Рабочая программа по окружающему миру 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа №1

Рассмотрено:

на педагогическом совете

МБОУ -СОШ №1

Протокол № _ от «__» _______ 2015 г.


Утверждаю

Директор МБОУ -СОШ № 1

___________________ //

«__» _______ 2015 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Окружающий мир»

1 класс

на 2015 - 2016 уч. г.

Учитель: Будникова Л.С.



г. Асино

2015 г.








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы «Окружающий мир» А.А. Плешакова (УМК «Школа России»), планируемых результатов начального общего образования.


Цель программы:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Место предмета в базисном учебном плане: В соответствии с Образовательной программой школы на изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс -66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы - по 68ч (34 учебные недели).



Учебные пособия, используемые для реализации программного содержания: 1. Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2-х ч. / Плешаков А.А. - М.: Просвещение, 2012. 2. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь в 2-х ч. / Плеша-ков А.А. - М.: Просвещение, 2012. 3. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс (Диск CD-ROM), автор А.А. Плешаков. 4. Окружающий мир. Тесты. 1 класс / Плешаков А.А., Гара Н.И., Назарова З.Д. - М.: Просвещение, 2012. 5. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы / Плешаков А.А. - М.: Просвещение, 2012.







Содержание программы



Раздел


Количество часов

Из них

Практические

работы

Экскурсии

Проверочные

работы

Проекты

Задавайте вопросы!


1


1



Что и кто?

20

8

2

1

Проект «Моя малая родина».

Как, откуда и куда?

12

9


1

Проект «Моя семья».

Где и когда?

11

2


1

Проект «Мой класс и моя школа».

Почему и зачем?

22

2


1

Проект «Мои домашние

питомцы».

Итого:

66

21


4















Введение. Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути. Что и кто? Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица. Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя). Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян. Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением. Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы. Наша Родина - Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) - часть большой страны. Планета Земля, ее форма. Глобус - модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе. Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом. Как, откуда и куда? Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения. Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя). Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед. Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя). Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище. Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц. Где и когда? Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом. Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры - удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров. Одежда людей в прошлом и теперь. История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя. Почему и зачем? Солнце - ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна - естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди. Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная. Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах. Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну. Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего. Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле. Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции. Экология - наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля - День Земли. Практическая работа: Простейшие правила гигиены. Заключение Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира. Ценностные ориентиры содержания программы:

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.


Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения окружающего мира в 1 классе ученик научится:

  • называть планету, на которой живет, родную страну и ее столицу; регион, город, где живут учащиеся;

  • называть государственную символику России;

  • называть общие признаки живых организмов;

  • называть основные условия благополучной жизни растений и животных;

  • соблюдать правила сохранения и укрепления здоровья;

  • соблюдать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, в школе);

  • называть основные профессии людей и определять взаимопомощь людей разных профессий;

  • называть основные группы животных и растений;

  • соблюдать правила поведения в природе;

  • называть основные признаки каждого времени года;

  • называть основные помещения школы;

  • называть улицы, расположенные вблизи школы и дома;

  • называть основные учреждения культуры, быта;

  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

  • пользоваться словами, указывающими направления и время;

  • наблюдать, делать умозаключения;

  • различать профессии людей;

  • различать растения и животных;

  • различать объекты природы;

  • различать части растения, отображать их на рисунке;

  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

  • показывать сушу и воду на глобусе;

  • ориентироваться в помещениях школы;

  • различать знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;

  • уход за растениями (животными);

  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

  • составления описательного рассказа по картине, наблюдаемого объекта во время экскурсии;

  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.


получит возможность научиться:

  • самостоятельно или с помощью взрослых учащиеся могут

  • проводить наблюдения и опыты под руководством учителя;

  • группировать и классифицировать объекты живой и неживой природы;

  • сознательно выполнять правила экологического поведения;

  • высказать свои суждения о необходимости соблюдения режима дня и правил гигиены;

  • определить по внешнему виду названия различных растений;


самостоятельно и уверенно сможет:

  • измерить длину небольшого тела; времени по часам;

  • описать объект по 2-3 признакам; сравнивать однородные объекты (листья деревьев, горные породы), выявить «лишний» объект;

  • выявить во время экскурсии или обсуждения в классе экологические проблемы своей местности и рассказать о них, назвать некоторые пути их решения; сортировать мусор для его раздельного сбора;

  • по рисункам узнавать 3-5 животных и растений, приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу; высказывать оценивающие суждения о поведении человека в природе;

  • перечислить основные элементы режима дня и гигиенических норм;

  • назвать характер действий дорожной ситуации исходя из правил дорожного движения;

  • приводить примеры насекомых, рыб, зверей.



Результаты изучения учебного предмета


Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье,

  • родственникам, любовь к родителям.

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

  • освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее).

  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.

  • использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

  • выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.

  • освоить роли ученика; формирование интереса к учению;

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

  • развивать эколого-этическую деятельность анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в природе).


Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • проговаривать последовательность действий на уроке.

  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

  • учиться работать по предложенному учителем плану.

  • учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

  • учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

  • моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем.

  • уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком - схемой.

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.


Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

  • слушать и понимать речь других.

  • участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

  • формировать умение работать в группах и парах.

  • составлять небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»;

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

  • название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

  • государственную символику России: флаг, герб, гимн;

  • государственные праздники;

  • основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

  • уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

  • вести наблюдения в природе.

  • различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

  • называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое отношение к миру; знать названия дней недели

  • вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике;

  • выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды;

  • объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;

  • группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей;

  • различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);

  • различать овощи и фрукты;

  • выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);

  • особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

  • оценивать правильность поведения в быту (правила общения);

  • правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы; знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) и соблюдать их;

  • назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход;

  • правила сохранения и укрепления здоровья.

Система оценки достижения планируемых результатов:

Оценка усвоения знаний осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, текстовых заданий электронного приложения к учебнику, в самостоятельных и проверочных работах. Текущее, тематическое и итоговое оценивание ведётся без выставления бальной отметки, сопровождаемые словесной оценкой.

Используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартных ситуациях с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности его логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.


Календарно-тематическое планирование



п/п

Дата

Тема

урока

Планируемые результаты

(предметные )


Планируемые предметные результаты

освоения материала

по плану

по факту

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1

.09


Задавайте

вопросы!


Сравнивать учебник и рабочую тетрадь. Осуществлять поиск необходимой информации (задавать вопросы о круге интересов и отвечать на них), анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию.

Определение под руководством педагога самых простых правил поведения при сотрудничестве. Понимание причин успеха и неудач в собственной учебе.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; делать предварительный отбор источников информации, ориентироваться в учебнике

Определять и формулировать с помощью учителя цели деятельности на уроке; выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки.

задавать вопросы, обращаться за помощью

Умение услышать и удержать учебную информацию


2

.09


Что такое Родина?

Работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей.

Сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; рассказывать о «малой родине» и Москве как столице государства; отвечать на итоговые вопросы.

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, как поступить.

Оценивать свои достижения на уроке.


Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; делать предварительный отбор источников информации, ориентироваться в учебнике

оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.

Выполнение задания в соответствии с целью.


3

.09


Что мы знаем о народах России?

Рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы разных народов; рассказывать (по фотографиям) о национальных праздниках; обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью.

Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Формировать представление о стране, в которой родился и живёшь, о народах, населяющих эту страну.


Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.


4

.09


Что мы знаем о Москве?

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; узнавать достопримечательности столицы;


Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения.

Формировать представление о Москве, как о столице нашей Родины.


Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос

Понимать учебную задачу урока и стремиться её вы-полнить.

5

.09


Проект

«Моя

малая

Родина».

С помощью взрослых фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины; находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; интервьюировать членов своей семьи об истории своей малой родины.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

Составлять устный рассказ по заданной теме: формировать представление о малой Родине

Слушать и понимать речь других. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

Целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос

Понимать учебную задачу урока и стремиться её вы-полнить.

6

.09


Что у нас

над головой?

Наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; моделировать форму Солнца; находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради).

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.

Поиск и выделение необходимой информации.


Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.).: строить монологичное высказывание

Постановка учебных задач в сотрудничестве с учителем.


7

.09


Что у нас

под ногами?

Группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя; различать гранит, кремень, известняк; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

. Работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку.

Постановка учебных задач в сотрудничестве с учителем.


8

.09


Что общего у разных растений?

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; находить у растений их части, показывать и называть; различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Поиск и выделение необходимой информации.


Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера. работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний. строить монологичное высказывание

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить

9

.10


Что растёт на подокон-нике?

Наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам; различать изученные растения; использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, приводить примеры комнатных растений.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

. Строить простые речевые высказывания с использованием изученных природоведческих терминов.

Умение удержать учебную задачу и стараться её выполнить.


10

.10


Что растёт

на клумбе?


Наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам; узнавать по фотографиям растения цветника, рассказывать о любимом цветке.


Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Поиск и выделение необходимой информации. Осмысление необходимости ухода за растениями на клумбе .


Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.).

Учиться высказывать свое мнение.


11

.10


Что это за листья?

Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях; сравнивать и группировать листья по различным признакам; описывать внешний вид листьев какого-либо дерева.

Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Поиск и выделение необходимой информации.


Слушать речь других, строить простые речевые высказывания с использованием изученных природоведческих терминов. задавать вопросы, обращаться за помощью. Строить понятные высказывания

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить.


12

.10


Что такое

хвоинки?

Различать лиственные и хвойные деревья; определять деревья с помощью атласа-определителя; сравнивать ель и сосну; описывать дерево по плану.

Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Поиск и выделение необходимой информации.


Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами группы и в целом, оценивать результат работы.

. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

13

.10


Кто такие

насекомые?

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых; приводить примеры насекомых; сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам.

Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Умение выделять основные признаки

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее..


Умение услышать и удержать учебную информацию

14

.10


Кто такие рыбы?

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; узнавать рыб на рисунке, описывать рыбу по плану; приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Умение выделять основные признаки извлекать необходимую информацию из различных источников

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Осуществлять самопроверку; работать в паре,

Умение услышать и удержать учебную информацию

15

.10


Кто такие птицы?

Узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку; описывать птицу по плану; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Умение выделять основные признаки извлекать необходимую информацию из различных источников

Работать по предложенному учителем плану, отличать верно выполненное задание от неверно выполненного.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

16

.10


Кто такие звери?

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; исследовать строение шерсти зверей; узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Умение выделять основные признаки извлекать необходимую информацию из различных источников

Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.).

Задавать вопросы, обращаться за помощью

17

.11


Что окружает нас дома?

Характеризовать назначение бытовых предметов; находить на рисунке предметы определённых групп; группировать предметы домашнего обихода; приводить примеры предметов разных групп.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.

Умение выделять основные признаки извлекать необходимую информацию из различных источников

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре; оценивать свои достижения на уроке; организовывать свою деятельность.


Задавать вопросы, обращаться за помощью

18

.11


Что умеет

компьютер?

Определять составные части компьютера; характеризовать назначение частей компьютера; сравнивать стационарный компьютер и ноутбук; соблюдать правила безопасного обращения с компьютером.

Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Умение выделять основные признаки извлекать необходимую информацию из различных источников

Сравнивать, анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать на уровне, доступном для первоклассника; осуществлять поиск учебной информации.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить Задавать вопросы, обращаться за помощью

19

.11


Что вокруг нас может быть

опасным?

Выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода; характеризовать опасность бытовых предметов; формулировать правила перехода улицы; моделировать устройство светофора; оценивать своё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге; сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Умение выделять основные признаки извлекать необходимую информацию из различных источников

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.


Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

20

.11


На что

похожа наша планета?

Использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли; моделировать форму Земли.

Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с морально-этическими принципами.

Поиск и выделение необходимой информации.


Выдвигать предположения и доказывать их; работать в паре; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.

Умение услышать и удержать учебную информацию

21

.11


Проверим

себя и оценим свои

достижения по разделу «Что и кто?».

Презентация проекта «Моя малая Родина».

Выполнять тестовые задания учебника; выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.

Строить рассуждения; обобщать, анализировать информацию; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.


Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.


Использовать установленные правила в контроле способа решения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач.

22

.11


Как живёт семья?

Проект

«Моя

семья».

Рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; оценивать значение семьи для человека и общества; отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации.

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

23

.11


Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Прослеживать по рисунку-схеме путь воды; обсуждать необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления загрязнённой воды; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

Ставить и формулировать проблемы, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (оформление наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.: формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (очищение воды), вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

24

.11


Откуда в наш дом приходит электричество?

Отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; анализировать схему выработки электричества и способы его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии. Знание правил безопасности при обращении с электричеством и электроприборами.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.


Строить рассуждения, обобщать, ориентироваться в разнообразии способов решения задач: способы получения электричества

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.


Преобразовывать практическую задачу в познавательную (через сбор электрической цепи к понятию пути тока от электростанции до дома), составлять план и последовательность действий.

25

.12


Как

путешествует письмо?

Наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма; различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.

Выделение необходимой информации.


Работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.

Принимать план и последоавтельность действий: этапы «путешествия» письма, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

26

.12


Куда текут реки?


Прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.

Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами.

Использовать общие приёмы решения задач (работа с учебником и рабочей тетрадью), знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для

Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в учебное сотуд-во с учителем и одноклассниками, осущ. совмест. деятельность в паре, осваивая разл. способы взаимной помощи партнёрам по общению.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (путь реки от истока до моря) и условиями её реализации, предвосхищать результат, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели..

27

.12


Откуда

берутся снег и лёд?

Проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями; формулировать выводы из опытов; наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.

Выбирать наиболее эффективные способы решения задач, ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы.

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану), выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

28

.12


Как живут

растения?

Наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения; формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Использовать общие приёмы решения задач: создание перечня правил ухода за комнатными растениями; поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах.


Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.

Различать способ и результат действия: формирование условий, необходимых для жизни растений.

.

29

.12


Как живут

животные?

Наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; ухаживать за животными живого уголка.


Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения.

Рефлексировать способы и условия действий; осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения на уроке.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (условия, влияющие на сохранение жизни животного), сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона («Как называют ребяток-зверяток?»).

30

.12


Как зимой помочь

птицам?

Наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; изготавливать простейшие кормушки и подбирать подходящий для птиц корм; перечислять правила подкормки птиц.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

Подводить под понятие на основе распознавания объектов (зимующие и перелётные птицы), выделения существенных признаков; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера: изготовление кормушки

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (способы помощи оседлым птицам); использовать речь для регуляции своего действия

31

.12


Откуда

берётся и

куда девается

мусор?

Определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; сочинять и рассказывать сказ. историю по рисунку.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре.

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, выполнять учебные действия в материализованной форме: улучшение ближайшего природного окружения (школьный двор).

32

.01


Откуда в снежках грязь?

Исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; обсуждать источники появления загрязнений в снеге; формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.

Ставить и формулировать проблемы, моделировать.

Ставить вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: привлечение к природоохранительным мероприятиям; различать способ и результат действия: выполнение правил экологически сообразного поведения.


33

.01


Проверим

себя

и оценим свои

достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья».

Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения.

Строить рассуждения; обобщать, анализировать информацию; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.


Использовать установленные правила в контроле способа решения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач.

34

.01


Когда

учиться

интересно?

Анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе;


Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

Ориентироваться в разнообразии способов решения задач: разные пути к одному школьному помещению

Формулировать выводы из коллективного обсуждения; оценивать своё знание и незнание

(с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. ставить вопросы, обращаться за помощью , формулировать свои затруднения


Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: ориентирование в здании школы.


35

.01


Проект

«Мой класс

и моя

школа».

Фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т.д.; коллективно составлять рассказ о школе и классе; презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами).

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Ставить вопросы, обращаться за помощью к работникам школы, формулировать свои затруднения

Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); осваивать различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.


Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

36

.01


Когда придёт

суббота?

Анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее; отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль; называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым.

Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами.


Оценивать информацию (достоверность); ставить и формулировать проблемы, связанные с понятиями «настоящее», «прошлое», «будущее». Формулировать свои затруднения; определять цели, функции участников, способы взаимодействия

Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: последовательность дней недели и названий месяцев, формулировать и удерживать учебную задачу.

37

.01


Когда

наступит

лето?

Анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года; находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника; наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в тетради.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми

. Строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок: анализ придуманных значков для каждого времени года

38

.01


Где живут белые

медведи?

Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; приводить примеры животных холодных районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Обрабатывать информацию, узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

в соответствии с темой урока.

Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

Вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия (простейший алгоритм описания природной зоны) в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

39



Где живут слоны?

Практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их; приводить примеры животных жарких районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.


Выполнять рефлексию способов и условий действий, искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема).

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения,строить монологическое высказывание, слушать собеседника

Использовать установленные правила в контроле способа решения.


40



Где зимуют

птицы?

Различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц; выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их; объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; приводить примеры зимующих и перелётных птиц.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.

Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями

.Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.


41



Когда

появилась одежда?

Прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов

Осуществлять взаимный контроль, предлагать помощь и сотрудничество

Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (назначение разного рода одежды), составлять план и последовательность действий (характеристика конкретного вида одежды).

42



Когда

изобрели

велосипед?

Сравнивать старинные и современные велосипеды; извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку; обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; называть правила безопасной езды на велосипеде.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Выбирать наиболее эффективные способы решения задач (разбор жизненных ситуаций, связанных с целью урока), использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (правила ПДД для велосипедистов).

Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

Предвидеть результат, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок (части велосипеда, правила ПДД для велосипедистов).

43



Когда мы станем взрослыми?

Сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем; сравнивать рис. учебника; рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков.

Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами.


Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями.


Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать собеседника

Осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: последствия деятельности людей в природе, место и роль человека в биосфере как существа биосоциального

44



Проверим

себя и

оценим свои достижения по разделу «Где и

когда?».

Презентация проекта «Мой класс и моя школа».

Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.


Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения.

Строить рассуждения; обобщать, анализировать информацию; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.


Обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Использовать установленные правила в контроле способа решения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач.

45



Почему Солнце светит днём, а звёзды

ночью?

Сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд; использовать атлас-определитель для получения нужной информации; наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.


Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями.

Осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (моделирование звёзд), использовать установленные правила в контроле способа решения (правила работы с пластилином).


46



Почему Луна бывает

разной?


Анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны; моделировать из пластилина форму Луны; рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными, наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов.

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (поиск решения поставленной проблемы).


47



Почему идёт дождь и дует

ветер?


Наблюдать за дождями и ветром; рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.

Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с темой урока, устанавливать причинно-следственные связи.


Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения,строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимный контроль


Предвосхищать результат; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

48



Почему

звенит

звонок?


Анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира; исследовать возникновение и распространение звуков; обсуждать, почему и как следует беречь уши; высказывать предположения о причине возникновения эха.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями.

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную (изучение свойств звука

49



Почему

радуга

разноцветная?

Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок.

Знание последовательности цветов радуги.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.

Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с темой урока, устанавливать причинно-следственные связи.


Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.


Преобразовывать практическую задачу в познавательную: преломление луча света, его распад.

50



Почему мы любим кошек и собак?

Описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); обсуждать свое отношение к домашним питомцам; рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.


Выделять и обобщённо фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач (перечень правил содержания домашних животных); выбирать наиболее эффективные способы решения задач.


Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Преобразовывать практическую задачу в познавательную (создание условий, необходимых для содержания кошки и собаки дома), предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.


51



Проект

«Мои

домашние

питомцы».

Наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений; фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов).

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Выделять и обобщённо фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач (перечень правил содержания домашних животных); выбирать наиболее эффективные способы решения задач.


Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную (создание условий, необходимых для содержания кошки и собаки дома), предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи

52



Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя; рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе; устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради ,контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; передавать информацию

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Использовать речь для регуляции своего действия.

53



Почему в

лесу мы

будем

соблюдать тишину?

Определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину; оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения рассказов из книги «Великан на поляне»; формулировать правила поведения в природе.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.


Устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; интерпретировать информацию.


Работать в паре; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.

Различать способ и результат действия; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (узнать животное по голосу).

54



Зачем мы спим ночью?

Сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека; оценивать правильность своей подготовки ко сну; рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»; определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов.

Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.


55



Почему

нужно есть много

овощей и фруктов?

Различать овощи и фрукты, группировать (классифицировать) их; находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма.

Знание правил гигиены при употреблении овощей и фруктов.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.


Выбирать наиболее эффективные способы решения задач; классифицировать по заданным критериям (отличие овоща от фрукта; внешние и внутренние отличия здорового и больного человека)

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.

Предполагать результат (последствия правильного и неправильного питания), различать способ и результат действия (забота о здоровом образе жизни

56



Почему

нужно чистить зубы и мыть руки?

Обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук, отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение; рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки; запомнить, что зуб. щётка и полотенце у человека должны быть личные; формулировать основные правила гигиены.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, грамотно строить рассуждения; обобщать полученную информацию.


Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок, (правила здорового образа жизни); адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок

57



Зачем нам телефон и телевизор?

Различать средства связи и средства массовой информации; рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов; объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов; обсуждать назначение Интернета; моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.


Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов.

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять ,использовать установленные правила

58



Зачем нужны

автомобили?

Классифицировать автомобили и объяснять их назначение; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку; сочинять и рассказывать сказ. историю по рисунку.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.

Использовать представленную в учебнике информацию для выполнения задания; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения, классифицировать по заданным критериям (назначение транспортного средства).

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Использовать установленные правила (план описания транспортного средства) в контроле способа решения.

59



Зачем нужны

поезда?

Классифицировать поезда в зависимости от их назначения; работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль; использовать информацию учебника для выполнения задания.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.

Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми усл. обозначениями

Строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание

Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата (составление плана-описания железнодорожного транспорта), предвосхищать результат

60



Зачем строят

корабли?

Классифицировать корабли в зависимости от их назначения; рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством корабля.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника,

в рабочей тетради ,

устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; обобщать полученную на уроке информацию.


Проводить самопроверку и взаимопроверку, оценивать свои достижения на уроке, ставить вопросы, обращаться за помощью

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (назначение корабля).


61



Зачем строят

самолёты?


Классифицировать самолёты в зависимости от их назначения; рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолёта.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.

Ставить и формулировать проблемы; классифицировать по заданным критериям назначение самолётов); устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание

Преобразовывать практическую задачу в познавательную (составление рассказа «Аэропорт)

62



Почему в

автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

Обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках; обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте. Называть правила безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.

Строить рассуждения; анализировать информацию.

Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учеб. сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата

63



Почему на корабле и в самолёт нужно соблюдать правила безопасности?

Перечислять правила безопасности и спасательные средства на корабле и в самолёте. Участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.

Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов.

Строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание

Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата

64



Зачем люди осваивают космос?

Рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника; высказывать предположения по вопросам учебника, моделировать экипировку космонавта; участвовать в ролевой игре «Полёт в космос».

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Ставить и формулировать проблемы, связанные с темой урока; устанавливать причинно-следственные связи.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; осуществлять поиск учеб. информации.

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач.


65



Почему мы часто слышим

слово

«экология»?

Находить в тексте учебника ответы на вопросы; приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой;

Умение оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них.

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы

для решения задач (плакаты экологической направленности); осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи.

Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Преобразовывать практическую задачу в познавательную (способы сохранения окружающей природы); ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости).

66



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

«Почему и

зачем?».

Презентация проекта

«Мои

домашние

питомцы».

Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся.

Умение оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Строить рассуждения; обобщать, анализировать информацию; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.


Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание

Использовать установленные правила в контроле способа решения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач.

Материально-технические средства для реализации программы

Демонстрационные и печатные пособия -научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи; - таблицы (строение растения, организм человека); - иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток); - модели дорожных знаков, транспортных средств, часов; - муляжи фруктов и овощей; - макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности); - разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул; - гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов; - предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края); - живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: - демонстрационные экземпляры микроскопа, флюгера, барометра, бинокля, термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.

- комплект луп для работы в группах по 5-6 человек; Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.), измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.).

Технические средства обучения

-Компьютер.

- Мультимедийный проектор.




















Тематическое планирование по окружающему миру


п/п

Дата

Тема

урока

по плану

по факту

1

.09


Задавайте вопросы!


2

.09


Что такое Родина?

3

.09


Что мы знаем о народах России?

4

.09


Что мы знаем о Москве?

5

.09


Проект «Моя малая Родина».

6

.09


Что у нас над головой?

7

.09


Что у нас под ногами?

8

.09


Что общего у разных растений?

9

.10


Что растёт на подоконнике?

10

.10


Что растёт на клумбе?


11

.10


Что это за листья?

12

.10


Что такое хвоинки?

13

.10


Кто такие насекомые?

14

.10


Кто такие рыбы?

15

.10


Кто такие птицы?

16

.10


Кто такие звери?

17

.11


Что окружает нас дома?

18

.11


Что умеет

компьютер?

19

.11


Что вокруг нас может быть опасным?

20

.11


На что похожа наша планета?

21

.11


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?».

Презентация проекта «Моя малая Родина».

22

.11


Как живёт семья? Проект «Моя семья».

23

.11


Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

24

.11


Откуда в наш дом приходит электричество?

25

.12


Как

путешествует письмо?

26

.12


Куда текут реки?


27

.12


Откуда берутся снег и лёд?

28

.12


Как живут растения?

29

.12


Как живут животные?

30

.12


Как зимой помочь птицам?

31

.12


Откуда берётся и куда девается мусор?

32

.01


Откуда в снежках грязь?

33

.01


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья».

34

.01


Когда учиться интересно?

35

.01


Проект «Мой класс и моя школа».

36

.01


Когда придёт суббота?

37

.01


Когда наступит лето?

38

.01


Где живут белые медведи?

39



Где живут слоны?

40



Где зимуют птицы?

41



Когда появилась одежда?

42



Когда изобрели велосипед?

43



Когда мы станем взрослыми?

44



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и

когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа».

45



Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

46



Почему Луна бывает разной?


47



Почему идёт дождь и дует ветер?


48



Почему звенит звонок?


49



Почему радуга разноцветная?

50



Почему мы любим кошек и собак?

51



Проект «Мои домашние питомцы».

52



Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

53



Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

54



Зачем мы спим ночью?

55



Почему нужно есть много овощей и фруктов?

56



Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

57



Зачем нам телефон и телевизор?

58



Зачем нужны автомобили?

59



Зачем нужны поезда?

60



Зачем строят корабли?

61



Зачем строят самолёты?


62



Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

63



Почему на корабле и в самолёт нужно соблюдать правила безопасности?

64



Зачем люди осваивают космос?

65



Почему мы часто слышим слово «экология»?

66



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?


67



Презентация проекта «Мои домашние питомцы










© 2010-2022