Статья Русский язык. 3 класс Наречие

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мой университет - moi-mummi.ru


ПРИЛОЖЕНИЯ


Оглавление

Приложение 1 «

ПРИЛОЖЕНИЯ 1

Оглавление 1

Приложение 1 1

Аннотация проекта для размещения на сайте 1

Приложение 2 1

Описание проекта 1

Приложение 3 2

Подробный конспект урока. 2

Приложение 4 9

Описание мультимедийных компонентов проекта 9


Приложение 1

Аннотация проекта для размещения на сайте

(размещается только на сайте факультета мультимедиа технологий - moi-mummi.ru

в разделе «Краткое описание»)

  1. Название - Пятый открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе».
  2. Тема урока Наречие как особая часть речи
  3. Предмет Русский язык
  4. Класс 3
  5. Автор/ы урока/руководитель творческого коллектива (ФИО, должность) Котова Елена Петровна учитель начальных класов
  6. Образовательное учреждение МАОУ «Гимназия №33»
  7. Страна Россия
  8. Республика/край Пермский
  9. Город/поселение Пермь
  10. Краткое описание (1-3 предложения) На данном уроке дети знакомятся с новой частью. Работая в группах, предлагают название и придумывают грамматическую модель для нового грамматического класса слов.



Приложение 2

Описание проекта

(размещается только на сайте факультета мультимедиа технологий - moi-mummi.ru

в разделе «Полный текст материала»)


  1. Тип урока. Постановка учебной задачи.

  2. Цели урока. Помочь учащимся выделить слова новой грамматической группы, определить вопросы, ГЗ, составить грамматическую модель. Создать условия для формирования личностных действий (установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, ради чего она осуществляется)

  3. Задачи урока. Актуализировать знания по изученным частям речи, выделить новый грамматический класс слов и на основе сравнения определить ГЗ наречия.

  4. Краткое описание хода урока. Дети уточняют схему частей речи и приходят к выводу, что ещё не все части речи изучили. Легко справившись с заданием по определению частей речи, ребята столкнулись с новым словом, которое не изменяется так, как изменялись слова, известные им ранее. Способ перестал работать. Дети в группах анализируют новые слова и делают вывод о новой грамматической группе слов, которую впоследствии назовут наречием.

  5. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока. Учащиеся актуализируют знания по определению таких частей речи как имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, предлог, союз. Закрепят способ определения частей речи, способ открытия нового знания в группе. На уроке созданы условия для формирования коммуникативных, личностных, регулятивных и познавательных действий.


Приложение 3

Подробный конспект урока.

(размещается только в папке с конкурсным материалом)


Организационная информация Тема урока Наречие как части речи Предмет Русский язык Класс 3 Автор/ы урока (ФИО, должность)
Котова Елена Петровна учитель начальных классов. Образовательное учреждение МАОУ «Гимназия №33» Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья) Россия Республика/край Пермский Город/поселение Пермь

Методическая информация Тип урока (мероприятия, занятия) Постановка учебной задачи Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные) 1.Помочь учащимся выделить слова новой грамматической группы, определить вопросы, ГЗ, составить грамматическую модель. 2. Создать условия для формирования личностных действий: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, ради чего она осуществляется. Задачи урока (мероприятия, занятия)

  1. Повторить способ определения частей речи
  2. Создать условия для выделения нового грамматического класса слов
  3. Откорректировать старый план работы и найти новый способ.
  4. Дать определение новому грамматическому классу слов.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы Технология РО, проблемно - диалогическая технология. Время реализации урока (мероприятия, занятия) 45 минут Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. Необходимое оборудование и материалы Компьютер, проектор, доска, раздаточный материал Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия) Карточки для групповой работы, листы для оформления результатов труда групп, фломастеры. Список учебной и дополнительной литературы Учебник русского языка

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся Вчера при выполнении самостоятельной работы по определению частей речи, вам не удалось определить часть речи слова ЧУТЬ - ЧУТЬ. Постараемся сегодня в этом разобраться. Подробное описание всех этапов урока (мероприятия, занятия). Количество недостающих строк добавляет автор.

1.МОТИВАЦИЯ

Учитель. Друзья! В какой теме мы находимся? Вчера, при выполнении самостоятельной работы по определению частей речи, вы не смогли определить к какой части речи относится слово чуть - чуть. Попытаемся сегодня на уроке в этом разобраться. У вас на уроке будет прекрасная возможность повторить изученные части речи, оценить свои знания и умения по этой теме и узнать что-то новое. Для начала уточним схему частей речи, составленную на предыдущих уроках. Слайд 2.

Ученик. Части речи делятся на две большие группы: самостоятельные и служебные. К самостоятельным частям речи относятся имена: существительное, прилагательное, местоимение. Глагол. К служебным частям речи относятся предлоги и союзы.

Учитель. Все ли части речи мы знаем?

Ученик. Думаю, что нет.

2. Создание ситуации успеха

Учитель. Друзья! Прочитайте слова в столбиках. В каждом столбике найдите лишнее слово и выпишите его.

деревня

растил

красивый

шёл

говорю

высокая

снег

зелёный

свежее

урожай

читать

дом

Ученики легко справились с заданием и выписали такие слова:

шёл зелёный дом

Учитель. Что надо было понять перед тем, как выписывать слова?

Ученик. Понять, какое слово лишнее. Подумать, как отличить одну часть речи от другой.

Учитель. Как вы рассуждали?

Ученик. Я определял значение и ставил вопросы к каждому слову.

Учитель. Что вы учились делать, выполняя это задание?

Ученик. Я учился различать части речи по значению и вопросам.

Учитель. Дайте название каждому столбику.

Ученики дают название столбикам:

Глагол Прилагательное Существительное

Учитель. Как еще можно рассказать об особенностях каждой группы?

Ученик. С помощью моделей.

Учитель. Изобразите эти модели в тетради.

Дети рисуют модели ниже записанных по столбикам слов (глагола, прилагательного, существительного) в виде прямоугольников с одной, двумя и тремя чёрточками внутри. Слайд 3

Учитель. Перед нами три грамматических класса. Что объединяет слова, входящие в каждый грамматический класс?

Ученик. Одинаковые вопросы и значение.

Учитель. А чем похожи слова всех столбиков?

Ученик. Это части речи.

Учитель. Что оказалось самым важным для успешного выполнения задания?

Ученик. Понимать значение слов и умение ставить вопросы к слову.

Учитель. Зачем вы выполняли это задание?

Ученик. Чтобы закрепить способ определения частей речи.

Чтобы проверить свои знания.

Чтобы найти лишнее слово.

Учитель. Чьё объяснение в процессе работы показалось самым удачным?

Ученик. Были хорошими ответы многих детей. Мне особенно понравился ответ Вани.

Учитель. Чем ответ понравился?

Ученики. Ваня точно доказывал принадлежность слова к определенной грамматической группе.

Учитель. Почему вы успешно справились с заданием?

Ученик. Знаем способ определения частей речи, умеем им пользоваться.

Учитель. Каким способом вы действовали? Слайд 4

Ученик. Сначала ставили вопрос к слову, а потом определи его значение, а затем определяли часть речи. Способ фиксируется на лоске одним из учеников:

  1. Определяю, что обозначает слово

  2. На какие вопросы отвечает

  3. Определяю часть речи



3. Возникновение ситуации «интеллектуального конфликта»

Учитель. Способ знаете, пользоваться им умеете. Я верю, что вы справитесь и со следующей задачей. Я продиктую несколько слов, а вы запишите их ниже под уже записанными словами. Справитесь с этой работой?

Ученики. Справимся.

Учитель. Записывайте слова. Продолжайте работать известным способом.

Учитель диктует слова: бежит, стул, зимний, листок, поровну.

Ученики, ставя вопрос к слову и определяя его значение, записывают слова в столбиках:

Глагол, существительное, прилагательное, существительное.

Все слова учащиеся успешно распределили по столбикам, кроме слова поровну.

Слово поровну учащиеся отказались записывать в какой-либо столбик, так как слово имеет другое (новое) значение (признак действия) и отвечает на вопрос (новый) «Как?»

Учитель.

- Как быть?

- Почему перестал работать способ?

- В чём дело?

Ученики в растерянности. Происходит дискуссия, спор, конфликт. У детей разные мнения. Каждый доказывает свою правоту, приводит свои доказательства, свои аргументы. В дискуссию вмешивается учитель.

Ученики.

- Вопросы «Кто?» «Что?» не подходят.

- Вопросы: «Какой?» « Какая?» « Какое?» не подходят.

- Вопрос «Что делать?» не подходит.

- Обозначает слово поровну не предмет, и не действие, и не признак.

Учитель. Что можно предположить? Какой вывод сделать?

Ученики.

- Я могу предположить, что это новый грамматический класс слов.

- Я думаю, что это новая часть речи.

4. Фиксация места «разрыва»

Учитель записывает слово ПОРОВНУ на доске и ставит рядом знак вопроса.

Учитель. Почему? Чем это слово отличается от тех, с которыми мы уже работали?

Ученик.

- Слово ПОРОВНУ имеет другое значение и отвечает на другой вопрос.

4. Фиксация места «разрыва»

Учитель записывает слово ПОРОВНУ на доске и ставит рядом знак вопроса.

Учитель. Почему? Чем это слово отличается от тех, с которыми мы уже работали?

Ученик.

- Слово ПОРОВНУ имеет другое значение и отвечает на другой вопрос.

6. Составление плана работы

- Что обозначает новая грамматическая группа слов?

- На какие вопросы отвечает эта грамматическая группа слов?

- Как изменяется новая часть речи?

- Какая грамматическая модель у этой группы слов?

- Как называется новый грамматический класс слов?

Учитель. Что мы составили?

Ученики. Мы составили план изучения новой части речи.

Учитель. Зачем мы эту работу делали?

Ученик. Чтобы ничего ни упустить. Для понимания последовательности.

Учитель. Работа у нас сложная и объёмная. Как будем решать эту трудную задачу?

Ученики. Легче выполнить это задание в группах. (организовалось шесть групп по 5 человек)

7. Коллективно - распределённая деятельность

Учитель. Послушайте инструкцию.

В записанных на карточке высказываниях вы увидите выделенные слова, которые относятся к новому грамматическому классу. Поработайте с этими словами. Изменяйте выделенные слова, как умеете, и подготовьте устный ответ на поставленные вопросы.

Путник бодро шагает по шоссе. Котёнок смешно лакает молоко. Поезд медленно приближался к станции. Солнце ярко освещает золотистый луг. Малыши быстро складывают игрушки. Больной чувствует себя плохо.

Ученики в группах рассматривают выделенные слова, изменяют их по числам, родам, падежам. Обсуждают, спорят, доказывают, ищут ответы на вопросы. На альбомных листах фиксируют свои действия. Убеждаются, что это неизменяемая часть речи. Ответы и предположения записывают на другую карточку.

Эта грамматическая группа слов обозначает -----------------------------------------------------

Отвечает на вопросы __________________________________________________________

Изменяется по_________________________________________________________________

Грамматическая модель слова_____________________________________________

Название данной грамматической группы слов____________________________________

После обсуждения и решения задачи в группах, дети по очереди представляют классу продукт своей работы на плакатах.

- Эта грамматическая группа слов обозначает признак действия.

- Отвечает на вопросы: «Как?» « Где?»

- Не изменяется по падежам, числу, родам, лицам.

Учитель уточняет название новой части речи ------------------- записывает название новой части речи на доске (какое предложат дети) и придуманную детьми графическую модель слов.

Ученики придумали и предлагают разные варианты моделей для данной грамматической группы слов (прямоугольник, треугольник, кружок с цифрой внутри) Выбрали прямоугольник с двумя крестиками.

Учитель. А как с помощью схемы показать, то наречие связано с глаголом?

Дети на доске чертят схему. Слайд 8

Учитель. Друзья! Какова была цель урока?

Ученик. Познакомиться с новой частью речи. Узнать её значение, вопросы, как изменяется эта группа слов.

Учитель. Ответили ли мы на поставленные вопросы?

Ученики. Да.

Учитель. Что же мы узнали о новой части речи?

Ученики.

-Обозначает признак действия.

- Отвечает на вопросы «Как?» « Где»

- Не изменяется по падежам

- Не имеет ни рода, ни числа

- Называется наречием

- Имеет новую грамматическую модель.

Учитель.

- На какой вопрос отвечает слово ПОРОВНУ?

- Что обозначает слово?

- К какой части речи относится слово ПОРОВНУ?

Ученик. Это наречие

Учитель. Если это новая часть речи, то куда запишем это слово?

Ученик. В четвёртый столбик.

Учитель.

Достигли ли мы цель урока? Ответили на интересующий нас вопрос?

Ученики.

- Да, мы ответили на все вопросы.

- Мы познакомились с новой частью речи.

- Мы узнали её название.

- Мы знаем, на какие вопросы отвечает наречие.

- Мы знаем, что обозначает наречие.

Составьте предложение с наречием ПОРОВНУ. Запишите предложение в тетрадь.

(Мама разделила конфеты поровну.)

Выпишите словосочетание с наречием.

Разделила (как?) поровну

Рассмотрите словосочетания. Давайте определим ОГЗ новой части речи. Слайд 7

8. Коррекция способа работы

Учитель. Я приготовила для вас задание. Определите известные части речи. Подчеркните наречия и глаголы, от которых вы ставили вопрос к наречию. Справитесь? Каким способом будем работать? Учитель. Подумайте, а нет ли необходимости внести изменения в привычный способ работы?

Дети предлагают откорректировать способ.

  1. Найти глагол

  2. От глагола поставить вопрос.

  3. Обозначает признак действия. Это наречие.

Пользуясь новым способом, найдите наречия.

9. Первичное закрепление нового материала

Карточка. Слайд 9

Путник бодро шагает по шоссе. Котёнок смешно лакает молоко. Поезд медленно приближался к станции. Солнце ярко освещает золотистый луг. Малыши быстро складывают игрушки. Больной чувствует себя плохо.

После выполнения задания следует коллективная проверка выполненной работы.

Учитель. Спишите словосочетания. Поставьте и запишите в скобках вопрос от глагола к новой части речи.

Каково же общее грамматическое значение наречия?

Ученик. ОГЗ наречий - признак действия.

Молодцы.

9. Первичное закрепление нового материала

Карточка. Слайд 9

Путник бодро шагает по шоссе. Котёнок смешно лакает молоко. Поезд медленно приближался к станции. Солнце ярко освещает золотистый луг. Малыши быстро складывают игрушки. Больной чувствует себя плохо.

После выполнения задания следует коллективная проверка выполненной работы.

Учитель. Спишите словосочетания. Поставьте и запишите в скобках вопрос от глагола к новой части речи.

Каково же общее грамматическое значение наречия?

Ученик. ОГЗ наречий - признак действия.

Молодцы.

10 Рефлексия

Учитель. Что мы на уроке делали?

Ученики.

- Знакомились с новой частью речи.

- Узнали, что наречие отвечает на вопросы: Где? Как? Почему? Куда?

- Узнал, с какой частью речи связано наречие.

- Определил ОГЗ наречий.

- Умею находить наречие в предложении.

Учитель.

А где пригодятся знания, полученные сегодня на уроке?

Как вы думаете, мы всё знаем о наречии?

На следующем уроке мы поговорим о разрядах наречий.

Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии) Рефлексии объединяют детей. На уроке они могут сотрудничать и неизменно добиваться успеха. Здесь нет правых и неправых. Высказывая своё мнение публично, учащиеся приобретают уверенность в себе, что пригодится им во взрослой жизни. Домашнее задание (если это необходимо на уроке) Ученики подсказывают учителю какое следует выполнить задание, чтобы закрепить материал, который прошли на уроке. Дополнительная необходимая информация Часто дети сами придумывают задания для соседа по парте. Ссылки на использованные интернет-ресурсы -

В помощь учителю Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить «Лучше один раз увидеть» - дополнительная наглядность, особенно для детей с хорошей зрительной памятью. Учителю помогает ничего не упустить. Советы по логическому переходу от данного урока к последующим Постепенно вводить разряды наречий и знакомить с второстепенными членами предложения, которые выражены наречиями. Другое
-

Приложение 4

Описание мультимедийных компонентов проекта

(размещается только в папке с конкурсным материалом)

Автор/ы проекта (ФИО)

Котова Елена Петровна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МАОУ «Гимназия №33»

Название проекта

Наречие как часть речи

Операционная система, с помощью которой подготовлен мультимедийный компонент (Windows, Linux)

Windows

Форма (презентация, тест и т.п.)

Презентация

Размер ресурса (мегабайт)

171 КБ

Технические данные

(компьютер, интерактивная доска и другие.)

Компьютер

Учебный предмет

Русский язык

Класс

3

Название учебного пособия и образовательной программы с указанием авторов, к которому относится ресурс

Учебник русского языка.В. В. Репкин, Е. В. Восторгова. Программа В. В. Репкина ( Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова)

Название темы или раздела учебного курса

Части речи

Формат ресурса - основного файла (ppt, avi, exe, doc или другие)

pptx

Вид ресурса

(презентация, видео, текстовый документ, электронная таблица и другие)

Презентация

Образовательный тип

(Поясняющий текст, учебный текст, методичка, разработанная программа, электронный тест, электронный учебник и другие)

Методический комментарий к учебнику русского языка. ( Т. В. Некрасова)

Средства Microsoft Office или другое ПО, с помощью которых создан дидактический материал

Microsoft Office PowerPoint

Цели, задачи дидактического материала

Создать благоприятные условия для решения задачи, помочь выделить главное.

Содержание дидактического материала (раскрыть подробно)

Предложения на карточках подобраны с учётом возраста детей, нужная информация выделена жирным шрифтом. В высказываниях нет отвлекающих моментов, что помогает сосредоточиться на главном.

Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.)

Интернет

Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.)

-

Возможности использования дидактического материала:

- педагогом на уроке (указать этапы урока);

- учащимися

Карточки для работы в группах и карточки для самостоятельной работы при первичном закреплении знаний.

Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

Нет Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе.

На первом слайде написана тема. Это эстетично.

На втором слайде схема частей речи. Это удобно.

На третьем слайде Грамматические модели частей речи. Это дополнительная наглядность.

На четвёртом слайде способ действия я частей речи. Аккуратнее и нагляднее.

На пятом сайде цель урока. Позволяет заострить внимание на главном, визуализировать. Трудно быстро написать на доске словами.

На 6 слайде план изучения новой части речи. Удобнее на компьютере, чем на доске.

На 7 слайде ОГЗ новой группы слов. Позволяет сконцентрировать внимание на основном.

На 8 слайде Модель словосочетания глагола с наречием. Позволяет привлечь внимание.

На 9 слайде карточка для закрепления первичных знаний. Удобно при обсуждении выполненной работы. Для самооценки и самоконтроля.

10 слайд. Констатация успешно выполненной работы.

10

© 2010-2022