Урок русского языка во 2 классе на тему «Корень как общая часть родственных слов»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка во 2 классе


Тема: «Корень как общая часть родственных слов»

Цели: - познакомить обучающихся с понятиями «однокоренные слова», «корень слова»;

- развивать умение правильно писать безударную гласную в корне слова,

подбирать проверочные слова;

- воспитывать культуру поведения на уроке

Задачи:

  1. сформировать понятие «родственные слова»,

  2. провести осмысление этих понятий на основе разграничения родственных слов и слов тех же семантических групп, а затем синонимов и слов с омонимичными корнями;

  3. «открыть» способ действия по нахождению в слове корня;

  4. учить находить в тексте «родственные слова» и выделять «корень» в слове;

УУД: Познавательные:

делать логические выводы

Регулятивные:

учить действовать по плану, находить и исправлять ошибки, проверять и оценивать результат

Коммуникативные:

повышать культуру речи и грамотность, расширять словарный запас слов, вести диалог, понимать точку зрения другого, извлекать информацию, данную в неявном виде; учить формулировать высказывание

Результаты:

Предметные: умение находить и выделять корень слова; умение демонстрировать правильное использование правила

Личностные: восприятие русского языка как явления национальной культуры; владение коммуникативными умениями с целью реализации сотрудничества при работе в парах

Метапредметные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач

Оборудование: картинный словарь, карточки для экологического панно, конверты со словами, деревце,

Ход урока:


1. Организационный момент

Организация направленного внимания на уроке.

Приветствие.

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Начинаем урок!

2. Психологический настрой к уроку

На доске: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему - к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.

3. Проверка домашнего задания

(фронтально)

4.Актуализация опорных знаний

1. Диагностика на слух - с использованием экологического панно (по методике В.Ф.Базарного)

Безударная гласная

цв…ла, бл…ны, сн…га, в…сы

Правописание слов с чу-щу, ча-ща, жи-ши

роща, тишина, жизнь, щука, чашка, чудак

-Какие знания открыли на прошлом уроке? (ответы детей)

5.Сообщение темы и целей урока. Постановка учебной задачи

Ситуация «Неожиданность». ( Ой, что это? Кто подбросил нам эти слова? (читает группы родственных слов)

- И почему именно эти слова?

- Кто - то творит сегодня чудеса... А для чего они? (ответы детей)

- Нам предстоит открыть новую тайну нашего языка.

6.Открытие нового знания

  1. Проблемная ситуация для изучения нового материала

- У каждого человека есть родственники. Назовите своих родственников. (Мама, папа, бабушка, дедушка и. т.д.)

-Правильно. А вот и о некоторых словах говорят, что они родственные. Как вы думаете, что может означать это название? (Ответы детей)

  • Какую учебную задачу поставим на уроке?(ответы)

  • Что вы хотели бы узнать на нашем уроке согласно нашей темы?

  • Родственные слова... это какие?

  • Как искать родственные слова?

7. Физминутка

Утром гномы в лес пошли. (Энергичный шаг на месте. )

По дороге гриб нашли. (Наклон вперед. Выпрямиться, руки на поясе. )

А за ним-то - раз, два, три - (Наклоны туловища из стороны в сторону. )

Показались еще три! (Руки в стороны, затем вниз.)

И пока грибы срывали, ( Наклоны вперед, руки к полу. )

Гномы в школу опоздали. (Руки к щекам, горестно покачать головой из стороны в сторону. )

Побежали, заспешили ( Бег на месте.)

И грибы все уронили!


  • А сейчас попробуем вместе найти ответы на поставленные вами вопросы.

8.Включение нового знания в систему знаний.

1.Наблюдение над родственными словами, значением корня.

- Много-много лет тому назад появилось на свете слово ВОЗ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево».

- Посадили люди слово ВОЗ, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий…. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот такое дерево выросло! (показ дерева)

- Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда они назвать общую часть этих слов корнем. И правильно сделали: от неё, как от корня дерева образуются новые, родственные слова.

- Прочитайте внимательно слова. Назовите общую часть, из которой выросли все эти слова? (Ответы детей)

2.Закрепление понятия корня как общей части родственных слов

- Работа с рубриками «Тайны языка» и «Внимание».

- Определение лишнего слова в каждой группе.

Левый-левша-лев

Водитель - вода - водный

Дело - делить - деловой

- Как вы думаете, весело жить словам не имея родственников? Давайте найдем им родственников.

- Молодцы, но для того, чтобы нам самим не ошибиться в определении родственных слов, давайте выработаем памятку.

Как правильно узнать родственные слова.

  1. Проверь, есть ли в словах общая часть.

  2. Есть ли общее значение, то есть можно ли объяснить с помощью одного и того же слова.

9. Физминутка

Зарядка для глаз- (с использованием офмальтотренажёра)

Чтобы нам не уставать,

Нужно малость пробежать.

По прямым дорожкам длинным

Влево - вправо, влево - вправо.

Ох, забот у нас немало

Пройдем по красному овалу.

Получается на славу!

Зоркость, чтоб развить немножко,

Пойдем по синей мы дорожке,

А потом кругом, кругом,

Все бегом, бегом, бегом

10. Закрепление знаний и способов деятельности.

1. Работа в парах:

- Возьмите конверт, откройте его, прочитайте слова,

Работаем вместе, дружно, обсуждаем каждый вариант ответа.

-Что объединяет слова в каждой группе?

-Можно ли назвать их родственными? Докажите своё мнение.

-Попробуйте объяснить свой ответ с точки зрения науки, используя только что полученные знания

  1. Дорога, тропинка, шоссе

  2. Река, озеро, пруд

  3. Часы, будильник, куранты

  4. Ручка, фломастер, карандаш

  1. Запись рядов слов в тетрадь по образцу.

Что? Какой? Что делает?

Свет светлый светать

Мороз

Звон

Шум

Боль

11. Словарно-орфографическая работа: (картинный с загадываем загадки) написание слов земляника, медведь.

12. Подведение итога урока

-Как называется общая часть родственных слов? (Общая часть родственных слов называется корнем)

-Что хранит в себе корень? (Корень хранит в себе общее для всех родственных слов значение)

-Как выделяется корень? (Корень выделяют дугой)

-Чтобы найти в слове корень, нужно:

  1. Подобрать … (родственные слова)

  2. Выделить … (общую часть)

13. Информация по д/з - выполнить упражнение 4 с. 92,93

14. Рефлексия.

Самооценка.

-Оцените свою работу на уроке по 10-бальной системе

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

-Вы славно потрудились, спасибо за урок.


© 2010-2022