Урок по ОРКСЭ по теме «Что такое этика?»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 2

Тема: Что такое светская этика?

Цели:

  1. Познакомить детей с понятием светская этика, со стандартными приёмами эстетических форм поведения.

  2. Развивать умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения.

  3. Воспитывать нравственную сторону жизненных явлений и поступков.

Оборудование: выставка фотографии, подготовленных детьми по теме домашнего задания, иллюстрации, слайды (по возможности) с изображением знаменитых людей России, пословицы и поговорки о вежливости и доброте, карточки с ситуациями, тетради, цветные карандаши или фломастеры, ручка, простой карандаш.

Ход урока


  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний по теме «Россия - наша Родина».

Проверка домашнего задания в опорных листах.

  1. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что означают слова светская этика и вспомним правила поведения вежливого человека.
  1. Изучение нового материала.

В жизни существуют моменты, когда сложно определить, как правильно поступить. Человеку часто приходится быть в ситуации такого выбора.

Учащимся предлагаются ситуации нравственного выбора с неоднозначной оценкой поступков:

  • Я добрый, поэтому я подарил друзьям папины марки, которые он собирал марки с детства. Папа расстроился. Разве я не прав?

  • Мама угостила меня 2 конфетами. У меня есть 2 друга, и я хотел их угостить. Но ведь тогда мне не останется. А конфеты - то МНЕ мама дала. Я их не угостил. Разве я не прав?

Как нужно было поступить в этой ситуации? (Разыграть ситуации в группах и рассмотреть их с точки зрения всех участников ситуации)
Мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди. Об этом нам расскажет такая наука как ЭТИКА. Этика - это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.
Откроем учебник на стр.6 и прочитаем что такое ЭТИКА.
Так что же такое Этика? Кто был основателем этой науки? Что изучает Этика? Что означает слово «мораль»? Назовите виды Этики. Светская этика - это нормы поведения принятые в гражданском обществе. Откроем опорные листы выполните задания 1и 2.
Игра. - Попробуем определить, как знаете вы правила вежливости. Для этого мы поиграем в игру «Вежливо - невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. (вежливо - руки на парте, наклон головы в знак согласия; невежливо - руки вверх)
  • Поздороваться при встрече …(вежливо)
  • Толкнуть и не извиниться …(невежливо)
  • Помочь подняться, поднять упавшую вещь …(вежливо)
  • Перебивать старших…(невежливо)
  • Уступить место пожилому человеку… (вежливо)
  • Мешать на уроке своему соседу по парте …(невежливо)

А теперь послушайте пословицу . Попробуем вместе понять ее мудрость. Посей поступок - пожнёшь привычку; Посей привычку - пожнёшь добродетель или порок; Посей добродетель или порок - пожнёшь характер; Посей характер - пожнёшь судьбу.
В чём её мудрость? Сложно ответить. Нам поможет притча. Обратимся к опорным листам задание 3.
  1. Закрепление изученного материала.
Проигрывание ситуаций. Работа в группах. Учащимся предлагается разыграть сценки, в которых отражаются как красивые манеры поведения, так и нарушение этикета.
Задание 1. У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Ваши действия.
Задание 2. Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?
Задание 3. Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.
Задание 4. Мальчик просит у своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал почитать. «А что ты мне за это дашь?» - спрашивает тот. После долгих разговоров и обещаний подарить ему марку мальчик получает согласие. Оцени ситуацию.
Обсуждение проигранных ситуаций по вопросам: - В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать красивым? - Какое поведение вы не одобряете? VI. Итог урока. - С каким понятием вы познакомились на уроке? Дайте определения этому понятию. - Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятия светская этика? VII Рефлексия. Закончи предложение.
Собери картинку.
Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…


© 2010-2022