Работа в малой группе, как средство развития личностных результатов обучения на уроках по УМК Планета знаний

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа в малой группе как средство развития личностных результатов обучения на уроках обучения грамоте по УМК «Планета знаний».

Чернышева Н.Н.

Учитель начальных классов

первой квалификационной

категории

МБОУ «Красносельская СОШ»

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускорен-

ного совершенствования образовательного пространства, определения целей

образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением ста-

новится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий.

Личностно - ориентированные технологии ставят в центр образовательной

системы личность обучаемого, обеспечение комфортных бесконфликтных условий ее развития.

Личностные результаты

Русский язык. Осознание языка как основного средства человеческого общения; понимание того,чтоправильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

Литературное чтение Развитие в процессе чтения на русском языке художественных текстов русской литературы духовных качеств,развитие умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях, избегать конфликтов.

Выбор одной из форм зависит от уровня развития умений учащихся работать совместно и от желания младших школьников сотрудничать. Так

для первоклассников в адаптационный период преимущественной формой организации процесса общения является парная форма работы.

.Вчерашнему дошкольнику еще довольно трудно работать в группе:

-он недостаточно хорошо знает своих одноклассников

-их стиль общения

-не может слушать поочередно мнения нескольких человек

-не владеет умениями совместной деятельности

При делении на пары необходимо учитывать и темперамент учащихся.

Лучшие пары: сангвиник плюс флегматик, холерик плюс меланхолик, сангвиник плюс меланхолик. Недопустима пара из двух слабых учеников, им нечем обмениваться, кроме своей беспомощности. Перед работой в парах используем «Правила дружной работы»:

-договориться об очередности;

-говорить так, чтобы тебя слышал только сосед;

-быть вежливым и терпеливым;

-оборудовать свое рабочее место так, чтобы было удобно каждому;

-поблагодарить партнера за совместную работу.

Работа в парах формирует у первоклассников умение:

1)принимать общую цель и сопроводительные указания к ней,

2)распределять обязанности;

3) согласовывать способы достижения предложенной цели

4)даёт возможность каждому ученику работать на доступном ему уровне в

индивидуальном темпе

5) ввести воспитательные моменты в учебную деятельность.

Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У

них повышается интерес к упражнениям, ведь они выступают в роли не только ученика, но и учителя, происходит осознание языка как основного средства человеческого общения.

Ребенок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается-

свободно общаться с товарищем. А так как дети ограничены во времени и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться. При работе в парах зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах. При обучении чтению на уроках обучения грамоте часто в практике используем карточки. Эту работу мы можем начинать на уроках обучения грамоте уже в добукварный период, затем она будет продолжена в букварный период

Например. Урок. Тема: «Закрепление. Буква «К»,звук(К)

1) Обведи название животных: волк, синица, кабан, ботинки, воробей, медведь.

2) Обведи название фруктов: яблоко, капуста, груша, абрикос, персик, лук.

3) Обведи слово, относящееся к картинке: кот, волк, слон, роза.

Тема : «Закрепление. Буквы Е Ё.Диалог.»Эта работа развивает умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях, работа над выразительностью.

-Рома мал?

-Мал.

-Рома мал?

-Рома!

5) Произнеси краткое и полное имя своего товарища с интонацией вежливого обращения.

Школьники сочиняют сказки, читают выразительно диалоги в парах, проводят взаимопроверку. Эта работа вызывает у них не только чувство радости от своих успехов, но и желание читать.

Прошли две четверти. Постепенно пары превратились в четверки. Формирование групп происходило таким образом, чтобы в каждой группе были учащиеся разного уровня развития. Каждая группа выбирает капитана,

которому предлагается памятка о роли участников группы.

Памятка «Роли членов группы»:

1) «Капитан» распределяет роли, заполняет «Лист самооценки группы».

2) «Писатель» записывает ответы каждого члена группы, в результате должен получиться общий рассказ.

3) «Докладчик» читает рассказ, составленный группой.

4) «Организатор» отвечает за очередность высказываний каждого.

После знакомства с памяткой ученики распределяют в группе роли. Такая работа позволяет школьникам, обладающими организаторскими способнос-

тями, помогать тем, кто таких способностей не имеет. У остальных учеников в свою очередь, есть возможность дотянуться до более высокого уровня.

Сотрудничая, дети не только получают новые знания, но и становятся более дружными и внимательными друг к другу.

После уроков ученики делились впечатлениями»: «Мне нравиться советоваться друг с другом…», «Я люблю быть капитаном…», «Я не боюсь, что меня спросят…».

Группам на уроках обучения грамоте можно предложить такие задания:

Задание -1.

При работе над словами с парной звонкой глухой согласной на конце слова используется прием «Три шага». Ученик вставляет пропущенную букву в слово, а в конце все вместе проверяют правильность написания слов другой группы. Частое использование данного приема позволило повысить качество написания слов на данное правило.

Задание-2

Группам раздаются конверты. Прочитайте слова. Какой звук общий?

Где он стоит? ( в начале, в середине, конце)

Пример заданий на уроке обучения грамоте.

Ток, плот, тень, идет, стрекочет, тыква, потом.

Ученик отмечает, какой общий звук в словах, где он находится, передает карточку соседу справа. Они вместе проверяют предыдущее слово и следущее, передают дальше. Третий человек вместе со вторым проверяет второе слово и думает над следущим и т. д. Организатор собирает карточки. Показывает сигнал «Готовы». Обсуждается выполнение задания в группе: если всё правильно - поднимается зеленый круг. Одна ошибка - желтый, две ошибки - красный.

Учитель помогает детям в случае возникновения трудностей (громких продолжительных споров, ссор, длительного бездействия т.д.)

Во время выполнения задания учащимися педагог наблюдает за ними и участвует в их работе: учит слушать друг друга, помогает решать спорные ситуации.

В конце обсуждения ученики выражают свое отношение к этому разговору. Первоклассники могут выразить свое эмоциональное состояние с помощью пиктограмм.

Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении помогает сформировать у учащихся умения общаться, обосновывать свои действия и критически оценивать их, самостоятельно ориентироваться в решении не-

стандартных задач, свободно высказываться, принимать активное участие в обсуждении.

Литература:

И.О.Федерягина «Групповая работа на уроках обучения грамоте»-ж. «Начальная школа»,№3- 2011г

И.В.Носова «Особенности работы в малых группах»-ж. «Начальная школа

плюс до и после»,№6-2004г

О.В. Чиханова « Групповая форма организации урока»-ж. «Начальная школа

плюс до и после», №2 2003г


© 2010-2022