План работы кружка «Я-гражданин»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План работы кружка «Я- гражданин»

Пояснительная записка

Начальная школа призвана воспитывать лучшие нравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

Данный курс носит личностно ориентированный характер. Его цель - воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к культурному достоянию человека.

Ведущей задачей курса является воспитание гражданской позиции, любви к своей малой родине, к Родине, её историческому прошлому и традициям; формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой, созидательной деятельности в социуме.

На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к жизни общества, формируются личностные качества культурного человека - доброта, терпимость, ответственность, патриотизм.

При этом средствами курса целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Особенностью курса является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Курс использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, ИЗО, технологии и физической культуры.

В основе методики преподавания курса лежит проблемно-поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами войн, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, в музее.

В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, республики, школы; портреты участников ВОВ, полководцев; наборы открыток городов-героев, репродукции картин и фотоальбомов. Целесообразно использование ИКТ и интернет-ресурсов.

Изучив курс, учащиеся должны знать:

1. название страны, региона, республики;

2. государственную символику;

3. государственные праздники;

4. имена полководцев и названия городов-героев, изученных в курсе.

Должны уметь:

1. описывать изученные события истории Отечества;

2. оценивать поступки других с позиции добра и зла;

3. уважительно относиться к своему дому, семье, истории народа;

4. поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.





Планирование

Тема занятия

Количество
часов

Раздел I. Я - гражданин.

1-3.

Россия - Родина моя. Символы государства - герб и флаг. Гимн России.


4.

Родной край - частица России. Символика края.


5.

Мой город.


6.

Экскурсия «Наша улица».


7.

Я - ученик.


8.

Родной дом и семья.


9.

Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут.


Раздел II. Живые страницы прошлого.

10.

Как жили наши предки - славяне.


11.

Богатырская наша сила.


12.

Русские героические сказки.


13.

Русский солдат - сам черт ему не брат.


14.

Русские полководцы. Дмитрий донской и Александр Невский.


15.

Русские полководцы. А. В. Суворов.


16.

Военные забавы юного Петра.


Раздел III. Прошлое рядом.

17-20.

Путешествие по городам-героям.


21.

Йошкар-Ола в годы ВОВ. Экскурсия в музей боевой славы.


22.

История школьного памятника. Пионеры-герои.


23.

День Защитника Отечества.


24.

Исследовательская работа «Военная летопись нашей семьи».


25.

Дети войны.


26.

День космонавтики.


27.

День Победы.


28.

Конкурс чтецов, посвященный Дню Победы.


29.

Встреча с участниками боевых действий. Экскурсия к Мемориалу Воинской славы.


30.

Экскурсия


31.

Зарничка.


32.

Конкурс рисунков «Мы за мир!»


33.

Что мы узнали и чему научились за год.




































Содержание курса

Раздел I. Я - гражданин

Занятие 1-2

Тема: Россия - Родина моя. Символы государства - герб и флаг. Гимн России.

Россия - наша Родина. Москва - столица Российской федерации. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов.

Цель: развивать познавательный интерес к своей стране; дать понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства; формировать чувство гордости за свою Родину.

Понятия: герб, флаг, гимн, символ, значение цветов и образов.

Занятие 4.

Тема: Родной край - частица России. Символика республики.

Марий Эл - край лесной. Символика республики. Достопримечательности республики. Люди и их занятия.

Цель: вызвать интерес к познанию родного края; познакомить с символикой республики, правами и обязанностями граждан, воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма.

Понятия: гражданин, права и обязанности, патриот.

Занятие 5.

Тема: Мой город.

Основание Йошкар-Олы. Йошкар-Ола в наши дни, достопримечательности. Стихи о Йошкар-Оле.

Цель: познакомить с историей основания города, достопримечательностями, со стихами марийских поэтов.

Понятия: горожане, достопримечательность.

Занятие 6.

Тема: Я - ученик.

Я - ученик. Традиции лицея. Символика лицея. Правила поведения и обязанности школьника.

Цель: познакомить с традициями лицея, символикой, правилами поведения и обязанностями, воспитывать чувство сопричастности к коллективу, традициям лицея, развивать желание поддерживать традиции лицея, приумножать их.

Понятия: ученик, традиция.

Занятие 8.

Тема: Родной дом. Семья.

Родной дом и семья. Члены семьи. Родословная. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.

Цель: формирование понятия «я - сын, дочь»; учить быть внимательными к близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту; воспитывать чувство ответственности за честь семьи.

Понятия: семья, родословная, труд, отдых.

Занятие 9.

Тема: Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут.

Народные праздники России (Рождество, Масленица, Троица). Русские народные песни и игры. государственные праздники. Праздники в моей семье.

Цель: познакомить с традиционными народными праздниками России, формировать понятия «семейный праздник» и «семейная традиция»; развивать речевые умения.

Практическая работа: разучивание народных игр и песен.

Понятия: семейная традиция, праздник.

Раздел II. Живые страницы прошлого

Занятие 10.

Тема: Как жили наши предки славяне.

Кто такие славяне. Быт, нравы и культура восточных славян.

Цель: познакомить с происхождением восточных славян; дать характеристику их личностных качеств, поведения, внешнего вида и быта, традициями на основе народных игр и песен, формировать личностные компетенции - открытость, доброжелательность.

Понятия: предки, друг, заповедь.

Занятие 11.

Тема: Богатырская наша сила.

Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей. Что такое богатырская сила. Знакомство с творчеством художника Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье».

Цель: познакомить с народными сказаниями о русских богатырях и их воинской доблести; воспитывать чувство ответственности за свою Родину, чести, бескорыстия на примере исторических героев; развивать речевые умения.

Понятия: былины, сказания, богатырь, защитник, честь, долг, бескорыстие.

Занятие 12.

Тема: Русские героические сказки.

Устное народное творчество. Русские героические сказки. Кого называют героем. Какими качествами обладает патриот.

Цель: развивать интерес к историческому прошлому своей страны через приобщение к устному народному творчеству; на примере героев сказок воспитывать патриотические чувства долга, чести и любви к Родине.

Понятия: герой, патриот.

Занятие 13.

Тема: Русский солдат сам черт ему не брат.

Доблесть русского солдата. Солдаты прошлого и настоящего. Что такое сила воли и духа. Образ русского солдата в устном народном творчестве (сказки, песни, пословицы и поговорки).

Цель: рассказать о непобедимости русского солдата, познакомить с понятием «дисциплина»; воспитывать потребность в самовоспитании.

Понятия: оплот Родины, солдат, дисциплина, сила воли.

Занятии 14.

Тема: Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский.

Кто такой полководец. Русские полководцы и их деяния. Почитание героев народом.

Цель: создать у детей целостный образ Дмитрия Донского Александра Невского как великих полководцев, почитаемых народом.

Занятие 15.

Тема: Русские полководцы. А. В. Суворов. Образ полководца А.В. Суворова. Суворов и русский солдат. Наука побеждать. Суворовские училища. Суворов в селе Александровском.

Цель: создать целостный, но противоречивый образ А.В. Суворова, познакомить с его ролью в образовании села Александровского; воспитывать потребность в укреплении духовного и физического здоровья.

Понятия: сила духа, здоровье.

Занятие 16.

Тема: Военные забавы юного Петра.

Царь Петр I. Потешные бои. Основание русской армии и флота. Россия - морская держава. Нахимовские училища.

Цель: познакомить с ролью царя Петра Алексеевича в основании русской армии и флота; развивать логическое мышление.

Понятия: армия, флот.

Раздел III. Прошлое рядом.

Занятие 17-20.

Тема: Путешествие по городам-героям. (Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Курск).

Город-герой Москва. Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Сталинградская битва. Дом Павлова. Курская дуга.

Цель: пополнить знания школьников об отдельных страницах истории и культуры городов-героев; людях, оставивших след в памяти народа; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей страны и благодарности защитникам Отечества; развивать умение работать в группах.

Понятия: город-герой, защитник.

Занятие 21.

Тема: Село в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в музей боевой славы села Александровского.

Село в годы Великой Отечественной войны. Земляки - герои. Посещение краеведческого музея.

Цель: расширить знания учащихся об истории родного села в годы Великой Отечественной войны, земляках - Героях Советского Союза.

Понятия: война, подвиг, награда.

Занятие 22.

Тема: История школьного памятника. Ученики-герои.

История школьного памятника. Ученики - герои сражений ВОВ. Герой Советского Союза Ивана Тенищева.

Понятия: памятник, память.

Занятие 23.

Тема: День Защитника Отечества.

Государственный праздник День Защитника Отечества. История праздника. Есть профессия - Родину защищать.

Цель: познакомить с понятием «государственный праздник», историей праздника день защитника Отечества; формировать осознанную необходимость защищать Отечество, воспитывать уважительное отношение к армии, военной профессии; развивать смекалку и наблюдательность.

Понятия: военный, Отечество.

Занятие 24.

Тема: Проект «Военная летопись нашей семьи»

Что такое летопись. Военная летопись семьи. Династия военных.

Цель: воспитание патриотических чувств на примере героического прошлого отцов, дедов и прадедов; формирование исследовательских умений.

Занятие 25

Тема: Дети войны.

Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети-герои. Дневник Тани Савичевой. Современные войны и судьбы детей. Дети Беслана.

Цель: расширять знания детей о героических подвигах их сверстников в годы ВОВ; воспитывать чувства сострадания и милосердия к участникам военных событий; развивать умения работать с различными источниками информации и анализировать их, формировать свою точку зрения.

Понятие: дети войны.

Занятие 26.

Тема: День космонавтики

Ученые - покорители космоса К.Э. Циолковский и С.П. Королев. Первый космонавт Ю.А. Гагарин. Современный космос на благо людей.

Цель: дать представление об освоении космического пространства: познакомить с первыми покорителями космоса С.П. Королевым и Ю.А. Гагариным; воспитывать чувство гордости за достижения русских ученых и испытателей в освоении космического пространства.

Понятия: космос, космонавт, ученый.

Занятие 27.

Тема: День Победы.

День Победы. История праздника. Ветераны войны. Памятники и память.

Цель: познакомить с историей праздника, дать представление о величии духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости, воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны; развивать эмоциональную отзывчивость учащихся.

Понятия: ветеран, поколение.

Занятие 28.

Тема: конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы».

Великая Отечественная война в творчестве поэтов. Поэты-односельчане о войне.

Цель: знакомство с творчеством поэтом, отразивших в произведениях героическое прошлое родной страны, и творчеством поэтов-односельчан; развивать речевые умения.

Занятие 29.

Тема: Встреча с участниками боевых действий. Экскурсия к мемориалу воинской славы.

Участники боевых действий. Мемориал Воинской славы. Вечный огонь.

Цель: формировать стремление быть похожим на героев войны и участников боевых действий; развивать интерес к судьбам односельчан.

Занятие 30.

Тема: экскурсия в районную детскую библиотеку.

Библиотека - хранилище прошлого. Источник информации. Тематическая выставка книг. Правила поведения в библиотеке.

Цель: знакомство с районной детской библиотекой; привитие интереса к познанию окружающего мира через чтение книг.

Понятия: библиотека, выставка, каталог.

Раздел IV. Заключение (3 ч.)

Занятие 31.

Тема: Зарничка.

Проведение военно-спортивной игры «Зарничка».

Цель: развивать выносливость, силу, смекалку, сноровку, мышление, стремление к победе; воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки и поддержки; реализовывать в практической деятельности полученные знания и умения.

Занятие 32.

Тема: конкурс рисунков «Мы за Мир!»

Дети за мир на планете.

Цель: формирование эмоциональной отзывчивости детей и умения передавать свои чувства в рисунке; развитие творческие умения детей и умения работать в группе.

Занятие 33.

Тема: Что мы узнали и чему научились за год.

Подведение итогов работы, обзор курса. Рефлексия. Отзывы и положения.

Цель: подвести итоги работы за весь курс.

Список литературы для учителя:

  1. Т.С. Голубева. Государственная символика Росии//Начальная школа. - 2001, №7.

  2. Мой дом - моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей/ Сост. Л.А. Зыков.-Л., 1988.

  3. Н.А. Печень. Символы воинской славы. - М.: ВЛАДОС, 2004.

  4. И.А.Агапова, М.А.Давыдова. Мы - патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.

  5. О.Е.Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я - гражданин России! - М.: «ВАКО», 2006.

  6. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. - М,: «ТЦ Сфера», 2005.

Список литературы для учеников и родителей.

  1. Серия книг «История России». - М: «Белый город», 2006

  2. Я познаю мир: Дет.энциклоп.: История/Под общ. ред. О.Г.Хинн. - М.:ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998

  3. Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева. - М.: Худож.лит., 2003.

Министерство образования и науки РМЭ

ГБОУ Республики Мария Эл

«лицей им. М. В. Ломоносова

«Утверждаю»

Директор

_____________М. А. Царегородцева

«____»_________________2013 год







Программа курса

« Я - гражданин»

2 класс

Разработчики:

Е. В. Ямалиева,

Т. В. Яманаева,

Е. В. Телицина

Обсуждена и согласована

на методическом совете лицея

протокол № ____от «___»___________2013 г.

Руководитель_______________/________________/





Йошкар-Ола

2013

© 2010-2022