- Преподавателю
- Начальные классы
- Индивидуальный подход на уроке физике к одаренным детяь
Индивидуальный подход на уроке физике к одаренным детяь
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тюхтенкова Н.Н. |
Дата | 01.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Индивидуальный подход на уроке физики к одарённым детям.
Тюхтёнкова Нина Николаевна учитель физики, МБОУ Малинская СОШ Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. Работа с одарёнными детьми требует много времени и усилий, как со стороны родителей, учителей так и со стороны самого ребёнка. Обучаемость - это сложное образование, которое зависит от многих личностных качеств и способностей учащихся, и в первую очередь от интеллектуальных способностей (способность анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать, выделять существенное, видеть учебные проблемы и решать их). А также от уровня познавательного интереса и мотивации, целеустремленности, гибкости мышления, самоорганизации, устойчивости в достижении цели. Из этого следует, что способности ученика определяются его темпом учения.
При этом организовывая свою деятельность на уроках физики, для работы с одарёнными детьми я предусматриваю: а) реализацию личностно - ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности; б) создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости; в) изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся; г) управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.
Выделяю несколько принципов педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми на уроках физики.
- Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности,
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности,
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения,
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя,
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Опыт работы показывает, что большие возможности для развития одарённых детей, их мышления и творческих способностей даёт специально организованная в школе внеклассная работа и проектная деятельность. Метод проектов включает в себя и исследовательскую деятельность учащихся. Учебные исследования, проводимые учащимися во внеурочное время, позволяют осуществить свободный поиск нужной информации; регулярные наблюдения и измерения формируют умения учащихся самостоятельно работать. Метод проектов позволяет учащимся ставить и решать собственные задачи, завершающихся созданием продукта их труда. Использую в своей работе компетентностно - ориентированный подход к обучению, в основе которого лежит активизация познавательной деятельности учащихся, превращающая школьника из объекта в субъект образовательной деятельности. Оптимальным средством формирования и развития коммуникативной компетентности школьников, по моему мнению, является, интерактивное обучение и метод проектов. При организации проектной деятельности учащихся я использую различные типы проектов по числу учащихся: личностный проект, групповой проект. Работая над исследовательским проектом, ученики имеют чётко обозначенную исследовательскую проблему. Внедряя практико-ориентированный проект, ученики используют в работе научные методы, обязательным условием является интегрированность знаний (создание измерительных или регистрирующих приборов, игр, моделей). Особый интерес у школьников вызывает работа над информационными проектами, направленными на сбор информации о каком - то объекте, участники проекта знакомятся с информацией, анализируют её и обобщают (например история создания тепловых машин, история освещения городов).
Мультимедийные проекты - представляют собой интерактивный, выполняемый в диалоговом режиме продукт - компьютерную разработку, в состав которой входят: музыкальное сопровождение, видеоклипы, анимации, наборы картин и слайдов, различные базы данных и так далее. (Такие проекты используются учениками в ходе урока « Атомная энергия - за и против» 11 класс, «Энергия сгорания топлива» - 8 класс).
Информационные технологии обучения позволили мне активизировать учебный процесс. Возможность практической деятельности учащихся в виртуальном режиме обеспечила доступность всех групп учащихся к освоению программного материала по физике. Использование современных мультимедийных пособий по физике позволило увидеть многие физические процессы, которые невозможно продемонстрировать в рамках обычной физической лаборатории на основе опытов. Такие сложные физические явления дети увидели в компьютерном исполнении. Такие технологии позволили: организовать аналитическую работу учащихся по выявлению физических особенностей изготовления физических приборов, проводить сравнение различных физических процессов, формировать у учащихся образную, зрительную, слуховую и эмоциональную память, воспитывать у учащихся эстетические, познавательные качества, формировать ключевые компетентности необходимые учащимся вне школьных стен. Целенаправленная организация работы с презентационным материалом на уроках физики позволяет наиболее полно использовать естественно - научный потенциал данного предмета и компетентностно - ориентированный подход. При выборе различных технологий в преподавании физики я выявляю наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, на каждом уроке целенаправленно и системно использую оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях реализации личностно- ориентированного подхода.
Коллектив педагогов и руководство школы признаёт то, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы.