ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 34




«Рекомендовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Председатель МО Заместитель Директор

МОБУ СОШ №34 директора по УВР МОБУ СОШ №34

________/_________/ МОБУ СОШ №34 _________/________/

Протокол №______ _________/_________/ Приказ №________

от «___»______201 __г. «___»______201 __г от «___»______201 __г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ЭКОЛОГО- БИОЛОГИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ»

1 КЛАСС

2014- 2015 уч.год












Составитель:

Журавлева Г.Н.

педагог дополнительного

образования





2014 год


Пояснительная записка. Программа «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009) Цель программы - формирование основ культуры питания, как части общей культуры здоровья. Задачи:

  • развитие представлений о правильном питании;
  • формирование полезных навыков и привычек;
  • формирование ответственного отношения к своему здоровью;
  • формирование представлений о народных традициях, связанных с питанием;
  • просвещение родителей в вопросах рационального питания для детей.
Данная программа представляет детям широкую панораму правильного и здорового питания как компонент сохранения здоровья и долголетия, осознание важности образования и воспитания правильного питания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов сохранения собственного здоровья, здоровья близких, как важнейшее национальное достояние России. Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, программа вводит в процесс ценностного отношения к своему здоровью, а именно здоровому питанию ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Программа «Правильное питание» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к здоровью, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение программы состоит также в том, что в ходе её изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке; о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, на формирование готовности соблюдать их; учатся осмысливать причинно-следственные связи формирования навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни. Существенная особенность программы состоит в том, что в ней заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.

Общая характеристика программы Обучение школьников по программе строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной и социальной среды; в соответствии с использованием форм и методов обучения психологических особенностей детей 1-х классов. Целью данного курса является формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Здесь учитываются и традиции питания, а также предполагается активное вовлечение родителей в процесс обучения.

Отбор содержания программы «Разговор о правильном питании» осуществлён на основе следующей ведущей идее: - идее заботы о своём здоровье. Забота о своём здоровье - это представление о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Содержание учебно-методического комплекта направлено на активное вовлечение детей в работу по программе, стимулирование их интереса к изучаемым темам, освоение ценностных нормативов и навыков. Очень важно, чтобы в реализации программы принимали участие родители. Эффективность формирования основ культуры питания в очень большой степени будет определяться тем, насколько определяемые программой нормы и ценности находят отклик в семьях учащихся. В основе методики преподавания программы лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания здорового питания. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Ролевая игра базируется на изображении ее участниками определенных персонажей, действующих в заданных условиях. В ходе взаимодействия участники игры должны решить поставленную перед ними задачу. Ролевые игры оказываются весьма эффективными при освоении детьми навыков поведения в различных ситуациях. Ситуационная игра предполагает четко заданный сценарий действий и ориентирована на конкретный результат (при изучении темы «Самые полезные продукты» дети должны распределить продукты по трем цветным «столам», в зависимости от частоты употребления того или иного продукта в пищу). Подобная реализация программы внеурочной деятельности по эколого- биологическому направлению «Правильное питание» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.
Программа внеурочной деятельности по эколого- биологическому направлению «Правильное питание» предназначена для обучающихся 1-х классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 6 до 8 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю (33 ч в год). Годовой календарный график МОБУ СОШ № 34 на 2014-2015 уч. год определяет 33 учебные недели. Исходя из нормативных условий рабочая программа составлена на 31 час. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.

Содержание программы


Название темы

Задачи

Основные понятия

Если хочешь быть здоров

  • формировать представление о ценности здоровья, значении правильного питания

Здоровье, питание, правила питания

Самые полезные продукты

  • формировать представление о продуктах ежедневного рациона; продуктах, которые нужно есть часто; продуктах, которые нужно есть иногда

• формировать представление о том, какие продукты наиболее полезны для человека

• формировать представление о необходимости ответственно относиться к своему здоровью и питанию

Продукты, блюда, здоровье

Как правильно есть

• развивать представление об основных правилах гигиены питания, важности их соблюдения

• развивать основные гигиенические навыки, связанные с питанием

Питание, здоровье, правила гигиены

Удивительные превращения пирожка

• формировать представление о роли регулярного питания для здоровья

• формировать представление об основных требованиях к режиму питания

Здоровье, питание, режим

Из чего варят каши, и как сделать кашу вкусной

• формировать представление о завтраке как обязательной части ежедневного меню

• расширить представление о блюдах, которые могут входить в меню завтрака

• формировать представление о каше как полезном и вкусном блюде

Завтрак, режим, меню, каша, крупа

Плох обед, если хлеба нет

• формировать представление об обеде как обязательной части ежедневного меню

• формировать представление об основных блюдах, входящих в состав обеда, об опасности питания «всухомятку»

Обед, блюдо, первое блюдо, второе блюдо, десерт, закуска, меню

Полдник. Время есть булочки

• формировать представление о полднике как обязательной части ежедневного меню

• формировать представление о продуктах и блюдах, которые могут быть включены в меню полдника

Полдник, меню, хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты

Пора ужинать

• формировать представление об ужине как обязательной части ежедневного меню

• расширить представление о блюдах, которые могут быть включены в меню ужина

Ужин, меню

Где найти витамины весной

• формировать представление о роли витаминов для здоровья человека, основных продуктах - источниках витаминов

• формировать представление о важности и необходимости включения в рацион питания растительной пищи

Витамины, фрукты, овощи

Как утолить жажду

• формировать представление о роли воды для организма человека

• расширить представление о разнообразии напитков, пользе различных видов напитков

Жажда, здоровье, напитки

Что надо есть, если хочешь стать сильнее

• расширить представление о роли спорта для сохранения и укрепления здоровья

• формировать представление о продуктах и блюдах, которые нужно включать в рацион питания человека, занимающегося спортом

Здоровье, спорт, питание

На вкус и цвет товарищей нет

• познакомить детей с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов и блюд

• формировать представление о том, как происходит распознавание вкуса

• формировать умение описывать вкусовые свойства продуктов и блюд

Вкус, блюда, продукты

Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты

• расширить представление о пользе фруктов и овощей как об источниках витаминов

• расширить представление об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из растительной пищи

Овощи, фрукты, витамины, здоровье

Каждому овощу - свое время

• развивать представление о пользе фруктов и овощей

• формировать представление о сезонных фруктах и овощах

Овощи, фрукты, витамины, здоровье

Праздник урожая

• обобщить знания о правильном питании

• расширить представление о наиболее полезных продуктах и блюдах

Питание, здоровье, блюда


Календарно-тематическое планирование

1 класс

«Правильное питание»
задачи: -первичное ознакомление со здоровым образом жизни; - формирование потребности в личной гигиене; - ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
№ п/п Дата (план) Дата (факт)

Наименование тем

Теор.

Практ.

02.09 02.09 Если хочешь быть здоров

1

1 2 -3. 09.09 16.09 09.09 16.09 Самые полезные продукты


1

4-5. 23.09 30.09 23.09 30.09 Как правильно есть

1

1

6-7. 07.10 14.10 17.10 14.10 Удивительные превращения пирожка

1

1

8. 21.10 21.10 Из чего варят каши, и как сделать кашу вкусной

1

1

9-10. 11.11 18.11 11.11
Плох обед, если хлеба нет

1

1

11-12 25.11 02.12
Полдник. Время есть булочки

1

1

13-14 09.12 16.12
Пора ужинать


2

15-17 23.12 13.01 20.01

Где найти витамины весной

1

2

18-20 27.01 03.02 17.02
Как утолить жажду

1

2

21-23 24.02 03.03 10.03
Что надо есть, если хочешь стать сильнее

1

2

24-27 17.03 07.04 14.04 21.04



На вкус и цвет товарищей нет

1

2

28-29 28.04 05.05
Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты

1

1

30 12.05
Каждому овощу - свое время

1

1

31 19.05
Праздник урожая


1





Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности


Личностными результатами освоения учащимися программы являются:

  • проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;
  • овладение установками, нормами и правилами правильного питания;
  • готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Правильное питание», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
  • способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
  • способность к сотрудничеству и коммуникации;
  • способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику;
  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области здорового питания.
Предметными результатами освоения программы являются: В познавательной сфере:
  • рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания личной траектории здорового питания;
  • оценка технологических свойств сырья и областей их применения;
  • владение методами чтения штрих-кодов на продуктах питания, приобретаемых в розничной торговле;
  • формирование представления о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности.
В трудовой сфере:
  • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
  • планирование технологического процесса труда.
В мотивационной сфере:
  • выраженная готовность в потребности здорового питания;
  • осознание ответственности за качество правильного питания.
В эстетической сфере:
  • дизайнерское проектирование блюд с точки зрения здорового питания;
  • освоение навыков сервировки стола.
В коммуникативной:
  • публичная презентация и защита мини-проектов по здоровому питанию.

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести

обучающиеся в процессе реализации

программы внеурочной деятельности


В ходе реализация программы внеурочной деятельности по эколого- биологическому направлению «Правильное питание» обучающиеся должны знать:

  • народные традиции, связанные с питанием и здоровьем;
  • правила питания, направленные на сохранение и укрепление здоровья;
  • правила этикета, связанные с питанием, осознанием того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.
  • свои права и права других людей;
  • соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
  • знания о "полезных" и "вредных" продуктах, значение режима питания;
  • о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей;
  • навыками укрепления здоровья;


уметь:
  • пользоваться навыками правильного питания как составной частью здорового питания;
  • различать "полезные" и "вредные" продукты;
  • определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
  • заботиться о своем здоровье;
  • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
  • навыками укрепления здоровья.


В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Контроль осуществляется в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Критерии оценки знаний, умений и навыков.
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, участие в организации выставок.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.




Ресурсы и условия реализации программы

  1. Программа «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009.
  2. Программа «Две недели в лагере здоровья» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009.
  3. Программа «Формула правильного питания» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009.
  4. «Примерная программа по окружающему миру» М.: «Просвещение», 2010.
  5. «Программа по окружающему миру» Плешакова А. А. М.: «Просвещение», 2011.
  6. «Программа по окружающему миру» Плешакова А. А. М.: «Просвещение», 2011.
  7. «Примерная программа по технологии» Стандарты второго поколения. М.: «Просвещение», 2010.

















































© 2010-2022