Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Информатика. 1 класс ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Согласовано

Руководитель МО учителей начальных классов___________ Торопова Т.С.

Проведена экспертиза на МО

протокол № _____________

от «___» __________ 2015 г.

Утверждена

Приказ по гимназии

от «____»____________2015 г.

Директор гимназии

_______________________

Чистякова М.А.

Согласовано

Председатель МС

___________________Захарова М.М.

Рассмотрена на заседании МС

протокол № _____________

от «___» __________ 2015 г.




Рабочая программа по

информатике

для 1 класса




Составили: учителя начальных классов


Иванова Г.В., категория высшая,

Шакурина М.Т., категория высшая






г. Переславль-Залесский, 2015 г

I. Пояснительная записка Программа курс внеурочной деятельности «Информатика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Информатика в играх и задачах» автор А.В. Горячев, методического письма за 2014-2015 учебный год, требованиями ООП НОО МОУ-гимназии. Цель: дать ученикам знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества. Задачи:

  • формирование навыков решения логических задач: поиск закономерностей рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения;
  • расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми;
  • развитие логического мышления, способности к анализу и синтезу (вычленение структуры объекта, выявление взаимосвязей, создание схем, структуры и моделей)

II. Общая характеристика учебного курса Курс внеурочной деятельности «Информатика» учитывает систему обучения в 1 классе, в которой будет осуществляться учебный процесс, который формирует понимание происхождения и значимости понятий информатики и информационных технологий, роли информатики в системе наук, развивает мыслительные операции, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, рассуждать по аналогии, обеспечивает духовное, творческое и личностное развитие детей. Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников начальной школы, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания, нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д. Для современного курса внеурочной деятельности « Информатика» приоритетным можно считать, развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов - в плане это является основой для целеполагания. На ступени начальной школы задачи учебных занятий определены как, формирование умений анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Инновационное развитие методики преподавания курса внеурочной деятельности «Информатика» ориентировано, прежде всего, на формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся.


III. Описание места учебного курса в учебном плане Объём учебного времени, отводимого на изучение курса внеурочной деятельности « Информатика» - 1 час в неделю, 33 часа в год.



IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности « Информатика»

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты

1. Технологический компонент

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

  • формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

  • оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;

  • использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • создание сообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;

  • подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.

2. Логико-алгоритмический компонент

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятие;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

  • выслушивание собеседника и ведение диалога;

  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения.

Предметные результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности « Информатика»

Учащиеся 1 класса (базовый уровень) должны уметь:

  • находить лишний предмет в группе однородных;

  • предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;

  • выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;

  • находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.);

  • разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на 2 подмножества по значениям разных признаков;

  • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;

  • называть последовательность простых знакомых действий;

  • приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;

  • находить пропущенное действие в знакомой последовательности;

  • точно выполнять действия под диктовку учителя;

  • отличать заведомо ложные фразы;

  • называть противоположные по смыслу слова;

  • отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания

Способы контроля:

  • устный опрос;
  • контрольная работа;
  • комбинированный опрос;
  • проверка самостоятельной работы;





V. Содержание курса внеурочной деятельности «Информатика»


Раздел 1. Описание предметов (8ч). Цвет, форма и размер предметов. Названия и признаки предметов. Состав предметов.

Раздел 2. Алгоритмы(7ч).

Понятия «равно», «не равно», «больше», «меньше», «вверх», «вниз», «вправо», «влево». Действия предметов.

Последовательность событий.

Раздел 3. Множества(10ч).

Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отображение множеств. Кодирование. Симметрия.

Раздел 4. Логика(8ч). Отрицание. Понятие «истина» и «ложь». Понятие «дерево». Графы.

Комбинаторика.



VI. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Информатика»


Перечень разделов, тем программы

Количество часов по каждой теме

Описание основных видов деятельности

Примечание


общее

Теоретические занятия

Практические занятия

Раздел 1. Описание предметов

8

2

6 Находить лишний предмет в группе однородных. Предлагать варианты лишнего предмета в группе однородных предметов. Выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам.

Находить предметы с одинаковым значением признака.


Раздел 2. Алгоритмы

7

2

5 Выполнять действие в знакомой последовательности. Называть последовательность простых знакомых действий. Приводить примеры последовательности действий в быту, сказках, находить пропущенное действие в знакомой последовательности.


Раздел 3. Множества

10

2

8 Разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на 2 подмножества по значениям разных признаков. Находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков.



Раздел 4. Логика

8

2

6 Точно выполнять действия под диктовку учителя; Отличать заведомо ложные фразы; Называть противоположные по смыслу слова; Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.



ИТОГО

33

8

25







VII. Поурочное планирование курса внеурочной деятельности «Информатика»

с указанием основных видов учебной деятельности № урока Что пройдено на уроке Формы обучения (Индивидуальная, Групповая, Фронтальная)

Виды деятельности обучающихся Формируемые УУД (Личностные, Регулятивные, Коммуникативные, Познавательные)

Дата 1-А класс 1-Б класс
Раздел 1. Описание предметов (8ч) 1

Введение в предмет Формы обучения (Индивидуальная, Групповая, Фронтальная)

Находить лишний предмет в группе однородных.

Предлагать варианты лишнего предмета в группе однородных предметов.

Выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам.

Находить предметы с одинаковым значением признака. Регулятивные универсальные учебные действия: -освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; -формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы; -оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла. Познавательные универсальные учебные действия:

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений -поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов; -использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач. Коммуникативные универсальные учебные действия:

-выслушивание собеседника и ведение диалога; -создание сообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные Личностные результаты: -критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; -уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; -осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; -начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

2

Цвет предметов Формы обучения (Индивидуальная, Групповая, Фронтальная)

3

Форма предметов Формы обучения (Индивидуальная, Групповая, Фронтальная)

4

Размер предметов Формы обучения (Индивидуальная, Групповая, Фронтальная)

5

Названия предметов Формы обучения (Индивидуальная, Групповая, Фронтальная)

6

Признаки предметов Формы обучения (Индивидуальная, Групповая, Фронтальная)

7

Состав предметов Формы обучения (Индивидуальная, Групповая, Фронтальная)

8

Обобщение по теме: «Описание предметов» Формы обучения (Индивидуальная, Групповая, Фронтальн ая)

Раздел 2. Алгоритмы (7ч)

9

Понятия «равно», «не равно» Формы обучения (Индивидуальная, Групповая, Фронтальная)

Выполнять действие в знакомой последовательности.

Называть последовательность простых знакомых действий.

Приводить примеры последовательности действий в быту, сказках, находить пропущенное действие в знакомой последовательности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

-планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

-поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

-моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

-подведение под понятие;

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

-выслушивание собеседника и ведение диалога;

Личностные результаты:

-критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

-уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

-осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

10

Понятия «больше», «меньше» Формы обучения (Индивидуальная, Групповая, Фронтальная)

11

Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево» Формы обучения (Индивидуальная, Групповая, Фронтальная)

12

Действия предметов Формы обучения (Индивидуальная, Групповая, Фронтальная)

13

Последовательность событий Формы обучения (Индивидуальная, Групповая, Фронтальная)

14

Порядок действий. Формы обучения (Индивидуальная, Групповая, Фронтальная)

15

Заключительное повторение «Новый год» Формы обучения (Индивидуальная, Групповая, Фронтальная)

Раздел 3. Множества (10ч)

16

Цифры Формы обучения (Индивидуальная, Групповая, Фронтальная)

Разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на 2 подмножества по значениям разных признаков.

Находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков.
Регулятивные универсальные учебные действия: -освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; -формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы; -оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла. Познавательные универсальные учебные действия:

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений -поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов; -использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач. Коммуникативные универсальные учебные действия:

-выслушивание собеседника и ведение диалога; -создание сообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные Личностные результаты: -критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; -уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; -осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; -начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.



17

Возрастание, убывание Формы обучения (Индивидуальная, Групповая, Фронтальная)



18

Множество. Элементы множества Формы обучения (Индивидуальная, Групповая, Фронтальная)



19

Способы задания множеств Формы обучения (Индивидуальная, Групповая, Фронтальная)



20

Сравнение множеств Формы обучения (Индивидуальная, Групповая, Фронтальная)



21

Отображение множеств Формы обучения (Индивидуальная, Групповая, Фронтальная)



22

Кодирование Формы обучения (Индивидуальная, Групповая, Фронтальная)



23

Симметрия Формы обучения (Индивидуальная, Групповая, Фронтальная)



24

Обобщение по теме: «Множества» Формы обучения (Индивидуальная, Групповая, Фронтальная)



25

Заключительное повторение «Цирк» Формы обучения (Индивидуальная, Групповая, Фронтальная)



Раздел 4. Логика (8ч)

26

Отрицание Формы обучения (Индивидуальная, Групповая, Фронтальная)

Точно выполнять действия под диктовку учителя;

Отличать заведомо ложные фразы;

Называть противоположные по смыслу слова;

Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

Уметь использовать приобретенные знания для установления связи между истинными и ложными высказываниями.

Регулятивные универсальные учебные действия:

-планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

-поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

-моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

-подведение под понятие;

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

-выслушивание собеседника и ведение диалога;

Личностные результаты:

-критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

-уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

-осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;



27

Понятие «истина» и «ложь» Формы обучения (Индивидуальная, Групповая, Фронтальная)



28

Понятие «дерево» Формы обучения (Индивидуальная, Групповая, Фронтальная)



29

Графы Формы обучения (Индивидуальная, Групповая, Фронтальная)



30

Комбинаторика Формы обучения (Индивидуальная, Групповая, Фронтальная)



31

Обобщение по теме: «Логика» Формы обучения (Индивидуальная, Групповая, Фронтальная)



32

Заключительное повторение «На прогулке» Формы обучения (Индивидуальная, Групповая, Фронтальная)



33

Решение логических задач Формы обучения (Индивидуальная, Групповая, Фронтальная)







VIII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса курса внеурочной деятельности «Информатика»

УМК для учителя:

1. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О.Информатика. 1 класс. («Информатика в играх и задача»). Учебник в 2-х частях.- Изд. 3-е, испр. - М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012.

2. Горячев А.В., ВолковаТ.О., ГоринаК.И.Информатика. 1кл. («Информатика в играх и задача»). Методические рекомендации для учителя по курсу информатики и по курсу математики с элементами информатики.- Изд. 3-е, испр. - М.: Баласс, 2012. 3. Набор таблиц к учебнику «Информатика в играх и задачах» автор А.В. Горячев. 4.Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, документ камера).

УМК для обучающихся:

1. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О.Информатика. 1 класс. («Информатика в играх и задача»). Учебник в 2-х частях.- Изд. 3-е, испр. - М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012.

IХ. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности «Информатика»

Учащиеся 1 класса (базовый уровень) научатся:

  • находить лишний предмет в группе однородных;

  • выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;

  • находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.);

  • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;

  • называть последовательность простых знакомых действий;

  • находить пропущенное действие в знакомой последовательности;

  • точно выполнять действия под диктовку учителя;

Учащиеся 1 класса получат возможность научиться:


  • предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;

  • разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на 2 подмножества по значениям разных признаков;

  • приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;

  • отличать заведомо ложные фразы;

  • называть противоположные по смыслу слова;

  • отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания



© 2010-2022