Обобщающий урок по разделу «Родной край – часть большой страны». Башкортостан. Учалинский район

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебник «Мир вокруг нас 4кл.» автор А.А.Плешаков

Обобщающий урок по разделу

« Родной край - часть большой страны».

Башкортостан. Учалинский район.

Урок-игра « Я знаю родной край»

Цели: обобщить и проверить знания детей по изученному разделу;

развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности, воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: мультимедийный проектор

раздаточный материал для каждого ученика на каж­дой станции; картинки - названия станций; запись музыки, около каждого ученика - атлас Республики Башкортостан.

Ход урока І. Вступительное слово учителя. На рубеже Европы и Азии от берегов Карского моря до степей Казах­стана каменным поясом протянулись Уральские горы. По южной части этих гор и их предгорий лежит вытканная узором говорливых рек, свет­лых озер, необозримых лесов, плодородных полей и мощных индустриаль­ных центров Башкирия - сравнительно небольшая частица нашей необъятной Родины. Но на ее территории свободно могли бы уместиться такие государства, как Бельгия, Дания и Ирландия, вместе взятые. Богатством и красотой природы - Башкортостан восхищаются с давних времен, это - «республика процветающая, с развитой экономикой и культурой». Башкортостан - республика несметных природных богатств, мно­гонационального населения, развитой промышленности и сельского хозяйства. Крупное значение в масштабах России имеет ее неф­тяная промышленность с растущей нефтехимией, машиностроение с метал­лургией и зерново-животноводческое хозяйство. Одну часть нашей богатой республики составляет Учалинский район (показать слайды: месторасположение района) Путешествие по станциям (На каждой станции есть ответственный - выступающий с сообщением ) I.Станция «Поверхность Земли и ее недра»

- Разгадайте кроссворд.

По горизонтали:

1. Возвышенность высотой 300 метров.

2. Верхний плодородный слой земли.

3. Горы, созданные человеком.

4. Углубление в земной поверхности, заполненное водой, естественный водоем.

5. Полезное ископаемое, используется в строительстве и при изготовлении стекла.

6. Горючее полезное ископаемое болот.

7. Горная порода, образованная из остатков древних растений.

По вертикали:

8. Углуб­ление на земной поверхности с крутыми осыпающи­мися склонами. 9. Начало реки.

10. «Черное золото».

11.Из нее получают чугун и сталь.

Ответы:


По горизонтали: 1. Холм. 2. Почва. 3. Терриконы. 4. Озеро. 5. Пе­сок. 6. Торф. 7. Уголь.

По вертикали: 8. Овраг. 9. Исток. 10. Нефть. 11. Руда.

Обобщающий урок по разделу « Родной край – часть большой страны». Башкортостан. Учалинский район.


На слайдах (№1-№25) идет заполнение кроссворда

Обобщающий урок по разделу « Родной край – часть большой страны». Башкортостан. Учалинский район.

-Чем богаты горы Южного Урала? (ответы учащихся) Горы Южного Урала в республике богаты полезными ископаемы­ми. Они содержат многочисленные месторождения железной, марган­цевой, хромитовой и алюминиевой руд, барита, магнезита флюорита, и строительных камней.
В недрах Предуралья находятся запасы топлива: нефти, природ­ного газа, каменного и бурого углей. Кроме этого, здесь имеются за­лежи каменной соли, известняка и гипса. Республика является крупным нефтяным районом страны. Большую ценность представляют месторождения медной руды, золота, облицовочных камней, сосредото­ченные в недрах Зауралья.

В подземных кладовых республики встречаются удивительные по красоте поделочные камни - яшмы. Изделия, выполненные из них, хранят многие музеи России и мира. Особое богатство рес­публики - минеральные воды, лечебные озерные грязи и илы, горячие пары и газы горы Янгантау.
Учалинский район изобилует разнообразными ви­дами природных ресурсов.
Чем же богат наш Учалинский район? 1.руды цветных металлов (медь, свинец, серебро, цинк, золото) 2 руды черных металлов( марганец, хромиты) 3.химическое сырьё (серный колчедан) 4.Силикаты (асбест, тальк) 5.строй. материалы ( гранит, песок, известняк) Имеются месторождения медно-колчеданных руд (Учалинское медно-колчеданное месторождение, Озерное, Западно-Озерное, Ново-Учалинское), рудного золота (Миндякское, Муртыкты, Ик-Давлят), россыпного золота (Сулеймановское, Малый Иремель, Малый Кумач, Куру-Елга, Красно-хтинское), хромита (Курманкульское), талька (Аб-дулкасимовское, Кирябинское и др.), облицовочного камня (Мансуровское, Ташмурунское), строительного камня (Ахуновское, Сангалыкское, Западно-Озер­ное), поделочного камня (Мулдакаевское, Тунгата-ровское, Карагастау, Ташказган), серпентинита (Ургунское), известняка (Калканское, Юлдашевское), кирпичной глины (Мало-Учалинское, Батталовское и др.), песчано-гравийной смеси (Уразовское), агроно­мических руд (Калканское). Месторождения медно-колчеданных руд разраба­тываются Акционерным обществом «Учалинский горно-обогатительный комбинат (АО УГОК), золота - Миндякским рудником и артелями старателей, грани­та - Мансуровским комбинатом строительных матери­алов, облицовочных и поделочных камней - малыми предприятиями. Работают Учалинский лесхоз Минлесхоза Республики Башкортостан и межхозяйственный лесхоз ПО «Башкирсельхозлес».

П. Станция «Природные сообщества»

Повторить о природных сообществах.

Какие природные сообщества вы знаете?( ответы детей) Наш Учалинский район отличается обилием озер. На территории района насчитывается более двадцати озер. Из них площадь Ургуна 749 гектаров, Узункуля - 467, Карагайлы - 390, Б. Учалы - 316, Аушкуля -238... Места здесь удивительно живописные. Одно из красивейших озер - Калкан. Со всех сторон берега по­росли густым лесом. В голубой воде отражается хвоя лиственниц и сосен. Огромное водное зеркало в цент­ре разрезается на две части длинным и узким мысом. Вокруг необыкновенная красота, свежий аромат хвои... А кто из туристов, путешествуя по Южному Уралу, не любовался озером Ургун? В окрестностях озера произрастают многие редкие виды растений. В 1965 году озеро Ургун и его окрестности объявлены памятником природы. Учалинские озера богаты ле­чебной грязью. Они используются для лечения раз­личных заболеваний. В полосе распространения озер встречаются тор­фяные болота: Уразовское (1598 га), Каскарды (1508 га), Бурансы (1500 га) и другие. В районе имеется пять водохранилищ: Илтибановское, Рысаевское, Ахуновское, Уразовское, Первомайское. Учалинский район является весьма богатым по наличию водно-бо­лотных угодий, общая площадь таких угодий состав­ляет 3864 га или 28,6 процентов. Какие природные зоны встречаются в нашем районе?(ответы учащихся) На территории района можно увидеть явления не­скольких природных зон: горно-лесной, лесной, лесо­тундры, тундры, лесостепной, степной. Распростране­ны выщелоченные черноземы, серые лесные, горно­подзолистые и бурые лесные, горно-лесные светло-се­рые почвы. Какой растительностью богат наш район? Растительность богата и разнообразна. Леса зани­мают 166174 гектаров (40,5%) территории района. Общие запасы древесины составляют 24,4 млн. кубо­метров. Древесные - береза, осина, ольха, сосна, ли­ственница, ель, пихта. Кустарники - черемуха, ива, калина, рябина, боярышник, шиповник, ракитник, вишня, смородина. Травяной покров обильный. Основные площади естественной" травянистой растительности (54120 гек­таров)- расположены на горных каменистых участках хребта Уралтау и Ирендык, а также на равнинах, в болотах. Разнотравья очень много. Из редких видов растений встречаются золотой корень, клюква, брус­ника, голубика, черника, лук линейный.
Учалинский район отличается и богатством жи­вотного мира. Здесь обитают лось, косуля, волк, рысь, медведь, лисица, заяц, барсук, белка, норка, куница, горностай, хорь, бурундук, выдра, енот, крот, суслик,
из птиц - утка, куропатка, гусь серый, тетерев, глу­харь, кряква, перепел, дрофа, дрозд, зяблик, малинов­ка, кукушка, чечетка, чирок-свистунок, стрепет, козо­дой, чиж, синица, снегирь, клест, соловей, журавль...
В реках и озерах водятся голавль, хариус, щука, сом, сазан, голец, линь, окунь, карась, форель, елец, крас­ноперка, лещ, язь, налим... Район располагает большими площадями земель. Площадь сельскохозяйственных угодий составляет 197993 га (43,8% территории района), в том числе пашни - 87322 га (19%), сенокосов - 36000 га (8%), пастбищ - 70650 га (15,2%). Развито зерновое хозяй­ство, мясомолочное скотоводство, овцеводство, коне­водство и кумысоделие. Сельское хозяйство представ­лено 18 сельскохозяйственными кооперативами, сов­хозом «Горняк» АО УГОК, 146 фермерскими (кресть­янскими) хозяйствами, инкубаторной птицеводческой станцией. Работают 4 мельницы, 8 минипекарен, пив­ной цех кооператива «Совет», завод по производству молока, сыра и масла. Составьте пищевые цепи:

Дуб Шелкопряд Трясогузка

Ель Полевка Лось

Микроорганизмы Короед Дрозд

Клевер Мухомор Пустельга

Зерна растений Цветочная муха Дятел

Мотыль Карась Утка

Водоросли Лягушка Щука

Комар Головастик Цапля

Ответы:

дуб-> шелкопряд -> дрозд

ель -> короед -> дятел

микроорганизмы -> мухомор ->лось

клевер -> цветочная муха-> трясогузка

зерна растений -> полевка -> пустельга

мотыль -> карась -> щука

водоросли -> головастик -> утка

комар -> лягушка -> цапля

III.Станция «Отрасли сельского хозяйства» Республика Башкортостан является крупным сельскохозяйственным районом России. Основа ее сельского хозяйства - земледелие. На плодородных землях степей и лесостепей Предуралья и Зауралья возделывают пшеницу яровую, рожь озимую, чиху, просо. Посевы свеклы сахарной и подсолнечника расположены в центральных и западных районах Республики. На севере собирают большие урожаи картофеля. Вблизи городов выращивают овощи; созданы теплично-парниковые хозяйства. Развито садоводство.

Крупный рогатый скот в республике разводят повсеместно, свиней в основном - в районах Предуралья, овец - в степях Предуралья и За­уралья. На горных пастбищах Зауралья и в бассейне реки Дёмы занимаются разведе­нием лошадей, из молока ко­торых получают целебный напиток - кумыс. Республика славится пчеловодством.

Тест «Отрасли сельского хозяйства»

1. Растениеводство делится на отрасли:

а) пчеловодство, цветоводство, плодоводство, птицеводство;

б) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;

в) полеводство, коневодство, свиноводство, плодоводство.

2. Растения, из зерен которых получают муку и пекут хлебобулочные изделия, это...

а) овес; б) рожь;

в) просо; г) пшеница.

3. К овощным культурам относятся...

а) огурец, морковь, чеснок;

б) картофель, подсолнечник, лен;

в) овес, слива, астра.

4. Выберите верную цепь питания:

а) зерна -> полевка -> скворец;

б) листья картофеля -> колорадский жук ->жужелица;

в) яблоки ->тли -> златоглазки.

  1. В животноводстве есть такие профессии...

а) овощевод;

б) ветеринар;

в) зоотехник;

г) пчеловод.

  1. Крупный рогатый скот - это.

а) коровы; б) козы;

в) быки; г) свиньи.

  1. Физкультминутка (на слайдах)

По родному краю

Дружно мы шагаем

Справа от нас - зеленый луг.

Слева находится лес.

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку скок.

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух!

Солнце над берёзами светит нам.

Мы рады ягодам, грибам.

V. Станция «Экологическая»

- Придумайте и нарисуйте условные знаки:

а) нельзя распахивать склоны вдоль;

б) умеренно использовать удобрения и ядохимикаты;

в) нельзя ловить бабочек и стрекоз;

г) нельзя мыть в водоемах транспортные средства;

д) нельзя ловить раков, прудовиков, двустворчатых моллюсков.

Игра «Назови правило»

(картинки на слайдах)

Обобщающий урок по разделу « Родной край – часть большой страны». Башкортостан. Учалинский район.

1. Нельзя топтать растения.
2. Нельзя рвать лекарственные растения.
3. Нельзя рубить деревья.
4. Нельзя ловить рыбу сетями.
5. Не рвите цветы.
6. Не убивайте животных.

-

VII. Викторина

(Проводится во время подсчета набранных баллов.)

  • «Живые фильтры» водоема. (Двустворчатые моллюски.)

  • Детеныши лягушки. (Головастики.)

  • Санитары водоема. (Раки, беззубки.)

  • Враги колорадского жука. (Жужелицы.)

  • Овраги, заросшие травой. (Балки.)

  • Из чего сделана Александровская колонна? (Из гранита.)

  • Свойство глины. (Пластичность.)

  • Самые плодородные почвы. ( Черноземы.)

  • Перечислите ярусы леса. (Деревья, кустарники, травы и мхи.)

  • Основные обитатели луга. (Насекомые.)

  • Растение, плавающее на поверхности воды. (Ряска.)

  • Водяной строитель. (Бобр.)

  • Целебная ягода болота. (Клюква.)

  • Из какого растения ткут полотно? (Лен.)

  • Где разводят крошечных лошадей? (В Аргентине.)

VIII. Подведение итогов урока

Выставление оценок.

ІX. Домашнее задание

Напишите письмо другу-иностранцу о нашем крае и назовите его "Мой край".



















© 2010-2022