Конспект открытого урока по окружающему мир на тему: Страна, открывшая путь в космос

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Цели урока:

  1. Дать ученикам представление о том, что такое космос, познакомить с краткой биографией первого космонавта Ю.Гагарина, выяснить значение освоения космоса в истории человечества.
  2. Развивать любознательность, эвристическое мышление, устную речь учащихся, умение работать в парах, в группах.
  3. Воспитывать чувство гордости за свою страну и ее героев, чувство патриотизма.


Оборудование:
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • компьютер;
  • презентация «Страна, открывшая путь в космос»;
  • выставка книг о космосе и космонавтах;
  • выставка рисунков учащихся;
  • буклеты;
  • воздушный шарик для проведения опыта;
  • карточки со словами для словарной работы;
  • тесты;
  • жетоны - звездочки для учащихся;
  • сигнальные карточки для оценки деятельности учащихся на уроке.





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат I.Организационный момент

Слайд№1 ( Стихотворение)



Проверка домашнего задания
СЛАЙД № 2 (ответы на тест)

СЛАЙД №3(Загадка)


СЛАЙД №4(появляется ракета) Вот книжки на столе, а вот - тетрадки. Не хочется играть сегодня в прятки, И недосуг дуть на корабль бумажный - Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!
-Добрый день! Сели все поудобнее, начинаем работу.
-Ребята, давайте вспомним, о какой теме мы говорили на прошлом уроке? - откройте тесты на стр. с 102-104, приготовили цветной карандаш и выполняем тест. -Поменяйтесь тетрадями, взяли зеленые ручки, проверили тесты по слайду.


Отгадывают загадку

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост -


И поднимется до звёзд.


Вы когда-нибудь мечтали полететь в космос? Почему? Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного о покорении космического пространства, о космонавтах, попробуем выяснить значение освоения космоса в истории человечества. Чтобы наша работа на уроке была успешной, вам нужно внимательно слушать и принимать активное участие в обсуждении новой темы. Воспринимают информацию.








ВОВ

Взаимопроверка




Ракета









Отвечают на вопросы. Настраиваются на работу.



























Определены цели урока.


Установка на успешную работу. II. Введение в тему.

  1. Актуализация знаний.

Слайд №2.(стихотворение)


















2. Проведение опыта.
СЛАЙД№5 (шарик)







Слайд №6 (ракета)
3. Просмотр презентации.
Слайд №7.(портрет Королева)









Слайд №8. (Первый спутник)















Слайд №9.(Белка и Стрелка)






















Слайд №10.(Ю.А.Гагарин)



























СЛАЙД №11(Возвращение)



















СЛАЙД №12(Слова)







Слайд №13.
































Слайд №10.











III. Закрепление материала. 1.Словарная работа.























IV. Обобщение.












Слайд №11.































СЛАЙД №15 (ночное небо)

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание.

В умах ученых много лет Жила мечта заветная - Взлететь при помощи ракет В пространство межпланетное.
Космос… А что это такое? (в переводе с греческого - «мир», «вселенная»). Люди всегда мечтали полететь в космос. Но сделать это было непросто. - Как вы думаете, почему? - Можно ли полететь в космос на самолете или вертолете? Почему?
Сила притяжения Земли очень велика. Чтобы улететь от нее достаточно высоко, нужна огромная скорость, очень мощные двигатели. Кроме того, в космосе нет воздуха, а значит, не подходит ни самолет, ни вертолет, потому что они в своем полете опираются именно на воздух. Поэтому для полетов в космос используют особые двигатели - реактивные.
- Давайте проведем опыт. Попробуем надуть воздушный шарик и отпустить его. - Что происходит с шариком? (шарик стремительно носится по классу из стороны в сторону). - Как вы думаете, что толкает шарик? (воздух). Причем сам шарик при этом движется в противоположную сторону. У нас получился простейший реактивный двигатель. Реактивный двигатель может работать где угодно: в воде, в воздухе, в пустоте. Чем сильнее струя воздуха, тем больше скорость. В космических кораблях струя получается от сгорания ракетного топлива.




Первые космические корабли созданы. А руководил их созданием выдающийся ученый и конструктор Сергей Павлович Королев. Королев прекрасно понимал, что ракеты - это космический транспорт будущего.
- Прочитайте в учебнике на стр. 147, какое знаменательное событие произошло в 1957 году. Наша страна первой вышла в космос. 4 октября 1957 года на орбиту был выведен первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Его вес составлял около 84кг, удаление от Земли - до 900км. Первый спутник несколько месяцев кружил вокруг Земли. На весь мир это выдающееся событие произвело огромное впечатление.
Но одно дело - просто добраться до космоса, совсем другое дело сделать так, чтобы человек в космическом корабле остался жив - здоров и мог вернуться на Землю. И вот вслед за первым спутником был запущен второй. На нем уже появились первые пассажиры. - Знаете ли вы, кто? ( собаки Белка и Стрелка).














(выставка рисунков) - Скажите, какому празднику вы посвятили серию своих рисунков? (Дню космонавтики). -Когда его отмечают? - А почему Днем космонавтики выбран именно этот день? - 12 апреля 1961 года весь мир облетело новое ошеломляющее известие - впервые в космосе человек! Русский, советский! Им стал Ю.А.Гагарин. Мои помощники расскажут нам об этом удивительном человеке.





























Потом была торжественная встреча космонавта в столице нашей Родины - Москве. Тысячи людей на Красной площади славили героя, выкрикивая хором его фамилию. Все старались поближе подойти к космонавту, рассмотреть его, подарить цветы. За совершенный полет Ю.А.Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза. А его исторические слова облетели весь мир. Вернувшись из космоса, Гагарин сказал: Конспект открытого урока по окружающему мир на тему :Страна,открывшая путь в космос - Как вы думаете, какие черты характера, качества личности помогали Ю.Гагарину добиваться поставленных целей?
  • патриотизм
  • вера в успех
  • оптимизм
  • любознательность
  • смелость
  • решительность
  • аккуратность
  • трудолюбие
  • выдержка
  • скромность
  • внимательность к людям
Таким был Ю.А.Гагарин. таким он встретил свою заслуженную славу. Таким он остался до конца. Страна не забыла своего героя. Бывший город Гжатск, где родился и вырос Ю.Гагарин, носит теперь его имя. Здесь находится мемориальный музей Ю.А.Гагарина. Расположен он в доме, в котором жил и воспитывался будущий космонавт. Во многих городах есть улицы, площади и проспекты, названные в его честь. На аллее Космонавтов в Москве Ю.Гагарину установлен памятник.




- Представьте себе, что нам с вами поручили составить космический словарик. Я предложила бы в него внести такие слова:

  • космос,
  • космонавт,
  • спутник.
Какое определение вы бы дали этим словам? Космос - мир, вселенная. Космонавт - член экипажа космического корабля, человек, проводящий испытания космической техники. Спутник - небесное тело (естественный спутник) или космический аппарат (искусственный спутник), совершающий движение по орбите вокруг какой-либо планеты.
- Какие слова для космического словарика предложили бы вы? Дайте им определение. Обсудите в группах.





Прекрасен этот звездный мир, я знаю, Но вот уже земной встречаю я рассвет. Земля, Земля, планета голубая, Ты лучше всех, прекрасней всех планет!
- Какое же знаменательное событие произошло 12 апреля 1961 года? - Какая страна первой открыла дорогу в космос?

- А что было бы, если бы люди не научились летать в космос?
Полеты в космос дают людям огромное количество информации для развития самых разных наук - астрономии, геофизики, климатологии, биологии, медицины и т.д. С помощью космических аппаратов, запускаемых с Земли, предупредить о некоторых природных явлениях и принять своевременные меры. Например, о сильных ураганах, наводнениях, магнитных бурях и т.д. С помощью искусственных спутников на Земле осуществляется телефонная, телевизионная и радиосвязь. А еще ученые пытаются узнать, есть ли во Вселенной жизнь на других планетах, а также нет ли других планет, кроме Земли, пригодных для жизни людей. Значение освоения космоса в жизни человечества очень велико.
- Интересную ли тему мы с вами сегодня обсуждали?

- Что интересного для себя вы узнали сегодня на уроке?

Перед вами ночное небо. Чего на нем не хватает?

Украсьте небо звездами:

Если урок понравился и все было понятно - желтую звезду.

Все понятно, но остались вопросы - красную звезду.

Ничего не понятно - зеленую.
(оценки учащимся)

Посмотрите, какое красивое небо у нас получилось, сколько звёзд зажглось на нашем пути. А это значит, столько новых знаний вы получили.


С 147-152 читать.,РТ с 52-53.





Отвечают на вопросы.


Высказывают предположения.











Один из учащихся проводит опыт, остальные наблюдают.


















Работают с учебником, готовят ответ на вопрос.


Получают дополнительную информацию, которой нет в учебнике.










Отвечают на вопрос.

Чтение учащихся информации по слайду
- Белка и Стрелка - беспородные собаки, запущенные в космос на советском корабле «Спутник-5». Они находились там с 19 по 20 августа 1960 года. Цель эксперимента по запуску животных в космос - узнать, как влияет космическое излучение на живые организмы. Обе собаки благополучно вернулись на Землю после космического полета.









Учащиеся воспринимают информацию, которой нет в учебнике.
Ученики - помощники читают стихотворение о Ю.Гагарине.
Второй ученик - помощник рассказывает краткую биографии. Ю.Гагарина. Ю.А.Гагарин родился в семье колхозника в селе Клушино Гжатского района Смоленской области. В детстве был подвижен и любознателен. Любил мастерить игрушечные самолетики. В 17 лет с отличием окончил ремесленное училище, затем поступил в Чкаловское военное авиационное училище. Как один из наиболее талантливых и мужественных летчиков - испытателей, был зачислен в отряд космонавтов. Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым. И еще он был веселым и заботливым человеком. Не любил ссор, наоборот, часто шутил и мирил всех своим задорным смехом. 12 апреля 1961 года Ю.Гагарин впервые в мире совершил полет в космос на одноместном космическом корабле «Восток». Он облетел земной шар за 108 минут.




























































Физкультминутка Над Землею ночью поздней, Только руку протяни, Ты ухватишься за звезды: Рядом кажутся они. Можно взять перо Павлина, Тронуть стрелки на часах, Покататься на Дельфине, Покачаться на Весах. Над Землею ночью поздней, Если бросить в небо взгляд, Ты увидишь, словно гроздья, Там созвездия висят.









Предлагают свои варианты определений данных слов.








Работа в группах.

После обсуждения выступают со

своими предложениями.


Отвечают на вопросы.


Рассуждают, высказывают предположения.


















Отвечают на вопрос.
Получают домашнее задание.








Подводят итоги урока. Оценивают свою деятельность.
(клеят звезды на ночное небо)


















Интерес к изучению новой темы.
Развитие умения логически мыслить.








Дети наглядно представили действие простейшего реактивного двигателя.














Формирование умения работать с книгой.
Расширение кругозора учащихся.










Опора на знания детей.
Ученик получает возможность быть ведущим в учебном процессе.
Расширение кругозора учащихся.




Опора на уже имеющиеся у детей знания.






Расширение кругозора.
Ученик получает возможность быть ведущим в учебном процессе.











Ученик получает возможность быть ведущим в учебном процессе.








Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну.















Развитие умения делать выводы.














Воспитание патриотизма.








































Развитие устной речи учащихся, творческого мышления.





Формирование умения работать в группах. Развитие устной речи учащихся, творческого мышления.




Проверяется усвоение учащимися нового материала.
Развитие эвристического мышления.



















Установка на выполнение творческого домашнего задания.
Активизация познавательной деятельности учащихся.
Воспитание любви к чтению.

Подведены итоги урока. Рефлексия.




Эмоциональное завершение урока.


© 2010-2022