Урок по внеклассному чтению

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-конференция

«Земля - наш дом родной».

Цели урока: обобщить знания детей по теме «Люби живое»; учить ориентироваться по текстам; учить работать с дополнительными источниками информации; прививать любовь и бережное отношение к природе.


Ход урока

  1. Открытие конференции.

- Здравствуйте, дорогие друзья, уважаемые корреспонденты. Сегодня мы собрались с вами на конференцию, которая посвящена теме «Земля - наш дом родной».

В президиум приглашаются корреспонденты «Лесной газеты» из отделов: «Вести из леса» Петренко Лиза, «Рыбацкий узел» Минин Виталий, «Почта» Симоненко София, «Городские новости» Малхасян Маргарита.

  1. Выступления участников конференции. (Данил Ураев)

Друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того. чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные-будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу, значит охранять Родину.

- Слово для открытия конференции предоставляется корреспонденту Петренко Елизавете, представителю отдела «Вести из леса».

Корреспондент. «Стая птиц под снегом».

«Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да - бух! - сорвался, и в снег по самые уши.

И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес.

Оказалось - целая стая белых куропаток ночевала в лесу на болоте. Днём они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют - и опять в снег.

Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?»

- Давайте дополним выступление нашего корреспондента. В какой истории мы встречались с зайчиком?

(Соколов-Микитов «Листопадничек»)

- Подумайте и скажите, что писатель мог наблюдать в природе, а что подсказали ему фантазия и воображение?

(Гордиенко Арина)

Заяц-русак и заяц-беляк довольно крупные зверьки, длина тела наиболее рослых достигает 70 см. Русак летом и зимой серый; зимой он лишь немного светлеет.

Лёжка русака в летнее время - это, как правило, просто небольшая ямка, выкопанная под прикрытием куста или поваленного дерева. Часто просто залегает под кустом или в полевой меже. Постоянных нор не устраивает, иногда роет временные дневные норы при сильной жаре. Может отдыхать в заброшенных норах барсуков, лисиц и сурков. Бегает русак быстрее беляка; его прыжки длиннее. Путает следы. Неплохо умеет плавать. Как и все зайцы, русаки - тихие звери; только будучи пойманными или раненными, они издают высокий пронзительный крик. Самка зовёт зайчат, издавая тихие звуки. Потревоженный русак щёлкает зубами, как это делают многие грызуны.

(Мегреладзе Ангелина)

Беляк же зимой становится совсем белым, чем и объясняется его название. День заяц проводит на площадке, которую чаще всего устраивает, просто приминая траву в укромных местах. Зимой в сильные морозы заяц роет в снегу норы, в которых может проводить целый день и покидать лишь при опасности. Роя нору, беляк уплотняет снег, а не выбрасывает его наружу. В тундре зайцы зимой роют очень глубокие норы длиной до 8 м, которые используют в качестве постоянных убежищ. Летом они также порой пользуются земляными норами, занимая пустующие норы песцов или сурков.

- Прочитайте диалог. Из какого произведения он взят? (Астафьев «Капалуха»)

- Кто является участниками диалога?

- Кто из них думает о птицах и окружающей среде, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?

- Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно этими словами автор заканчивает произведение?

(Кипер Владислав)

Глухарь - очень чуткая и осторожная птица. Держится от людей подальше, в глухих лесных дебрях, отчего, по некоторым данным, и получил свое странное имя «глухарь». Слух у глухаря отменный: слышит человека за сотни метров. Но вот беда: когда начинает глухарь петь своей глухарке любовные серенады, теряет, как говорится, и голову, и слух, причем в буквальном смысле этих слов.

Издавна глухарь был предметом страстного охотничьего вожделения. Иной петух бывает величиной с индюка: это около шести килограммов вкуснейшего мяса. Перья на шее и животе -черные, на спине - светло-коричневые, с беловатыми пятнами. Голову украшает огромный крючковатый клюв и ярко-красные бархатистые брови.

Каждому охотнику хорошо известна слабость этой птицы - терять слух во время токования, что и стоит иному глухарю жизни. Именно в этот момент и подкрадывается к нему охотник на расстояние выстрела. Теперь, к сожалению, глухариные песни звучат все реже: слишком мало осталось глухариных мест, куда бы не проник человек и его техника.

- Слово для выступления предоставляется корреспонденту Минину Виталию, представителю отдела «Рыбацкий узел».

Корреспондент.

- Сегодня я буду говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущих полуводный образ жизни.

Речной бобр - крупный грызун, достигает 30-32 кг. Жизнь его тесно связана с водой. Бобры прекрасно плавают и ныряют, имеют ряд особенностей, связанных с водным образом жизни. Мех бобра очень густой и почти не намокает. Между пальцами задних конечностей имеется плавательная перепонка, хвост широкий, плоский, покрыт роговыми чешуйками.

- В каком произведении мы познакомились с этим зверем? Вспомните, кто является врагами бобра? Кто испортил плотину бобров?

Выдра - крупный зверь с вытянутым, гибким телом обтекаемой формы. Лапы короткие, с плавательными перепонками. Хвост мускулистый, непушистый. Обитает она преимущественно в лесных реках, богатых рыбой, реже - в озёрах и прудах. Питается выдра преимущественно рыбой, причём предпочитает мелкую рыбу. Зимой поедает лягушек. Летом, кроме рыбы, ловит водяных полёвок и других грызунов; местами систематически охотится на куликов и уток.

- Кто хочет дополнить выступление? Расскажите о речных обитателях.

(Борзов Дмитрий)

Ондатра Родина ее - Северная Америка.

Ондатра ведет полуводный образ жизни, живет в норах, устраиваемых в берегах водоемов, где имеется водная растительность. Вход в нору ее скрыт под водой. Если нору вырыть нельзя, то она строит хатку из корневищ и стеблей водных растений, скрепляя их илом. Приносит два помета за лето, по 4-7 детенышей в каждом. Питается рогозом, камышом, стрелолистом, тростником и другими водными растениями.

Ондатра дает красивый ценный мех.

Неуправляемая охота на бобра, ондатру и выдру ведет к уничтожению этих разновидностей животных. Из их меха шьют шубы и шапки.

- Какая история, из прочитанных нами в данном разделе, тоже связана с приключением на воде?

(Бианки «Мышонок Пик»)

- Вставьте пропущенные слова, восстановив текст.

«Первыми заметили Пика большие … . Они подлетели и закружились над кораблем. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лета разбить себе клюв о твердую кору. Некоторые опустились на воду, и вплавь догоняли кораблик.

А со дна реки поднялась … и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда … скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать ее страшных зубов».

(Ответ: 1. Белый чайки. 2. Щука. 3. Чайки.)

- Какая смерть грозила бедному мышонку?

(Его чуть не убил мальчик; чуть не склевали чайки; чуть не поймала щука; змея; жулан.)

Физкультминутка.

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - полетела.

У реки остановилась,

Над водою покружилась,

И на кочку приземлилась.


- Слово корреспонденту из отдела «Почта». Симоненко София

Корреспондент. - Я вам хочу зачитать жалобы, которые пришли в наш адрес. Определите, о ком идет речь, и какую пользу оно приносит.

Жалоба 1

Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что?

Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то.

Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая.

(Здесь говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу - и они исчезнут.)

Жалоба 2.

На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно.

(Это о летучей мыши. Она охотится только ночью, но польза от нее огромная. Уничтожает вредных насекомых.)

- Ребята, узнаёте ли вы эту птицу? Что вы знаете о ней? Я хотела бы выступить в защиту этой птицы. Прочитайте рассказ, который я для вас подготовила.

- Кукушка - единственная из всех птиц, которая подкладывает свои яйца в чужие гнезда и никогда сама не выкармливает своих птенцов. А знаете, почему она это делает?

Кукушка - птица насекомоядная и к тому же очень прожорливая. И главное - она поедает таких гусениц, которых, кроме нее и иволги, не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест их всех подряд.

Кукушата не могут есть таких гусениц, как взрослые кукушки. Вот и выкармливают их другие птицы. Подкладывая яйца в чужие гнезда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти.

- Так почему же кукушка подкладывает свои яйца в чужие гнёзда?

- А в каком произведении мы встретились с проявлением материнских инстинктов? (Белов «Ещё про Мальку»)

-Над чем вас заставил задуматься этот рассказ?

Слово корреспонденту из отдела «Городские новости».

Малхасян Маргарита

- Я корреспондент городских новостей. И хочу прочитать вам письмо мальчика.

Какого жука я в лесу повстречал!

Он топал, как бык, и рогами качал.

И очень серьезным и грозным он был -

Я даже дорогу ему уступил.

Мне имя его неизвестно пока,

Но я не забуду лесного жука.

Я в городе в библиотеку пойду,

Жука моего по рисункам найду.

Узнаю, где водится, как он живет,

Зачем ему крылья и что он жует.

И будут страницы, как травы, шуметь,

И будут как птицы трамваи звенеть.

Я всем расскажу про жука своего,

Как славно, что я не обидел его!

- Что же это был за жук?

(Жук-олень).

- Не напомнило ли вам это письмо какие-то истории?

(Драгунский «Он живой и светится»)

- Почему мальчик решил обменять игрушку на жука?

Как назывался этот жук?

(Ромакова Маргарита)

Светляк Самцы в теплую погоду летают в темноте. Не способные летать самки держатся среди растений на земле. Их расположенные на брюшке светящиеся органы видны самцам издалека, так как самки приподнимают брюшко. Эти жуки, с желтоватой или красноватой окраской, летом часто встречаются на цветках различных трав, кустарников, а во время дождя спускаются на землю, прячась под листья. Полезны, так как питаются гусеницами и тлями. Иногда грызут растения, например молодые побеги.

- Посмотрите на фотографию и скажите, героем какого произведения является этот зверь?

(Житков «Про обезьянку») Почему мальчику пришлось отказаться от обезьянки?

- А это героиня какого рассказа? (Дуров «Наша Жучка»)

- Подумайте и скажите, можно ли содержание этих рассказов связать со словами известного французского писателя Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили». Обоснуйте свою точку зрения.

VII. Итоги конференции

- Наша конференция подходит к концу. Скажите, чему вас научили писатели, их рассказы? О чем заставили задуматься?

(Они научили нас видеть живое вокруг себя. Все хотят жить!)

Ученица:

Берегите землю. Берегите.

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите!

М. Дудин

Конференция закачивается песней, которую поют все.

«Не дразните собак,

Не гоняйте кошек…»



. «Стая птиц под снегом».

«Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да - бух! - сорвался, и в снег по самые уши.

И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес.

Оказалось - целая стая белых куропаток ночевала в лесу на болоте. Днём они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют - и опять в снег.

Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?»

Заяц-русак и заяц-беляк довольно крупные зверьки, длина тела наиболее рослых достигает 70 см. Русак летом и зимой серый; зимой он лишь немного светлеет.

Лёжка русака в летнее время - это, как правило, просто небольшая ямка, выкопанная под прикрытием куста или поваленного дерева. Часто просто залегает под кустом. Постоянных нор не устраивает, иногда роет временные дневные норы при сильной жаре. Может отдыхать в заброшенных норах барсуков, лисиц и сурков. Бегает русак быстрее беляка; его прыжки длиннее. Путает следы. Неплохо умеет плавать. Как и все зайцы, русаки - тихие звери; только будучи пойманными или раненными, они издают высокий пронзительный крик. Самка зовёт зайчат, издавая тихие звуки. Потревоженный русак щёлкает зубами, как это делают многие грызуны.

Беляк же зимой становится совсем белым, чем и объясняется его название. День заяц проводит на площадке, которую чаще всего устраивает, просто приминая траву в укромных местах. Зимой в сильные морозы заяц роет в снегу норы, в которых может проводить целый день и покидать лишь при опасности. Роя нору, беляк уплотняет снег, а не выбрасывает его наружу. В тундре зайцы зимой роют очень глубокие норы длиной до 8 м, которые используют в качестве постоянных убежищ. Летом они также порой пользуются земляными норами, занимая пустующие норы песцов или сурков.

Глухарь - очень чуткая и осторожная птица. Держится от людей подальше, в глухих лесных дебрях, отчего, по некоторым данным, и получил свое странное имя «глухарь». Слух у глухаря отменный: слышит человека за сотни метров. Но вот беда: когда начинает глухарь петь своей глухарке любовные серенады, теряет, как говорится, и голову, и слух, причем в буквальном смысле этих слов.

Издавна глухарь был предметом страстного охотничьего вожделения. Иной петух бывает величиной с индюка: это около шести килограммов вкуснейшего мяса. Перья на шее и животе -черные, на спине - светло-коричневые, с беловатыми пятнами. Голову украшает огромный крючковатый клюв и ярко-красные бархатистые брови.

Каждому охотнику хорошо известна слабость этой птицы - терять слух во время токования, что и стоит иному глухарю жизни. Именно в этот момент и подкрадывается к нему охотник на расстояние выстрела. Теперь, к сожалению, глухариные песни звучат все реже: слишком мало осталось глухариных мест, куда бы не проник человек и его техника.

Корреспондент.

- Сегодня я буду говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущих полуводный образ жизни.

Речной бобр - крупный грызун, достигает 30-32 кг. Жизнь его тесно связана с водой. Бобры прекрасно плавают и ныряют, имеют ряд особенностей, связанных с водным образом жизни. Мех бобра очень густой и почти не намокает. Между пальцами задних конечностей имеется плавательная перепонка, хвост широкий, плоский, покрыт роговыми чешуйками.

Выдра - крупный зверь с вытянутым, гибким телом обтекаемой формы. Лапы короткие, с плавательными перепонками. Хвост мускулистый, непушистый. Обитает она преимущественно в лесных реках, богатых рыбой, реже - в озёрах и прудах. Питается выдра преимущественно рыбой, причём предпочитает мелкую рыбу. Зимой поедает лягушек. Летом, кроме рыбы, ловит водяных полёвок и других грызунов; местами систематически охотится на куликов и уток.

- Кто хочет дополнить выступление? Расскажите о речных обитателях.

Ондатра Родина ее - Северная Америка.

Ондатра ведет полуводный образ жизни, живет в норах, устраиваемых в берегах водоемов, где имеется водная растительность. Вход в нору ее скрыт под водой. Если нору вырыть нельзя, то она строит хатку из корневищ и стеблей водных растений, скрепляя их илом. Приносит два помета за лето, по 4-7 детенышей в каждом. Питается рогозом, камышом, стрелолистом, тростником и другими водными растениями.

Ондатра дает красивый ценный мех.

Неуправляемая охота на бобра, ондатру и выдру ведет к уничтожению этих разновидностей животных. Из их меха шьют шубы и шапки.

Корреспондент. Я хочу зачитать вам жалобы, которые пришли в наш адрес. Определите, о ком идет речь, и какую пользу оно приносит.

Жалоба 1

Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что?

Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то.

Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая.

(Здесь говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу - и они исчезнут.)

Жалоба 2.

На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно.

(Это о летучей мыши. Она охотится только ночью, но польза от нее огромная. Уничтожает вредных насекомых.)

- Ребята, узнаёте ли вы эту птицу? Что вы знаете о ней? Я хотела бы выступить в защиту этой птицы. Прочитайте рассказ, который я для вас подготовила.

- Кукушка - единственная из всех птиц, которая подкладывает свои яйца в чужие гнезда и никогда сама не выкармливает своих птенцов. А знаете, почему она это делает?

Кукушка - птица насекомоядная и к тому же очень прожорливая. И главное - она поедает таких гусениц, которых, кроме нее и иволги, не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест их всех подряд.

Кукушата не могут есть таких гусениц, как взрослые кукушки. Вот и выкармливают их другие птицы. Подкладывая яйца в чужие гнезда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти.

- Так почему же кукушка подкладывает свои яйца в чужие гнёзда?


Слово корреспонденту из отдела «Городские новости». Авакян Вячеслав.

- Я корреспондент городских новостей. И хочу прочитать вам письмо мальчика.

Какого жука я в лесу повстречал!

Он топал, как бык, и рогами качал.

И очень серьезным и грозным он был -

Я даже дорогу ему уступил.

Мне имя его неизвестно пока,

Но я не забуду лесного жука.

Я в городе в библиотеку пойду,

Жука моего по рисункам найду.

Узнаю, где водится, как он живет,

Зачем ему крылья и что он жует.

И будут страницы, как травы, шуметь,

И будут как птицы трамваи звенеть.

Я всем расскажу про жука своего,

Как славно, что я не обидел его!

- Что же это был за жук?

(Жук-олень).

Светляк Самцы в теплую погоду летают в темноте. Не способные летать самки держатся среди растений на земле. Их расположенные на брюшке светящиеся органы видны самцам издалека, так как самки приподнимают брюшко. Эти жуки, с желтоватой или красноватой окраской, летом часто встречаются на цветках различных трав, кустарников, а во время дождя спускаются на землю, прячась под листья. Полезны, так как питаются гусеницами и тлями. Иногда грызут растения, например молодые побеги.

Берегите землю. Берегите.

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите!

М. Дудин

© 2010-2022