не возникает потребности.



© 2010-2022