Конспект открытого урока по литературному чтению 2 класс УМК ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ Кукушка

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Кукушка» (ненецкая народная сказка).

Педагогические цели: создать условия для развития внимания к собственным переживаниям, вызванным конкретным произведением, и умений передавать их; способствовать формированию умений понимать внутреннее состояние персонажа, обосновывать сделанные выводы фрагментами текста, рассказывать сказку от лица определенного персонажа.

Планируемые результаты:

Предметные: соотносят иллюстрации с содержанием произведения; выявляют общность нравственной позиции в произведениях разных народов.

Личностные: проявляют положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания.

Метапредметные:

Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесенных корректив; выполняют учебные действия в устной и письменной форме; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать свое предположение на основе работы с текстом произведения.

Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым словам; ориентируются в учебнике, в словаре; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; получают нужную информацию, задавая вопросы старшим.

I. Организационный момент

Мотивация на настрой урока

- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Меня зовут Светлана Ивановна, я проведу урок литературного чтения. Согласитесь, обстановка сегодня не совсем обычная, много гостей, да и мы с вами едва знакомы. Волнуетесь вы, волнуюсь я. Для начала, давайте успокоимся и настроимся на работу. Для этого возьмите своего соседа по парте за руку, закройте глаза и мысленно пожелайте себе и друг другу удачи, а волнение… волнение мы отправим за дверь. - Давайте вспомним ПРАВИЛА УРОКА:

Мы на уроке не молчим,

Но не шумим и не кричим.

Учитель спросит, надо встать,
Когда он сесть позволит, сядь.
Ответить хочешь, не шуми,
А только руку подними.

На уроке не хихикай,
Стул туда - сюда не двигай,
Педагога уважай
И соседу не мешай.

II. Актуализация знаний. Речевая разминка (раздаточный материал):

На уроке нам придётся много говорить, поэтому я предлагаю сделать речевую разминку.

-Прочитайте медленно, потом ускоряя темп.

-Прочитайте скороговоркой.

-Прочитайте выразительно.

Она всегда тебя поддержит.
Повеселит или утешит.
Тебя заботой окружит.
На помощь быстро поспешит.
Подарит светлый луч надежды,
И будет милой, доброй, нежной.
Красивой будет самой-самой…
Её зовут все дети мамой.

- Да, ребята, мама для каждого из нас самый родной и близкий человек, который всегда нас поймёт и поддержит. Но о мамах мы поговорим позже.

II. Проверка д/з. Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности.

- А пока я предлагаю вам поиграть в игру, а заодно и проверим, насколько хорошо вы знаете сказки. Я буду зачитывать по одному предложению из произведения, а вы угадываете название сказки.

а) "- Сестрица Алёнушка, я пить хочу!" ("Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" - русская народная сказка.)
б) "- Коровушка-матушка! Меня бьют - журят, хлеба не дают, плакать не велят"
("Хаврошечка" - русская народная сказка.)
в) "Вот едет мимо барин, смотрит и дивуется : конь идет, соха орет, а человека нет!"
("Мальчик с пальчик" - русская народная сказка.)
г) "- Ох добрый человек и сама сегодня ничего не ела: нечего." ("Каша из топора" - русская народная сказка.)

- Что объединяет все эти произведения?

- Кто написал эти сказки?

- Только ли русский народ сочинял сказки?

IV. Открытие нового знания.

Да, вы правы, ребята. Народы всех стран сочиняли свои сказки.

Наша страна большая, огромная, но у каждого человека есть свой родной уголок- это место, где он родился и вырос.

- Одни народы живут на юге, где всегда тепло, а другие на севере, где очень холодно. Вот сейчас мы с вами отправимся на север нашей страны в заснеженную тундру в оленьей упряжке.

А что такое тундра?

1-й ученик. Тундра - это холодные северные безлесные пространства. Безлесные, потому что там постоянно холодно, дуют сильные ветры и вечная мерзлота.

Коренные жители Севера - это ханты, манси, ненцы, чукчи, якуты.

2-й ученик. Ненцы - народ, составляющий основное население северных районов России. Их основное занятие оленеводство, рыболовство. Ведут они кочевой образ жизни в поисках корма для своих оленей. Олень - это животное, которое кормит и одевает коренное население Тундры. Необходимость выживать в суровых условиях Крайнего Севера приучила ненцев питаться сырым мясом. Это не только лакомство, но и потребность организма в витаминах С, В2, а их особенно много в ОЛЕНИНЕ.

- Сегодня на уроке мы и познакомимся с произведением, которое сочинили ненцы, народ Крайнего Севера. Название сказки вы узнаете, если отгадаете загадку.

Что за птица?
На яйца не садится,
По чужим гнездам шныряет,
Своих детей не знает? (Кукушка.)

Да, ребята, произведение с которым мы сегодня познакомимся, так и называется «Кукушка».

Прослушивание записи «Голоса птиц. Кукушка»

- Кто из вас видел кукушку? Слышал?

-Расскажите, что вы знаете об этой птице.

-Почему птицу так назвали?

Рассказ о кукушке.

1-й ученик. Кукушка получила своё название за то, что она кукует, кричит: "Ку-ку! Ку-ку!". Во многих странах название этой птицы звучит очень похоже на наше кукушка. У чехов она - кукачка, у болгар - кукувица, у немцев - кукук, у французов - куку, у итальянцев - куконо.

2-й ученик (слайд 14) Но есть у неё и другая особенность: кукушка не высиживает и не выкармливает птенцов, а, снеся яичко на землю, подхватывает его клювом и летит по всему лесу в поисках какого-нибудь гнезда мелкой птицы, в котором уже лежат яйца. Найдя такое, кукушка вынимает из него одно яйцо, съедает и подбрасывает в него своё яйцо.

3-й ученик (слайд 15) За лето каждая кукушка до 25 раз прибегает к такому приёму. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша - кукушонка. Обычно бывает так, что быстро подрастая, кукушонок выталкивает из тесного гнезда маленьких птенцов и остаётся в гнезде один, а взрослые птицы продолжают его усердно кормить, пока он не вырастет и не улетит.

4-й ученик (слайд 16) Но всё-таки кукушки - одни из самых полезных птиц. Кукушка - птица насекомоядная и очень прожорливая. И главное - она поедает таких гусениц, которых кроме неё и иволги не едят другие птицы. Когда в лесу появляется много каких-нибудь гусениц, которых не едят птицы, кукушки становятся незаменимыми: они уничтожают этих гусениц. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.

Самоопределение к деятельности.

Беседа:

-Сегодня на уроке мы познакомимся с ненецкой народной сказкой «Кукушка».

Попробуйте определить цели урока.

Определяют тему и цели урока: познакомиться со сказкой «Кукушка». Цели: проанализировать сказку, определить - чему учит эта сказка.

Откройте учебник, прочитайте название сказки, рассмотрите иллюстрацию.

- Сделайте предположение по названию и иллюстрации, о чём сказка?

V. Первичное знакомство в произведение.

Сейчас мы познакомимся с содержанием сказки. Приготовьте карандашики. Будем читать сказку и по ходу отметьте, пожалуйста, слова, значение которых вам непонятно.

(Чтение текста хорошо читающими учениками)

-Какие чувства вы испытали во время чтения?

-Что вас особенно тронуло в сказке?

-Все ли слова вам понятны?

VI. Словарная работа: малица, чум. (Работа со словарём с опорой на фото презентации)

VII. Анализ содержания сказки.

- Определите тему сказки (о чём говорится в тексте).

- Определите вид сказки (о животных, бытовая или волшебная).

- Назовите персонажей сказки.

- Почему мать превратилась в кукушку? (для детей оказалось важнее: свои дела, а не просьбы матери)

- Какие повадки кукушки объясняет эта сказка?

-Охарактеризуйте детей.

-Почему сказка так называется?

- Какие чувства испытала больная мать?

- Какова главная мысль этой сказки?

- Чему учит сказка?

VIII. Вторичное закрепление. Обобщение и систематизация знаний.

- У каждого из вас на парте лежат тесты. Прочитайте вопрос, обсудите его со своим товарищем и выберите один из предложенных вариантов ответа. Свой выбор постарайтесь подтвердить отрывком из текста.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1. Как вы думаете, почему мать превратилась в птицу, улетела от своих детей - мать хотела птицею долететь до воды; - матери было тяжело видеть, что ее дети растут черствыми и равнодушными;

- мать не любила своих детей

2. Как вы думаете, отчего заболела мама?

- от тяжелой работы;

- от старости;

- простудилась.

3. Что сделали дети, когда увидели, что мама стала кукушкой?

- удивились;

- испугались;

- обрадовались.

4. Какими были дети?

-беззаботными, безжалостными, бесчувственными, ленивыми, неблагодарными;

- добрыми, заботливыми;

- злыми, глупыми.

5. Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?

- Радость, счастье;

- Сожаление, страх;

- Им было весело бежать за птицей. 6. Что поняли дети? - ничего не поняли; - маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать, не обижать маму, а если обидели - извиниться; - мама неизвестно почему превратилась в кукушку и улетела.

Проверка.

Работа в группах.

- Сейчас мы с вами поиграем. Для этого необходимо разбиться на группы. В конвертах слова, из которых надо составить пословицы. ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Нет на свете лучше дружка, чем родная матушка.

При солнышке светло, при матери добро.

Ближе матери друга нет.

- Прочитайте пословицу, как вы понимаете смысл?

IX. Итог урока. Рефлексия. Закончи предложения: Мы познакомились со сказкой.... Она заставила нас задуматься о (об)....

В народе говорят «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

- Чему научила вас эта сказка?

-В начале урока мы поставили цели

  • познакомиться со сказкой «Кукушка»;

  • проанализировать сказку;

  • определить - чему учит эта сказка.

Я считаю, что цели урока достигнуты.

Оцените работу класса.

Вспомните пословицу, значение которой мы объясняли «Ближе матери друга нет». Согласны ли вы, что мама для каждого человека самый близкий и важный человек? Давайте представим, что мы составляем букет для мамы. Пусть оранжевые цветы будут сигналом того, что вы свою работу на уроке оцениваете на «отлично», жёлтые цветы- на «хорошо», красные- если работать сегодня было не интересно или тяжело.


© 2010-2022