- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка и презентация урока математики на тему Число и цифра 9
Разработка и презентация урока математики на тему Число и цифра 9
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Щербина Е.И. |
Дата | 17.10.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
1) девиз урока:
Бороться и искать, найти и не сдаваться!
2) изображение дороги:
1
…
3
…
…
6
7
…
3) ворота:
5 - 4
2 + 3
7 - 3
6 + 2
4) изображение корабликов:
5) изображение кораблика для задания на пробное действие:
6) модель числового отрезка;
7) графическая модель числа 8
8) образец цифры 9 на квадратном листе без стрелок и звездочки:
9) состав числа 9:
8 + 1
6 + 3
4 + 5
2 + 7
7 + 2
5 + 4
3 + 6
1 + 8
10) иллюстрация Водяного
11) образец для самопроверки работы в парах:
12) образец выполнения задания № 2 , стр. 18:
8
+
1
=
9
1
+
8
=
9
9
-
1
=
8
9
-
8
=
1
7
+
2
=
9
2
+
7
=
9
9
-
2
=
7
9
-
7
=
2
6
+
3
=
9
3
+
6
=
9
9
-
3
=
6
9
-
6
=
3
5
+
4
=
9
4
+
5
=
9
9
-
4
=
5
9
-
5
=
4
Раздаточный материал:
1) карточка с заданием для пробного действия:
2) 9 двусторонних кругов;
3) эталоны к уроку 10, часть 2, М-1, из пособия 2 «Построй свою математику»;
4) карточка с заданием 3 для этапа 6:
5) сигналы для самооценивания 3-х цветов: красный, желтый, зеленый.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности. Цель: 1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне; 2) определение содержательных рамок урока; 3) актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности. Организация учебного процесса на этапе 1:
Бороться и искать, найти и не сдаваться!
-
Прочитайте девиз урока.
-
Как вы его понимаете? (Нужно искать разные способы решения проблемных ситуаций, не сдаваться перед трудностями.)
-
А как этот девиз поможет нам на уроке? ( Он поможет нам учиться.)
-
Скажите, что значит учиться? (Учиться - это понять, что я не знаю, и самому построить способ.)
-
На изучении какого числа мы с вами остановились?? (Мы изучали число 8.)
-
Сегодня на уроке вы продолжим знакомство с числами. Настройтесь на работу.
-
Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи … улыбкой.
-
Я вдруг подумала, а не засиделись ли мы в классе? Может, стоит нам немного попутешествовать? Давайте отправимся не в простое путешествие, а в морское математическое путешествие! Хотите? Готовы?
-
В путь!
4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании. Организация учебной деятельности на этапе 2:
-
С чего начнёте путешествие? (С повторения.)
-
Для чего вы будете повторять? (Это нам необходимо, чтобы подготовиться к открытию нового.)
-
Итак, для начала вам надо попасть в порт. Это не так просто сделать, ведь это секретный объект. Но я уверенна, что вы разгадаете все секреты и добьётесь успеха.
1
…
3
…
…
6
7
…
- Посмотрите, дорога в порт зашифрована. Подберите ключи к шифру и разгадайте запись. (Между числами 1 и 3 стоит многоточие. Оно обозначает пропуск числа, значит, надо назвать число, которые при счёте стоит между 1 и 3. Это число 2. Пропущенные числа объясняются аналогично).
Работа организуется фронтально.
-
Отлично! Молодцы! Вот вы добрались до ворот в порт.
5 - 4
2 + 3
7 - 3
6 + 2
2) Актуализировать вычислительные навыки в пределах 8.
-
Но на воротах - кодовый замок. Чтобы добраться до корабликов, надо открыть этот замок.
-
Как вы думаете, что нужно сделать?
Работа проводится фронтально, ответы фиксируются на доске.
- Вы успешно справились с заданием, и вас не только пропускают в порт, но и дают право быть штурманами на корабликах.
«Раскрываются» ворота (разводятся в стороны, как двери лифта). За воротами открывается изображение 4 кораблей. 3) Состав числа 8.
- Ваша задача - правильно разместить пассажиров в кораблях. В каждый может поместиться только 8 человек. Часть пассажиров уже нашли свои места. Помогите разместиться остальным пассажирам. (8 - это 7 и 1; 8 - это 2 и 6, и т.д.)
- Всё, что вам необходимо для продолжения математического путешествия, вы повторили.
-
Что дальше? (Будет задание с чем-то новым.)
- Что вы будете делать с заданием, ведь в нем есть то, что вам неизвестно? (Мы попробуем.)
- Зачем будете пробовать? (Чтобы потом самим найти новый способ.)
- Вы продолжите путешествие на особом корабле. Чем этот корабль отличается от предыдущих? (В предыдущих кораблях было известно все число пассажиров, а для этого корабля это число надо найти.)
- Попробуйте определить число пассажиров на этом корабле.
- Итак, у кого нет ответа?
- Что показало вам пробное действие? (Мы не смогли определить число пассажиров.)
- У кого есть ответ?
- Кто получил число 9, обоснуйте свой ответ.
- Что показало вам пробное действие? (Мы не можем обосновать свои результаты.)
- На вашем пути встретилось затруднение. Что вы предпримете? (Остановимся и подумаем.)
- Какое задание выполняли? (Мы должны были найти число пассажиров на корабле.)
- В чем возникло затруднение? (В поиске ответа.)
- Почему возникло затруднение? (Мы не изучали число 9, у нас нет эталона.)
- Какую цель поставим перед собой на уроке? (Изучить число 9.)
- Назовите тему урока. (Число и цифра 9.)
- Вспомните алгоритм изучения чисел. Как вы будете изучать число 9? (Мы сначала определим место его на числовом отрезке, потом определимся в записи числа с помощью точек, затем будем учиться писать цифру 9, а потом откроем состав числа 9.)
- Что вам поможет? (Наши рассуждения, учебник, геометрическое лото, числовой отрезок.)
- Что вы знаете о числе 9? (Это число стоит после 8, оно больше 8 на 1.)
- Как получить число 9 на числовом отрезке? (Нужно продлить имеющийся числовой отрезок на один единичный отрезок.)
- Как покажете? (Стрелочкой +1.)
- Какой наш следующий шаг? (Построить графическую модель числа.)
- Что вам поможет? (Графическая модель числа 8.)
- Как же получить графическую модель числа 9? (Надо добавить еще одну точку.)
- Какой следующий шаг? (Узнать, как правильно писать цифру 9.)
- Что вам надо сделать, чтобы научиться писать эту цифру? (Внимательно рассмотреть эту цифру в учебнике, как она пишется в клетке, вспомнить, где встречались с этой цифрой, на что она похожа…)
Пропись, стр. 19
- Кто хочет по образцу рассказать, как пишется цифра 9?
Затем три ученика поочередно выходят к доске и пишут цифры в расчерченной на клеточки строчке, громко проговаривая последовательность шагов. Остальные дети работают в прописи.
- Найдите друг у друга и подчеркните самую красивую цифру.
Работа над составом числа 9.
- Какой следующий шаг вы должны сделать? (Выяснить состав числа 9.)
-
Я предлагаю поработать вам в парах. Давайте вспомним основные правила работы. (Каждый имеет право высказаться, другой должен выслушать. Пара должна работать так, чтобы не мешать другим парам.)
-
Положите перед собой 9 двусторонних кругов.
- Определите состав числа 9.
- Как получили число 9?
- Какой вывод вы можете сделать? (Мы все правильно открыли.)
- Можете ли вы сейчас выполнить задание на карточках? (Да.)
- Какое число нужно записать на корабле? (Число 9.)
- Можете ли вы обосновать, почему 9?
- Знаете ли вы, как правильно писать цифру 9?
- Запишите цифру 9.
- Что теперь вы сможете делать? (Решать примеры на состав числа 9, …)
- Какой следующий шаг в нашем путешествии? (Тренироваться.)
- Посмотрите, нас встречает Водяной.
- Поприветствуем его и расскажем о цели путешествия. Что вы узнали сегодня о числе 9? (Число 9 стоит на 9 месте в числовом ряду, «соседи» числа 9 - это 8 и 10, число 9 на письме обозначается цифрой 9 и т. д.)
- Давайте Водяному на память подарим букет цветов. Возьмите карточку с цветком.
- Раскрасьте пары чисел, составляющие 9, одинаковым цветом.
-
Кто из вас допустил ошибки?
-
В чем ваша ошибка?
-
Исправьте ошибки.
-
А как убедиться в том, что вы хорошо поняли и не допускаете ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
2) проверить сформированность представления о составе числа 9. Организация учебного процесса на этапе 7: № 2, стр. 18
-
Найдите № 2 на странице 18 учебника. Выполните это задание самостоятельно.
- Сравните свою запись с образцом.
- Если ошиблись, подчеркните место ошибки.
- Кто исправил свою ошибку?
- Молодцы! Вы очень внимательны!
- У кого верно выполнены все задания?
- Сделайте вывод. (Мы хорошо все усвоили.)
-
Где пригодятся нам знания о числе 9? (При решении примеров и т. д.)
- Найдите № 3 на странице 19. Что нужно сделать в этом задании? (Найти значение выражений.)
- Что вам поможет? (Числовой отрезок.)
- Молодцы! Вы хорошо потрудились, можно отправляться в обратный путь. Но для этого нужно поймать подводное течение, чтобы оно нас быстро домчало домой. Каждый ряд решает «цепочку» примеров, работая в парах. Ученики 1-й пары (1-й парты) записывают нужное число в «цепочку» на листике и передают следующей паре, и так далее до последней пары. Завершающая пара оглашает свой ответ. Посмотрим, кто будет первым.
1) организовать самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке;
2) соотнести цель и результат своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия;
3) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке;
4) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления; 5) определить и согласовать домашнее задание. Организация учебного процесса на этапе 9:
-
Какова была цель вашего путешествия? (Мы должны были научиться писать цифру 9, узнать состав числа 9.)
-
Достигли ли вы цели? Докажите. (…)
-
Чем воспользовались на уроке для образования нового числа? (Числовым отрезком.)
- Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите.
- Оцените вашу работу на уроке. Нарисуйте себя на лестнице успеха.
- Кто больше всех выручал вас во время путешествия? Кто был путеводной звездочкой в нашем путешествии? Кому бы вы сказали «спасибо»? Повесим их фотографии на «звёздный стенд».
- Вспомним ещё раз девиз нашего урока.
10. Домашнее задание: Построить кораблики вместе с родителями, надо же им тоже знать о нашем путешествии. Эти кораблики отвезут Водяному букет шикарных цветов, которые вы ему раскрасили и фотографию нашего класса на память о нашем путешествии (фото сделать на документ-камере).
11