Система работы с одаренными детьми

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система работы с одаренными детьми. Роль учителя начальных классов в работе с одаренными детьми велика, так как важно вовремя выявить тех детей, которые интересуются различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Уже в начальной школе встречаются такие ученики, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на вопросы в различных областях знаний. Таких детей называем одаренными, способными, талантливыми. Работать с ними интересно и трудно; на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения. Но в то же время, какое наслаждение, радость и гордость испытываешь от их успехов, побед и достижений. Обществу во все времена были нужны одаренные люди. Далеко не каждый человек способен без чьей - либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одаренного ребенка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности. Реализуя направление «Одаренные дети», я разработала свою систему работы, осуществляя при этом следующие принципы педагогической деятельности: 1. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. 2. Принцип создания условий для совместной работы с учащимися при минимальном участии учителя. 3. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности. 4. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности. 5.Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества. Всю работу я делю на 4 этапа: -организационный этап; -этап предварительного поиска; -этап формирующе-коррекционный; -этап заключительного отбора. На организационном этапе я стараюсь пополнить свои знания по вопросу одаренности детей: знакомлюсь с методиками, концепциями и исследованиями отечественных и зарубежных психологов, методическими приемами работы с одаренными детьми. Помогают материалы методических журналов «Начальная школа» и «Начальная школа +: до и после». В своей практике использую группировку одаренных детей, которую предлагает ученый Б. М. Теплов: -дети с высокими показателями интеллекта; -дети с высоким уровнем творческих способностей; -дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности; -дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность). Создала информационный банк методического материала для самообразования по данному вопросу. Этап предварительного поиска или выявление одаренных детей. Прежде всего, необходимо собрать предварительную информацию о ребенке, поступающем в первый класс. Источниками информации являются: -сам ребенок (диагностика его знаний и способностей); -результаты диагностики специалистами: психологом, логопедом; -беседа с воспитателями детского сада, который посещал ребенок; -беседа с родителями ребенка; -изучение медицинской карты ребенка с заключением врачей. Изучаю сферу физического развития ребенка. Участие детей в диагностике собственной одаренности на этом этапе сводится к выполнению тестовых заданий. В результате исследований выявляются дети с опережающим развитием. Собранная таким образом информация позволяет мне создать первое представление о каждом поступившем в первый класс ребенке. К концу первого класса уже определяются склонности детей, поэтому я составляю карту интересов младших школьников. Здесь я использую известные традиционные методики для определения уровня интеллектуального развития (тесты Д. Векслера, Дж. Равена), творческого мышления (Е. Торренса), уровня психосоциального развития, направленности. Третий этап - формирующе-коррекционный. Этот этап самый длительный и ориентирован на создание условий для развития одаренных детей, а также детей, чья одаренность, на данный момент, еще не проявилась, но есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей. На этом этапе и урочную, и внеурочную деятельность организую как единый процесс, направленный на развитие познавательных способностей моих учеников. Уже во II полугодии первого класса провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, где каждый обучающийся может реализовать свои способности. Пока они проходят на уровне класса, но это хорошая подготовка к участию в школьных интеллектуальных мероприятиях. На данном этапе я провожу большое количество мероприятий по развитию познавательных способностей особо одаренных детей. Организую ребят на участие в международных играх-конкурсах «Русский медвежонок», «КИТ», «Кенгуру», в школьных предметных «неделях», предметных олимпиадах, познавательных турнирах. Конкурс-игра «Русский медвежонок» прошёл в самом начале второй четверти второго класса, в нём приняло участие 10 учащихся из 25. Готовились к нему очень серьёзно, прорешали задания за все годы, начиная с 2005 года. На первом занятии я рассказала об этом конкурсе, зачем он проводится, показала сертификат, какой получают при подведении итогов. Научила детей, как надо выполнять задания. Каждый из 10 учащихся, пожелавший участвовать, получал лист с конкурсными заданиями, дома прорешивал, отмечая ответ синей пастой. Затем эти же задания разбирали в классе, отмечая правильный ответ зеленой пастой. Дети сравнивали свои ответы с правильными. Конечно, дома некоторым помогали родители, но не все могли объяснить правильный ответ, поэтому разбор в классе - обязательный. В развитии интеллектуальных способностей большую роль играют факультативы «Речь» (русский язык, литературное чтение), «Умники и умницы» (математика, логика). Их посещают все желающие, но активнее работают те учащиеся, кому это интересно и занимательно. Для развития творческих способностей в конце первого класса мы с ребятами посещаем дом детского творчества, знакомимся с тем, какие кружки работают здесь, чему можно научиться, какое занятие по интересам найти. Обязательно бываем несколько раз в школе искусств. Детям очень нравятся выступления юных артистов. Они чувствуют, что здесь, в школе, особая атмосфера, царит совсем другой дух. Не остаются равнодушными мои ученики после посещения художественного отделения школы. Они наблюдают, как работают настоящие художники, рассматривают работы учащихся. Каждый раз уходят ребята из школы искусств с восторженными лицами, глазами, полными восхищения, с решением записаться на следующий год на одно из отделений школы. В начале учебного года второго класса ребята дружно записываются в кружки, секции ДДТ и школы искусств. До 80% учащихся класса получают дополнительное образование во внеурочное время вне школы. Дети, занимающиеся в различных кружках, нацелены на то, что в конце учебного года на празднике «Наши успехи» надо будет показать, чему научились за год: будет обязательно оформлена выставка поделок, рисунков с внеурочной деятельности, ребята выступят с художественными номерами. Такое мероприятие - стимул для дальнейшей деятельности, это пропаганда творческих умений для тех, кто еще не определился в выборе занятия по душе. На этапе заключительного отбора, выпуская детей из четвертого класса, я составляю характеристику на каждого ученика, где даю оценку познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности образовательного процесса, а для этого в течение всех четырех лет отслеживаю успехи, достижения каждого. Эта информация позволит с большей долей уверенности говорить о степени одаренности и способностей детей, послужит надежным основанием для построения прогноза развития каждого из них.

3


© 2010-2022