Выступление на тему: «ФОМИРОВАНИЕ УУ В УМК СИСТЕМЫ ЗАНКОВА Л. В. »

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Гимназия №12» г. Белгорода

Выступление Агафоновой С.В.

учителя начальных классов

«ФОМИРОВАНИЕ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В УМК СИСТЕМЫ ЗАНКОВА Л.В.»


Введение нового стандарта требует и появления принципиально новых учебников и учебных пособий. Современный школьник должен получить в руки не столько «носителя» информации, сколько навигатора, помогающего ориентироваться в огромном потоке информации. Поэтому новые учебники должны измениться не только в содержательном плане, но и структурно. Учебник должен быть технологичен, удобен, информативен, современен. Поскольку так радикально изменился стандарт образования, должны быть значительно обновлены и учебники в соответствии с системой требований, прописанной в стандарте. Учебники будут модернизироваться именно в том направлении, что они становятся навигатором в потоке существующей информации, помогают достичь тех результатов, которые заложены в стандарте. В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, какие существующие учебно-методические комплекты соответствуют идеологии ФГОС, а в частности, принципам системно-деятельностного подхода и формирования средствами УМК основы умения учиться и способности к организации собственной учебной деятельности обучающихся в начальной школе. Принцип деятельности заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам. Деятельность ученика направлена не на получение результата - ответа, а на процесс решения. Выполнение отдельно взятого задания открывает перед учеником перспективу понимания и установления способа решения аналогичных или типовых учебных ситуаций, способствует переносу знания на нестандартную ситуацию. УМК образовательной системы Л. В. Занкова реализует принципы деятельностного подхода: через: - наличие познавательного мотива; - наличие проблемных заданий, требующих от ученика самостоятельной поисковой деятельности; - выполнение и освоение способа действий для осознанного применения знаний. Задания и изложение учебного материала носят проблемный характер. В процессе выполнения задания учащиеся могут предложить способы решения поставленной проблемы, которые требуют всестороннего обсуждения и оценки их правильности и рациональности. В учебниках заложены задания для фронтальной, индивидуальной и групповой форм организации учебной деятельности.

Работа над новой темой строится так, что в первых заданиях учащиеся воспроизводят все знания, связанные с этой темой, плавно переходя к многоаспектным заданиям. В этих заданиях сочетаются разные уровни обобщения, теоретический и практический материал из разных разделов учебного предмета. Используемые знания представляются на разных уровнях: репродуктивном, логическом, проблемном, креативно-творческом, что даёт возможность каждому ребёнку проявить свои сильные стороны и развить ещё недостаточно сформированные способности. Комплекс учебников по системе Л. В. Занкова сегодня включает: учебники по всем предметным областям начальной школы; рабочие тетради; хорошо иллюстрированные дополнительные издания для классной и внеклассной работы по учебным предметам. Линия начальной школы имеет продолжение и в среднем звене - в 5-6 классах. Все учебники формируют универсальные учебные действия. Учитывают возрастные особенности младших школьников, содержат задания, близкие и понятные детям этого возраста. Учитывая слабые способности младших школьников к абстрактному мышлению, задачи имеют практическую направленность. Частое использование проблемных ситуаций способствует активизации мыслительной деятельности учащихся и более прочному запоминанию учебного материала. Содержание учебных курсов разработано на основе межпредметной и широкой внутрипредметной интеграции. Учебный материал и структура его представления, разнообразные творческие задания обеспечивают дифференциацию обучения, т.е. создают условия для индивидуального развития каждого ребенка. В учебниках предусмотрены самостоятельные работы , позволяющие отслеживать результаты освоения знаний и уровня сформированности умений и навыков. Представленные задания предполагают увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке, обеспечивают разнообразие видов умственной деятельности, широкую и разнообразную связь с другими предметными курсами начальной школы. В учебниках существует возможность к организации собственной учебной деятельности учащихся Учителя и ученики действуют как равноправные партнеры (определяют цель, составляют план, осуществляют поиск решения проблемы) Задания в УМК построены таким образом, что требуют от ученика на каждом уроке хотя бы небольшого самостоятельного поиска, включают элементы проблемности, будят мысль учеников. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. Каждый из предметов УМК образовательной системы Л. В. Занкова , помимо прямого эффекта обучения - приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений. Русский язык изучается в единстве двух форм его существования: как система русского языка и как повседневная речевая деятельность; основной метод познания - исследование соответствия (или несо­ответствия) выбранных языковых средств данной речевой ситуации (в устной и письменной форме). В ходе освоения нового материала активизируются объективно существующие языковые связи, их круг расширяется, осуществляется сис­тематический возврат к ранее изученному;.

Наряду с достижением предметных результатов, курс нацелен на личностное развитие ученика, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве человеческого общения, воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека. Многие тексты упражнений учебников несут духовно-нравственный смысл и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки поступков героев. Например, 4 класс, упр. 125. Подходит ли заглавие к тексту? Почему? Докажи»; упр.92 ,16 Этот же предмет с помощью другой группы заданий обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий, так как учит умению «ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач». Упр. 83 91 Также на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у учеников формируются познавательные универсальные учебные действия.

Умение доказывать свою позицию. 4-й класс, упр. 17. «Прочитай текст. С какими утверждениями автора ты согласен?»

В ныне действующих учебниках также содержатся задания, помогающие формирующие регулятивные универсальные учебные действия. Упр. 116. Наблюдение за образованием прошедшего времени глагола. Работа с алгоритмом.

Предмет «Литературное чтение» прежде всего способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», даёт возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности». Приобщение к литературе, как искусству слова формирует индивидуальный эстетический вкус. Материалы учебников показывают красоту родного края, воспитывают чувство гордости за свою страну, уважение к другим народам России и мира. В курсе литературного чтения на достижение личностных результатов направлены задания: 1) на интерпретацию текста; 2) высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; 3) анализ характеров и

поступков героев; 4) формулирование концептуальной информации текста (в чём мудрость этой сказки? для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю?) и т.д.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения.

Знакомство с «элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий» способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия развиваются с помощью заданий: 1) на составление плана (план текста, план устного рассказа, план сочинения); 2) на проведение самопроверки; редактирования текста.

На уроках происходит освоение технологии продуктивного чтения, которая обеспечивает ребёнка алгоритмом самостоятельного освоения текста (до начала чтения, во время чтения, после чтения).

Ведущим приёмом анализа текста является диалог с автором, который предусматривает: 1) нахождение в текста прямых и скрытых авторских вопросов; 2) прогнозирование ответов; 3) самопроверку по тексту. Предмет «Математика» направлен прежде всего на развитие познавательных универсальных учебных действий. Именно этому учит «использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений», «овладение основами логического и алгоритмического мышления». Но наряду с этой всем очевидной ролью математики у этого предмета есть ещё одна важная роль - формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Это связано с тем, что данный предмет учит читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики, строить цепочки логических рассуждений и использовать их в устной и письменной речи для коммуникации. Роль математики как важнейшего средства коммуникации в формировании речевых умений неразрывно связана и с личностными результатами, так как основой формирования человека как личности является развитие речи и мышления. С этой точки зрения все без исключения задания учебника ориентированы на достижение личностных результатов, так как они предлагают не только найти решение, но и обосновать его, основываясь только на фактах (все задания, сопровождаемые инструкцией «Объясни…», «Обоснуй своё мнение…»).

Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано. Таким образом, работа с математическим содержанием позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности. Представленные задания предполагают увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке, обеспечивают разнообразие видов умственной деятельности, широкую и разнообразную связь с другими предметными курсами начальной школы. В учебниках много упражнений, выполняя которые учащимся приходится наблюдать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы, пользоваться различными методами решения текстовых задач: арифметическим, алгебраическим, геометрическим, логическим..

В значительную часть уроков в учебник включены проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем выбрать цель деятельности (сформулировать основную проблему (вопрос) урока), авторские версии таких вопросов дают возможность оценить правильность действий учеников. Проблемные ситуации практически всего курса математики строятся на затруднении в выполнении нового задания, система подводящих диалогов позволяет при этом учащимся самостоятельно, основываясь на имеющихся у них знаниях, вывести новый алгоритм действия для нового задания, поставив при этом цель, спланировав свою деятельность, и оценить результат, проверив его.

Работа с любым учебным заданием требует развития регулятивных умений. Одним из наиболее эффективных учебных заданий на развитие таких умений является текстовая задача, так как работа с ней полностью отражает алгоритм работы по достижению поставленной цели .

Вывод: В процессе обучения по УМК у младшего школьника формируются и развиваются общеучебные интеллектуальные умения: наблюдать, сравни­вать, обобщать, классифицировать и др. УМК системы Занкова Л.В. обеспечивает овладение учащимися универсальными учебными действиями, способствует саморазвитию и са­мосовершенствованию ребенка путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возмож­ность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться, а также умение применять знания в учебных и внеучебных ситуациях.

Выступление на тему: «ФОМИРОВАНИЕ УУ В УМК СИСТЕМЫ ЗАНКОВА Л.В.»

© 2010-2022