- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по литературному чтению «Система «Школа России» на основе ФГОС 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению «Система «Школа России» на основе ФГОС 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ивонина Т.И. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 71» города Кирова
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор МБОУ «СОШ №71» города Кирова
________________(Э.Н.Шаклеина)
Приказ №___от____________2015г.
Рабочая программа
по литературному чтению
3 класс
на 2015- 2016 учебный год
Автор-составитель:
Соломенникова Г.Г.
учитель начальных классов
1 категория
г. Киров 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа рассчитана на базовый уровень преподавания. Литературное чтение - один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы. В соответствии с ФГОС курс «Литературное чтение» отражает:
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
- владение техникой чтения;
- приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- знанием книг и умением их выбирать;
- сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Общая характеристика курса:
Курс начинается с 1 класса после обучения грамоте
- Раздел «Круг детского чтения» предполагает формирование у младших школьников осмысленного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами.
- Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»связан с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом учебника, находя информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
- Раздел «Опыт творческой деятельности»способствует осваиванию основных нравственно-этических ценностей с окружающим миром, получать навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий; способствует понимать значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения; способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния, как предпосылки собственного поведения в жизни; способствует развитию умения сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.
Программа рассчитан на 136ч (4ч в неделю, 34 учебные недели, согласно учебного плана)
Программа обеспечивается УМК, в состав которой входит:
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 1. - М.: Просвещение, 2014,2013
-
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 2. - М.: Просвещение, 2014,2013
-
Кутявина С.С. Поурочные разработки по литературному чтению К УМК Л.Ф.Климановой и др. 3 класс. М.: «Вако» 2015
-
Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Литературное чтение
Ценностные ориентиры содержания.
Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Планируемые результаты освоения предмета Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, имежпредметными понятиями. предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Личностные универсальные учебные действия:
-
понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач;
- познание героического прошлого своей страны и народа на образцах доступных литературных произведений; духовно-нравственное воспитание, формирование эстетических и морально-этических ценностей на примерах поступков героев литературных произведений;
-
овладение морально-этическими нормами поведения через выявление морального содержания и нравственного значения поступков героев произведений;
- формирование морально-ценностной позиции у младших школьников путем целенаправленной работы с произведением (выделять суть нравственных поступков героев произведения, видеть мотивы поведения героев, определение собственной позиции в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности);
-
самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений;
-
использование умения читать для удовлетворения личного интереса.
Метапредметные универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами:
-
понимание и постановка учебной задачи;
-
составление плана и последовательности действий;
- самоконтроль и самооценка, сравнение результата своей работы с образцом и выделение неточностей и ошибок;
- коррекция - внесение исправлений, дополнений и изменений по результатам оценки своей деятельности;
- овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой. В курсе данной программы разработаны памятки (алгоритмы действий), которые усложняются от класса к классу с учетом требований программы и служат основой для формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Познавательные универсальные учебные действия:
-
формирование познавательной учебной задачи;
- выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи; выбор вида чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели;
-
восприятие прослушанного или прочитанного произведения;
-
поиск и выделение нужной информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;
- умение работать с текстами произведений разных жанров: определять тему и жанр, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план, понимать состояние героев произведений и выражать свое отношение к их поступкам, объяснять свое эмоциональное состояние в процессе слушания или чтения произведения, отвечать на вопросы по содержанию;
-
способность понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
-
интерпретация текста (умение сравнивать произведения, героев положительных и отрицательных, рассказывать от лица одного из героев произведения или от лица читателя, делать выводы и подтверждать их словами из текста произведения);
- рефлексия на содержание и форму произведения (формулировать свою точку зрения о героях, произведении или книге, подтверждая ее фактами из произведения или других источников информации, что служит развитию умственных способностей, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся);
- выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения, интерпретация текста, рефлексия и оценка.
Для формирования познавательных умений в данном курсе в процессе обучения используются знаково-символическое моделирование и логические познавательные действия.
Знаково-символические познавательные действия:
- моделирование на уроках литературного чтения помогает формированию литературной грамотности, используется для развития основных видов речевой деятельности. Заместители, с помощью которых ученик перекодирует текст произведения, помогают глубже понять произведение, сжато представить информацию о произведении.
-
составление моделей, использование готовых моделей, дополнение и сравнение моделей обложек помогают усваивать литературоведческие понятия;
- составление модельного плана, работа с блок-схемами, схемами, таблицами - все это эффективные приемы обучения пониманию содержания произведения, сложному процессу, основанному на личном и субъективном восприятии каждого ученика-читателя.
Логические универсальные действия:
- анализ произведения или книги до чтения (выделение фамилии автора, заголовка, подзаголовка; прогнозирование содержания произведения, определение темы и жанра);
-
установление причинно-следственных связей в тексте произведения при составлении плана;
-
формирование умения синтезировать при составлении плана рассказа о произведении, героях и их поступках;
-
сравнение произведений по жанру, теме, авторской принадлежности;
-
аргументация высказываний и суждений о произведении с опорой на текст.
Постановка и решение учебных задач творческого и поискового характера под руководством учителя:
-
понимание и формирование учебной задачи;
-
выбор способов и форм решения учебной задачи: выполнение проектов индивидуально, в парах и группах; презентации творческих работ и проектов; подготовка и проведение конкурсов, библиотечных уроков, литературных уроков в музеях и т. д.
- слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников (воспринимать произведение, отвечать на вопросы по содержанию произведения);
-
умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев;
-
овладевать монологической речью (находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах);
- умение отвечать на вопросы: по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие читателя дать оценку событиям и поступкам героев, требующие обучающегося постановить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношения ученика к событиям и героям произведений;
-
умение слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению; дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения;
-
умение задавать одноклассникам вопросы разных видов по изучаемому произведению;
-
умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, проявляя уважение к другому мнению;
-
умение полно и аргументировано с троить свои высказывания, полно и точно выражать свои мысли.
-
овладение навыками чтения, умением воспринимать и понимать прослушанное или прочитанное произведение;
- воспитание интереса к чтению как средству получения информации и удовлетворения личных познавательных и эстетических запросов, а также интереса к книге (учебной, художественной, справочной);
- овладение устной и письменной коммуникативной культурой: работа с произведениями разных жанров; ведение диалога и построение монологического высказывания о героях и их поступках; поиск необходимой информации в учебниках, словарях, справочниках и энциклопедиях и ее использование; высказывание мнения о прочитанных или прослушанных произведениях и книгах;
- воспитание эстетического вкуса и умения воспринимать художественное произведение как искусство слова: выделять особенности художественных произведений, находить (на доступном уровне) средства выразительности и использовать их в речи;
- формирование эстетического вкуса и понимания младшими школьниками нравственно-этических ценностей при изучении художественных произведений.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу изучения во 3 классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития. Третьеклассники научатся:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
- читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного (для всех видов текстов), осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух - не менее 70 - 75 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту («про себя»); и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, просмотровое, творческое, изучающее, поисковое/выборочное - в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
- ориентироваться в содержании художественного и научно - популярного текстов, понимать их смысл (при чтении вслух и «про себя», при прослушивании);
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
- работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;
- определять авторскую позицию и выражать своё отношение к герою и его поступкам;
- устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;
- отличать поэтический текст от прозаического;
- распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);
- осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламации, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);
- делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;
- передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого) с учётом специфики текстов;
- высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;
- создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
- осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
- ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленных в детской библиотеке.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
- применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
- бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
- развивать способность к эмпатии (осознанное сопереживание эмоциональному состоянию другого человека), эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
- определять сходство и различие произведений разных жанров;
- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
- высказывать и пояснять свою точку зрения;
- применять правила сотрудничества;
- выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
- делать устную презентацию книги (произведения);
- пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
- работать с детской периодикой;
- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
Контрольно-измерительные работы
-
проверочные работы
10
проекты
2
проверка техники чтения
2
Учебно-тематический план: (136 часов)
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
Наш проект
1
Вводный урок
1
2
Самое великое чудо на свете
4
3
Устное народное творчество
1
1
4
Поэтическая тетрадь 1
11
5
Великие русские писатели
24
6
Поэтическая тетрадь 2
6
7
Литературные сказки
8
8
Были-небылицы.
10
9
Поэтическая тетрадь3
6
10
Люби живое
16
11
Поэтическая тетрадь 4
8
1
12
Собирай по ягодке- наберёшь кузовок
12
13
По страницам детских журналов
8
13
Зарубежная литература
8
Итого:
136
2
Содержание программы 3 класс (136 ч)
№
Наименование разделов и тем. Содержание программного материала
Количество часов
1
Вводный урок по курсу литературного чтения
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.
1
2
Самое великое чудо на свете Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров. Подготовка сообщений на основе статьи учебника. Оценка достижений
4
3
Устное народное творчество Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Проект: «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений
14
4
Поэтическая тетрадь 1 Проект: «Как научиться читать стихи на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского». Русские поэты ХIX - XX веков. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; И. 3. Суриков. «Детство», «Зима». Оценка достижений.
11
5
Великие русские писатели Стихотворения А. С. Пушкина «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане...» Басни И. А. Крылова «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица» Лирические стихотворения М. Ю. Лермонтова «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». Оценка достижений
24
6
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч) Стихотворения о природе. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором...», Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы»; Стихотворения К. Д. Бальмонта «Золотое слово»; И. А. Бунина «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...». Оценка достижений.
6
7
Литературные сказки Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». Оценка достижений.
8
8
Были и небылицы М. Горький. «Случай с Евсейкой» К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей» А. И. Куприн. «Слон». Оценка достижений.
10
9
Поэтическая тетрадь 3 Стихи о животных. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон» А. А. Блок. Картины зимних забав. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона» С. А. Есенин. «Черемуха». Оценка достижений.
6
10
Люби живое М. М. Пришвин. «Моя Родина» И.С.Соколов-Микитов. «Листопадничек» В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку» В. В. Бианки. «Мышонок Пик» Б. С. Житков. «Про обезьянку» В. Л. Дуров. «Наша Жучка» В. П. Астафьев. «Капалуха» В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».Оценка достижений.
16
11
Поэтическая тетрадь 4 С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой I поляной» А. Л. Барто. «Разлука», «В театре» С. В. Михалков. «Если...» Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок». Проект «Праздник поэзии» Оценка достижений.
8
12
Собирай по ягодке - наберешь кузовок Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке - наберешь кузовок» А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама» М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники» Сборник юмористических рассказов Н. Н. Носова. «Федина задача», «Телефон» В. Ю. Драгунский. «Друг детства». Оценка достижений.
12
13
По страницам детских журналов
«Мурзилка» и «Веселые картинки» - самые старые детские журналы.
Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»
Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»
Р. Сеф. «Веселые стихи».
Оценка достижений.
8
14
Зарубежная литература (8 ч) Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». Г. X. Андерсен. «Гадкий утенок». Оценка достижений.
8
Тематическое планирование по литературному чтению 3 класс (136 ч)
№
Тема урока
Кол-во часов
Общие понятия
Характеристика деятельности учащихся
Дата
проведения
по плану
проведено
Вводный урок (1ч)
1
Знакомство с учебником по литературному чтению
Знакомство с названием раздела.
1
Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению. 1) ориентироваться в учебнике по литературному чтению; 2) знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий; 3) находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника; 4) предполагать на основе названия содержание главы; 5) пользоваться словарём в конце учебника; 6) составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника.
Самое великое чудо на свете (4 ч)
2
Рукописные книги Древней Руси.
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси, начало книгопечатания. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрация. Виды информации в книге: научная, художественная(с опорой на внешние показатели книги), ее справочно-иллюстративный материал. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний 1) прогнозировать содержание раздела; 2) планировать работу по теме; 3) читать текст вслух целыми словами; 4) находить необходимую информацию; 5) обобщать информацию; 6) находить книги в школьной библиотеке; 7) придумывать рассказы; 8) участвовать в работе пары, группы; 9) договариваться друг с другом; 10)принимать позицию собеседника; 11) проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты.
3
Первопечатник Иван Фёдоров.
4
Путешествие в прошлое.
5
Обобщение по разделу «Самое великое чудо на свете». Проверка техники чтения
Устное народное творчество (14ч)
6
Русские народные песни.
1
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различения). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция) Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его характером. Участие в коллективном обсуждении, умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей 1) прогнозировать содержание раздела; 2) планировать работу по теме; 3) различать виды устного народного творчества;
4) воспроизводить наизусть текст русских народных песен;
5) принимать участие в коллективном сочинении сказок;
6) ускорять или замедлять темп чтения;
7) сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним,
8) делить текст на части;
9) пересказывать текст по самостоятельно составленному плану;
10) называть основные черты характера героев сказок;
11) участвовать в работе пары, группы; 12) проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты;
13) осмысливать содержание прочитанного текста;
14) использовать слова с противоположным значением при характеристике героев;
15) определять особенности текста волшебных сказок;
16) сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства;
17) договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника;
18) называть виды прикладного искусства;
19) отличать докучные сказки от других видов сказок.
7
Докучные сказки
1
8
Народные промыслы
1
9
Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка".
1
10
Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка".
1
11
"Иван царевич и серый волк". Русская народная сказка.
1
12
"Иван царевич и серый волк". Русская народная сказка.
1
13
"Иван царевич и серый волк". Русская народная сказка.
1
14
"Сивка - Бурка". Русская народная сказка.
1
15
"Сивка - Бурка". Русская народная сказка.
1
16
"Сивка - Бурка". Русская народная сказка.
1
17
"Сивка - Бурка". Русская народная сказка. Тест.
1
18
Обобщение по теме: Устное народное творчество.
1
19
Проверочная работа №1 по теме: «Устное народное творчество». Проект: «Сочиняем волшебную сказку»
1
Поэтическая тетрадь 1 (11ч)
20
Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского.»
1
Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя) Интонирование простого произведения на основе знаков препинания. Чтение художественного произведения с переходом на постепенное выразительное использование6 чтение с выделением смысловых пауз, интонации. 1)прогнозировать содержание раздела;
2) читать выразительно стихи, передавая настроение автора;
3) определять различные средства выразительности;
4) сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности;
5) участвовать в работе группы;
6) читать свои стихи друг другу, работая в паре;
7) самостоятельно оценивать свои результаты;
8) наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
21
Ф.И. Тютчев: «Весенняя гроза», «Листья»
1
22
А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой»
1
23
И.С. Никитин «Полно, степь моя»
1
24
И С. Никитин «Встреча зимы»
1
25
И С. Никитин «Встреча зимы»
1
26
И.З. Суриков «Детство»
1
27
И.З. Суриков «Детство»
1
28
И.З.Суриков «Зима»
1
29
Обобщение по разделу: «Поэтическая тетрадь 1».
1
30
Проверочная работа № 2 по теме: «Поэтическая тетрадь 1».
1
Великие русские писатели (24ч)
31
Детские годы А.С. Пушкина
1
Знакомство с детскими годами, творчеством А.С.Пушкина, И.Крылова, Л.Н. Толстого, М.Ю.Лермонтова. Работа со словом. Работа со словарем. Понимание нравственно -эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев. Характеристика героя произведения с использованием художественно- выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев произведений по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения( портрет, характер, выражение через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, слушать выступление товарищей. Восприятие громкого чтения: адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности развития сюжетного действия, особенности поведения героев и описания их автором.
1)прогнозировать содержание раздела;
2) читать вслух и про себя, постепенно увеличивая темп;
3) понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение;
4) объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём;
5) знать особенности литературной сказки;
6) определять нравственный смысл литературной сказки;
7) давать характеристику героев;
8) сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение;
9) определять особенности басни; 10) представлять героев басни;
11) характеризовать героев басни на основе их поступков;
12) инсценировать басню;
13) планировать работу на уроке;
14) различать лирическое и прозаическое произведения;
15) называть отличительные особенности стихотворного текста;
16) находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения);
17) использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях;
18) сравнивать произведение живописи и произведение литературы;
19) определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа;
20) составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану;
21) соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию;
22) различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл;
23) проверять себя самостоятельно и оценивать достижения.
32
А.С. Пушкин Отрывки из романов
1
33
А.С.Пушкин «Зимнее утро».
1
34
А.С. Пушкин «Зимний вечер»
1
35
А.С. Пушкин«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди»
1
36
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди»
1
37
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди»
1
38
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди»
1
39
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной Царевне Лебеди»
1
40
И. А. Крылов. «Мартышка и очки»
1
41
И. А. Крылов. «Зеркало и обезьяна»
1
42
И.А. Крылов. «Ворона и лисица»
1
43
Обобщение творчества И.А. Крылова
1
44
В.Воскобойников. «М.Ю. Лермонтов. Детство. Юность»
1
45
М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»
1
46
М. Ю. Лермонтов. «Утёс», «Осень»
1
47
Детство Л. Н. Толстого.
(из воспоминаний писателя)
1
48
Л. Н. Толстой. «Акула»
1
49
Л. Н. Толстой. «Прыжок»
1
50
Л. Н. Толстой. «Лев и собачка»
1
51
Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»
1
52
Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»
1
53
Проект «Русские писатели»
1
54
Проверочная работа № 3 по разделу «Великие русские писатели».
1
Поэтическая тетрадь 2 (6ч)
55
Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…»
1
Знакомство с творчеством классиков детской литературы и произведениями современной литературы, развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов, развитие умения предвосхищать ход развития сюжета, последовательности событий, выделение способов организации текста 1) прогнозировать содержание раздела; 2) воспринимать стихи на слух; 3) следить за выражением и развитием чувств в лирических произведениях; 4) объяснять смысл непонятных слов с помощью словаря; 5) высказывать свои собственные впечатления от прочитанного произведения; 6) создавать словесные картины по тексту; 7) читать стихи выразительно;
8) оценивать свои достижения;
9) читать стихотворения, выражая авторское настроение;
10) ) находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения, олицетворения); 11) находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования.
56
Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»
1
57
К. Д. Бальмонт. «Золотое слово».
1
58
И. А. Бунин. «Детство». «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…»
1
59
И. А. Бунин. «Детство». «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…»
1
60
Урок-обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 2». Проверочная работа № 4 к разделу «Поэтическая тетрадь 2»
1
Литературные сказки (8ч)
61
Д. Мамин-Сибиряк. «Присказка к «Алёнушкиным сказкам
1
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, братьях наших меньших , добре, дружбе, честности, юмористические произведения. Интерпретация текста в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, устное словесное рисование. 1)прогнозировать содержание раздела; 2) воспринимать на слух текст литературных сказок; 3) читать сказки вслух и про себя, используя приёмы выразительного чтения;
4) сравнивать содержание литературной и народной сказки;
5) определять нравственный смысл сказки;
6) наблюдать за развитием и последовательностью событий;
7) определять авторское отношение к изображаемому;
8) читать сказку в лицах;
9) проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
62
Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
1
63
В. Гаршин. «Лягушка-путешественница»
1
64
В. Гаршин. «Лягушка-путешественница»
1
65
В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»
1
66
В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»
1
67
Обобщающий урок к разделу «Литературные сказки»
1
68
Проверочная работа № 5
к разделу «Литературные сказки».
1
Были-небылицы (10ч)
69
М. Горький. «Случай с Евсейкой»
1
Знакомство с творчеством классиков детской литературы Понимание нравственно -эстетического содержания прочитанного произведения осознание мотивации поведения героев. Нахождение в тексте средств выразительности6 синонимов, антонимов, эпитетов, метафор и осмысление их значения. Интерпретация текста в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, устное словесное рисование. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам.
1) прогнозировать содержание раздела;
2) определять особенности сказки и рассказа;
3) различать вымышленные события и реальные;
4) определять нравственный смысл поступков героев;
5) выражать собственное отношение к поступкам героев;
6) находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте;
7) составлять план для краткого и полного пересказа;
8) пересказывать текст подробно и кратко, выборочно;
9) определять характеристики героев с опорой на текст;
10) рассказывать о прочитанных книгах;
11) самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории;
12) находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль;
13) читать выразительно, по ролям.
70
М. Горький. «Случай с Евсейкой»
1
71
К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей»
1
72
К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей»
1
73
К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей»
1
74
А. Куприн. «Слон»
1
75
А. Куприн. «Слон»
1
76
А. Куприн. «Слон»
1
77
Обобщающий урок-путешествие по «Былям-небылицам»
1
78
Проверочная работа №6 к разделу «Были-небылицы».
1
Поэтическая тетрадь 3 (6 ч)
79
Саша Чёрный. «Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей», «Слон»
1
Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики Интонирование простого произведения на основе знаков препинания. Чтение художественного произведения с переходом на постепенное выразительное использование6 чтение с выделением смысловых пауз, интонации. 1) прогнозировать содержание раздела;
2) читать выразительно, отражая настроение;
3) находить в стихотворении яркие образные слова и выражения;
4) сравнивать стихи разных поэтов на одну тему;
5) выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно;
6) объяснять смысл выражений с опорой на текст;
7) определять авторское отношение к изображаемому;
8) придумывать стихотворные тексты;
9) проверять правильность высказывания, сравнивая его с текстом;
10) самостоятельно оценивать свои достижения.
80
Саша Чёрный. «Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей», «Слон»
1
81
А. Блок. «Ветхая избушка». «Сны», «Ворона»
1
82
А. Блок. «Ветхая избушка». «Сны», «Ворона»
1
83
С. Есенин. «Черёмуха»
1
84
Обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь 3»
Проверочная работа № 7.
1
Люби живое (16ч)
85
М. Пришвин. «Моя Родина».
(Из воспоминаний)
1
Знакомство с творчеством классиков детской литературы и произведениями современной литературы, развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов, развитие умения предвосхищать ход развития сюжета, последовательности событий, выделение способов организации текста. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, братьях наших меньших , добре, дружбе, честности, юмористические произведения. Интерпретация текста в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, устное словесное рисование. 1) прогнозировать содержание раздела; 2) планировать работу на уроке, используя условные знаки; 3) читать и воспринимать на слух произведения;
4) определять жанр произведения;
5) составлять план произведения;
6) рассказывать о герое, используя текст;
7) определять основную мысль текста;
8) сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора;
9) пересказывать произведения на основе плана;
10) придумывать свои рассказы о животных;
11) проверять составленный план, сверяя его с текстом;
12) самостоятельно оценивать свои достижения.
86
И. Соколов-Микитов. «Листопадничек»
1
87
И. Соколов-Микитов. «Листопадничек»
1
88
И. Соколов-Микитов. «Листопадничек»
1
89
В. И. Белов «Малька провинилась»
1
90
В. И. Белов «Ещё раз про Мальку».
1
91
В. Бианки. «Мышонок Пик»
1
92
В. Бианки. «Мышонок Пик»
1
93
Б. С. Житков «Про обезьянку»
1
94
Б. С. Житков «Про обезьянку»
1
95
Б. С. Житков «Про обезьянку»
1
96
Б. С. Житков «Про обезьянку»
1
97
В. П. Астафьев «Капалуха»
1
98
В. Ю. Драгунский «Он живой и светится».
1
99
Урок-конференция «Земля - наш дом» Обобщающий урок по теме «Люби живое».
1
100
Проверочная работа № 8 по теме "Люби всё живое".
1
Поэтическая тетрадь 4 (8ч)
101
С. Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной»
1
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, добре, дружбе, честности, юмористические произведения. Нахождение в тексте средств Выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, метафор и осмысление их значения. Интерпретация текста в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, устное словесное рисование. Развитие наблюдения при чтении поэтических текстов. Развитие умения различать состояние природы в разные времена года. 1)прогнозировать содержание раздела; 2) планировать работу на уроке;
3) осмысливать цели чтения;
4) читать и воспринимать на слух лирические тексты;
5) сравнивать название произведения и его содержание;
6) высказывать своё мнение;
7) сочинять свои стихотворения;
8) участвовать в творческих проектах;
9) читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому;
10) находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения;
11) проверять чтение друг друга и оценивать.
102
А. Барто «Разлука»
1
103
А. Барто «В театре»
1
104
С. В. Михалков «Если»
1
105
Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок»
1
106
Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 4»
1
107
Проверочная работа № 9 по теме: «Поэтическая тетрадь 4»
1
108
Проект: «Праздник поэзии» Оценка достижений
1
Собирай по ягодке - наберешь кузовок (12ч)
109
Б. Шергин. «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»
1
Знакомство с творчеством классиков детской литературы и произведениями современной литературы, развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов, развитие умения предвосхищать ход развития сюжета, последовательности событий, выделение способов организации текста 1)прогнозировать содержание раздела;
2) объяснять смысл название темы;
3) подбирать книги соответствующие теме;
4) планировать работу с произведением на уроке;
5) воспринимать на слух художественное произведение;
6) читать вслух и про себя;
7) соотносить пословицу с содержанием;
8) отвечать на вопросы;
9) придумывать свои вопросы;
10) наблюдать за особенностями речи героев;
11) понимать особенности юмористических рассказов;
12) определять отношение автора к событиям и героям;
13) придумывать самостоятельно юмористические рассказы;
14) проверять и оценивать достижения.
110
А. П. Платонов. «Цветок на земле»
1
111
А. П. Платонов. «Цветок на земле»
1
112
А. П. Платонов. «Ещё мама»
1
113
М. Зощенко «Золотые слова»
1
114
М. Зощенко «Золотые слова»
1
115
М. Зощенко «Великие путешественники»
1
116
М. Зощенко «Великие путешественники»
1
117
Н. Носов. «Федина задача»
1
118
Н. Носов «Телефон»
1
119
Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»
1
120
Проверочная работа № 10 по теме «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»
1
По страницам детских журналов (8ч)
121
Из детских журналов.
Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
1
Нахождение в тексте средств выразительности6 синонимов, антонимов, эпитетов, метафор и осмысление их значения. Интерпретация текста в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, устное словесное рисование. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам.
1) прогнозировать содержание раздела;
2) выбирать для себя интересный журнал;
3) определять тему для чтения;
4) находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме;
5) отвечать на вопросы по содержанию;
6) читать текст без ошибок;
7) придумывать самостоятельно вопросы по содержанию;
8) планировать работу на уроке;
9) использовать приём увеличения темпа чтения - «чтение в темпе разговорной речи»;
10) находить необходимую информацию в журнале;
11) готовить сообщение по теме, используя информацию журнала;
12) сочинять по материалам текста свои произведения;
13) проверять себя
122
Ю. Ермолаев «Проговорился»
1
123
Ю. Ермолаев «Воспитатели»
1
124
Г. Остер «Вредные советы»
1
125
Г. Остер «Как получаются легенды»
1
126
Р. Сеф «Весёлые стихи»
1
127
Читательская конференция «По страницам детских журналов» (обобщающий урок)
1
128
Проверочная работа по теме №11: «По страницам детских журналов»
1
Зарубежная литература (8ч)
129
Мифы Древней Греции
1
Знакомство с творчеством зарубежных писателей и с произведениями зарубежной литературы. Характеристика героя произведения с использованием художественно- выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев произведений по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения( портрет, характер, выражение через поступки и речь. Краткий пересказ текста. Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами, справочным материалом. Подробный пересказ текста, определение главной мысли.
1) прогнозировать содержание раздела;
2) планировать работу на уроке;
3) читать и воспринимать на слух художественные произведения;
4) составлять рассказ о творчестве писателя ( с помощью учителя);
5) пересказывать выборочно произведение;
6) сравнивать сказки разных народов;
7) сочинять свои сказки;
8) определять нравственный смысл сказки с помощью учителя;
9) рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей;
10) выражать своё мнение;
11) проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения;
12) учиться работать с дневником читателя.
130
Мифы Древней Греции
1
131
Мифы Древней Греции
1
132
Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок».
1
133
Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок».
1
134
Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок».
1
135
Развивающий час по теме «Зарубежная литература» Проверка техники чтения
1
136
Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература»
1
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Учебники и учебные пособия, используемые в учебном процессе, соответствуют федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе.
Наименование объектов и средств материально-
технического обеспечения Учебники Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 1. - М.: Просвещение, 2014,2013 Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 2. - М.: Просвещение, 2014,2013 Рабочие тетради и пособия
Кутявина С.В. Литературное чтение. Рабочая тетрадь.3 класс (К учебнику «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой (М.,Просвещение) , Москва.:Вако, 2014 Методические пособия С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению (к УМК Л.Ф.Климановой и др. «Школа России») 3класс, Москва.:Вако, 2015