Дидактические игры на уроках письма и развития речи во 2 классе по теме: «Дифференциация звуков Ч-Щ»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дидактические игры на уроках письма и развития речи во 2 классе по теме: «Дифференциация звуков Ч-Щ»




Дидактические игры на уроках

письма и развития речи

во 2 классе по теме: «Дифференциация звуков Ч-Щ»


Список использованной литературы и интернет-ресурсы


  1. Аксенова А.К. методика обучения русскому языку в коррекционной

  2. школе. - М., 1999.

  3. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка. - М., 1991.

  4. Обучение учащихся 1 - 4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей / под ред. Петровой В.Г. - М., 1976.

  5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Подготовительный, 1-4 классы. - П., 2008

  6. Фотекова Т.А. Текстовая методика. Диагностика устной речи младших школьников. - М., 2000.

  7. Юрова Е.В. Коррекция устной речи. - М., 1998.

  8. ped-kopilka.ru

  9. nsportal.ru

Пояснительная записка


Дидактические игры на уроках русского языка повышают речевую мотивацию учащихся, развивают устную речь детей. Дидактические игры на тему «Дифференциация звуков Ч-Щ» на уроках письма и развития речи во 2 классе разработаны для использования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Предложенные виды игр способствуют развитию активной речи и фонематического слуха, пополняют словарный запас у детей, формируют мышление, развивают внимание и память. Эти игры могут быть использованы на этапах повторения и закрепления материала. Работая в этом направлении, я разработала некоторые дидактические игры по развитию устной речи на уроках русского языка, при использовании которой достигла положительных результатов, что подтверждается при помощи диагностической работы (контрольные задания, тестирования, опросы, самостоятельные работы). Цель: 1. Закрепить артикуляционный уклад и характеристики звуков Ч-Щ, различение их в словах, предложениях . 2. Развитие слухового внимания, обогащение словарного запаса. 3. Воспитание навыков контроля и самоконтроля.

Игра Догадайся, о какой букве идёт речь?


  • Не получится борща,

Если нет в нем буквы …Щ

  • «Горячо как мне в свече!» -

Причитает буква ... Ч

Игра «Проговаривание слогов»

(с перекидыванием мяча)

(Учитель говорит слог со звуком [Ч], а учащиеся отвечают слогом со звуком [Щ ] и наоборот.)

ча-ща

чу-щу

чи-щи

ща-ча

щу-чу

щи-чи

ча-ча-ща

ча-ща-ча

ща-ча-ча

ащ-ащ-ач

ащ-ач-ач

ач-ащ-ащ

уч-ущ-ущ

чу-чу-щу

ще-че

Игра « Скороговорка».

(Проговорить скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе)

  • Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке.

  • Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу..

  • У четырех черепашек четыре черепашонка.

  • Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Игра «Чётко произнеси звуки»

(Прочитать скороговорки В.Бахревского)

В чемодане у чечётки

Щётки, чётки, счёты -тётке,

Чётки, счёты, щётки -дядьке,

Счёты, щётки ,чётки -няньке,

Лишь чечётка -для себя.

Пляшет чёткая семья

Игра «Хитрые звуки».

(Изменение слов по образцу с перекидыванием мячика).

Звуки Ч-Щ спрятались, и появятся, если правильно назвать слово. Тот, кому учитель бросит мячик, возвращает его, произносит нужное слово и называет чётко звук, который появился. Например: «Летать - я лечу», звук [Ч].

Искать-

Плакать-

Катить-

Угостить-

Вертеть-

Скакать-

Пустить-

Платить-

Игра « Точки».

(Поставить в словах-отгадках столько точек, сколько букв в слове, а звук [Ч] и [Щ], написать буквами)

  • Из горячего колодца

Через нос водица льется. (Чайник)

  • Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас. (Часы)

  • Что за чудо?

Вот так чудо:

Сверху блюдо,

Снизу блюдо,

Ходит чудо по дороге

Голова торчит и ноги. ( Черепаха)

  • Нахмурится, насупится,

В слёзы ударится-

Ничего не останется (Туча)

  • Хвостиком виляет, зубаста, а не лает. (Щука)

Игра « Новые слова».

По образцу подобрать и проговорить новые слова так, чтобы появился звук [Щ]. Образец: Мальчик, который отвечает у доски. (Отвечающий мальчик.)

Девочка, которая мечтает. (Мечтающая девочка.)

Девочка, которая молчит. (Молчащая девочка.)

Мальчик, который играет. (Играющий мальчик.)

Мальчик, который танцует. (Танцующий мальчик.)

Девочка, которая кружится. (Кружащаяся девочка.)

Игра « Самый внимательный».

(Произнести предложение, назвать слова которые встретились в предложении со звуком [Ч], [Щ].)

Мы собрали на огороде сочные овощи.

В лесу раздавался птичий щебет.

В лесу рычит волчище.

Я чищу вещи щёточкой.

Самовар я вскипячу, сладким чаем угощу.

Свеча едва освещает избушку.

Девочки качаются на дощечке.

У мальчика живут в клетке поющие птички.

Игра « Назови ласково».

Образец: собака-собачка

Коса, лиса, слово, санки, сумка, скамейка.

Игра «Поймай звук»

(Хлопнуть в ладошки, если слышится звук [Щ].)

Чайник, щенок, ящик, очки, щётка, щука, чашка, лещ, пища, плащ.


Игра «В начале, в середине, в конце».

(Учитель показывает детям картинки, под изображением которых находятся по три кармана, расположенных горизонтально. Объясняет, что первый карман - это начало слова, второй - середина, третий конец. Демонстрирует кружочки, которыми будут обозначаться звуки. Задача: положить кружочек в тот карман, где находится заданный звук.)

Картинки: [Щ]: щетка, плащ.

[Ч]: мяч, бочка, чашка.

Игра «Что общего?»

Назвать одинаковый последний звук в словах ([Ч], [Щ]):

Мяч, грач, обруч. Лещ, плащ, хвощ.

Игра «Ч или Щ?»

Закончить слово нужным звуком ([Ч] - [Щ]):

товари..., кле..., труба..., обру..., клю..., ово..., мя...

Игра «Закончить слова нужным слогом»

ЧА (ЩА): ту - ..., ро - ..., пи - ..., гу - ..., ку - ..., да - ...;

ЧИ (ЩИ): клю - ..., пла - ..., ку - ..., мя - ..., плю - ..., ово - ...

Игра «Третий лишний»

(Найти лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Ч] и [Щ]):

Чайник, щука, человек. Ящик, овощи, обручи.


© 2010-2022