Графические умения первоклассников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие графических умений

первоклассников на уроках изобразительного искусства.

Практика обучения в 1- м классе показывает, что наибольшие трудности у первоклассников в период обучения грамоте возникают при выполнении графических упражнений. Причины этого: во-первых, отсутствие интереса к освоению письма и выполнению графических упражнений; во-вторых, недостаточная «зрелость» мелкой мускулатуры кистей рук; в-третьих, недостаток опыта выполнения графических движений.

Важнейшую роль в подготовке к письму играет освоение ими разнообразных изобразительных графических умений. Наблюдения показывают, что у части детей формируются неправильный навык обращения с пишущими предметами (карандашом, ручкой).

Т.С. Комарова отметила ручную умелость как своеобразную сложную сенсомоторную способность, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрасте. В структуре этой способности выделяются три компонента:

- техника рисования (способы правильного держания карандаша, кисти и овладение рациональными приемами их использования, овладение техникой линии, штриха, пятна);

- формообразующие движения (движения, направленные на передачу формы предмета);

- плавность движений, непрерывность, удержание направления движений по прямой, дуге, окружности, умение изменять направление движения под углом, переход от одного движения к другому, умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине изображений или их частей по величине.

Таким образом, педагог, желающий развивать графические умения первоклассников, постоянно держит в поле своего внимания детей с недостаточно развитой ручной умелостью. Он анализирует причины их отставания. Возможно, это связано с неправильной техникой выполнения какого-либо задания. Тогда ребенок нуждается в дополнительных упражнениях. А может быть неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета, неправильное положение руки, слишком сильный или слабый нажим на карандаш при рисовании. Наблюдательный педагог может быстро обнаружить и предупредить формирование неправильного навыка. Для уточнения своих наблюдений можно использовать и специальные задания.

О недостаточной работе пальцев можно судить, наблюдая за тем, как рисует и закрашивает ребенок. Если при этом он постоянно поворачивает лист, не меняя направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, необходима соответствующая тренировка пальцев и руки. Иначе отставания в письме и рисовании может быть значительной. Поэтому систематический контроль взрослого за ребенком является условием предупреждения неправильного формирования двигательного стереотипа.

Анализируя детскую работу, педагог обращает внимание на непрерывность прямых линий, способность выдерживать правильное направление движения руки, на умение ребенка переключаться в нужный момент с одного направления линии на другое.

Различные упражнения по формирование мелкой моторики руки приводят к развитию навыков письма и графических навыков, где в основе познания лежит абстрактный знак, символ - буква или система знаков - слово, предложение, текст, художественный образ, за которыми скрывается все многообразие окружающего мира.

Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для развития мелкой моторики рук используются следующие приемы и упражнения:

- массаж кистей рук;

- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

- лепка из глины;

- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, навязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами);

- выполнение «закручивающих» движений (закручивание гаек в конструкторе);

- специальные упражнения для подготовки руки к письму.

Подготовить руку ребёнка к написанию очень трудоёмкая работа и затрагивает многие аспекты в обучении. Уроки изобразительного искусства тесно переплетаются с уроками русского языка, т.к. требуют хорошо развитых навыков владения пишущим инструментом. Эта работа заключается в изображении различных символов и знаков, графических элементов. Как художник пишет картину, так и писатель пишет произведение. «Писать» языком художника - значит рисовать, поэтому эти два вида деятельности тесно взаимосвязаны.

Развитие мелкой моторики руки и коррекция движения глаз являются важными для первоклассников, поэтому каждое занятие сопровождается пальчиковой гимнастикой которая обеспечивает дополнительные возможности развития навыков письма.

Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом необходимо обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур. Специалисты не рекомендуют обучать дошкольников написанию письменных букв и тем более использовать для подготовки к школе школьные прописи.

Особенность рисования заключается в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и исправляет его, если оно не соответствует сложившемуся образу предмета. Постепенно, по мере формирования способов действия, роль зрительного контроля несколько снижается: рука приобретает представление о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий может произвести движение почти не глядя. Однако зрительный контроль не может быть снят совсем, т.к. без него невозможно передать образ предмета, его в нем свойства. Правильные технические навыки и умения, формирующиеся не сразу, а постепенно, от занятия к занятию, при условии, если учитель обращает на него внимание и учит детей правильным способам действия. В результате продуманного процесса обучения рисованию, в котором овладение правильными способами осуществляется не в результате сухих упражнений, а при решении ребенком интересных для него, разнообразных изобразительных задач (детям предлагается рисовать и закрашивать любимые игрушки, вкусные овощи и фрукты и много другого, что их окружает, вызывает их любопытство, желание рассмотреть и изобразить).

Используются игровые упражнения, в которых требуется проводить линии заданной формы, такие, как «Попади в цель», «Дорожки». Детям этого возраста можно предложить: рисование по точкам, дорисовывание незаконченного рисунка, рисование по клеточкам и копирование рисунков по клеточкам. Помимо формирования графических навыков, эти задания очень полезны для развития зрительного анализа, произвольности деятельности, способности принимать задачу. Особое внимание нужно уделить выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Вначале они должны быть крупными и постепенно от занятия к занятию уменьшатся в размерах. При этом соответственно будет постепенно уменьшаться амплитуда движений кисти руки.

Степень трудности, содержание и длительность графических упражнений необходимо соотносить с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка. Начинать нужно с простых заданий и постепенно увеличивать их сложность, длительность занятия для детей старше 6,5 лет- 10-15 мин., затем нужно сделать перерыв, выполнить упражнения для снятия напряжения и усталости с опорно-двигательного аппарата кистевого и плечевого отделов и спины. Если у ребенка нет желания заниматься рисованием и штриховкой, его нельзя заставлять. В этом случае нужно постараться заинтересовать его вначале красивой тетрадкой, новыми карандашами и т. п., постепенно переключая интерес на результат графических действий. Для того чтобы у ребенка появлялось желание заниматься графическими упражнениями, нужно, чтобы он испытал удовольствие от результата своих действий.

Исследования показывают, что успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего. В обоих случаях эта графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки (Карандаш или ручка лежат на среднем пальце, сверху придерживаются указательным. Сбоку большим пальцем, кисть руки опирается на мизинец, пальцы сжаты без напряжения).

В процессе рисования предметов различной формы, величины, пропорций усваивается умение сохранять определенное направление движения и по мере надобности применять это направление, выдерживать нужную длительность движения, подчиняя его размерам предмета по ширине и длине.

Рисование такого рода линий и форм позволяет добиться подвижности пальцев и свободы осевых движений кисти пуки, управляющих действиями карандашом и кистью.

Особенность рисования заключается в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и исправляет его, если оно не соответствует сложившемуся образу предмета. Развитие мелкой моторики кисти руки и координация движений глаз являются в программе столь же важными, как и развитие способности к образному мышлению, поэтому каждое занятие сопровождается пальчиковой гимнастикой и физкультурой, связанной с художественными образами.

Большую роль в развитии графических умений выполняют различные задания, связанные со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством педагога. Он показывает, как она выполняется, контролирует параллельность линий, их направлений, позу ребенка и то, как он держит карандаш. Должны выполнятся и правила штриховки: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними оно не должно превышать 0,3 - 0,5 см. После того как дети научились наводить контуры фигур, они приступают к их штриховке.

Графические упражнения учат тем приемам и движениям пальцев и кисти, с помощью которых осуществляется рисование и письмо.

Исследования показывают, что успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего. В обоих случаях эта графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. Развитие мышц у детей происходит неравномерно. Вначале развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, позднее - мышцы кисти рук. Поэтому до шести лет детям дается тонкая работа пальцами, а в 6-7 лет ребенок уже может успешно заниматься такой деятельностью. В этом возрасте возможно постепенное обучение письму. Однако упражнения в письме не должны быть длительными, чтобы не утомлять еще не окрепшие мышцы кистей рук. В письме необходимо овладеть написанием элементом букв с учетом каллиграфии, то есть правильного их расположения на линейках и клеточках пропорционального соотношения соответствующего нажима, соединения букв. Письмо в большей степени, чем рисование требует ограничения движения руки в определенном пространстве линеек, точного выполнения задания.

Новым является освоение движений, быстро изменяющих направления на противоположное. Например, при рисовании завитков вправо и влево, петель - восьмерок (декоративное рисование), криволинейных форм.

Рисование такого рода линий и форм позволяет добиться подвижности пальцев и свободы осевых движений кисти пуки, управляющих действиями карандашом и кистью.

В первом классе продолжается отработка и совершенствование навыка регуляции силы нажима на карандаш. В связи с этим продолжается совершенствование умений подчинять движение руки соразмерению отрезков и форм по пропорциям. Овладение этим комплексом умений невозможно без хорошего владения движениями рук, подготовленного формированием технических навыков в предшествующих группах и требует развитие глазомера мыслительных процессов, таких, как анализ и синтез, сравнение, конкретизация. Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно двигательной координации, произвольного внимания; аналитического восприятия, зрительной памяти. Подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.

Дети приобретают необходимые для обучения в школе умения; формируется потребность контролировать себя при любой работе. Еще одним компонентом учебной деятельности, для формирования которого в изобразительной деятельности есть все у условия, является оценка результата. Дети учатся применять действия оценки и в процессе создания изображения, и при его завершении, составляя получившиеся формы с имеющимися представлениями или натурой. У них формируется умение оценивать результат с точки зрения уровня и качества выполнения поставленной изобразительной задачи.



© 2010-2022