• Преподавателю
  • Начальные классы
  • • Музыка. Рабочие программы. Предметная линия Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ [Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина]. – 4-е изд. - М. : Просвещение, 2013. - 64 с

• Музыка. Рабочие программы. Предметная линия Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ [Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина]. – 4-е изд. - М. : Просвещение, 2013. - 64 с

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

к курсу «Музыка» (1 класс)

на 2015/2016 учебный год

Рабочая программа составлена для 1 класса на основании следующих нормативных документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 с учетом изменений, внесенных приказами Минобразования и науки РФ от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 №1643);

  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования по музыке;

  • Положения «О рабочей программе учебных предметов (курсов)» МБОУ «СОШ №59» , принятого на заседании педагогического 28.08.2015, протокол № 9; утвержденного приказом директора № 174-р от 31.08.2015;

  • Образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №59», утвержденной приказом директора № 179 от 02.09.2013;

  • Учебного плана для 1-4 классов МБОУ «СОШ №59» на 2015-2016 учебный год, утвержденного приказом директора № 175-р от 31.08.2015;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год (утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 31.03.2014 № 253), с.34
  • Авторской программы по предмету: Музыка. Рабочие программы. Предметная линия Г.П. Сергеевой, Е. Д. Критской. 1-4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ [Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина]. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 64 с.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для I-IV классов общеобразовательных учреждений разработана на основе ФГОС (2010г.) общего образования, примерной программы "Музыка" Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (М.: Просвещение, 2011) и основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского.
Цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи: - воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров; - воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности; - развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувственного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего; - накопление тезауруса - багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.


Общая характеристика учебного курса Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры - «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программам направлена на достижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эсказах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в сотавлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. Содержание учебного предмета ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, познавательному и социальному развитию растущего человека.

В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.







Результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

  • умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные связи:

  • овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата и исполнительской и творческой деятельности;

  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально - творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

  • овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

  • приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

  • формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально - творческой деятельности;

  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использование различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т.п.).

Предметные результаты изучения музыки:

  • формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

  • формирование общего представления о музыкальной картине мира;

  • знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

  • формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально - творческой деятельности;

  • умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

  • умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно -образный смысл произведений разных жанров и стилей;

  • умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально - пластических композиций, исполнении вокально - хоровых произведений, в импровизациях.

Место учебного предмета в учебном плане На изучение предмета «Музыка» в 1 классе отводится 1 час еженедельно. В год - 33 часа.

Количество уроков по разделам за год

Раздел

Кол-во

учебных часов

В том числе контрольные работы

Музыка вокруг нас

16

Программой не предусмотрены

Музыка и ты

17

Всего:

33


Данная рабочая программа полностью соответствует авторской программе.


Формы организации учебного процесса:

  • групповые,
  • фронтальные,
  • классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
  • экскурсия
  • путешествие
  • игра
Виды контроля:
  • фронтальный, комбинированный, устный.
Виды деятельности спланированы в соответствии с авторской программой.


Содержание курса

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Занятия в 1 классе носят пропедевтический характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно - эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно- образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация - источник музыкальной речи основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор - исполнитель - слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. основные приемы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно- образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (СD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально - поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.








Основные требования к уровню подготовки

обучающихся по данной программе

Планируемые результаты

В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:

  • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

  • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные традиции;

  • соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

  • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, импровизация и др.)

  • определять виды музыки, сопоставлять и соотносить содержание и музыкальный язык народного музыкального творчества.


Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 1 класса


Знать/понимать:

  • основные жанры и стили музыкальных произведений;
  • основные формы музыки и приёмы музыкального развития;
  • название и звучание музыкальных инструментов, входящих в группу струнных смычковых;
  • особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных произведений;
  • знать имена и фамилии выдающихся отечественных и зарубежных композиторов
  • (В.-А. Моцарт, П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, М.И.Глинка, А.П.Бородин, С.С.Прокофьев);
  • характерные особенности музыкального языка Чайковского, Мусоргского, Прокофьева, Свиридова, Моцарта, Бетховена, Грига;

уметь:
  • высказывать свои размышления о музыке (определять её характер, основные интонации: восклицание, радость, жалость; устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образами, явлениями);
  • узнавать музыкальные произведения, изученные в 3 классе (не менее трёх);
  • уметь выявлять характерные особенности русской музыки (народной и профессиональной), сопоставлять их с музыкой других народов и стран;
  • ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и др.);
  • проявлять навыки деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы, двухголосия - подголоски);
  • понимать основные дирижёрские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение.




Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса


Перечень учебно-методического обеспечения

1. Основные средства обучения:

  • учебник «Музыка» для учащихся 1 класса начальной школы - Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.:- М.: Просвещение, 2011.

2. Дидактические пособия:

  • рабочая тетрадь «Музыка» для учащихся 1 класса начальной школы - Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. - М.: Просвещение, 2015.
  • хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2009;

3. Методические материалы для учителя:

  • Рабочая программа общеобразовательных учреждений. Музыка 1-4 классы. Авторы программы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2013,

  • Музыка. 1-4 классы: конспекты уроков, рекомендации, планирование.- Волгоград: Учитель, 2010

4. Аудиозаписи, слайды по содержанию учебного предмета:

  • фонохрестоматия "Музыка" 1 класс (авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)
  • Интернет - ресурсы:
Википедия. Свободная энциклопедия.- Режим доступа: ru.wikipedia.ogr/wiki Классическая музыка. - Режим доступа: classik.chubrik.ru Музыкальный энциклопедический словарь. - Режим доступа: musik-dic.ru Музыкальный словарь. Режимдоступа: dic.academik.ru/contents.nsf/dic_music

5. ТСО, компьютерные, информационно-коммуникационные средства:

  • компьютер;

  • проектор;

  • интерактивная доска (экран проекционный)

6. Учебно-практическое оборудование:

комплекты ученической мебели (15 шт.), меловая доска (1 шт.), стол для учителя (1 шт.)

Список литературы


Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:

  1. Рабочая программа общеобразовательных учреждений. Музыка 1-4 классы. Авторы программы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2013.,

  2. «Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2009г.
  3. Учебник «Музыка класс», авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, М., Просвещение, 2011, 2012г.

  4. Рабочая тетрадь «Музыка» для учащихся 1 класса начальной школы - Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. - М.: Просвещение, 2015.


  1. Е.Д.Критская «Музыка 4 класс»1 СD, mp 3,



  1. Фонохрестоматия, М., Просвещение, 2009 г.

  2. Учебник «Музыка» 1класс, авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, М., Просвещение, 2011г.

  3. Е.Д.Критская «Музыка 4 класс»1 СD, mp 3,

  4. Фонохрестоматия, М., Просвещение, 2009 г.



Календарно-тематическое планирование

учебного предмета «Музыка», 1 «А» класс


п/п

Наименование разделов и тем программы

Календарные сроки



Основное содержание

Формы, методы, осн.виды деятельности урока

Оборудование,

контрольно-измерительные

материалы

Плани-

руемые

Факти-

ческие

Раздел «Музыка вокруг нас» 16 часов

Образовательные результаты по разделу « Музыка вокруг нас »

ПРЕДМЕТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ

-формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

-формирование общего представления о музыкальной картине мира;

-знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

-формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

-формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально - творческой деятельности;

-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

-умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;

-понимать содержание, интонационно -образный смысл произведений разных жанров и стилей;

-умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально - пластических композиций, исполнении вокально - хоровых произведений, в импровизациях

-наблюдать за музыкой в жизни человека;

- различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке;

-проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное от­ношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.

-исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных и электронных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре).

-сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия;

-осуществлять первые опы­ты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике;

- инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок;

- участвовать в совместной деятельности ( в группе, в паре)при воплощении музыкальных об­разов;

-знакомиться с элементами нотной записи;

-выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов;

- подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен;

- моделировать в графике особенности песни, танца, марша;

-чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

-умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

-уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

-ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

-формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества

1.

Динамическая пауза (ролевая игра)

И муза вечная со мной!

08.09.15

Композитор - исполнитель - слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.

Муза - волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор - исполнитель - слушатель.

Фронтальная.

Размышление.

Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация, рабочая тетрадь, цв.карандаши

2.

Динамическая пауза (игра, вождение хоровода)

Хоровод муз.

15.09.15

Музыка, которая звучит в различных жизненных ситуациях. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Хоровод, хор. Хоровод - древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры.

Фронтальная.

Творческие задания.

Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация

3.

Динамическая пауза (ролевая игра)

Повсюду музыка слышна.

22.09.15


Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора».

Фронтальная.

Размышление. Музицирование.

Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация, рабочая тетрадь, цв.карандаши

4.

Динамическая пауза

( исполнение танцев)

Душа музыки - мелодия.

29.09.15


Песни, танцы и марши - основа многообразных жиз­ненно-музыкальных впечатлений детей. Мелодия - главная мысль любого музыкального произведения. Выявление характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на примере пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня- напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец- движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие "шаги" в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики- "солдатики" маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса.

Фронтальная.

Музицирование.

Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация

5.

Динамическая пауза (ролевая игра)

Музыка осени.

06.10.15

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.

Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен.

Фронтальная.

Размышление. Музицирование.

Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация

6. Динамическая пауза (ролевая игра) Сочини мелодию.

13.10.15

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация - источник элементов музыкальной речи. Региональные музыкально - поэтические традиции.

Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».

Фронтальная.

Творческие задания.

Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация, рабочая тетрадь, цв.карандаши

7. Динамическая пауза (игра) Азбука, азбука каждому нужна…

20.10.15

Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.

Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Игра в увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.

Фронтальная.

Музицирование.

Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация

8.

Динамическая пауза (игра)

Обобщающий урок 1 четверти.

27.10.15

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека.

Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения. Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 1 четверть.

Фронтальная.

Музицирование.

Творческие задания.

Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация

9. Музыкальная азбука.

10.11.15

Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков.

Музыкальная азбука - взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ.

Фронтальная.

Музицирование.

Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация

10. Музыкальные инструменты.

17.11.15

Народные музыкальные традиции Отечества. Региональные музыкальные традиции.

Музыкальные инструменты русского народа - свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр».

Фронтальная.

Творческие задания.

Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация, рабочая тетрадь, цв.карандаши

11.

«Садко». Из русского былинного сказа.

24.11.15

Наблюдение народного творчества.

Знакомство с народным былинным сказом "Садко". Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен - колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского -Корсакова дать понятия «композиторская музыка».

Фронтальная.

Наблюдение -сравнение

Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация

12.

Музыкальные инструменты.

01.12.16

Народные музыкальные традиции Отечества. Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.

Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель- флейта, гусли - арфа - фортепиано.

Фронтальная.

Наблюдение - размышление

Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация

13.

Звучащие картины.

08.12.16

Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.

Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля - на каких картинах "звучит" народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами.

Фронтальная.

Наблюдение -сравнение

Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация

14.

Разыграй песню.

15.12.16

Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении.

Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки.

Фронтальная.

Творческие задания.

Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация

15.

Обобщающий урок 2 четверти.

Добрый праздник среди зимы.

22.12.16

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре - балет.

Урок посвящен одному из самых любимых праздников детворы - Новый год. Знакомство со сказкой Т.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей.

Коллективная.

Творческие задания.

Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация, рабочая тетрадь, цв.карандаши

16.

Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.

12.01.16

Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Наблюдение народного творчества.

Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.

Коллективная.

Творческие задания.

Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация


Раздел «Музыка и ты» 17 часов

Образовательные результаты по разделу « Музыка и ты »

ПРЕДМЕТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ

-формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

-формирование общего представления о музыкальной картине мира;

-знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

-формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

-формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально - творческой деятельности;

-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

-умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;

-понимать содержание, интонационно -образный смысл произведений разных жанров и стилей;

-умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально - пластических композиций, исполнении вокально - хоровых произведений, в импровизациях

-сравнивать музыкальные произведения разных жанров;

- исполнять различные по характеру музыкальные сочинения;

-сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества;

- импровизировать (во­кальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки;

- разучивать и исполнять образцы музыкально-поэти­ческого творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи);

-разыгрывать народные песни, участвовать в коллек­тивных играх-драматизациях;

-подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке;

-воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества;

- инсценировать песни, тан­цы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т.п.;

-составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника;

-участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта

-чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

-умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

-уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

-ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

-формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества

17.

Край, в котором ты живешь.

19.01.16

Сочинения отечественных композиторов о Родине.

Россия- Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие "Родина" - через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемам жизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в дни испытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу - саму жизнь. Однако у каждого вида искусства - свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.

Фронтальная.

Музицирование.

Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация, рабочая тетрадь, рабочая тетрадь, цв.карандаши

18.

Поэт, художник, композитор.

26.01.16

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.

Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу - саму жизнь. Однако у каждого вида искусства - свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи- это трепетное отношение композиторов к увиденной, "услышанной сердцем", очаровавшей их природе. Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов искусства, обращение к жанру песни как единству музыки и слова.

Фронтальная.

Наблюдение -сравнение

Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация

19.

Музыка утра.

02.02.16

Интонационно - образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.

Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство- без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. Выявление особенностей мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы. Выражение своего впечатления от музыки к рисунку.

Фронтальная.

Наблюдение -сравнение

Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация, альбом, краски

20.

Музыка вечера.

09.02.16

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация - источник элементов музыкальной речи.

Вхождение в тему через жанра - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки.

Фронтальная.

Наблюдение -сравнение

Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация, рабочая тетрадь, цв.карандаши, альбом, краски

21.

Музыкальные портреты.

15.02.16

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.

Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизве­дение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов.

Фронтальная.

Творческие задания

Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация, альбом, краски

22.

Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.

01.03.16

Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры - драматизации.

Знакомство со сказкой и народной игрой "Баба-Яга". Встреча с образами русского народного фольклора.

Фронтальная.

Театрализация.

Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация, костюмы сказочных героев

23.

У каждого свой музыкальный инструмент.

07.03.16

Музыкальные инструменты.

Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов.

Фронтальная.

Театрализация.

Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация, рабочая тетрадь, цв.карандаши

24.

Музы не молчали.

15.03.16

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества.

Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества.

Фронтальная.

Музицирование.

Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация

25.

Обобщающий урок 3 четверти.

22.03.16

Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 3 четверть.

Коллективная.

Творческие задания.

Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация

26.

Музыкальные инструменты.

05.04.16

Музыкальные инструменты.

Встреча с музыкальными инструментами - арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов - лютня, клавеснн. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство

исполнителя-музыканта.

Фронтальная.

Слушание.

Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация

27.

Мамин праздник.

12.04.16

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.

Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки.

Фронтальная.

Музицирование.

Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация, рабочая тетрадь, цв.карандаши

28.

«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.

19.04.16

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку "Чудесная лютня". Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни разудалой плясовой. Выполнение задания и выявление главного вопроса: какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать другую страну? Художественный образ. Закрепление представления о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины

Фронтальная.

Слушание.

Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация

29.

Музыка в цирке.

26.04.16

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности.

Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружаю­щего его мира. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке и помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления.

Фронтальная.

Музицирование.

Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация

30.

Дом, который звучит.

03.05.16

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость.

Введение первоклассников в мир музыкального театра. Путешествие в музыкальные страны, как опера и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах "встречаются" песенная, танцевальная и маршевая музыка.

Фронтальная.

Театрализация.

Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация, рабочая тетрадь, цв.карандаши

31.

Опера-сказка.

10.05.16

Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики - мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе - хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка.

Фронтальная.

Музицирование.

Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация, рабочая тетрадь, цв.карандаши

32.

«Ничего на свете лучше нету».

17.05.16

Музыка для детей: мультфильмы.

Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами-песенниками, создающими музыкальные образы.

Фронтальная.

Музицирование.

Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация

33.

Обобщающий урок. (Урок-концерт.)

24.05.16

Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 4 четверть и год.

Исполнение выученных песен в течение всего года. Составление афиши и программы концерта.

Коллективная.

Творческие задания.

Учебник «Музыка» Е.Д.Критская , м\м презентация


© 2010-2022