Урок по окружающему миру на тему Средние века: время рыцарей и замков

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Окская СОШ»













Конспект открытого урока

по окружающему миру

в 4 классе на тему:

«Средние века: время рыцарей и замков»


Учитель начальных классов

Яшина Татьяна Васильевна.



















2013год Тема:«Средние века: время рыцарей и замков» 4 класс Цель: сформировать представление о средневековье. Задачи: - формирование представлений о религиях, получивших распространение в средние века; - дать представление о средневековых рыцарях и замках; - развивать кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление; воспитывать любовь и интерес к изучению истории, такие качества характера, как благородство, желание защитить слабого.
Техническое оснащение Компьютер (презентация.) Видео. Ход урока: 1.Организационный момент. Орешек знаний - твёрд Но всё же - мы не привыкли отступать. Нам расколоть его поможет Прекрасное желание - Хочу всё знать! 2.Актуализация полученных знаний. Ребята, а давайте вспомним, что такоё история? (История- это наука о прошлом. История изучает, как жили разные народы, какие происходили события). - История - это процесс развития, её можно сравнить с неудержимым движением вперёд. - Понаблюдаем, как это происходит. Обратимся к "ленте времени". С какими историческими эпохами вы познакомились на предыдущих уроках? ( Первобытный мир, Древний мир.) - Чтобы узнать, насколько хорошо вы знаете эти эпохи, проведём тест:(Слайд ) 1. Гробница фараона в Древнем Египте: а) храм б)пирамида в)Акрополь
2.На берегах какой реки возникло Египетское царство: а)Нил б) Амазонка в)Дон
3.Существо с телом льва и головой человека, «охраняющее « гробницы египетских фараонов: а) Сфинкс б)Ромал в)Хеопс 4.Найди географическое название: а)Ра б)Себек в)Везувий 5.Бог мудрости в Древнем Египте , научивший людей читать и писать: а)Тот б)Ра в)Себек 6)Холм в Афинах, где находились главные храмы города: а) Пантеон б) Акрополь в)Луксор Проверьте свои ответы и оцените. :(Слайд ) б-пирамида, а-Нил а-Сфинкс в-Везувий а-Тот б-Акрополь "Аукцион знаний".:(Слайд )
Распределите слова по группам: одна группа называет приметы Первобытного мира, а другая - Древнего мира. Восточная Африка иероглифы наскальная живопись храмы самая длинная эпоха пирамиды сбор плодов фараоны рыцарь? 3.Целеполагание. -Ни в Первобытном мире ни в Древнем мире рыцарей не было. Значит они появились позже. Исходя из этого, как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? - И сегодня на уроке у нас речь пойдет об эпохе, которая называлась Средними веками или Средневековьем. Тема: Средние века: время рыцарей и замков. :(Слайд )
Цель: сформировать представление о средневековье. :(Слайд )
Вопросы: 1)Когда это было? 2)Кто жил в это время? 3)Как жили и чем занимались? 4)В кого верили? 5)Кто такие рыцари? Как и на предыдущих уроках мы будем составлять коллаж, глядя на который, будет лего представить Средневековье.
4.Открытие новых знаний. 1) Когда это было? Рассказ учителя.К Средние века продолжалась с конца 5 века до конца 15 века и охватывают 12 столетий между древним миром и новым временем, когда речь идет о таком большом временном отрезке, трудно назвать точные даты его начала и конца. Одна эпоха постепенно переходит в другую. Но началом Средневековья принято считать 476 год. 2)Кто жил в это время? - В Средневековье жили разные группы населения: и горожане, и феодалы, и крестьяне. Но самым ярким представителем этой эпохи были рыцари. К:(Слайд )

3)Как жили и чем занимались? :(Слайд )

-К началу Средневековья большая часть территории Европы была покрыта густыми лесами. Многое изменилось в жизни людей в средние века. Люди стали обрабатывать большие земли и собирать хорошие урожаи. В Европе стали выращивать растения, которые раньше не знали: рис и хлопчатник, чай и кофе, картофель и кукурузу, апельсины, помидоры, какао… В Средние века мореплаватели открыли Америку, Австралию. Появилось много государств, Существующих и поныне: Англия, Франция, Италия и Россия.К - Через столетия облик Европы стал совсем иным. Выросли и расцвели города, были проложены дороги, прорыты каналы. Оживленные торговые пути пролегли из города в город, из страны в страну.
- В Европейских городах и сейчас сохранились кварталы, построенные в Средние века: улицы Берлина (Слайд 8), Копенгагена , Амстердама . Среди них и столица нашего государства - Москва. :(Слайд )
Богатые люди: бароны, графы, герцоги, рыцари жили в замках. Видео
Наука и техника в Средневековье. Начинает формироваться «корпус» квалифицированных ремесленников и технических работников. Появилось слово «инженер» (9 век; Италия, Франция) от латинского выражения «врожденные способности, изобретательность».В 12-13 веках в Западной Европе появился компас со стрелкой (хотя в Китае был известен с 1-2 веков). Появляются первые механические часы с пружиной. Впервые стали применяться очки. В 13 веке в Европе (Италия, 1270 год) началось изготовление бумаги. Стали применять порох («рецепт» изготовления принадлежит Роджеру Бэкону). С 14 века стало употребляться огнестрельное оружие: сначала появилась артиллерия (пушки) и лишь затем ручное огнестрельное оружие. Нужды военного дела и запросы церкви повлияли на развитие металлургии - начинается металлическое литье колоколов (5 век; Италия, Флоренция) Достижение Средневековья в области музыки - появление нотной записи в 11 веке в Италии. Ее изобрел монах Гвидо из города Ареццо. А в 13 веке в Германии изобрели знаки для обозначения длительности нот. Изобретение принадлежит священнослужителю Франко из Кёльна. Литература была представлена рыцарскими романами, стихами, поэмами. Появляются трубадуры, барды, менестрели. Зарождается новый поэтический жанр - сонет. Монастыри - центры учёности в Средние века. Именно монастырские школы давали начальное образование. Среднего образования не было: после начальной школы, владея латынью, в возрасте 15-16 лет школяр поступал в университет. С 12 века в употребление входят слова «университет» (от латинского «общность» руководителей и учеников), «студент» (от латинского «обучающиеся, занимающиеся»), «преподаватель» и т.д. Старейшие университеты 12 века: Салерно, Болонья (1119 г., Италия) Париж (1160 г., Франция) Оксфорд (1167 г., Англия). В 13 веке открыт Кембридж (1209 г., Англия). В 14 веке в Праге (1348г.) и Вене (1365 г.). (В России первый университет появился в 1725 году.) Изобретение книгопечатания.(сообщение ученика)К 4)В кого верили? В средние века люди старались осмысливать то, что их окружало, по нять себя, человеческую жизнь и смерть. Люди очеловечивали природу. Им казалось, что она полна каких-то таинственных сил, которые правят миром и судьбами людей. И эти силы они приписывали богам. И вера в бога называлась религией. -Откройте в учебнике стр.16, прочитайте и дайте ответ на вопросы: :(Слайд )
1)Какие религии появились в Средние века? 2)В каких странах получили распространение? 3)Как назывались здания для молитв? 4)Кому поклоняются верующие? 5)Что является главным источником вероучения? -Ответы детей.
- Если представить карту, то мы вспоминаем, что территория огромная, много государств, население разнообразное. Люди разных стран верили в разных богов. Стали всё шире распространятся три основные религии. Христианство.К:(Слайд )
- Так в Средневековье по всей Европе распространяется христианство. Люди верили в бога Иисуса Христа, который учил людей любить друг друга, молиться и верить в бога. - Христианство - одна из трех мировых религий (наряду с исламом и буддизмом). - Христианство появилось в I веке в восточной провинции Римской империи - Палестине, где была распространена религия древних иудеев. Христиане верят в Иисуса Христа как Богочеловека и Спасителя мира. Главный источник вероучения - Священное писание (Библия). - Христиане посещают церкви. - Христианство распространяется по всей Европе. :(Слайд ) - В разных странах искусными мастерами возводятся прекрасные христианские церкви и соборы. Многими мы можем восхищаться и сегодня: Покровский собор или храм Василия Блаженного, Собор Парижской Богоматери, Кафедральный собор. Ислам К:(Слайд )
- Ислам - одна из мировых религий. Это слово по-арабски означает «покорность». - Ислам возник в Аравии в VII веке. Основал его пророк Мухаммед. Последователи религии - их называют мусульманами - поклоняются единому Богу - Аллаху. Основы учения изложены в священной книге мусульман - Коране. Молятся 5 раз в день своему богу Аллаху в мечетях. - Ислам получил распространение на Ближнем Востоке. (Слайд ) - Со времен Средневековья сохранились удивительные по красоте мусульманские мечети - здания для молитв: Мечеть Омара, Мечеть Ахмедие или Голубая мечеть. Буддизм. К - Буддизм - самая древняя из мировых религий. (Слайд ) - Буддизм возник в середине первого тысячелетия до нашей эры на севере Древней Индии. Имя Будда получил основатель религии Сиддхартха Гаутама, достигший состояния высшего духовного совершенства. Будде поклоняются народы Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти Средней Азии и Сибири. Основы учения описаны в Ведах. :(Слайд )

  • В Средние века буддистские храмы строили в Китае, Японии и других странах востока: Храм Люхэта (Шести гармоний), Храм Махабодхи (Великого Просветления).
Первичное закрепление. :(Слайд )
- А теперь повторим то что мы сейчас узнали. - Какие религии возникли в Средние века? (Христианство, Ислам, Буддизм) - Как называется здание для молитв? (церковь, собор; мечеть; храм) - Кому поклоняются верующие? (Иисус Христос, Аллах, Будда) - Что является главным источником вероучения? (Библия, Коран, Веды) - Молодцы! Правильно! - А теперь повторим то что мы сейчас узнали. - Какие религии возникли в Средние века? (Христианство, Ислам, Буддизм) - Как называется здание для молитв? (церковь, собор; мечеть; храм) - Кому поклоняются верующие? (Иисус Христос, Аллах, Будда) - Что является главным источником вероучения? (Библия, Коран, Веды) - Молодцы! Правильно!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
5)Кто такие рыцари? :(Слайд )
- Кто же такой рыцарь? Выскажем свои предположения и обратимся к толковому словарю.К ( Рыцарь - это смелый человек, верный своему долгу. Рыцарь - это благородный человек. Рыцарь - это самоотверженный, безупречный человек.) -В словаре Ожегова говориться, что "Рыцарь-это смелый, благородный человек. Рыцарь - это самоотверженный, безупречный человек". - Вы правы в наше время рыцарем можно назвать благородного, смелого, безупречного человека. А в средние века - это тяжеловооруженный конный воин,( вес всех его доспехов мог достигать 90 кг.) для которого считались обязательными моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщине.
- В средние века рыцарем мог стать не каждый человек.
Работа со справочным материалом.(Приложение 1)
Прочитайте и дайте ответ на вопрос: 1)Кто и как мог стать рыцарем? :(Слайд )
2) Как происходило посвящение в рыцари? :(Слайд )
3)Что такое турниры и как они проходили? :(Слайд )
4)Геральдика это-:(Слайд )

Обычай снимать шапку, когда входишь в дом. Почему ? Этот обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по стране, облачённые в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину : «Я не опасаюсь тебя». Суровые времена Средневековья прошли, но обычай - входя в комнату, снимать шапку - остался. Этим ты показываешь хозяевам, что уважаешь дом, в который вошёл, уважаешь живущих в нём людей. И это им приятно.
-Славное было время Средневековье. Сейчас мы перенесёмся в это время. В мире много людей интересующихся историей, они воссоздали это время. Это рыцарский турнир. Обратите внимание на то, как одеты люди. Как выглядят лошади и послушайте музыку, которую сочинили в то время.
  • Видео.

6.Работа с учебником. -Богатые люди и рыцари жили в замках. Мы уже видели какие прекрасные и величественные это были сооружения, но все они должны были обеспечивать одну, очень важную функцию: охранять своего хозяина. Поэтому главным их качеством, должно было быть неприступность « Мой дом - моя крепость». -Как были устроены замки узнаем , прочитав текст на стр.18-19
(чтение учащимися по цепочке по абзацу) :(Слайд )
- Где и для чего строились замки? - Расскажите, каким вы представили себе замок. - Чем занимались жители замка? Схема замка:(Слайд )
7.Актуализация полученных знаний.(Приложение 2) Работа по группам: 1)Представь, что ты очутился в средневековом замке. Уютно тебе там будет Почему? 2)Обычай снимать перчатку, когда здороваешься возник в средневековье. Объясни, почему? 3)Глядя на картинки, расскажите об основных занятиях рыцарей. 4) Составь кодекс рыцарской чести.
8. Итог урока и рефлексия. - Знакомясь со временами Средневековья, мы много узнали. - В какой исторической эпохе мы побывали? -На какие вопросы ответили? - Что по-вашему, было интересным на уроке? Хотели ли бы вы жить в эпоху Средневековья? - Почему? Выставление оценок.
9. Домашнее задание:(Слайд )

1.Придумай рассказ о своём воображаемом путешествии в Средневековье. 2.Представь, что ты рыцарь.Что ты можешь рассказать о своей жизни. - Молодцы! Урок окончен, спасибо за работу.


© 2010-2022