Конспект урока по русскому языку в 4 классе

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку в 4 классеКонспект урока по русскому языку в 4 классеКонспект урока по русскому языку в 4 классеКонспект урока по русскому языку в 4 классеКонспект урока по русскому языку в 4 классеКонспект урока по русскому языку в 4 классеКонспект открытого урока по русскому языку в 4 классе

Тема: Развитие речи. Сочинение «Заяц».

Цели урока:
1. Образовательная: обобщение и проверка знаний, полученных по теме «Стили речи», повторение изученного материала по теме «Типы текстов».
2. Воспитательная: формирование умения работать в паре, развитие культуры общения, чувства товарищества; умение контролировать и оценивать собственную деятельность;воспитывать любовь к животным; сочувствие, отзывчивость.
3. Развивающая: развитие умения рассуждать, анализировать, делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент:

Веселый зазвенел звонок,

Давайте же начнем урок,

Работать вместе будем,

Все важное обсудим.

1)Выполним упражнения, помогающие нам быть активными:

Упражнения на развитие активности работы головного мозга.

1.Протирание ладоней;

2.Протирание края парты и постукивание;
2)Словарная работа. Упражнение на развитие памяти. На доске словарные слова: заяц, морковь, капуста, трава, овощи, огород, быстро, однажды, быстро, потом -Запомните слова и через минуту запишите их в словариках. (Слова закрываю). -Проверим, кто сколько слов записал (Открываю слова, ученики проверяют правописание слов) II. Обобщение и систематизация знаний. -Давайте повторим о стилях речи и типах предложений. На интерактивной доскезаписаны слова: Стили речи Типы текстов
разговорный, описание, научный, повествование, художественный,рассуждение, официально - деловой, публицистический -Распределите слова в два столбика. -Зачем так много стилей речи? Вывод: Каждый стиль речи уместен в определенной ситуации и вскоре мы в этом убедимся. III. Сообщение темы урока. - Сегодня мы с вами продолжим учиться составлять разные типы текстов о зайце, используя различные стили речи. 1.Работа с поговорками. Прочитаем, что говорит народ о зайцах. На интерактивной доске записаны поговорки, где некоторые слова закрыты прямоугольниками: «Труслив как заяц» «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь» -Когда так говорят? 2. Работа над многозначностью слова «заяц». Прямое значение - зверь, …. Переносное значение - безбилетный пассажир
Физкультминутка. Упражнения, регулирующие дыхание:

  1. «Надуваем шар»
  2. «Вдох и выдох через разную ноздрю»

3. Восстановление двух типов текста из фрагментов. Работа в паре.

Текст №1

Заяц- очень чудное животное. Зимой он линяет, и шёрстка становится у него белая. Совсем как первый, чистый снежок. А весной шёрстка совсем другая- светло коричневая. рыжая, либо чёрненькая. А бывают зайцы остаются такими, белыми.

Зайчики живут в лесу. Летом и весной питаются корнеплодами, растениями и ягодами. Осенью иногда овощами- морковкой, огурцами. Хорошо едят зайцы и пшеницу, и зерно. А вот зимой откапывают трусишки-зайчишки под снегом листу, ветви. Зайцы спасаются зимой и летом окраской шерсти. зимой- белая. как чистый снег. Летом- коричневая, совсем как земля.

У зайчишки множество врагов. Это- хищный волк, хитрица- лисица, крупные птицы, дикие собаки. Но заяц хоть и трусливый, спасается окраской и ногами. Зря говорят: заяц -трус. Это совсем не так. Если бы он был трусливым. слабым. хилым, то были зайцы- редкими животными. И были бы занесены в Красную книгу, как вымирающие животные!

Текст №2

Раз со мной на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?

Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»

Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит.

-Прочитайте полученные тексты. Определите стиль речи. 1V.Подготовка к сочинению. 1. Сравнение зайцев по внешнему виду. (На доске картинки сказочного и реального зайцев) - Посмотрите на картинки и скажите, что общего у этих животных. (У этих животных есть голова, шея, туловище, хвост и лапы). - А чем они отличаются друг от друга? ( Они различаются по росту, размеру, внешнему виду). Вывод: - Мы с вами вспомнили, что эти животные похожи строением, а различаются по внешнему виду. 2. Составление кластера:

внешний вид

повадки



питание

заяц




место обитания

особые качества


место


(На доске карточки со словами «место обитания», «внешний вид», «питание», «повадки», «особые качества», «заяц».) Из набора слов нужно выбрать подходящие к сказочному и реальному зайцам: а) внешний вид(«в одежде», «косые глаза», «на двух лапах», «цвет серый», «пушистая шерсть», «на 4 лапах», «задние лапы длиннее передних», «длинные уши», «короткий хвост» б) место обитания: «дом», «лес» в) питание: морковь, капуста, трава, овощи; г) повадки:работа с интерактивной доской. Распределение слов, относящихся к сказочному и реальному зайцам: весельчак, трусливый, осторожный, хвастун, ловкий, хитрец, запутывает следы, умеет обороняться. д)особые качества: прыжок 5-6 метров, потомство 2-5 раз в год, скорость до 60 - 70 км/час, широкий обзор до 360 градусов; 3. Составление плана. -Мы много рассказали о зайцах. Чего не хватает, чтобы написать текст? (Нужен план). План появляется на интерактивной доске.
Описание Повествование

  1. Начало 1.Начало
(Кто герой) (Кто герой)
  1. Внешний вид. 2.Что случилось?
  2. Мое отношение. 3.Чем дело закончилось?

Гимнастика для глаз. 1.Проводят глазами по стрелкам на интерактивной доске. 2.Потереть фалангами пальцев переносицу.
V.Самостоятельная работа. Проверка работ. (Дети читают тексты, определяют стиль речи, тип текста.)
V1. Итог урока. Мы сегодня были писателями, а сейчас предлагаю стать художниками. Составим букет настроения. (На доске ветки, куда дети прикрепляют лепестки разного цвета, в зависимости от настроения).

Упражнения для снятия эмоционального и физического напряжения:

  1. Упражнение «Муха». ( Сядьте удобно, руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливую муху.)

  2. Упражнение «Лимон». (Сядьте удобно, руки свободно лежат на коленях, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что выжали весь сок. Повторите упражнение другой рукой, затем обеими руками одновременно.)



© 2010-2022