Мастер-класс на тему Формирование навыка смыслового чтения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ход мастер-класса

- Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать всех, кто собрался в этом зале. слайд 1 - свое выступление хочу начать со слов академика Льва Дмитриевича Кудрявцева «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию». слайд 2 Тема - Верите ли вы, что с помощью приемов технологии критического мышления можно сформировать навыки смыслового чтения? - Верите ли вы, что смысловое чтение является важнейшим компонентом читательской компетентности? - Верите ли вы, что по окончанию мастер-класса, вы возьмете что-то полезное для своей педагогической копилки?

  1. Информационный блок.
Проблема, которая отмечается многими специалистами, далеко не нова и злободневна: у многих детей недостаточно сформирована читательская компетентность. Читательская компетентность учащихся начальной школы - это способность детей к целенаправленному индивидуальному осмыслению текста до чтения, по мере чтения и после прочтения. В своей практике я столкнулась со следующими проблемами: - дети имеют низкую скорость чтения, вследствие чего тратят много времени на подготовку домашних заданий, - зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении и неправильного интонирования, - не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном, - затрудняются кратко пересказать содержание, - при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания, - для чтения дети выбирают сказки, детективы, комиксы, редко обращаются к текстам познавательного характера. То есть возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают навыками смыслового чтения, не умеют работать с информацией.

Федеральные стандарты включают в метапредметные результаты освоения ООП в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами». Не так уж важно читать много, гораздо нужнее - качественно обрабатывать в своем сознании прочитанное. Осмыслив и определенным образом структурировав текст, гораздо проще передать его содержание и усвоить главное. Слайд 3 Сегодня на мастер-классе я бы хотела остановиться только на некоторых методических приемах из моей практики, которые работают наиболее успешно, формируют УУД, развивают мышление, учат эффективно работать с информацией, потому что приоритетная роль на уроке отводится тексту: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют и сочиняют. На разных этапах урока я использую разные приемы:




Вызов: Осмысление: Рефлексия: Мастер-класс на тему Формирование навыка смыслового чтения . Мастер-класс на тему Формирование навыка смыслового чтения . Мастер-класс на тему Формирование навыка смыслового чтения . Слайды с приемами (4-10) - пролистать, назвать Все эти приемы можно использовать на уроках литературного чтения, математики, окружающего мира, русского языка и других.
Практическая часть мастер-класса

Представьте: вы - ученики четвертого класса, а я ваш учитель.

Предмет нашего разговора на уроке необычен. Его никто никогда не видел, не знает, где оно началось и когда закончится. Но каждый человек с ним встречается постоянно. Оно вчера было, сегодня есть и завтра будет. Но если оно пройдет, то его нельзя возвратить. Попробуйте догадаться, что это, послушав загадку:

Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его. (Время)

Какие единицы времени вы знаете?

Слайд 11 : Век, год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда.

Молодцы, а теперь по словам, которые вы видите на экране, опишите, пожалуйста, сегодняшний день, используя как можно больше единиц времени. Итак: сегодня 11 декабря, четверг, зима, 2014 год, ХХI век, ___ часов.

Молодцы! Вы очень способные дети. И я с удовольствием поиграю с вами в игру «Верю - не верю». Предлагаю поработать в парах. Я буду задавать вам вопросы, если вы согласны со мной - ставьте плюс, нет - минус. Возьмите карточки. Когда пара будет готова, соедините руки над головой «домиком».

1.Верите ли вы, что в сутках 24 часа?

2.Верите ли вы, что от начала нашей эры не прошло и миллиона дней?

3.Верите ли вы, что олимпиада - это единица времени?

4.Верите ли вы, что человек, проживший сто лет, отмечал день рождения только 25 раз?

5. Верите ли вы, что 19+23 = 18?

6.Верите ли вы, что в 8 часов утра находясь во Владивостоке, вы можете в 8 часов утра того же дня быть в Москве?

7. Верите ли вы, что в 83 года и 4 месяца справляют юбилей?

Отложите пока ваши карточки. Перед вами текст. Выясним с его помощью, всё ли вы знаете о времени? Приготовьте «Бортовые журналы». Читая текст, делайте пометки в «Бортовом журнале». Для вас, уважаемые зрители, текст выведен на слайд 12. Посмотрите на таблицу в «Бортовом журнале». Знаком плюс отмечены вопросы, по которым ваши знания увеличились. Молодцы! А теперь пришло время вернуться к игре «Верю - не верю», проверить свои результаты и посмотреть, что нового вы узнали, работая с текстом.

1.В сутках 24 часа …. Ставим плюс

2.От начала нашей эры не прошло и миллиона дней + Оказывается, 2014лет это 734056 дней, что меньше миллиона.

3. Олимпиада - это единица времени … Ставим плюс

4. Человек, проживший сто лет, отмечал день рождения только 25 раз, если брать за единицу времени древнегреческую олимпиаду. +

5. Это равенство 19+23 = 18 верное, если выполнять сложение «на языке» часов. 7 часов + 11 часов = 18 часов

6. В 8 часов утра находясь во Владивостоке, вы можете в 8 часов утра того же дня быть в Москве, если самолет пролетит расстояние между этими городами за 9 часов. Расстояние составляет 9000 км.

7. В 83 года и 4 месяца отмечают юбилей, потому что это 1000 месяцев. Круглая даты, значит юбилей.

Поднимите, пожалуйста, руки, у кого все ответы правильные. Молодцы! Все хорошо поработали!

В начале нашего занятия вы ответили на мои вопросы: - Верите ли вы, что с помощью приемов технологии критического мышления можно сформировать навыки смыслового чтения? - Верите ли вы, что смысловое чтение является важнейшим компонентом читательской компетентности? Поднимите руки, кто полностью с этим согласен.

А теперь оцените свою деятельность на занятии. Напишите письмо самому себе, состоящее из 3-4 предложений. Как вы поработали сегодня, что получилось, в чем были затруднения. Начните со слова «Привет!», закончите пожеланиями себе.

________________, прочтите нам, пожалуйста, свое письмо. Может, еще кто-то желает? Спасибо! Слайд 12. Сегодня мы на практике убедились, что «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».

Спасибо всем за сотрудничество, мне было приятно с вами работать.



















Текст «Время» для урока математики

Что такое время? Время - это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо.

Зачем нужно знать время? Чтобы не опоздать на занятия в школу или на работу, пользоваться различным транспортом и системами связи, необходимо уметь измерять время.

Какими единицами измеряют время? Для измерения времени человек использует такие единицы, как тысячелетие, век, год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда. Устаревшие и редкие единицы измерения: терция - одна шестидесятая часть секунды; олимпиада - единица времени Древней Греции, состоявшая из 4 лет, между двумя олимпийскими играми; квартал - 3 месяца; декада - 10 дней.

Сколько дней в году? Сколько часов в сутках? 1 тысячелетие (милленниум) равно 1000 годам. Первое тысячелетие нашей эры закончилось 31 декабря 1000 года. 1столетие (век) равно100 годам. 1 января 2001 года начался XXI век. 1 год состоит из 12 месяцев, 1 месяц - из 4 недель, 1 неделя длится 7 суток, в 1 сутках - 24 часа. В 1 часе - 60 минут, в 1 минуте - 60 секунд. За 1 секунду Земля проходит по орбите вокруг Солнца 29 785,9 м. Полный оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 суток 5 часов 48 минут и 46 секунд. Но так как принято считать, что в сутках 24 часа, то в результате получается, что в году 365 1/4 дней. Для удобства календарь устроен таким образом, что из каждых четырех лет, один год называется високосным и состоит из 366 дней, а три других - из 365 дней.

Как определяют время? Определяют текущее время по часам. Существует две системы указания времени суток. В так называемой французской системе считается, что сутки напрямую делятся на 24 часа. В английской системе первую половину суток (ночь, утро) обозначают AM, вторую (день, вечер) - PM от лат. Ante Meridiem/Post Meridiem (до полудня/после полудня). За начало отсчёта времени принята полночь. Таким образом, момент времени по прошествии 19 часов и ещё 14 минут с полуночи во французской системе - 19:14 (в английской системе 7:14 PM).

Почему в разных точках земного шара часы показывают разное время? В разных точках земного шара часы показывают разное время. Так как в сутках 24 часа, то поверхность Земли разделена на 24 часовых пояса с разницей между ними в 1 час. Например, разница между поясным временем Владивостока и Москвы 9 часов. И если самолет сможет пройти расстояние между Владивостоком и Москвой за это время, то он прибудет в Москву в час своего вылета из Владивостока.

Где можно узнать точное время? Проверить точность часов можно с помощью сигналов точного времени, которые передаются по радио. В Интернете на сайте Главного метрологического центра Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ) можно узнать время с точностью до миллисекунды. 1 миллисекунда равна одной тысячной доле секунды.

8



© 2010-2022