Разработка и презентация урока математики на тему Число и цифра 9

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тип урока: ОНЗ. Тема: «Число и цифра 9». Основные цели: 1) сформировать представление о числе 9 с опорой на числовой отрезок, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой; 2) сформировать умение складывать и вычитать в пределах 9, фиксировать движения по отрезку несколькими одновременно выполняемыми шагами; 3) повторить схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 8. Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия. Демонстрационный материал:

1) девиз урока:

Бороться и искать, найти и не сдаваться!

2) изображение дороги:

1

3

6

7





3) ворота:

5 - 4

2 + 3

7 - 3

6 + 2





4) изображение корабликов:





5) изображение кораблика для задания на пробное действие:

6) модель числового отрезка;

7) графическая модель числа 8

8) образец цифры 9 на квадратном листе без стрелок и звездочки:


9) состав числа 9:

8 + 1

6 + 3

4 + 5

2 + 7

7 + 2

5 + 4

3 + 6

1 + 8





10) иллюстрация Водяного Разработка и презентация урока математики на тему Число и цифра 9








11) образец для самопроверки работы в парах:








12) образец выполнения задания № 2 , стр. 18:

8

+

1

=

9

1

+

8

=

9

9

-

1

=

8

9

-

8

=

1

7

+

2

=

9

2

+

7

=

9

9

-

2

=

7

9

-

7

=

2

6

+

3

=

9

3

+

6

=

9

9

-

3

=

6

9

-

6

=

3

5

+

4

=

9

4

+

5

=

9

9

-

4

=

5

9

-

5

=

4










Раздаточный материал:

1) карточка с заданием для пробного действия:








2) 9 двусторонних кругов;

3) эталоны к уроку 10, часть 2, М-1, из пособия 2 «Построй свою математику»;

4) карточка с заданием 3 для этапа 6:










5) сигналы для самооценивания 3-х цветов: красный, желтый, зеленый.




Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности. Цель: 1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне; 2) определение содержательных рамок урока; 3) актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности. Организация учебного процесса на этапе 1:

Бороться и искать, найти и не сдаваться!


  • Прочитайте девиз урока.

  • Как вы его понимаете? (Нужно искать разные способы решения проблемных ситуаций, не сдаваться перед трудностями.)

  • А как этот девиз поможет нам на уроке? ( Он поможет нам учиться.)

  • Скажите, что значит учиться? (Учиться - это понять, что я не знаю, и самому построить способ.)

  • На изучении какого числа мы с вами остановились?? (Мы изучали число 8.)

  • Сегодня на уроке вы продолжим знакомство с числами. Настройтесь на работу.

  • Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи … улыбкой.

  • Я вдруг подумала, а не засиделись ли мы в классе? Может, стоит нам немного попутешествовать? Давайте отправимся не в простое путешествие, а в морское математическое путешествие! Хотите? Готовы?

  • В путь!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. Цель: 1) актуализировать способности к соотнесению количества предметов с графической моделью чисел 1 - 8 и цифрой; 2) актуализировать вычислительные навыки в пределах 8, способности к установлению порядка на множестве чисел от 1 до 8, к нахождению на модели числового отрезка чисел, смежных с заданным числом; 3) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;

4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании. Организация учебной деятельности на этапе 2:

  • С чего начнёте путешествие? (С повторения.)

  • Для чего вы будете повторять? (Это нам необходимо, чтобы подготовиться к открытию нового.)

  • Итак, для начала вам надо попасть в порт. Это не так просто сделать, ведь это секретный объект. Но я уверенна, что вы разгадаете все секреты и добьётесь успеха.

1) Актуализировать умение устанавливать порядок на множестве чисел от 1 до 8, соотносить графические модели с числом и находить числа, смежные с заданным числом.

1

3

6

7





  • Посмотрите, дорога в порт зашифрована. Подберите ключи к шифру и разгадайте запись. (Между числами 1 и 3 стоит многоточие. Оно обозначает пропуск числа, значит, надо назвать число, которые при счёте стоит между 1 и 3. Это число 2. Пропущенные числа объясняются аналогично).

Работа организуется фронтально.

  • Отлично! Молодцы! Вот вы добрались до ворот в порт.

5 - 4

2 + 3

7 - 3

6 + 2


2) Актуализировать вычислительные навыки в пределах 8.

  • Но на воротах - кодовый замок. Чтобы добраться до корабликов, надо открыть этот замок.

  • Как вы думаете, что нужно сделать?

Работа проводится фронтально, ответы фиксируются на доске.

  • Вы успешно справились с заданием, и вас не только пропускают в порт, но и дают право быть штурманами на корабликах.

«Раскрываются» ворота (разводятся в стороны, как двери лифта). За воротами открывается изображение 4 кораблей. 3) Состав числа 8.

  • Ваша задача - правильно разместить пассажиров в кораблях. В каждый может поместиться только 8 человек. Часть пассажиров уже нашли свои места. Помогите разместиться остальным пассажирам. (8 - это 7 и 1; 8 - это 2 и 6, и т.д.)
4) Задание для пробного действия.
  • Всё, что вам необходимо для продолжения математического путешествия, вы повторили.
  • Что дальше? (Будет задание с чем-то новым.)

  • Что вы будете делать с заданием, ведь в нем есть то, что вам неизвестно? (Мы попробуем.)
  • Зачем будете пробовать? (Чтобы потом самим найти новый способ.)
карточки с заданием для пробного действия, аналогичное задание «открывается» на слайде.
  • Вы продолжите путешествие на особом корабле. Чем этот корабль отличается от предыдущих? (В предыдущих кораблях было известно все число пассажиров, а для этого корабля это число надо найти.)
  • Попробуйте определить число пассажиров на этом корабле.
  • Итак, у кого нет ответа?
  • Что показало вам пробное действие? (Мы не смогли определить число пассажиров.)
  • У кого есть ответ?
Фиксируются варианты ответов. В случае наличия неверных, проводится анализ с целью указания на их неверность.
  • Кто получил число 9, обоснуйте свой ответ.
  • Что показало вам пробное действие? (Мы не можем обосновать свои результаты.)
  • На вашем пути встретилось затруднение. Что вы предпримете? (Остановимся и подумаем.)
3. Выявление места и причины затруднения. Цель: выявить место и причину затруднения. Организация учебного процесса на этапе 3:
  • Какое задание выполняли? (Мы должны были найти число пассажиров на корабле.)
  • В чем возникло затруднение? (В поиске ответа.)
  • Почему возникло затруднение? (Мы не изучали число 9, у нас нет эталона.)
4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: 1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока; 2) построить план и определить средства достижения цели. Организация учебного процесса на этапе 4:
  • Какую цель поставим перед собой на уроке? (Изучить число 9.)
  • Назовите тему урока. (Число и цифра 9.)
Открывается тема урока на доске.
  • Вспомните алгоритм изучения чисел. Как вы будете изучать число 9? (Мы сначала определим место его на числовом отрезке, потом определимся в записи числа с помощью точек, затем будем учиться писать цифру 9, а потом откроем состав числа 9.)
  • Что вам поможет? (Наши рассуждения, учебник, геометрическое лото, числовой отрезок.)
5. Реализация построенного проекта. Цель: 1) реализовать построенный проект в соответствии с планом; 2) зафиксировать способы записи и состав числа 9 на эталоне. Организация учебного процесса на этапе 5: Дальнейшая работа в группах. Группам предлагается задание: 1. Определить место числа на числовом отрезке. Дать характеристику числу 9. 2. Построить графическую модель числа 9. 3. Изобразить число 9 цифрой. Каждая группа отвечает на один из вопросов, остальные группы дополняют. 1) Обозначение места числа 9 на числовом отрезке.
  • Что вы знаете о числе 9? (Это число стоит после 8, оно больше 8 на 1.)
  • Как получить число 9 на числовом отрезке? (Нужно продлить имеющийся числовой отрезок на один единичный отрезок.)
  • Как покажете? (Стрелочкой +1.)
Учитель достраивает числовой отрезок до числа 9 -- Охарактеризуйте число 9. (Число 9 стоит после числа 8. Соседи числа 9 - это 8 и 10.) 2) Согласование графической модели числа 9.
  • Какой наш следующий шаг? (Построить графическую модель числа.)
  • Что вам поможет? (Графическая модель числа 8.)
Открывается графическая модель числа 8.
  • Как же получить графическую модель числа 9? (Надо добавить еще одну точку.)
Один из учащихся достраивает графическую модель. 3) Согласование записи цифры 9.
  • Какой следующий шаг? (Узнать, как правильно писать цифру 9.)
  • Что вам надо сделать, чтобы научиться писать эту цифру? (Внимательно рассмотреть эту цифру в учебнике, как она пишется в клетке, вспомнить, где встречались с этой цифрой, на что она похожа…)
Прикрепляется к доске цифра 9. Учащиеся рассказывают, как пишется цифра 9, устно проговаривают последовательность действий, шаги фиксируются звездочкой и стрелочками:








Пропись, стр. 19
  • Кто хочет по образцу рассказать, как пишется цифра 9?
Один ученик проговаривает шаги, остальные дети «пишут» цифру на ладошке.

Затем три ученика поочередно выходят к доске и пишут цифры в расчерченной на клеточки строчке, громко проговаривая последовательность шагов. Остальные дети работают в прописи.

  • Найдите друг у друга и подчеркните самую красивую цифру.

Работа над составом числа 9.
  • Какой следующий шаг вы должны сделать? (Выяснить состав числа 9.)
  • Я предлагаю поработать вам в парах. Давайте вспомним основные правила работы. (Каждый имеет право высказаться, другой должен выслушать. Пара должна работать так, чтобы не мешать другим парам.)

  • Положите перед собой 9 двусторонних кругов.

  • Определите состав числа 9.
Учащиеся в парах составляют пары чисел и записывают на индивидуальных планшетках.
  • Как получили число 9?
Дети предлагают свои варианты. На доске фиксируется состав числа с помощью карточек - Как проверить свое открытие? (Посмотреть в эталон.)
  • Какой вывод вы можете сделать? (Мы все правильно открыли.)
  • Можете ли вы сейчас выполнить задание на карточках? (Да.)
  • Какое число нужно записать на корабле? (Число 9.)
  • Можете ли вы обосновать, почему 9?
  • Знаете ли вы, как правильно писать цифру 9?
  • Запишите цифру 9.
Учащиеся записывают цифру 9 на карточках - корабликах. Физминутка «Морская»
  • Что теперь вы сможете делать? (Решать примеры на состав числа 9, …)
  • Какой следующий шаг в нашем путешествии? (Тренироваться.)
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: зафиксировать во внешней речи способ записи цифры 9 и состав числа 9. Организация учебного процесса на этапе 6:
  • Посмотрите, нас встречает Водяной.
Открывается изображение Водяного на доске.
  • Поприветствуем его и расскажем о цели путешествия. Что вы узнали сегодня о числе 9? (Число 9 стоит на 9 месте в числовом ряду, «соседи» числа 9 - это 8 и 10, число 9 на письме обозначается цифрой 9 и т. д.)
  • Давайте Водяному на память подарим букет цветов. Возьмите карточку с цветком.
  • Раскрасьте пары чисел, составляющие 9, одинаковым цветом.
Учащиеся в парах выполняют задание. Проверка организуется по образцу.
  • Кто из вас допустил ошибки?

  • В чем ваша ошибка?

  • Исправьте ошибки.

  • А как убедиться в том, что вы хорошо поняли и не допускаете ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

8. Самоконтроль с самопроверкой по эталону. Цель: 1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить сформированность представления о составе числа 9. Организация учебного процесса на этапе 7: № 2, стр. 18

  • Найдите № 2 на странице 18 учебника. Выполните это задание самостоятельно.

  • Сравните свою запись с образцом.
  • Если ошиблись, подчеркните место ошибки.
  • Кто исправил свою ошибку?
Дети поднимают руки.
  • Молодцы! Вы очень внимательны!
  • У кого верно выполнены все задания?
  • Сделайте вывод. (Мы хорошо все усвоили.)
9. Включение в систему знаний и повторение. Цель: сформировать способность к сложению и вычитанию в пределах 9, к фиксированию движения по отрезку несколькими одновременно выполняемыми шагами. Организация учебного процесса на этапе 8:
  • Где пригодятся нам знания о числе 9? (При решении примеров и т. д.)

№ 3, стр. 19
  • Найдите № 3 на странице 19. Что нужно сделать в этом задании? (Найти значение выражений.)
  • Что вам поможет? (Числовой отрезок.)
Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. - Удобнее к 8 прибавить 1, для этого на числовом отрезке делаем один шаг вправо от числа 8, получаем число 9, затем делаем 5 шагов влево, получаем число 4. Остальные выражения комментируются аналогично. Игра «Подводное течение»
  • Молодцы! Вы хорошо потрудились, можно отправляться в обратный путь. Но для этого нужно поймать подводное течение, чтобы оно нас быстро домчало домой. Каждый ряд решает «цепочку» примеров, работая в парах. Ученики 1-й пары (1-й парты) записывают нужное число в «цепочку» на листике и передают следующей паре, и так далее до последней пары. Завершающая пара оглашает свой ответ. Посмотрим, кто будет первым.
Подведение итогов. 10. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель:

1) организовать самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке;

2) соотнести цель и результат своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия;

3) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке;

4) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления; 5) определить и согласовать домашнее задание. Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Какова была цель вашего путешествия? (Мы должны были научиться писать цифру 9, узнать состав числа 9.)

  • Достигли ли вы цели? Докажите. (…)

  • Чем воспользовались на уроке для образования нового числа? (Числовым отрезком.)

  • Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите.
  • Оцените вашу работу на уроке. Нарисуйте себя на лестнице успеха.
Проводится рефлексия оценивания.
  • Кто больше всех выручал вас во время путешествия? Кто был путеводной звездочкой в нашем путешествии? Кому бы вы сказали «спасибо»? Повесим их фотографии на «звёздный стенд».
  • Вспомним ещё раз девиз нашего урока.

10. Домашнее задание: Построить кораблики вместе с родителями, надо же им тоже знать о нашем путешествии. Эти кораблики отвезут Водяному букет шикарных цветов, которые вы ему раскрасили и фотографию нашего класса на память о нашем путешествии (фото сделать на документ-камере).



11


© 2010-2022