«Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МОУ «Уйская начальная общеобразовательная школа»

















Педагогический проект.



Тема: «Формирование познавательных универсальных учебных действий

младших школьников».
















Учитель: Грибанова Флюра

Даминовна. Аннотация проекта. Российская школа переходит на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения. В его основу положена принципиально новая идеология. Перед школой поставлена задача - воспитать гражданина информационного общества, человека, способного и готового учиться на протяжении всей жизни. Целью и смыслом современного образования становится развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности. Современные образовательные стандарты нацелены на формирование не только знаний, умений, навыков, но и на формирование познавательной компетенции, творческой, активной личности, способной учиться и организовывать свою деятельность. Вопросы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Объясняется это тем, что решение практических задач: осуществление обязательного всеобщего начального образования, повышение его качества, формирование активной жизненной позиции младших школьников - является велением времени в условиях ускоряющегося научно-технического и социального прогресса и требует поиска новых подходов к дальнейшему совершенствованию познавательной деятельности, к ее активизации, связанных с внедрением новых ФГОС второго поколения. В проекте проанализировала психолого - педагогическую литературу по вопросам активизации познавательной деятельности учащихся, раскрыла методы, формы работы по проблеме, показала эффективность применения занимательного, наглядного материала, дидактической игры - как средств развития познавательной активности учащихся. Разработала дидактический материал по повышению уровня познавательной деятельности, проанализировала успеваемость и уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий учащихся.


Обоснование необходимости проекта.

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся, считаю, что данный проект актуален для решения задач, поставленные ФГОС. Анализ школьной практики показывает, что рассматриваемый принцип активности в обучении не реализуется полностью, несмотря на уже существующие в педагогической практике рекомендуемые способы и средства активизации познавательной деятельности. Считаю, данную проблему очень важной и прилагаю огромные усилия для ее решения. Отсутствие же каких-либо научно обоснованных рекомендаций, способствующих реализации принципа активности в педагогической практике и активизации познавательной деятельности, вызывает у учителей затруднения при решении данной проблемы. Таким образом, трудности при практическом решении проблемы активизации познавательной деятельности младших школьников возникают из-за недостаточной освещенности данной проблемы в учебной и методической литературе, а именно потому, что, во-первых, принцип активности не является составной частью теории школьного учебника, а значит, и не воплощается в самих учебниках в определенной системе. Во-вторых, в частных методиках, так же как и в дидактике, этот фундаментальный принцип не рассматривается как играющий особую роль в системе принципов обучения, он, как правило, сочетается только с принципом сознательности, что не требует разработки специальной системы средств, применения рассматриваемого принципа на практике. Чтобы повысить степень усвоения знаний, умений, навыков необходимо заинтересовать школьников, а один из способов это сделать - активизировать их познавательную деятельность. Поэтому нужно полноценно развивать познавательную активность учащихся. Нередко уроки строятся так, что

учитель сам излагает весь новый материал, а ученики остаются лишь в роли пассивных слушателей. Проблема состоит в том, что учителя уделяют недостаточное внимание развитию познавательной активности младших школьников, как основному средству повышения успеваемости.

В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными - не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают. Поэтому особо остро в последние годы стал вопрос о формировании познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.




















Цель проекта - повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, выявить эффективные методы и приемы активизации познавательной универсальной учебной деятельности младших школьников, приводящих к повышению их успеваемости, разработать систематизированную совокупность методических приемов, способствующих повышению уровня активизации их познавательной деятельности, развивать творческие способности учащихся.

Задачи проекта:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам активизации познавательной деятельности.

2. Проанализировать успеваемость и исследовать уровень сформированности познавательной деятельности младших школьников,

3. Разработать экспериментальную методику по повышению уровня познавательной деятельности учащихся.

4. Экспериментальным путем проверить влияние созданной методики на познавательную деятельность младших школьников.

















Основное содержание проекта. Познавательная деятельность в общепризнанном значении используется как обобщающее определение для многообразных форм деятельности, направленной на приобретение знаний. В педагогике и психологии «познавательная деятельность» трактуется как «процесс постижения индивидом окружающей природной и социальной реальности, направленной на достижение научного понимания окружающей действительности, как единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Познавательная деятельность обучаемых имеет своей целью усвоение новых знаний и умений в какой-либо предметной области и умения их воспроизводить и применять, а предметом познавательной деятельности является всякого рода информация. Познавательная деятельность - это деятельность, направленная на достижение научного понимания окружающей действительности, на приобретение и усвоение новых знаний. Она являет в себе единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Познавательная деятельность не только вооружает знаниями, умениями, навыками, содействует воспитанию, но и развивает познавательные силы, активность, самостоятельность, познавательный интерес, выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся, приобщает к поисковой и творческой деятельности; активизирует не только работу мысли, но и всех процессов сознательной деятельности. Психологические же особенности младших школьников создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности. Познавательная деятельность - избирательная направленная деятельность личности на предметы и явления окружающие действительность, характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляя и развивая познавательную деятельность- это становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала - " Смертельный грех учителя - быть скучным". Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся - развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала; подготовить учащихся к активному участию в производственной деятельности, умению самостоятельно пополнять знания; воплощать в жизнь научно-технические решения; осваивать новые специальности; дать высшим учебным заведениям страны хорошо подготовленных абитуриентов, способных творчески овладеть выбранной специальностью. Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Это утверждение - ведущий принцип советской психологии. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их, активной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность учащихся в обучении, их самостоятельность в учебном познании, является средством развития познавательных способностей обучаемых. Итак, развитие творческих познавательных способностей учащихся - цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели. Понимание этого важно для работы учителя. Заботясь о развитии учащихся, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но одновременно необходимо отдавать себе отчет в том, являются ли используемые приемы и методы оптимальными, отвечающими имеющемуся развитию учащихся и задаче дальнейшего совершенствования их познавательных умений. Применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей учащихся. Сложные познавательные задачи можно предъявлять лишь ученикам, обладающим высоким уровнем развития познавательных способностей. Задачи, не соотнесенные с уровнем развития познавательных сил учащегося, превышающие возможности ученика, предъявляющие к нему требования, значительно опережающие уровень имеющегося у него развития, не могут сыграть положительную роль в обучении. Они подрывают у учащихся веру в свои силы и способности. Еще К. Д. Ушинский писал: «Преподавание всякого предмета должно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы». Задача современного образования состоит в том, чтобы способствовать появлению нового типа человека, который чувствует себя "комфортно при переменах, которому нравятся перемены, который способен на импровизацию, на то, чтобы уверенно и смело встретить совершенно непредвиденную ситуацию". Современная жизнь требует от человека готовности к самостоятельному решению собственных проблем, способности быть творцом собственной жизни, активно взаимодействующим с непосредственным и широким социальным окружением, что и определяется как субъективность личности. И социальный заказ общества сегодня состоит в том, чтобы помочь учащемуся стать этим субъектом. В общеобразовательной системе требуются изменения самой парадигмы обучения, так как "не успешность" ребенка в учебной деятельности по-прежнему остается проблемой для всех школ. В качестве причины можно назвать увеличение числа детей, имеющий низкий уровень готовности к учебной деятельности. Анкетирование и школьное тестирование показывают, что от 40% до 60% учащихся имеют отклонения в созревании и функционировании мозга, увеличилось число детей с проблемами социальной адаптации. Обязательность обучения порождает резко отрицательные последствия: ученик все время находится в положении не справившегося, что влечет за собой комплекс неполноценности по отношению к учению, исключает положительную мотивацию успеха, вызывает неприязнь к предмету и к школе, а фактически часто приводит к отказу от учения. Научные исследования подтверждают, что мотивация определяет, побуждает учебную активность ребенка, что в целом детерминирует его учебное поведение, придает ему личностный смысл и значимость. Активизация познавательной деятельности - это совершенствование методов, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность школьников во всех звеньях учебного процесса. В активизации познавательной деятельности скрыты резервы повышения "производительности" педагогического труда. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию. Активизация познавательной деятельности: предполагает тесную связь усвоения знаний с применением их к решению задач, требующих от учащихся поиска нового, отбора данных, действий инициативы, настойчивости. Особенно высокой активности требуют задачи с недостающими и мнимыми данными, а также практические задания, в которых учащиеся на основе реальных действий с предметами должны сами определить нужные данные и лишь затем - пути решения. Задачи не должны быть слишком легкими. На "легком", не требующем напряжения ума, нельзя воспитать активность. Полезны вопросы, вызывающие противоположные мнения, дискуссии, обсуждения составленных самостоятельных задач, решений. Решение задачи активизации познавательной деятельности неотделимо от повышения эффективности методов обучении. Эффективность того или иного метода определяется не только успешностью приобретения учащимися знаний и умений, но и развитием их познавательных способностей. Для этого я использую в своей работе разнообразные способы активизации процесса обучения, сформированные познавательными универсальными действиями: общеучебными, логическими, постанова и решение проблемы. Общеучебные универсальные действия: нестандартные формы организации урока. Формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, знаково-символические, моделирование. Урок был и остается основным звеном учебно-воспитательного процесса. Однако, ни для кого не секрет, что нередко ученик является лишь пассивным "созерцателем" урока, главное место, на котором отводится монологу учителя. Так называемый "устный опрос" отдельных учащихся также не вызывает особой активности отдельных учеников класса. Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному "творчеству", к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока. На таких уроках - праздниках воплощаются в общем деле, творчество учителя и творчество учащихся. Эти уроки не требуют изменения программы, а дают многое. Но положительный результат достигается только в том случае, если есть система в работе учителя, если побуждать ребят готовиться к этим урокам так, чтобы в финале они превзошли учителя. Такие уроки дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, нежели тот, что разбирается либо обобщается на нестандартных уроках. Кроме того, последние уроки воспитывают чувство коллективизма, сопереживание за товарища, ответственность, стремление не подвести, не отстать от одноклассников, учат работать с дополнительной литературой, развивают фантазию, воображение, помогают увидеть связь с другими учебными предметами и т.п. Целесообразно помнить, что нестандартные формы организации урока лучше удаются учителям с нестандартной фермой мышления. И, в связи с тем, что это уроки-праздники (в любой форме: деловой игре, эссе, сказки, предметного боя, отчета, исследования, заседания клуба, суда и т.д.), их имеет смысл проводить не чаще 1-2 раз в четверть. Постановка и решение проблемы или проблемные ситуации. Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. В настоящее время отмечается усиление внимания к проблеме совершенствования организации и содержания развивающего обучения. Основной путь развивающего обучения - включение учащихся в творческую деятельность, становление младшего школьника как субъекта учения. Возникает вопрос: можно ли усовершенствовать традиционные программы, усилив роль поискового метода обучения? Можно ли вспомнить идеи сторонников проблемного обучения. Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития служит движущей силой обучения. Следовательно, если учитель вводит в учебный процесс учебные проблемы, то управление процессом усвоения есть управление процессом выхода из проблемной ситуации, а точнее процессом самостоятельного решения проблемы учениками. Универсальные логические действия. Интеграция учебных занятий в начальной школе. Анализ с целью выделения признаков(существенных и несущественных), синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты, выбор оснований и критериев для сравнения, подведение под понятия, выведение следствий, установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Интеграция - процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет со6ой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Такой процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности. Интеграционные связи между предметами начальной школы мало разработаны, изложены противоречиво; много разногласий среди ученых в понимании сущности этих связей. Несмотря на это, учителя нашей школы, не имея четкой системы методических рекомендаций по этому вопросу, пытаются решать указанную проблему. Мы проверили степень эффективности практикуемых в школе приемов и вновь разработанных нами путей применения наиболее эффективных методов проведения интегрированных учебных занятий. Какие уроки более приемлемы для интеграции? В основе таких уроков - близость содержания ведущих тем разных предметов и их логической взаимосвязи: уроки обучения грамоте (обучение чтению и письму); математика - природоведение; математика - труд; чтение - русский язык; чтение - природоведение; чтение - ИЗО; чтение - ИЗО - музыка. Заслуживает внимание и то, что детям интегрированные уроки нравятся, вызывают у них интерес, дают много нового, полезного, дают большой эмоциональный заряд. Дифференцированное обучение. Дифференцированное обучение - играет большую роль в активизации познавательной деятельности учащихся, ибо только оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Это решение - не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди все-таки рождаются разными. Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Даже начинающий учитель знает, что при любом коллективном или фронтальном обучении усвоения знаний и умений происходит индивидуально, в соответствии с индивидуальными особенностями мыслительной деятельности, личностных качеств Учет индивидуальных особенностей детей - один из ведущих принципов дидактики. Разным ученикам требуется разное время, разный объём, разные формы и виды работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Дифференцированный подход состоит в том, чтобы учитывать тем или иным образом эту разницу. Дифференцированный подход необходимо применять при индивидуальной, групповой и фронтальной работе. Дифференцированный подход необходим на всех этапах обучения, на всех этапах усвоения знаний, умений. Дифференцированный подход создает такой механизм развития образования, который сможет превратить систему образования в реальный фактор развития общества, создает условия для всестороннего и неограниченного развития и самообразования каждого члена общества, поднимает престиж учительской профессии. Осуществлять дифференцированный подход необходимо комплексно: на основе учета психологической диагностики учащихся; введение новых предметов, новых форм обучения на разных ступенях обучения; правом на творческое самовыражение, вариативность определения содержания обучения, выборов форм и методов преподавания; дифференциация в соответствии со степенью готовности первоклассников к школьному старту. Использование занимательного материала на уроках. В.А. Сухомлинский ратовал за то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не закрыли перед ними дверью класса. Ребенок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Таким образом, занимательный материал не перестает влиять не развитие ребенка и в учебном процессе школы. Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимает утомление у детей. Форма занимательных упражнений может быть различной: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки. Большой интерес на уроках окружающего мира вызывает прослушивание и разбор "подслушанных в природе разговоров" между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их. Использовать такой материал можно на разных этапах урока: во время проверки домашнего задания, при изучении нового материала, при его закреплении. Учебная игра. Одни из эффективных средств развития интереса к учебному предмету наряду с другими методами и приемами, используемыми мною на уроках, является дидактическая игра. Еще К. Д.Ушинский советовал: включать элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля, характер. Включение в урок игровых моментов делают процесс обучения более интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к познанию ими окружающего мира. Приемы зрительной, слуховой, двигательной наглядности, занимательные и доступные детям вопросы, загадки, задачи - шутки, моменты неожиданности, соревнования способствуют активизации мыслительной деятельности. Игра формирует устойчивый интерес к учению и снимает напряжение, которое возникает в период адаптации ребенка к школьному режиму. Она отличается одним из средств формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса - мышления, внимания, памяти и т.д. Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: Кто вернее и быстрее?, Не зевать!, Отвечай сразу!, Получи сдачу! и т.д. Значительная часть игр позволяет сделать то или иное обобщение, осознать только что изученное правило, закрепить, повторить полученные знания в единстве, в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного. Многие игры и упражнения строятся с учётом различной степени трудности, что дает возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие в одной и той же игре учащихся с разным уровнем знаний, Например, дается самостоятельная работа в виде игры "Кто первый полетит в космос?" Поскольку эта игра, учащиеся чувствуют себя свободно, а поэтому уверенно и с интересом приступают к работе. Каждый получает карточку с задание - задачей. Задача у всех одна и та же, но степень помощи к её решению для каждого ученика оказывается разная. Так, хорошо подготовленным ученикам предлагается решить задачу по краткой записи, составив по ней выражение, слабо успевающим ученикам - составить задачу по краткой записи и закончить её решение. Объясняется цель игры: тот, кто решит задачу, может считаться космонавтом, т.к. для того чтобы полететь в космос, надо хорошо знать математику. На таких уроках ставится цель привития любви к предмету у учащихся с сильными и слабыми математическими способностями. Все стараются выполнить задание, все хотят быть космонавтами. Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету. Чтобы она выполняла эту цель, при её организации необходимо придерживаться следующих положений: 1. Правила игры должны быть простыми и точно сформированными. Материал игры посилен для всех детей. 2. Дидактический материал прост и по изготовлению и по использованию. 3. Игра интересна только в том случае, если в ней принимают активное участие все дети. Длительное ожидание своей очереди снижает интерес к игре. 4. Подведение результатов игры должно быть четкам и справедливым. "Хорошая игра похожа на хорошую» работу",- писал А.С. Макаренко. Вот почему игре уделяется должное внимание в учебно-воспитательном процессе детей. Доказано, что в процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся, так как в это время они познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. По наблюдениям педагогов даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Использование наглядного и дидактического материала. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка. В зависимости от дидактических функций различаются следующие виды наглядности: естественная (растения, животные, полезные ископаемые и т.п.); функция - знакомство учащихся с реальными объектами природы; экспериментальная (явления испарения, таяния льда и т.п.); функция - знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений; картинная (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция - познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отражение; объемная (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция - знакомство с теми предметами, где объемное изображение играет роль в восприятии; звуковая (грамзаписи, магнитофонные записи, радио); функция - воспроизведение звуковых образов; символическая и графическая (чертежи, схемы, карты, таблицы); функция - развитие абстрактного мышления, знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением реального мира; смешанная (учебный звуковой кинофильм); функция - воссоздание наиболее полного живого отображения действительности. Внеклассная работа. 1. Внеклассная работа в младших классах преследует несколько целей: повысить уровень развития и расширить кругозор детей, развить интерес к занятиям, углубить представления об использовании сведений на практике, привить некоторые навыки самостоятельной работы воспитать настойчивость, волю и упорство в достижении цели. Внеклассные мероприятия следует организовать так, чтобы в них были вовлечены все учащиеся класса или большинство из них и чтобы каждый ученик, исходя их своих индивидуальных особенностей и интереса, мог работать на этих занятиях с увлечением. Сочетание уроков с внеклассными занятиями позволяет, как правило, сделать это более полно и разносторонне. 2. При организации внеклассной работы для учащихся младших классов мы стремимся к тому, чтобы каждое внеклассное занятие содержало некоторые элементы игры или соревнования. Это оживляет учебную деятельность, повышает интерес детей к занятиям, способствует лучшему пониманию материала. При этом, чем меньше по возрасту дети, тем больше элементов игры я ввожу в занятия. Всякая игра, предложенная на занятиях, не может быть самоцелью. Она обязательно должна нести смысловую нагрузку, т.е. всякая игра должна развивать мышление ученика, развивать его кругозор.







Ресурсы.

В проекте использованы временные, информационные, интеллектуальные(экспертные), организационные, материально-технические ресурсы.

Для реализации педагогического проекта, были использованы учебное оборудование, имеющееся в кабинете: магнитофон, мультимедийные пособия, созданные учителем комплекты дидактических материалов, подборки познавательных заданий и задач, контрольно-измерительные материалы, обучающие компьютерные презентации и программы, дидактические материалы к «нетрадиционным» урокам; возможности социума (библиотека, музей, музыкальная школа, центр внешкольной работы, родители учеников, умение педагога задействовать их в образовательном процессе.

Целевая аудитория.

В проекте участвовали учащиеся 4 а класса МОУ «Уйская начальная общеобразовательная школа» в количестве 23 человек в возрасте 9-10 лет.

















План реализации проекта

Сроки

Содержание деятельности

2007-2008 уч.год

- Сбор литературы по внедрению стандартов второго поколения, по теме «Активизация познавательной деятельности».

- Изучение статей «Начальная школа» по данной проблеме;

- Посещение коллег школы;

- Определение сущности понятий познавательная деятельность.

2008-2009.

- Изучение собранной литературы;

- Составление банка данных;

- Консультации психолога;

- Разработка дидактического материала;

- Построение и проведение уроков с использованием дидактических игр.


2009-2010.

- Апробация технологии «Формирование познавательной деятельности младших школьников».

- Участие в семинарах по данной проблеме;

- Выступление на заседаниях методического объединения.


2010-2011

Открытые уроки.

Фестиваль методических идей.

«Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.»

2011-2012

Аттестация.

Внедрение стандартов второго поколения.

Обобщение и распространение опыта среди учителей школы и района



Ожидаемые результаты и социальный эффект.

В ходе реализации проекта проводились следующие критерии оценки эффективности формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Эксперимент проводился в три этапа. Первый этап - констатирующий. Цель: выявить уровень формирования познавательных универсальных учебных действий. С этой целью были проведены уроки, на которых применялись эффективные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся.

№ п/п

Фамилия, имя

учащихся

№ задания

Всего баллов

Уровень

активности

1

2

3

4

1 Алиева К.

4

8

2

2

16

высокий

2 Биткулов Д..

3

6

1

2

12

средний

3 Ботов В.

4

8

2

2

16

высокий

4 Васильев П.

3

6

1

2

12

средний

5 Глазунова К.

4

7

2

2

15

высокий

6 Евдокимов А.

4

8

2

1

15

высокий

7 Захаров В.

3

6

1

1

11

средний

8 Лахтачева Д.

2

3

1

0

6

низкий

9 Линникова Л.

3

5

1

1

10

средний

10 Леонович Е.

2

2

1

1

5

низкий

11 Мамедова П.

3

5

2

1

11

средний

12 Морозов Д.

4

8

2

2

16

высокий

13 Осинцева Е.

4

7

2

1

14

высокий

14 Плюхина Д.

3

6

2

1

12

средний

15 Приданников А.

4

6

1

1

12

средний

16 Русев Я.

3

4

1

1

9

средний

17 Скворцова Е.

3

5

1

1

10

средний

18 Соколова М.

2

2

1

0

5

низкий

19 Усцелемов П.

4

8

2

2

16

высокий

20 Усцелемов В.

3

6

1

1

11

средний

21 Фомин А.

3

5

1

1

10

средний

22 Швец Е.

2

3

0

0

5

низкий

23 Шулепов Д.

2

4

1

1

8

средний
Второй этап эксперимента - формирующий. Цель: включение в урок приёмов и заданий, способствующих заинтересованному отношению к изучению тем, введение в процесс урока игровых ситуаций и использование специальных заданий, учитывающих индивидуальные особенности учащихся для формирования универсальных учебных действий.

Одно из важнейших познавательных универсальных действий - умение решать проблемы или задачи и дидактическая игра - как средство развития познавательной активности.
Учебная деятельность, являясь сложной и по содержанию и по структуре, формируется у ребёнка не сразу. Требуется немало времени и усилий, чтобы в ходе систематической работы под руководством учителя маленький школьник приобрёл умение учиться. Для полноценного формирования учебной деятельности требуется овладение всеми её компонентами в равной мере.
Структурными элементами учебной деятельности являются:
- учебные мотивы
- учебные задачи
- учебные действия
- контроль
- оценка
Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней. Требования учебной деятельности в начальной школе неизбежно ведут учеников к формированию 1)произвольности
2) рефлексии
3) внутреннего плана действий
Развитие этих психологических новообразований младшего школьного возраста идёт в неразрывной связи учебной и игровой деятельности.
Игра является источником развития сознания ребёнка, произвольности его поведения, особой формой моделирования отношений между ребёнком и взрослым.
Игровая среда создаёт обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулом его активности в познании.
Выделяют четыре принципа игровой деятельности:
1) эмоциональной комфортности;
2) активности;
3) открытости;
4) индивидуализированности (дидактическая игра делает учебную деятельность субъективно - значимой, где каждый ребёнок находит свою "нишу", получает возможность максимально реализовать себя и продемонстрировать свой успех в деятельности)
Дидактические игры направлены на
- формирование познавательной активности и интереса учащихся;
- желание сформировать адекватные взаимоотношения в коллективе, помочь освоить социальные роли;
- развитие умений преодолевать трудности, анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности.
Игра проходит различные этапы. По Д. Б. Эльконину, сначала появляется предметная игра, когда ребёнок воспроизводит предметные действия взрослых. Затем на первый план выходит сюжетно - ролевая игра, направленная на воспроизведение отношений между взрослыми людьми. В конце дошкольного детства появляется игра с правилами - осуществляется переход от игры с открытой ролью и скрытым правилом к игре с открытым правилом и скрытой ролью. С началом обучения в школе роль игры уменьшается, но в этом возрасте значительное место начинают занимать игры с правилами: - интеллектуальные;
- подвижные.
К интеллектуальным играм относят:
- предметные;
- сюжетно - интеллектуальные;
- дидактические;
- трудовые;
- компьютерные.
Выделяют определённые этапы организации дидактической игры:
- формулировка цели игры;
- определение количества играющих;
- подбор дидактических материалов и пособий;
- учёт временного фактора.
Общая структура дидактической игры включает 4 компонента:
1. Мотивационный - потребности, мотивы, интересы, определяющие желание детей принимать участие в игре.
2. Ориентировочный - выбор средств игровой деятельности.
3. Исполнительный - действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель.
4. Контрольно - оценочный - коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.
При проведении дидактической игры необходимо сохранить все её структурные элементы:
- дидактическая задача: формулируется педагогом и отражает его обучающую деятельность:
- игровая задача: осуществляется детьми;
- игровые действия: чем они разнообразнее, тем интереснее игра для детей;
- правила игры: с их помощью педагог управляет игрой; процессами познавательной деятельности, поведением детей;
- подведение итогов игры.
Основными условиями проведения дидактической игры являются:
1) методическая подготовка учителя по использованию дидактической игры в учебном процессе;
2) выразительность проведения игры;
3) включенность педагога в дидактическую игру. Он является и участником, и руководителем игры.
4) оптимальное сочетание занимательности и обучения, при этом наглядность, используемая в дидактической игре должна быть простой, красочной, ёмкой;
5) между учителями и детьми должна быть атмосфера доверия, сопереживания и взаимопонимания.
Педагогам необходимо соблюдать ряд требований к
проведению дидактической игры.
- подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи;
- доступно изложить сюжет, распределить роли;
- поставить перед детьми познавательную задачу;
- участвовать должны все дети;
- характер дидактической игры зависит от этапа урока, на котором он проводится;
- итоги игры должны быть всегда положительные: отмечаются не только достижения учащихся, но и над чем следует ещё поработать.
По характеру познавательной деятельности выделяют:
а) игры, направленные на формирование исполнительской позиции в деятельности;
б) игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность;
в) игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся;
г) игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность;
д) игры, включающие элементы поисковой деятельности.
Важно продумать поэтапное распределение дидактической игры на уроке. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решать задачи усвоения, обобщения или повторении учебного материала. В конце урока игра должна носить поисковый и творческий характер.
Таким образом, дидактическая игра - это игра только для детей. Для учителя - это эффективный способ обучения, воспитания и развития.
Дидактическая игра помогает традиционное обучение приблизить к инновационному, развивающему.
Дидактическая игра создаёт "зону ближайшего развития" для каждого ученика, совершенствует познавательные процессы детей (внимание, память, мышление, воображение и т. д.), формирует произвольность в поведении, адаптирует интеллектуально- пассивных детей в учебной деятельности, даёт ощущение свободы и раскованности слабым и неуверенным в себе детям.
Не стоит забывать и релаксирующее значение игры. Она даёт возможность ученику передохнуть, снять чувство давящей напряжённости. (Приложение). Третий этап эксперимента - итоговый. Цель: выявить уровень формирования познавательных универсальных учебных действий на конец эксперимента. По полученным данным мы составили таблицу, в которой показано количество набранных баллов каждым учеником по итогам контрольного эксперимента и уровень их познавательной активности.

№ п/п

Фамилия, имя

учащихся

№ задания

Всего баллов

Уровень

активности

1

2

3

4

1 Алиева К.

4

8

2

12

26

высокий

2 Биткулов Д.

3

6

1

9

19

средний

3 Ботов В.

4

8

2

12

26

высокий

4 Васильев П.

3

6

1

9

19

средний

5 Глазунова К.

4

8

2

11

25

высокий

6 Евдокимов А.

4

8

2

11

25

высокий

7 Захаров В.

3

6

1

8

18

средний

8 Лахтачева Д.

2

3

1

5

11

низкий

9 Линникова Л.

4

6

1

7

18

средний

10 Леонович Е.

3

5

0

6

14

средний

11 Мамедова П.

4

5

2

8

19

средний

12 Морозов Д.

4

8

2

12

26

высокий

13 Осинцева Е.

4

8

2

10

24

высокий

14 Плюхина Д.

4

7

2

10

23

высокий

15 Приданников А.

3

6

1

9

19

средний

16 Русев Я.

2

7

1

6

16

средний

17 Скворцова Е.

3

6

2

6

17

средний

18 Соколова М.

2

3

1

4

10

низкий

19 Усцелемов П.

4

8

2

12

26

высокий

20 Усцелемов В.

3

6

1

7

17

средний

21 Фомин А.

3

6

1

6

16

средний

22 Швец Е.

2

4

0

4

10

низкий

23 Шулепов Д.

3

5

1

6

15

средний


Динамика уровней выявления формирования

познавательной активности учащихся

Уровни обученности

Констатирующий этап

Итоговый этап

Динамика

количество человек

%

количество человек

%

количество человек

%

высокий

14

61

19

65

+5

+30

средний

7

31

7

31

0

0

низкий

2

8

1

4

-1

-4













Активизация познавательной деятельности на уроках

«Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников»

Сравнение познавательной деятельности на уроках

«Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников»








Перспективы дальнейшего развития. Возможность дальнейшего рассмотрения продолжения проекта - формирование познавательных универсальных учебных действий, входящих в умение учиться, отметим, что это умение никогда не может быть сформировано полностью на все годы обучения. Введение новых предметов, новых тем может требовать и новых познавательных средств. И это касается всех трех видов рассмотренных нами действий: общеучебных, логических, постановки и решения проблем. Вместе с тем, есть система таких компонентов умения учиться, которые необходимы на протяжении всех лет обучения. Эти компоненты и должны быть сформированы в начальной школе прежде всего. Таким образом, все компоненты деятельности учения должны формироваться с учетом дальнейшего движения ученика. Только в этом случае начальная школа решит главную задачу, стоящую перед ней, - внедрение новых ФГОС второго поколения.


















Литература

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия начальной школе. М. Просвещение. 2011.

  2. Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования. М. Просвещение. 2011.

  3. Бань И. В. О формировании интереса к математике. Начальная школа. - 2009. - № 4. - С. 73.
  4. Демидова М.Ю. Оценка достижения планируемых результатов. М. Просвещение. 2011.
  5. Занков Л. В. Дидактика и жизнь .М. : Просвещение, 1988.
  6. Казанский Н. Г. Дидактика (начальные классы). М. : Просвещение, 2007.
  7. Коломенских Я. Л. Детская психология. Минск: Университет, 1988.
  8. Кудрявцева В. Т. Проблемное обучение .М 2010.
  9. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучение . М. : Просвещение, 2004.
  10. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучение .М. : Просвещение, 2002.
  11. Махмутов М. И. Современный урок. М. : Просвещение, 2005.
  12. Махмутов М. И. Теория и практика проблемного обучения .Казань, 1972.
  13. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М. : Просвещение, 2009.
  14. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М. : Просвещение, 2009.
  15. Шуба М. Ю. Занимательные задания в обучении математике. М. : Просвещение, 2005.


© 2010-2022