• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока по литературному чтению для 3 класса по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. По теме: «Жизнь сюжетов древних басен во времени. (поэтическая басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица»)

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. По теме: «Жизнь сюжетов древних басен во времени. (поэтическая басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица»)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературному чтению

для 3 класса «А»

составила учитель начальных классов МОУ гимназии №5

высшей категории Алешина Наталия Евгеньевна

Тема урока: Жизнь сюжетов древних басен во времени (поэтическая басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица»). Тип урока: изучение нового материала Цель урока: Познакомить с поэтической басней, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении; Развивать внимание, литературную речь, умение понимать общий смысл басни; Воспитывать интерес к литературному чтению, наблюдательность, коммуникабельность, любовь ко всему живому. Оборудование: учебник литературного чтения 3 класс (1часть) Н.А.Чуракова, портрет баснописца И.А.Крылова, таблица, проектор, ноутбук, презентация «Творчество И.А.Крылова»

Ход урока

Этапы работы

Содержание этапов

I

Организационный момент. Нам пора начать урок. Всем пойти он должен впрок. Басни с вами мы читали. Сколько нового узнали! Сколько басен новых есть. Всех их нам не перечесть. Не хотите ли опять О баснях новое узнать?

II

Актуализация знаний.

Работа в парах (выдаётся одна карточка на парту.)











Словарная работа. 1. Разбей слова на две группы. Дай название каждой группе.
Персей, Прометей, Эзоп. (мифологические герои и баснописец) 2. Выберите точное определение басни. А. Краткий рассказ. Б. Поучительный рассказ. В. Краткий иносказательный рассказ поучительного характера.
Иносказательный - заключающий в себе выражение, содержащее скрытый смысл. 3. Найдите признаки басни. А. Написана в стихах. Б. Герои - животные. В. Большое по объёму произведение. Г. Написана в прозе. Д. Герои - люди. Е. Содержит мораль Ж.Небольшое по объёму произве- дение.
-Бывают ли басни в стихотворной форме?

III.

Постановка целей урока. Нам сегодня предстоит басню прочитать. В какой форме изложенье - будем узнавать. Что за смысл таится в ней- Надо нам понять, А потом попробуем басню разыграть.

IV.

Работа по теме урока.





Рассказ учителя





































Работа по учебнику.






Словарная работа по басне. 1.учитель -Сегодня наш урок посвящён великому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову и его творчеству. (выставляется портрет И.А.Крылова )(Презентация на компьютере)
И.А.Крылов (1769 - 1844) - русский писатель, академик Петербургской академии наук. К тому времени, когда Крылов стал исключительно баснописцем, он прошёл уже большой творческий путь. Он был автором комедий, опер, трагедий, сатириком, журналистом и стихотворцем. Но славу ему принесли басни. Пушкин сказал о нём: «Он превзошёл всех нам известных баснописцев. Глубоко и серьёзно работал Крылов над своими произведениями. За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями, которые вошли и в нашу речь, стали привычными. Каждое новое поколение воспитывается на баснях Крылова. Они вошли в фонд национальной культуры. Его имя и творение известны во многих странах. Они переведены более чем на 50 языков. Крылов стал первым писателем. Которому в России поставили памятник: 12 мая 1855г, работы Петра Карловича Клодта «Дедушке Крылову» в Летнем саду в Петербурге.
-Прочитайте слова, записанные на доске. -С какими животными ассоциируются эти слова.
Плутовка серая рыжая крикливая хитрая вороватая Уч-ся: (лиса) (ворона) (выставляются рисунки с изображением этих животных) -Предположите название басни. Откройте учебник на стр.66 и прочитайте название басни (Ворона и Лисица») 2. Чтение учителем наизусть басни. (уч-ся отмечают слова с непонятными значениями) -Понравилась вам басня? - Что было непонятно? Лесть - лицемерие, угодливое восхваление. Льстец - льстивый человек Гнусный - внушающий отвращение, омерзительный. Пленил - привлёк внимание, привёл в восторг. Вещунья -по народным представлениям ворона своим криком предсказывала несчастье. Зоб - расширенная часть пищевода у птиц, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.

V Физминутка Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из - под ладошек. И - направо! И ещё Через левое плечо! Все ребята дружно встали И на месте зашагали. На носочках потянулись И друг другу улыбнулись. Как пружинки, мы присели, А потом тихонько сели.

VI Продолжение работы по теме урока. 1. Самостоятельная работа с учебником.

















2. Выразительное чтение басни и инсценировка. 3. Обобщение.




4. Работа в парах (по плану).
-Почему Крылов говорит, что лесть вредна и гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (Приятно, только когда о тебе говорят правду, а лесть - это ложь.) - Как вы думаете, почему на роль льстеца выбрана ворона? (В сказках она чаще изображается как хитрая, ловкая, коварная) - Найдите, как Крылов изобразил в басне лисицу и прочитайте. -Какие ласковые слова она говорит вороне? Как же надо прочитать? (Голубушка…) - Кого вам напоминает лисица? (льстивого человека) -А ворона? (Глуповатого, невнимательного человека, который поддался лести) - Найдите и прочитайте, как автор передаёт радость вороны от льстивых слов лисицы. -В чём смысл басни? (нельзя поддаваться на лесть, она приносит вред человеку) (3 учащихся читают, 2-3 раза инсценируем) -Какую басню с похожим сюжетом другого автора вы уже читали? (Эзоп «Ворона и лисица») - А можно прочитать по ролям басню Эзопа? ( Сложно, потому что автор только один раз прибегает к прямой речи) (План записан на доске) 1. Сюжет. 2. Форма изложения. 3. Герои. 4. Их действия.
Составляется общая таблица (заготовлена на проекторе) Эзоп Крылов 1.Сюжет одинаковый. 2. В прозе. 2. В стихотворной- Форме. 3. Ворон. 3. Ворона 4. Держит кусок 4. Держит кусок мяса. сыра.
-Что ещё заметили? (Мораль разная, у Крылова мораль в начале, и это слова автора. А у Эзопа - в конце, и это слова принадлежат лисице)

VII Итог урока - Что нового вы узнали на уроке? -Какая из басен понравилась вам больше и почему? - Как вы думаете, какая из этих басен была написана раньше? (Басня Эзопа родилась раньше, примерно две с половиной тысячи лет тому назад.) -Почему же Крылов обратился к этому сюжету? (Крылова волновали те же проблемы, что и Эзопа, и он по - своему хотел о них рассказать. Людям надо напоминать об их пороках, чтобы они от них избавлялись, но говорить об этом не прямо, а через образы).
Прочитайте пословицы: * Летом не вспотеешь, так зимой не согреешься. * На зеркало нечего пенять, коль рожа крива. * На языке лёд, под языком мёд. -Какая из них подходит к басне «Ворона и лисица»? докажите свою точку зрения. - Вам понравился урок? - Какое бы вы задание дали сегодня себе на дом?
Выучить наизусть. Инсценировать по ролям с костюмами и масками. Написать свою басню. (Для создания проекта (классной книги).

VIII Домашнее задание Выучить басню для всех, а по желанию, выбрать из 2 и 3 пункта себе по душе задание. В конце урока большинство ребят изъявили желание написать свою басню.


© 2010-2022