Урок по познанию мира на тему «Руды черных и цветных материалов», 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Начальная школа №16

Согласовано « Утверждаю»

Методист НШ №16 Директор НШ №16

Бертлеуова А.Е. Джаков М.А.

________________ _________________

От «_____»______2012г. От «_____»______2012г.

Урок №1

серии последовательных уроков

на тему « Черные и цветные полезные ископаемые»

Класс-4 А

Предмет - познание мира

Подготовила: Нысанбаева Гульмира А.

учитель начальных классов НШ №16















Жанаозен-2012 г.

Тема: « Руды черных и цветных металлов»

Цель: научить различать черные и цветные металлы, раскрыть значения металлов в жизни человека;

Задачи:1. Формировать представление учащихся в ходе исследовательской

работы со свойствами металлов и их использованием;

2. развить наблюдательность, любознательность, умение сравнивать,

делать выводы;

3.Воспитывать самостоятельность, творческий подход к делу,

ответственность к окружающей среде, любовь к природе и к

родному краю.

Оборудование: интерактивная доска, бумаги, фломастеры, карточки с заданиями , образцы руд, образцы металлов, других предметов учебник, тетрадь.

Методы и приемы:

- наблюдения;

- исследовательская работа;

- эвристическая беседа;

- работа с учебником;

- сравнительно-сопоставительный анализ.

Форма работы:

групповая,

индивидуальная,

коллективная

Ход урока:

Содержание

Используемый модуль


Конспект-карта учителя:

2. Постановка проблемы, актуализация знаний. Сообщение темы урока.

3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.

1) Свойства металлов. Опыты.

2) Разнообразие металлов, группы металлов.

3) Использование металлов.

4. Физминутка.

5. Закрепление и применение знаний на практике. Изготовление букета.

6. Итог урока. Рефлексия. Оценивание учащихся.

7. Объяснение домашнего задания.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Психологический момент

Цель: эмоционально-положительный настрой на урок, создание успеха, доверия.

Надеюсь вам понравится урок, много интересного вас ждет.

Но для начала проведем мы разминку. Распределение в группы (у каждого из вас на столе лежит цветная карточка, сядьте туда, на какой стол он указывает).

Ознакомить с Правилами группы. Запись числа, 9 октября.

Постановка проблемы и актуализация знаний. Работа в группе.

-Что такое металлы? Какие металлы вы знаете? Какие свойства металлов вы знаете?

На эти вопросы мы сегодня постараемся ответить.

Методы и приемы: проблемная ситуация.

Разминка:

- Вот перед вами образцы различных предметов, в чашке №1 найдите среди них металлические предметы. (Спички, скрепки, пробка, бумага, кнопки).

- Покажите эти предметы.

Как вы определили? По каким признакам, свойствам? (Магнитными свойствами обладает только сталь. Магнит поможет тебе найти в доме предметы, сделанные из металлов, обладающих магнитными свойствами, - железа, стали, никеля или кольбата).

Запишем в тетрадь все предметы , сделанные из металлов.

-Молодцы, как вы уже догадались тема нашего урока. Руды черных и цветных металлов.

Слайд 2.

-Ознакомьтесь с содержанием предлагаемых листов-заданий. (учитель раздает материал для изучения каждой группе)

На уроке вас ждут открытия. Сегодня мы с вами давайте подтвердим или опровергнем названные вами свойства металлов, еще познакомимся с разнообразием и с использованием металлов.

3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.

Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской работы со свойствами металлов.

Методы и приемы: наблюдения, исследовательская работа, работа с учебником, анализ, сравнение, сопоставление

Работа в группах.

-Изучив материал, проведите опыт, следуя инструкциям концепт-карты. ( учитель контролирует процесс)

Слайд 3. «Свойства металлов»

Опыт 1. Твердость.

Проведем первый опыт. Возьмите гвоздь попробуйте согнуть, сложить, надавить, провести линию ручкой.

Сделайте вывод в группе.( отвечает 1 уч.) 2мин.

Вывод: Металл имеет твердость.

-Все металлы твердые, кроме одного.

Работа по учебнику.

- Как называется этот металл, узнаете на листах для изучения. ( чтение детьми про себя)

Ртуть - единственный металл, который в обычном состоянии - жидкий.

-Так как называется этот металл? Где его используют? (В термометрах, градусниках)

Работа в группе.2 мин.

Опыт 2. Пластичность .

Металлы твердые, но пластичные. Возьмите медную проволоку и попробуйте ее согнуть.

-Сделайте вывод: металлы пластичны.

Их можно ковать. При нагревании они расплавляются и их можно разливать в формы, в итоге они приобретут нужную форму.

-Послушайте загадку, кто в силу своей профессии, каждый день проводит опыты по ковкости? (кузнец).

-Какие предметы может изготовить кузнец?

Слайд 4

- Правильно с помощью молота раскаленный добела кусок железа можно расплющить, изогнуть, растянуть - придать нужную форму. Благодаря этому свойству мастера изготовляют необыкновенно красивые изделия.

Сделайте вывод. Металлы пластичны и поддаются ковке.

Слайд 5.

Опыт 3. Расширяется при нагревании

Обратимся к слайду.

Почему зимой провода натягиваются, а летом провисают?

Сделайте вывод:

3. При нагревании металл расширяется. (удлиняется), а при не нагревании сжимается, сужается.

Опыт 4. Проводит тепло и электричество.

Проблемный вопрос.

-Ребята, а почему батареи делают из металла, а не из дерева или пластмассы?

-Сожмите кусочек металлической пластины в одной руке, а в другой ручку или карандаш.

- И сравните, какой предмет быстрее нагревается.

Вывод: Проводит тепло.

Кроме того, металлы хорошие проводники электрического тока, поэтому не заменимы в электротехнике. Обратите внимание на провода в технике. ( слайд телеграфных столбов)

Вывод: Проводят тепло и электричество.

Слайд 6

Общий Вывод:

Пластичны и поддаются ковке.

Расширяются при нагревании.

Проводят тепло и электричество.

(Магнитными свойствами обладает только сталь. Магнит поможет тебе найти в доме предметы, сделанные из металлов, обладающих магнитными свойствами, - железа, стали, никеля или кольбата)

4. Физминутка. Релаксационные упражнения.

Разнообразие металлов.

Цель: познакомить с разнообразием металлов, показать образцы металлов

Методы и приемы: демонстрация, работа с книгой

Как называются горные породы, из которых выплавляют металлы. А подсказкой будет загадка:

Она варилась долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи. (Руда).

- Что такое руда, вы найдете в учебнике с.41 .Прочтите вслух, и про себя.

Руды - это полезные ископаемые, в состав которых входят металлы.

-Кто и где добывает руду? (Шахтеры в подземных рудниках.) чтобы получить из руды металл, она проходит много обработки.

- Скажите, есть ли в нашем районе предприятие, которое занимается переработкой металла? ( нет)

Работа с картой.

-Найдите месторождения цветных металлов.

Работа с учебником.

У меня есть образцы металлов, а у вас в учебнике на с. 44-45 вверху тоже даны образцы руд, рассмотрите:

Исследование металлов.

Слайд металлов.

Группы металлов.

Методы и приемы: видеометод, эвристическая беседа

Цель: познакомить учащихся с группой металлов.

-Ребята, какие металлы называются благородными? Благородные по-другому называются драгоценными.

- А кроме драгоценных металлов, какие еще группы металлов вы знаете? Слайд 9

Металлы делятся на следующие группы: черные, цветные, редкие и драгоценные.

Слайд

Черная металлургия - производство чугуна и стали из железной руды. Цветные - медь, свинец, цинк.

Редкие - олово - с ее помощью производят белую жесть, используемые в упаковке консервов, ртуть и другие.

Драгоценные - золото, серебро, платина. Использовали для производства денег. При производстве украшений, серебро - в электротехнике, радиотехнике, фотографировании.

Просмотр видео сюжета о производстве металлов. ( интернет) 2 мин.

- Вывод: Производство металлов - огромная отрасль современного производства, но, к сожалению, производство металлов сопряжено с загрязнением окружающей среды.

Групповая работа:

-Изготовьте постеры об охране руд полезных ископаемых

Проблемная ситуация.

- Где же используются металлы и сплавы? Слайд 11 (В металлургии, машиностроении, производстве бытовой техники, посуды, для передачи электроэнергии и т.д.)

5. Закрепление и применение знаний.

Работа по таблице.

Индивидуальная работа.

-Заполните таблицу наблюдений.

Название руды

Цвет

Свойства

Алюминий

Медь

Железо

Время работы- 3 мин.

6. Итог урока.Рефлексия.

- А что было бы, если бы люди не открыли металлы?

- Какую тему мы сегодня с вами разбирали?

Лист самооценивания.

Какое открытие для себя вы сделали?

-Заполните таблицу: ЗНХ

Знаю

Научился

Хочу узнать

-Металлы - основа многих видов производства деятельности человека. Все свойства металлов играют важнейшую роль в жизни человека, поэтому мы должны бережно и экономно использовать данные ресурсы.

7. Объяснение домашнего задания.

  1. Домашнее задание прочитать № 7, выполнить задания на с. 46, составить глоссарий( словарь) по пройденной теме.

  2. Творческое домашнее задание:

- Какие пословицы, поговорки, высказывания, в которых качества горных пород характеризовали бы качества человека. (лучшие работы оценить)

- Наш урок стал уроком открытий, удивлений.

Спасибо за активное участие. Вы хорошо работали.



















































































Новые подходы в обучении











Развитие

критического мышления

























































































Использование ИКТ







































































Учет возрастных особенностей



















Обучение талантливых и одаренных











Новые подходы в обучении





























































































































Критическое мышление







































































































Использование ИКТ

















Управление и лидерство















































Оценивание для обучения





















© 2010-2022