- Преподавателю
- Начальные классы
- План работы кружка «Я-гражданин»
План работы кружка «Я-гражданин»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ямалиева Е.В. |
Дата | 05.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
План работы кружка «Я- гражданин»
Пояснительная записка
Начальная школа призвана воспитывать лучшие нравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.
Данный курс носит личностно ориентированный характер. Его цель - воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к культурному достоянию человека.
Ведущей задачей курса является воспитание гражданской позиции, любви к своей малой родине, к Родине, её историческому прошлому и традициям; формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой, созидательной деятельности в социуме.
На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к жизни общества, формируются личностные качества культурного человека - доброта, терпимость, ответственность, патриотизм.
При этом средствами курса целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Особенностью курса является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Курс использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, ИЗО, технологии и физической культуры.
В основе методики преподавания курса лежит проблемно-поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами войн, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, в музее.
В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, республики, школы; портреты участников ВОВ, полководцев; наборы открыток городов-героев, репродукции картин и фотоальбомов. Целесообразно использование ИКТ и интернет-ресурсов.
Изучив курс, учащиеся должны знать:
1. название страны, региона, республики;
2. государственную символику;
3. государственные праздники;
4. имена полководцев и названия городов-героев, изученных в курсе.
Должны уметь:
1. описывать изученные события истории Отечества;
2. оценивать поступки других с позиции добра и зла;
3. уважительно относиться к своему дому, семье, истории народа;
4. поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Планирование
№
Тема занятия
Количество
часов
Раздел I. Я - гражданин.
1-3.
Россия - Родина моя. Символы государства - герб и флаг. Гимн России.
4.
Родной край - частица России. Символика края.
5.
Мой город.
6.
Экскурсия «Наша улица».
7.
Я - ученик.
8.
Родной дом и семья.
9.
Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут.
Раздел II. Живые страницы прошлого.
10.
Как жили наши предки - славяне.
11.
Богатырская наша сила.
12.
Русские героические сказки.
13.
Русский солдат - сам черт ему не брат.
14.
Русские полководцы. Дмитрий донской и Александр Невский.
15.
Русские полководцы. А. В. Суворов.
16.
Военные забавы юного Петра.
Раздел III. Прошлое рядом.
17-20.
Путешествие по городам-героям.
21.
Йошкар-Ола в годы ВОВ. Экскурсия в музей боевой славы.
22.
История школьного памятника. Пионеры-герои.
23.
День Защитника Отечества.
24.
Исследовательская работа «Военная летопись нашей семьи».
25.
Дети войны.
26.
День космонавтики.
27.
День Победы.
28.
Конкурс чтецов, посвященный Дню Победы.
29.
Встреча с участниками боевых действий. Экскурсия к Мемориалу Воинской славы.
30.
Экскурсия
31.
Зарничка.
32.
Конкурс рисунков «Мы за мир!»
33.
Что мы узнали и чему научились за год.
Содержание курса
Раздел I. Я - гражданин
Занятие 1-2
Тема: Россия - Родина моя. Символы государства - герб и флаг. Гимн России.
Россия - наша Родина. Москва - столица Российской федерации. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов.
Цель: развивать познавательный интерес к своей стране; дать понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства; формировать чувство гордости за свою Родину.
Понятия: герб, флаг, гимн, символ, значение цветов и образов.
Занятие 4.
Тема: Родной край - частица России. Символика республики.
Марий Эл - край лесной. Символика республики. Достопримечательности республики. Люди и их занятия.
Цель: вызвать интерес к познанию родного края; познакомить с символикой республики, правами и обязанностями граждан, воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма.
Понятия: гражданин, права и обязанности, патриот.
Занятие 5.
Тема: Мой город.
Основание Йошкар-Олы. Йошкар-Ола в наши дни, достопримечательности. Стихи о Йошкар-Оле.
Цель: познакомить с историей основания города, достопримечательностями, со стихами марийских поэтов.
Понятия: горожане, достопримечательность.
Занятие 6.
Тема: Я - ученик.
Я - ученик. Традиции лицея. Символика лицея. Правила поведения и обязанности школьника.
Цель: познакомить с традициями лицея, символикой, правилами поведения и обязанностями, воспитывать чувство сопричастности к коллективу, традициям лицея, развивать желание поддерживать традиции лицея, приумножать их.
Понятия: ученик, традиция.
Занятие 8.
Тема: Родной дом. Семья.
Родной дом и семья. Члены семьи. Родословная. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.
Цель: формирование понятия «я - сын, дочь»; учить быть внимательными к близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту; воспитывать чувство ответственности за честь семьи.
Понятия: семья, родословная, труд, отдых.
Занятие 9.
Тема: Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут.
Народные праздники России (Рождество, Масленица, Троица). Русские народные песни и игры. государственные праздники. Праздники в моей семье.
Цель: познакомить с традиционными народными праздниками России, формировать понятия «семейный праздник» и «семейная традиция»; развивать речевые умения.
Практическая работа: разучивание народных игр и песен.
Понятия: семейная традиция, праздник.
Раздел II. Живые страницы прошлого
Занятие 10.
Тема: Как жили наши предки славяне.
Кто такие славяне. Быт, нравы и культура восточных славян.
Цель: познакомить с происхождением восточных славян; дать характеристику их личностных качеств, поведения, внешнего вида и быта, традициями на основе народных игр и песен, формировать личностные компетенции - открытость, доброжелательность.
Понятия: предки, друг, заповедь.
Занятие 11.
Тема: Богатырская наша сила.
Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей. Что такое богатырская сила. Знакомство с творчеством художника Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье».
Цель: познакомить с народными сказаниями о русских богатырях и их воинской доблести; воспитывать чувство ответственности за свою Родину, чести, бескорыстия на примере исторических героев; развивать речевые умения.
Понятия: былины, сказания, богатырь, защитник, честь, долг, бескорыстие.
Занятие 12.
Тема: Русские героические сказки.
Устное народное творчество. Русские героические сказки. Кого называют героем. Какими качествами обладает патриот.
Цель: развивать интерес к историческому прошлому своей страны через приобщение к устному народному творчеству; на примере героев сказок воспитывать патриотические чувства долга, чести и любви к Родине.
Понятия: герой, патриот.
Занятие 13.
Тема: Русский солдат сам черт ему не брат.
Доблесть русского солдата. Солдаты прошлого и настоящего. Что такое сила воли и духа. Образ русского солдата в устном народном творчестве (сказки, песни, пословицы и поговорки).
Цель: рассказать о непобедимости русского солдата, познакомить с понятием «дисциплина»; воспитывать потребность в самовоспитании.
Понятия: оплот Родины, солдат, дисциплина, сила воли.
Занятии 14.
Тема: Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский.
Кто такой полководец. Русские полководцы и их деяния. Почитание героев народом.
Цель: создать у детей целостный образ Дмитрия Донского Александра Невского как великих полководцев, почитаемых народом.
Занятие 15.
Тема: Русские полководцы. А. В. Суворов. Образ полководца А.В. Суворова. Суворов и русский солдат. Наука побеждать. Суворовские училища. Суворов в селе Александровском.
Цель: создать целостный, но противоречивый образ А.В. Суворова, познакомить с его ролью в образовании села Александровского; воспитывать потребность в укреплении духовного и физического здоровья.
Понятия: сила духа, здоровье.
Занятие 16.
Тема: Военные забавы юного Петра.
Царь Петр I. Потешные бои. Основание русской армии и флота. Россия - морская держава. Нахимовские училища.
Цель: познакомить с ролью царя Петра Алексеевича в основании русской армии и флота; развивать логическое мышление.
Понятия: армия, флот.
Раздел III. Прошлое рядом.
Занятие 17-20.
Тема: Путешествие по городам-героям. (Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Курск).
Город-герой Москва. Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Сталинградская битва. Дом Павлова. Курская дуга.
Цель: пополнить знания школьников об отдельных страницах истории и культуры городов-героев; людях, оставивших след в памяти народа; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей страны и благодарности защитникам Отечества; развивать умение работать в группах.
Понятия: город-герой, защитник.
Занятие 21.
Тема: Село в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в музей боевой славы села Александровского.
Село в годы Великой Отечественной войны. Земляки - герои. Посещение краеведческого музея.
Цель: расширить знания учащихся об истории родного села в годы Великой Отечественной войны, земляках - Героях Советского Союза.
Понятия: война, подвиг, награда.
Занятие 22.
Тема: История школьного памятника. Ученики-герои.
История школьного памятника. Ученики - герои сражений ВОВ. Герой Советского Союза Ивана Тенищева.
Понятия: памятник, память.
Занятие 23.
Тема: День Защитника Отечества.
Государственный праздник День Защитника Отечества. История праздника. Есть профессия - Родину защищать.
Цель: познакомить с понятием «государственный праздник», историей праздника день защитника Отечества; формировать осознанную необходимость защищать Отечество, воспитывать уважительное отношение к армии, военной профессии; развивать смекалку и наблюдательность.
Понятия: военный, Отечество.
Занятие 24.
Тема: Проект «Военная летопись нашей семьи»
Что такое летопись. Военная летопись семьи. Династия военных.
Цель: воспитание патриотических чувств на примере героического прошлого отцов, дедов и прадедов; формирование исследовательских умений.
Занятие 25
Тема: Дети войны.
Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети-герои. Дневник Тани Савичевой. Современные войны и судьбы детей. Дети Беслана.
Цель: расширять знания детей о героических подвигах их сверстников в годы ВОВ; воспитывать чувства сострадания и милосердия к участникам военных событий; развивать умения работать с различными источниками информации и анализировать их, формировать свою точку зрения.
Понятие: дети войны.
Занятие 26.
Тема: День космонавтики
Ученые - покорители космоса К.Э. Циолковский и С.П. Королев. Первый космонавт Ю.А. Гагарин. Современный космос на благо людей.
Цель: дать представление об освоении космического пространства: познакомить с первыми покорителями космоса С.П. Королевым и Ю.А. Гагариным; воспитывать чувство гордости за достижения русских ученых и испытателей в освоении космического пространства.
Понятия: космос, космонавт, ученый.
Занятие 27.
Тема: День Победы.
День Победы. История праздника. Ветераны войны. Памятники и память.
Цель: познакомить с историей праздника, дать представление о величии духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости, воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны; развивать эмоциональную отзывчивость учащихся.
Понятия: ветеран, поколение.
Занятие 28.
Тема: конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы».
Великая Отечественная война в творчестве поэтов. Поэты-односельчане о войне.
Цель: знакомство с творчеством поэтом, отразивших в произведениях героическое прошлое родной страны, и творчеством поэтов-односельчан; развивать речевые умения.
Занятие 29.
Тема: Встреча с участниками боевых действий. Экскурсия к мемориалу воинской славы.
Участники боевых действий. Мемориал Воинской славы. Вечный огонь.
Цель: формировать стремление быть похожим на героев войны и участников боевых действий; развивать интерес к судьбам односельчан.
Занятие 30.
Тема: экскурсия в районную детскую библиотеку.
Библиотека - хранилище прошлого. Источник информации. Тематическая выставка книг. Правила поведения в библиотеке.
Цель: знакомство с районной детской библиотекой; привитие интереса к познанию окружающего мира через чтение книг.
Понятия: библиотека, выставка, каталог.
Раздел IV. Заключение (3 ч.)
Занятие 31.
Тема: Зарничка.
Проведение военно-спортивной игры «Зарничка».
Цель: развивать выносливость, силу, смекалку, сноровку, мышление, стремление к победе; воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки и поддержки; реализовывать в практической деятельности полученные знания и умения.
Занятие 32.
Тема: конкурс рисунков «Мы за Мир!»
Дети за мир на планете.
Цель: формирование эмоциональной отзывчивости детей и умения передавать свои чувства в рисунке; развитие творческие умения детей и умения работать в группе.
Занятие 33.
Тема: Что мы узнали и чему научились за год.
Подведение итогов работы, обзор курса. Рефлексия. Отзывы и положения.
Цель: подвести итоги работы за весь курс.
Список литературы для учителя:
-
Т.С. Голубева. Государственная символика Росии//Начальная школа. - 2001, №7.
-
Мой дом - моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей/ Сост. Л.А. Зыков.-Л., 1988.
-
Н.А. Печень. Символы воинской славы. - М.: ВЛАДОС, 2004.
-
И.А.Агапова, М.А.Давыдова. Мы - патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.
-
О.Е.Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я - гражданин России! - М.: «ВАКО», 2006.
-
И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. - М,: «ТЦ Сфера», 2005.
Список литературы для учеников и родителей.
-
Серия книг «История России». - М: «Белый город», 2006
-
Я познаю мир: Дет.энциклоп.: История/Под общ. ред. О.Г.Хинн. - М.:ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998
-
Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева. - М.: Худож.лит., 2003.
Министерство образования и науки РМЭ
ГБОУ Республики Мария Эл
«лицей им. М. В. Ломоносова
«Утверждаю»
Директор
_____________М. А. Царегородцева
«____»_________________2013 год
Программа курса
« Я - гражданин»
2 класс
Разработчики:
Е. В. Ямалиева,
Т. В. Яманаева,
Е. В. Телицина
Обсуждена и согласована
на методическом совете лицея
протокол № ____от «___»___________2013 г.
Руководитель_______________/________________/
Йошкар-Ола
2013