АОП для обучающегося на дому с умственной отсталостью (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

города Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан




Согласовано

заместитель директора по УР

_________Р.С. Казыханова

Протокол №___ от «___» _____2015




Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №1

_________ А.А.Баянова

Приказ №___ от «___» _____2015





Адаптированная общеобразовательная

программа для обучающегося на дому с

умственной отсталостью (VIII вид)

Зиннатуллина Рамазана

на 2015-2016 учебный год





Предмет: изобразительное искусство

Класс: 2

Общее количество часов: 17 часов

Количество часов в неделю: 0,5 часов

Программа: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Подготовительный. 1-4 классы - М.: «Просвещение», 2013 год.

Учитель: Кутдусова С.Д.


Дюртюли -2015

Пояснительная записка. Адаптированная основная образовательная программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена для учащегося ОВЗ VIII вида 2 класса -Зиннатуллина Рамазана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы под ред. В. В. Воронковой; М.: Просвещение, 2013г., а также следующих нормативно- правовых документов: - Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273. - Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для детей с умственной отсталостью,

- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861 о Порядке воспитания и обучения детей - инвалидов на дому на основании Письма Министерства народного образования РСФСР от 14.11.88 г. № 17-253-6 и согласованы с родителями.

Важнейшая цель обучения лиц с умственной отсталостью:

- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;

- формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательные сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Цель: способствовать всестороннему развитию личности учащегося, компенсации и корригированию имеющихся недостатков посредствам изобразительной деятельности.

Задачи : образовательная

  • формирование у обучающегося знания элементарных основ реалистического рисунка, навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
  • ознакомление с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства;
коррекционно-развивающая
  • максимальное общее развитие обучающегося, коррекция недостатков его познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей ;
  • коррекционная работа учителя-логопеда и психолога
воспитательная
  • воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства, интереса и любви к изобразительной деятельности, художественного вкуса, формирование положительных личностных качеств.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающегося. Предложенная программа рассчитана на 1 год.

Заключение и рекомендации специалистов

Заключение. F 70.88.F71-? УО легкой степени. Недоразвитие ВПФ. СНР средней степени у ребенка с УО, с дизартрическим компонентом. Стойкое нарушение чтения и письма. Vis 0,7/0,7.

Рекомендации. Продолжить обучение во 2 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с уо (С (К) УО VIII вида) обучающемуся с ОВЗ на 2015-2016 учебный год. Занятия с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом. Наблюдение и лечение у специалистов. Пройти медицинское обследование в РПБ. Повтор ПМПК с результатами.

По состоянию здоровья рекомендовано обучение в 2015-2016 учебном году на дому по адаптированной образовательной программе начального общего образования для детей с УО (справка №3836 ГБУЗ РБ Дюртюлинская центральная районная больница).

Ребенок соматически ослаблен. Плохо развита общая моторика, страдает координация движений. Не развита мелкая моторика рук. С трудом удерживает мелкие предметы пальцами. Не может сосредоточиться на задании, быстро отвлекается. Трудно идет на контакт. Рамазан меньше, чем его сверстники, испытывает потребность в познании. При психическом недоразвитии у него нарушено восприятие, в особенности, обобщенность восприятия, его темп. Таким детям требуется значительно больше времени на запечатление нового материала. Затруднения восприятия усугубляются особенностями мышления: снижением способности в выделении главного при анализе явлений окружающей действительности и в установлении внутренних связей между частями целого. Также характерны трудности в восприятии пространства и времени, что мешает ориентироваться в окружающем. Ребенок начал различать цвета, но трудность представляет различение оттенков цвета. Недостаточно сформированы такие операции мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция. Отличительной чертой мышления является некритичность, неспособность самостоятельно оценить свою работу. Как правило, он не различает своих неудач, всегда доволен своей работой и собой. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение также формируются в условиях аномального развития. Ребенок лучше запоминает внешние, случайные признаки; внутренние логические связи осознаются и запоминаются с трудом. Медленно формируется произвольное запоминание. Слабость памяти заключается не только в трудностях получения и сохранения информации, но и в ее воспроизведении. Вследствие непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный, хаотичный характер. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала, так как опосредствованная смысловая память малодоступна. Недифференцированность, фрагментарность и иные нарушения представлений отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности. Воображение отличается поверхностностью, фрагментарностью, неточностью, схематичностью. Страдает и произвольное, и непроизвольное внимание, однако преимущественно недоразвита его произвольная сторона, что связано с отсутствием волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей.

Нарушения проявляются не только в познавательной деятельности, но и в расстройстве эмоциональной сферы. Недостаточно дифференцированы эмоции, менее нюансированы переживания и эмоциональные переживания отличаются неустойчивостью, поверхностностью, кратковременностью и случайностью.

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей и влекут за собой ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, элементарность потребностей и мотивов, сниженную активность всей деятельности в целом, трудность формирования взаимоотношений с окружающими людьми. Большая потребность в двигательной активности.

Поэтому обучение предполагает и включение в процесс обучения следующих видов деятельности:

1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности в процессе воспитания, обучения и коррекция их недостатков.

2. Формирование конструктивного поведения.

3. Поддержание спокойной рабочей и домашней обстановки (с целью снижения смены эмоций, тревоги и дискомфорта).

4. Использование метода отвлечения, позволяющего снизить интерес к аффективным формам поведения.

5. Поддержание всех контактов (в рамках интереса и активности самого ребёнка).

6. Стимулирование произвольной психической активности, положительных эмоций.

7. Развитие сохранных сторон психики и преобладающих интересов, целенаправленной деятельности.

8. Применение различных методов, способствующих развитию мелкой моторики и произвольных движений (ритмика, гимнастика, ручной труд, спорт, бытовые навыки)

Планируемые результаты освоения обучающимся АООП

К концу учебного года обучающийся должен уметь:

Академический компонент

Область развития жизненной компетенции

- Свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;

- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;

- использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
- закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
- рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
- понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);

- различать и знать названия цветов;

- узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.

Овладение первоначальными знаниями живописи, основными навыками восприятия искусства, получение личного опыта художественного творчества. Освоение культурной среды, дающей ребенку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к регулярному посещению музеев, театров, концертов и др.
Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных видов искусств, собственной ориентировки и индивидуальных предпочтений в восприятии искусства. Формирование эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и обыденной жизни.
Развитие вкуса и способности к самовыражению в рисовании, к освоению элементарных форм художественного ремесла.

Система оценки достижения обучающимся планируемых результатов освоения АООП

Зиннатуллин Рамазан обучается по специально разработанным программам под ред. В.В.Воронковой (изд-во Центр ВЛАДОС). Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы значительно отличается от системы оценки учащихся общеобразовательных школ. При оценке качества усвоения "академических знаний" учеников с умственной отсталостью учитываются их психологические особенности и познавательные способности, вызванные нарушением развития, поэтому оцениваться может то, в какой степени конкретный ученик реализовал все свои (иногда чрезвычайно маленькие) возможности.

Согласно Федеральному закону РФ "Об образовании в РФ" и ФГОС для детей с умственной отсталостью , обучение детей не носит цензового характера.

Особенности оценки личностных и предметных результатов.

Оценка личностных и предметных результатов освоения адаптированной образовательной программы обучающимися с умственной отсталостью осуществляется индивидуально, в соответствии с учетом их психического развития и познавательных способностей, отнесенности школьников к 1-4-й группе по возможностям обучения. Обучающийся нуждается в дифференцированном подходе в процессе обучения и оценки результатов.

С учетом психического недоразвития учащихся учебные действия и их оценка проводится в зависимости от способностей и потребностей к обучению. Все мероприятия коррекционно-развивающего процесса базируются на развитии личности ребенка в целом, а не на тренировке отдельных функций. Формирование и развитие основных навыков и умений ведется по направлениям.

Оценку обучающихся с легкой и умеренной (средней) степенью умственной отсталости по всем предметам Программы, за исключением коррекционного блока, принято осуществлять по пятибалльной системе с измененной шкалой оценивания по каждому предмету. Отметки в баллах, выставляемые обучающимся, не могут быть приравнены к оценкам учащихся общеобразовательных школ, а являются лишь показателем успешности продвижения воспитанников по отношению к самим себе.

Для оценки учащихся в ходе промежуточной аттестации, учителями разрабатываются индивидуальные контрольные задания с учетом того уровня, которого они смогли достичь в процессе обучения. Оценивается продвижение учащихся относительно самих себя, без сравнения результатов со сверстниками.

Место предмета в учебном плане

Программа составлена с учетом индивидуальных особенностей, уровня развития, психических особенной и навыков учебной деятельности. В соответствии с этим внесены необходимые изменения и дополнения в содержание ( уменьшено количество часов, отведенных на изучение всех разделов и тем) , структуры и задачи данной программы. Программа содержат материал, помогающий учащемуся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим ему для социальной адаптации.

Согласно приказа по муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №1города Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан от 28.08.2015г. № «Об организации обучения больных детей на дому» и Положения об индивидуальном обучении больных обучающихся на дому АООП по предмету «Изобразительное искусство» рассчитана на 17 часа, по 0,5 часов в неделю( 34 учебные недели).

Общая характеристика учебного предмета.

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
- содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
- знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Прежде чем приступить к этим занятиям, обучающегося необходимо к ним подготовить.

Основные направления коррекционной работы:

  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов и развитие правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

  • содействие развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать, устанавливать сходство и различие;

  • формирование элементарных навыков целеполагания и планирования своей работы;

коррекция недостатков моторики, развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

развитие пространственных представлений и ориентации;

  • совершенствование зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • развитие познавательной деятельности
  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
  • развитие высших психических функций.

Содержание рабочей программы


Рисование с натуры (7 ч)

Умение правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.

Декоративное рисование (7 ч)

Умение проводить от руки прямые линии, делить отрезок на равные части, развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.

Рисование на темы (2 ч)

Умение передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; а также передавать пространственные отношения предметов и их частей.

Беседы об изобразительном искусстве (1 ч)

Развитие умения узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, называть действующих лиц; называть и дифференцировать цвета.

Знакомство с иллюстрациями к народным сказкам (иллюстрации художников Ю.Васнецова, В.Ватагина, Е.Чарушина и др.)

Учебно-тематический план


п/п

Тема

Кол-во часов

Рисование с натуры

7

Рисование с натуры овощей

1

Рисование с натуры фруктов

1

Рисование школьных принадлежностей (папка, линейка, треугольник)

1

    Рисование с натуры веточки ели

    1

      Рисование с натуры праздничных флажков

      1

      Рисование с натуры елочных игрушек

      1

      Оформление новогодней открытки

      1

      Декоративное рисование

      7

      Рисование узора в полосе из листьев и ягод (по образцу)

      1

      Рисование геометрического орнамента в квадрате

      1

        Узор из цветов для коврика прямоугольной формы

        1

          Рисование узора из снежинок (украшение шарфа, свитера)

          1

            Узор в полосе для косынки треугольной формы

            1

              Рисование узора в круге - расписная тарелка

              1

                Рисование несложных предметов из геометрических форм (домик - квадрат, треугольник)

                1

                Рисование на тему

                2

                Рисование на тему: «Деревья осенью»

                1

                Рисование на тему: «Снеговики»

                1

                Беседы об изобразительном искусстве

                1

                Беседа по картинам. Рисование рамки для картины

                1

                Календарно-тематическое планирование

                № п/п

                Тема урока

                Кол-во часов

                Дата проведения

                календ

                факт.

                1 Рисование с натуры овощей

                1

                04.09


                2 Рисование с натуры фруктов

                1

                18.09


                3 Рисование узора в полосе из листьев и ягод (по образцу)

                1

                02.10


                4 Рисование геометрического орнамента в квадрате

                1

                16.10


                5 Рисование на тему: «Деревья осенью»

                1

                30.10


                6 Рисование школьных принадлежностей (папка, линейка, треугольник)

                1

                13.11


                7 Узор из цветов для коврика прямоугольной формы

                1

                27.11


                8 Рисование с натуры веточки ели

                1

                11.12


                9 Рисование с натуры праздничных флажков

                1

                25.12


                10 Рисование с натуры елочных игрушек

                1

                22.01


                11 Оформление новогодней открытки

                1

                05.02


                12 Рисование узора из снежинок (украшение шарфа, свитера)

                1

                19.02


                13 Рисование на тему: «Снеговики»

                1

                04.03


                14 Беседа по картинам. Рисование рамки для картин.

                1

                18.03


                15 Узор в полосе для косынки треугольной формы

                1

                15.04


                16 Рисование узора в круге - расписная тарелка

                1

                29.04


                17 Рисование несложных предметов из геометрических форм (домик - квадрат, треугольник)

                1

                13.05



                Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса:


                Авторская программа подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. - М.: «Просвещение», 2013.


                Информационное обеспечение образовательного процесса


                Федеральный портал "Российское образование" edu.ru

                Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru

                Учительский портал uchportal.ru

                Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» festival.1september

                Электронная библиотека учебников и методических материалов window.edu.ru

                Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики moi-sat.ru

                Сеть творческих учителей it-n.ru/

                Развитие ребёнка razvitierebenka.com/2013/03/detyam-o-gribah.html#.UpUSodJdV8U


                Принцип наглядности может эффективно использоваться на уроках изобразительного искусства и является одним из ведущих принципов обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

                В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

                • натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);

                • изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).



                © 2010-2022