Тема: «Развитие творческого мышления детей»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6


Тема: «Развитие творческого мышления детей» Что такое творческое мышление? Наше время - это время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Еще очень часто обучение сводиться к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Психологические составляющие творческой деятельности: а) гибкость ума; б) систематичность и последовательность мышления; в) диалектичность; г) готовность к риску и ответственности за принятое решение. Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Систематичность и последовательность позволяют людям управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в «скачку идей», когда решение до конца не продумывается. В этом же случае человек, имеющий много идей, не может выбрать среди них. Он нерешителен и зависим от окружающих людей. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе, на первый взгляд, абсурдная идея преобразовывается и открывает путь к решению проблемы. Зачастую открытие рождалось при соединении, казалось бы, несоединимого. Эту способность назвали диалектичностью мышления. Диалектически мыслящий человек может четко сформулировать противоречие и найти способ его разрешения. Творчески мыслящий человек также нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение. Это происходит потому, что часто старые и привычные способы мышления более понятны большинству людей. Но перечисленные психологические компоненты творчества являются свойствами взрослого мышления. У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде, чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих. Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум 3 стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое. Наглядно-действенное мышление рождается из действия. В младенчестве и раннем возрасте оно неотделимо от действия. В процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи. К примеру, играя со сборно-разборными игрушками типа головоломок, пирамидок, матрешек, ребенок практически, методом проб и ошибок принципы их разборки и сборки, учится учитывать и соотносить между собой величину и форму различных деталей. К 6 годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы-представления. Очень важными для развития мышления являются задания на исследование образы-представления. Очень важными для развития мышления являются задания на исследование образа-представления. К 5 годам дети обучаются расчленять представление на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие. Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединить детали разных образов, придумывая новые, фантастические объекты или явления. Так, ребенок может представить животное, соединяющее в себе части многих животных и обладающее такими качествами, которых нет ни у одного существующего животного в мире. В психологии эту способность назвали фантазией. Хорошими стимулами для фантазии являются незаконченные рисунки, неопределенные образы типа чернильных пятен или карандашей, описание необычных, новых свойств предметов. Фантазия ребенка на 1 стадии развития творческого мышления еще очень ограничена. Ребенок мыслит еще слишком реалистично и не может оторваться от привычных образов, способов использования вещей, но и более вероятных цепочек событий. Таким образом, одним из направлений развития творчества на этапе наглядно- действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, но связываемые обычно в жизни, образы предметов. Наглядно-действенное мышление позволяет школьникам понимать пространственные и временные отношения. Сложнее осмыслить причинно-следственные связи. Действительные причины событий, как правило, скрыты от непосредственного восприятия, не являются наглядными, не выступают на 1 план. Чтобы их выявить нужно отвлечься от второстепенного, случайного. Поэтому причинное мышление связано с выходом за пределы представляемого образа ситуации и рассмотрением ее в более широком теоретическом контексте. Изучение познавательной деятельности показывает, что к концу начальной школы наблюдается всплеск исследовательской активности. К 8-9 годам, дети читая и наблюдая за различными явлениями жизни, начинают формулировать поисковые вопросы, на которые пытаются сами же найти ответ. К 11 годам практически все дети направляют свою исследовательскую активность формулировкой поисковых запросов. Это происходит потому, что школьники стараются понять и осмыслить причинно-следственные связи и законы появления различных событий. Исследование активности детей на этапе причинного мышления характеризуется 2 качествами: ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные ему факты с позиций выдвинутых гипотез. Эти способности, без сомнения, являются основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления. Критичность мышления проявляется в том, что дети начинают оценивать свою и чужую деятельность с точки зрения законов и правил природы и общества. С одной стороны, благодаря осознанию детьми правил и законов, их творчество становится более логичным, осмысленным, правдоподобным. С другой стороны, критичность может помешать творчеству, т.к. на этапе выдвижения гипотезы могут показаться глупыми, нереальными и будут отброшены. Подобные самоограничения сужают возможности появления новых идей. Чтобы стимулировать творческую активность и устранить отрицательное воздействие критичности, используются различные методы и приемы. Вот некоторые из них: - прием образного сравнения (аналогии), когда какой-то сложный процесс или явление сравнивается с более простым и понятным. Этот прием используется для составления загадок, поговорок, пословиц. - метод мозгового штурма. Это метод коллективного решения проблемы. Поиск идей ведется в обстановке, когда критика запрещается и каждая идея, даже шуточная или нелепая, поощряется. - метод комбинированного анализа. В основе комбинированного анализа лежит матрица сочетаний 2-х рядов фактов. Эвристическое мышление По мере взросления дети сталкиваются с большим количеством ситуаций, когда невозможно выделить одну причину события. Возникает необходимость в предварительной оценке ситуации и выборе среди множества вариантов и обилия фактов таких, которые имеют существенное влияние на ход событий. Мышление, которое опирается на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации, называется эвристическим. Эвристическое мышление формируется к 12-14 год. В период между 9 и 11 годами исследовательская активность детей очень высокая. Дети задают много разнообразных поисковых вопросов, касающихся самых различных аспектов ситуации. Подростки же сразу концентрируют свое внимание на 1 или нескольких гипотезах. Это экономит время, хотя может привести к застреванию на неэффективной идее. Сузить «зону поиска» помогают критериальные правила эвристики. Самая большая психологическая опасность при эвристическом мышлении- это слишком поспешное принятие кажущихся оптимальным варианта решения. Преодолеть эту опасность можно если попытаться найти несколько вариантов решения и сравнить их для выбора наилучшего. Уже, начиная с 1 класса, я и мои коллеги стараемся развивать у учащихся сильное мышление. Помогает нам в этом направление Триз-педагогика. И если в 1 классе мы учимся лишь нестандартно смотреть на явления и факты, то к концу 3-4 класса мы уже пытаемся решать нестандартные задачи, стремясь делать это не эпизодически, а в системе. Как правило, последние 2-3 урока четверти отводятся «мозговому штурму». Этим самым дается хорошая пища для ума «сильным детям», но и также развивает учащихся со средним уровнем развития. Триз-педагогику применяем не только лишь на математике, но и также на естествознании. На этапе формирования наглядно-действенного мышления мы учим детей написанию загадок, , маленьких стихов, сказок. У нас есть сборник «Светлячок», где печатаются творческие работы детей. Это хороший стимул для талантливых и стремящихся детей.



© 2010-2022